Русская линия
Русская линия Марина Васина08.03.2007 

Живопись светом из вечности
Рассказ об иконописной студии «Святогорье» под руководством Р.М.Гирвеля. Часть I

Часть II

Часть III


Часть IV

О детской православной школе иконописи «Святогорье» в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга знают многие. Руководитель школы — иконописец и педагог Ростислав Мартинович Гирвель, член Санкт-Петербургского отделения Всероссийского Союза художников, автор многочисленных икон и росписей храмов Петербурга, Ленинградской области, Минска, Вильнюса, Нью-Йорка, Берлина, Иерусалима.

Р.М.Гирвель В ноябре прошлого года Ростислав Мартинович отметил юбилей — 70 лет со дня рождения. Этому событию и посвящена была прошедшая в рамках конференции Института православной иконологии выставка детских работ школы иконописи «Святогорье».

Р.М.Гирвель, занимаясь педагогической практикой многие годы, разработал собственную методику, обучая детей, именно детей, иконописному мастерству. Хотя, может быть мастерство это не совсем точное слово для объяснения того, что можно ожидать и ради чего нужно работать с детьми в этом возрасте — возраст же «нешуточный»: 4−5 лет. Но именно этот возраст Гирвель считает самым подходящим для того, чтобы начать процесс обучения. Дальше уже поздно, как говорит мастер, что-то уходит, если вовремя не поймать и не задействовать.

Наверное, у детей есть своя особая, свойственная только им, пластичность души, какая-то остающаяся еще прозрачной и наиболее точно отражающей лучи истины невидимая «линза» внутреннего глаза, который еще и не успел стать внутренним (в его отличии от внешнего), но действует как неделимая цельность восприятия. В этой его почти онтологической цельности зарождается творческая «материя», восприемница Духа, без которой искусство как таковое, живопись как таковая, и, главное, ОБРАЗ, не могут жить. Эту плодоносную «материю» Ростислав Мартинович считает самым ценным для осуществления задач своей педагогики, своеобразие метода которой заключается еще в том, что, наверное, впервые так смело был соединен на практике детский творческий опыт и духовный опыт православной иконы. Подобное сочетание, входящее в круг уже религиозного образования, можно понять как своего рода катехизацию образом, но катехизацию, использующую ценнейший дар в детском восприятии — его естественное образное мышление, свободу и желание творить. Природную свободу детского воображения Р. Гирвель очень бережно направляет к пространству иконы, вводит в мир древней иконы, попутно осмысляя ее богословский язык — канон. Ученики Гирвеля взрослеют и учатся творить иконы, создавать новый образ на основе древнего, не нарушая канон, но творчески воплощая его, ориентируясь по преимуществу на древние образцы православной иконописи.

В этой школе дети целый год увлеченно работают над одной иконой, обычно это образ святого. Они уже знают, икона — живопись, но это живопись — светом и свет этот родом с небес, родом из вечности. Этот еще маленький, но опыт вечности, как ни странно, легче всего обретается ребенком. Прот. Александр Шмеман в своих «Дневниках» написал удивительные слова, которые как нельзя лучше иллюстрируют процесс обучения и взрослых и детей в школе Гирвеля:

«Будьте, как дети,» — это и означает «будьте открыты вечности». Вся трагедия, вся скука, все уродство жизни в том, что нужно быть «взрослым», от необходимости попирать «детство» в себе. «Вы уже не дети, будьте серьезны!». Но только детство — серьезно". (Шмеман А. прот. Дневники 1973−1983. Русский путь. 2005).

Этот урок «серьезного детства» прививается в школе иконописи Гирвеля и приносит первые плоды — «детскую икону», а впоследствии, если на то будет воля Божья, и жизненные обстоятельства сложатся согласно ей, может быть, и настоящих иконописцев. Ибо любой серьезный иконописец, занимаясь при этом еще и педагогической практикой, мечтает о создании школы единомышленников, с которыми возможно будет послужить Церкви в общем деле создания православного образа. Реальным примером осуществления первых шагов в этом деле явился иконостас церкви св. Пантелеймона в деревне Ганино Выборгского района Ленобласти, писанный Гирвелем вместе со своими подросшими учениками.
Марина Вадимовна ВАСИНА, магистр богословия

О ВЫСТАВКЕ ДЕТСКОЙ ИКОНЫ

Это вспоминается как чудесный, ласковый сон…

Серую дымку повседневности развеяли всполохи откровенных прозрений в красоту духовного мира. Все живо, ненадуманно, непосредственно…

Выставка детских икон в крипте Казанского собора поражает не столько внешним мастерством, которое само по себе неоспоримо, сколько глубинной теплотой и свободой выразительности. Нечто подобное порой переживается при сравнении византийских икон с древнерусскими. Только здесь контраст с охладевшими формами, принятыми в ремесленный канон, еще ярче и очевиднее…

Если бы в каждом храме была своя иконописная школа Р.М.Гирвеля!
Николай Константинович ГАВРЮШИН, профессор Московской Духовной Академии
(Продолжение следует)

Богоматерь (деисус). Василиса Клылова, 13 лет. Студия "Святогорье" Пророк Исайя. Григорьева Настя, 14 лет. Студия "Святогорье" Св.Иоанн Предтеча. Бодунова Ирина, 15 лет. Студия "Святогорье"
Св.кн.Димитрий Донской. Разумихин Даниил, 16 лет. Студия "Святогорье" Св.Димитрий Солунский. Петрицкий Дима, 12 лет. Студия "Святогорье" Св.Стефан Пермский. Разумихин Александр, 16 лет. Студия "Святогорье"
Вмч.Георгий Победоносец. Дронов Антон, 8 лет. Студия "Святогорье" Свт.Григорий Нисский. Иванова Антонина, 17 лет. Студия "Святогорье" Св.Варвара. Дьяконов Дима, 8 лет. Студия "Святогорье"


http://rusk.ru/st.php?idar=111327

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ленок    02.01.2012 22:21
Братья и сестры!
Если у вас есть знакомые иконописцы, помогите с советом. В храме Марии Магдалины в Удержание несколько лет назад произошел пожар. Новый храм уже построен, но нет иконы в алтаре. Вначале хотели поместить туда икону, отпечатанную типографским способом, на плоттере. Это должна была быть икона "Господь с предстоящими". Уже договорились, но пока корректировали все размеры и т. д., плоттер вышел из строя и его не будут восстанавливать. Т.е. теперь невозможно напечатать эту икону и все очень огорчились. А я должна была привезти эту икону в аэропорт, чтобы ее переправили в Худжанд. И тоже виновата в том, что слишком медленно все делали и плоттер успел засохнуть.
Вот я и хочу задать вопрос здесь (здесь, наверное, много иконописцев): а возможно ли вручную написать такую икону? Рамер ее 1,2мх2,1м. И кто из иконописцев живет недалеко от Худжанда (это Таджикистан) или хотел бы туда поехать? Может быть, кто-то из "Святогорья"? Или другие иконописцы? Можно ли как-то связаться с ними и обсудить возможность написания иконы прямо в храме, на стене?
Ответ можно здесь написать или на е-мейл lena-hudjand@mail.ru
  Елена Кузнецова    25.12.2011 14:19
Здравствуйте! Я иконописец уже с десяток лет. Часто вижу иконы, писанные взрослыми, и в иконе нет доброты, есть только попытка сложить правильно форму, не всегда удачная. Причем лики у таких образов часто в лучшем случае похожи на художника, а бывает – озлобленные, как и часто наше внутреннее состояние.
В этих же работах я вижу духовную доброту, хотя икону такую нельзя назвать мастерски исполненной, но функцию молельного образа она вполне может нести из-за своей доброй простоты. Бог Вам на помощь!
  Дубс    16.03.2007 11:41
Просто нет слов!!!

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru