Русская линия
Русская линия06.03.2007 

Против навязчивой демонстрации греха
Протест жителей Барнаула

28 февраля в Управлении антимонопольной службы Алтайского края состоялось рассмотрение очередного дела о рекламе, навязываемой нам на улицах и использующей похотливые полуобнаженные образы, — рекламе нижнего белья на фасаде кинотеатра «Россия». Почти два года, начиная с открытого обращения 1450 жителей края и его столицы, родительская и православная общественность неустанно протестуют против такой неприличной (по крайнем мере, для многолюдных общественных мест) наружной рекламы и подобных же изданий, обложки которых демонстрируются в каждом киоске печати. Это — третий случай рассмотрения дела в ФАС, в двух предыдущих реклама была признана незаконной и демонтирована.

В заседании участвовало более двадцати человек различного возраста и положения, часть не вошла в помещение и осталась в коридоре.

Руководитель организации «Общественный родительский комитет» О.А. Синявина привела развернутые доводы о непристойности и оскорбительности всей подобной рекламы. Так, негативное отношение к появлению на улицах людей в нижнем белье, купальниках и пр. до сих пор является общепринятым (хотя и подвергающимся интенсивному воздействию меньшинства) правилом морали и приличий. Такие изображения практически всегда в той или иной мере эксплуатируют и возбуждают в коммерческих целях интерес к интимной жизни. Оказание такого непрошенного воздействия на человека в посторонних целях является манипуляцией его сознанием, соблазном, видом обмана. Эксплуатация сексуальной привлекательности женского тела обесценивает саму женскую сущность, представляет женщину не как личность, а как объект сексуальных притязаний и вожделений.

Профессор кафедры физиологии человека и животных АГУ, доктор биологических наук О.В.Филатова говорила о том, что ребенок воспринимает информацию в виде образов. Из этих образов он строит свою модель мира. И самым главным из этих образов является образ женщины. У девочек под влиянием этих образов формируется будущее сексуальное поведение. У мальчиков формируется матрица, к которой он будет бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. Систематическое воздействие эротическими образами ведет к угасанию функции продолжения рода. Это происходит за счет того, что образ женщины лишается романтики и тайны, наделяется физиологичностью. Таким образом происходит интеллектуальное растление детей. Образ женщины — это должен быть образ жены и матери. Так он должен запечатлеваться в сознании ребенка. Ученые-психологи говорят о феномене информационной стерилизации целого поколения. «Откровенная» реклама — это один из механизмов демографической войны против нашего народа.

Интересы верующих защищал секретарь епархиального совета Барнаульской и Алтайской епархии Русской Православной Церкви о. Алексий Корчагин. С точки зрения христианства, человек создан по образу Божию и призван к святости, поэтому подобные формы изображения женщины считаются проявлением греха, их навязчивая демонстрация является провозглашением греховности в качестве нормы, а потребление может принести серьезный ущерб спасению души. По словам священника, ему на исповеди часто каются в невольном рассматривании таких повсеместно навязываемых образов.

После основных выступлений народ не успокаивался. Воспитательница детского сада Марина Леопольдовна рассказала, что дошколята подражают взрослым и играют во все, что видят во взрослой жизни. В своих играх они распивают водку, курят. Такая реклама сказывается на их раннем сексуальном развитии. Отец 9-летнего мальчика Сергей сказал, что ему стыдно проходить мимо такой рекламы. Когда они идут с сыном, он старается прикрыть ему глаза. Жалко, что никто не записывал многочисленные реплики присутствующих.

В результате более чем часового интенсивного обсуждения антимонопольная служба удовлетворила требования людей, признала рекламу на кинотеатре «Россия» непристойной и оскорбительной и обязала убрать ее. Доказательствами послужили многократные коллективные обращения граждан против этой и подобной рекламы. А также то, что большинство экспертных заключений, выполненных по заказу антимонопольной службы, и подавляющее большинство специалистов, подписавших эти заключения, заявили о неправомерности этой и другой рассмотренной ими рекламы.

«Общественный родительский комитет» от имени 1450 жителей Барнаула и Алтайского края обратился ко всем руководителям коммерческих организаций (см. Приложение) с призывом не загрязнять улицы наших городов неприличными в общественных местах и оскорбительными для человеческого достоинства изображениями полуобнаженных девушек и женщин, в той или иной степени эксплуатирующими интерес к интимной жизни. Выставляя на всеобщее обозрение наружную рекламу и обложки журналов, содержащие такие изображение, говорится в обращении, вы наносите вред нравственному и психическому здоровью вынужденных зрителей, особенно детей, нарушаете законы нашего общества и государства, не говоря уже о Божиих заповедях.

Ну, а всех неравнодушных людей призываем не опускать руки и присоединиться к уборке наших улиц. Ведь демонтированные щиты ничем не отличаются от своих собратьев. И тогда кавычки в названии статьи можно будет убрать.
АКОО «Общественный родительский комитет»
rodkom2005@narod.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Руководителям коммерческих организаций
Алтайского края и его столицы

Алтайская краевая общественная организация «Общественный родительский комитет» от имени 1450 жителей г. Барнаула и Алтайского края, подписавших открытое обращение от 03.06.2005 г., обращается к Вам с призывом не загрязнять улицы нашего города неприличными в общественных местах и оскорбительными для человеческого достоинства изображениями полуобнаженных девушек и женщин, в той или иной степени эксплуатирующие интерес к интимной жизни. Выставляя на всеобщее обозрение наружную рекламу и обложки журналов, содержащие такие изображение, вы наносите вред нравственному и психическому здоровью вынужденных зрителей, особенно детей, нарушаете законы нашего общества и государства, не говоря уже о Божиих заповедях.

По нашему общему мнению, негативное отношение к появлению на улицах людей в нижнем белье, купальниках и пр. до сих пор является общепринятым (хотя и подвергающимся интенсивному воздействию морального меньшинства) правилом морали и приличий. Длительная публичная демонстрация больших размеров изображений образов и образцов несоответствующего общепринятым нормам морали поведения еще более не допустима.

Такие изображения практически всегда направлены на вызывание у людей эротических переживаний, способны вызывать их, содержат эротические позы, взгляды, то есть в той или иной мере эксплуатируют и возбуждают в коммерческих целях интерес к интимной жизни.

Эффективность попыток вызова у человека сексуального инстинкта этим путем весьма высока. Оказание такого непрошенного воздействия на сознание человека в посторонних целях является манипуляцией его сознанием, соблазном, обманом (мошенничеством), разрушает интимную сферу сознания человека и сложившиеся в России этические и эстетические нормы, навязывает упрощенные схемы восприятия, т.к. на публичное обозрение выносятся объекты, которые связываются обычно (так исторически сложилось) с понятием красоты, тайны, загадки, возвышенных чувств человека. Здесь же они опошляются, сводятся до уровня ширпотреба, выставляются напоказ.

Эксплуатация сексуальной привлекательности женского тела обесценивает саму женскую сущность, из которой изымается интимность и красота, достоинство и честь, представляет женщину не как личность, а как объект манипуляций, сексуальных притязаний и вожделений, сексуальную игрушку в руках мужчины, противоречит российскому менталитету, в котором уважительное, трепетное, почтительное отношение к женщине является неотъемлемым атрибутом, а лучшими чертами российской женщины, девушки считались стыдливость, добродетельность, целомудрие. В силу психологического механизма идентификации себя с изображенными моделями ущерб наносится значительному числу девушек и женщин.

Пассивность многих людей, негативно воспринимающих такую ситуацию, объясняется неверием людей в возможность изменить ее, и в целом характерна для современного российского общества. Вынужденное терпение людей того, что им претит, подрывает психическое, нравственное и социальное здоровье общества.

Все это оскорбляет человека, на которого направлено вредоносное воздействие, хотя бы тем, что его согласия демонстративно никто не спрашивает, его считают терпеливым скотом или похотливым самцом (или самкой), способным отреагировать на сексуальный призыв должным образом.

Это оскорбляет также верующих и их убеждения, так как с точки зрения, например, православных христиан и православия, человек создан по образу Божию и призван к святости, поэтому подобные формы изображения женщины считаются проявлением греха, их навязчивая демонстрация является провозглашением греховности в качестве нормы, а потребление может принести серьезный ущерб спасению души.

Такая информация способна нанести вред здоровью и нормальному развитию детей, является психологическим насилием, сексуальным совращением, препятствует реализации личности ребенка в интересах общества, в соответствии с убеждениями их родителей и традициями народов. Ведь ребенок воспринимает информацию в виде образов. Из этих образов он строит свою модель мира. И самым главным из этих образов является образ женщины. У девочек под влиянием этих образов формируется будущее сексуальное поведение. У мальчиков формируется матрица, к которой он будет бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. Систематическое воздействие эротическими образами ведет к угасанию функции продолжения рода. Это происходит за счет того, что образ женщины лишается романтики и тайны, наделяется физиологичностью. Таким образом происходит интеллектуальное растление детей. Образ женщины — это должен быть образ жены и матери. Так он должен запечатлеваться в сознании ребенка. Ученые-психологи говорят о феномене информационной стерилизации целого поколения. «Откровенная» реклама — это один из механизмов демографической войны против нашего народа. Кроме того, у мальчиков формируется неуважительное, животное, потребительское отношение к женщине. Провоцируются проблемы внутри — и межличностного характера, формируется дезориентация будущего молодого мужчины относительно мотивов поведения женщины, преставление, что легкодоступность женщины — норма, и если встреченная им женщина норме не соответствует — к ней можно применить насилие. У девочек провоцируется эксгибиционизм и представление о женской легкодоступности как норме. Мнимая доступность плотских утех, их привлекательность — верный путь к торговле телом и проституции.

Во многих случаях такие изображения воспринимаются как агрессивные, непривлекательные, отталкивающие, создают образ «женщины-стервы», опасной, провоцирующей, с садомазохистскими, эксгибиционистскими наклонностями. Насилие по отношению к такой вполне оправданно — такой вывод может быть сделан на подсознательном уровне.

Человеку свойственно ощущать себя как частичку близкого ему коллектива, семьи, нации, пола, человеческого рода, проявлять к людям добрые чувства (любовь), чувствовать свою ответственность за их благополучие и чужую боль в случае беды. Вредоносное воздействие (оскорбление), направленное на этих людей, свидетелем чего стал человек (тем более не случайно, а путем направленного навязывания), переживается им как личный вызов, личное оскорбление.

Все вышеуказанное характерно для достаточно больших групп людей, и игнорирование их прав, безусловно, нарушает общепринятые нормы морали и гуманности, в том числе нормы тех людей, которые положительно относятся к собственно рассматриваемым изображениям. Согласовать права и свободы тех и других достаточно легко — надо сменить канал рекламирования, убрать такую рекламу с улиц города в специализированные места.

Мнение о непристойности и оскорбительности такой рекламы разделяется не только значительной частью ее вынужденных потребителей, родителей, верующих, наших сограждан различных убеждений, но и подавляющим большинством специалистов в области рекламы, авторов выполненных по заказу краевого Управления Федеральной Антимонопольной службы экспертных заключений.

Так, заключение кафедры рекламы и культурологии АлтГТУ им. И.И.Ползунова выполнено силами девяти кандидатов культурологии, искусствоведения, исторических, философских, психологических, филологических наук, доктора архитектуры во главе с деканом гуманитарного факультета. Данный состав экспертной комиссии позволяет сделать вывод о репрезентативности полученных результатов экспертизы. Экспертам были представлены 25 рекламных образцов и анкеты с пятью вопросами, отражающими сущность проблемы. О необоснованности распространения представленной рекламы на улицах и о рекомендации убрать ее с улиц города заявили все эксперты. На вопросы «Присутствуют ли в данных рекламных образцах признаки нарушения общепринятых норм гуманности и морали?» и «Считаете ли Вы, что созерцание данной рекламы способно негативно повлиять на развитие детей?» ответили утвердительно все эксперты. Шестеро заявили, что содержание данной рекламы оскорбляет их религиозные, философские, политические и иные убеждения. Семеро, что данные изображения являются дискриминацией женщины. В целом исследование показало, что большая часть такой рекламы нарушает общепринятые нормы морали; оскорбляет философские, религиозные эстетические, этические убеждения физических лиц; разрушающе воздействует на нравственность подрастающего поколения; является враждебными по отношению к традиционной российской ментальности и культуре; не имеет эстетической, информационной, нравственной, культурной ценности; данная реклама агрессивна, безвкусна, низкопробна, ориентирована на низменные инстинкты и будит их; необоснован канал рекламирования — наружная реклама.

В соответствии с заключением группы экспертов факультета социологии АГУ, в представленных рекламных макетах в целом отмечается неправомерность использования женских образов в нижнем белье для наружной рекламы. В данном случае воздействию подвергается не только целевая аудитория, но и другие социально-демографические группы. По мнению специалистов, подобную рекламу необходимо размещать внутри торговых точек, где она не будет оказывать воздействия на широкие слои населения.

Рассмотрение краевой экспертной комиссией в сфере норм общественной нравственности состоялось на заседании с участием различных должностных лиц, включая Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае. Комиссия одобрила текст коллективного заявления жителей и отметила, что центральные улицы и площади города насыщены рекламой в виде плакатов, стендов, световых табло, имеющей эротический характер. Позиция уполномоченного изложена в газете «Алтайская правда» от 22.06.2006 г. Говоря о том, что «на каждом углу в рекламе используется полуобнаженное женское тело», он призвал выполнять «элементарные правила человеческого общества, законы, в конце концов, элементарные нормы морали».

С надеждой на понимание,

Председатель АКОО
«Общественный родительский комитет» Синявина О. А.

http://rusk.ru/st.php?idar=111320

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  C. Прокофьев    07.03.2007 01:32
На мой взгляд борьба с развратной и агрессивной рекламой не имеет больших перспектив в наших судах по нескольким причинам.
Одна из них – общественные организации и советы создаются не из юристов (на 99%) и поэтому должны действовать не через суды, а через общественной мнение.
По закону в суды должны (или могут) обращаться антимонопольные комитеты, которым государство по закону о рекламе и поручило следить о законности рекламы. А общественные органы, в первую очередь, могут передавать свои обращения и заключения в эти комитеты. Если они не будут их рассматривать тогда есть вышестоящие органы и СМИ.
Но самое главное, что по закону о рекламе незаконной (не этичной, как она там скромно называется) является реклама нарушающая ОБЩЕПРИНЯТЫЕ нормы, т.е. нормы принятые не в суде, не чиновниками, а принятые обществом, причем любой его частью, т.к. разные общины и национальности могут границу общепринятого воспринимать по разному. Поэтому любой домовой совет может принимать решение, что реклама рядом с его домом неэтична и нарушает то-то и то-то и его решение должно быть высшим для чиновников и для суда. Городских советов, в этом смысле может быть сколь угодно много и в этом случае своего надо добивать через общественно мнение, т.е. через СМИ, пикеты и митинги.
Именно такие формы наиболее общественны и будут приносить максимальную пользу. А решение суда всегда можно опротестовать, наняв хороших юристов или дав на лапу и тогда
реклама опять займет свое место и у людей будет впечатление ее законности. Хотя, как я уже говорил, любая реклама незаконна, если она нарушает общепринятые нормы, т.е. наши с вами, но эти нормы мы должны сформулировать и донести до всех!
Мне кажется очень правильная формулировка, она нас рано или поздно заставит формулировать свои права и защищать их самим, а не ждать этого от президента или губернатора. Они нам еще спасибо скажут, если мы очистим место хотя бы рядом со своим домом.
  Р.Н. Юрьев    06.03.2007 19:03
Хотелось бы обратить внимание на то, что существующий механизм контроля за рекламой абсолютно ущербен. Его можно уподобить ранее действовавшему механизму штрафов за вредные выбросы, которые превратились в ежемесячный налог для многих предприятий.
Схема работы ТУ ФАС (Территориальное управление федеральной антимонопольной службы, на которое возложена обязанность по контролю рекламы) такова: вывешивается нецензурная реклама рекламодателем – в течение недели ФАС "увидит" эту рекламу, ещё неделю будет писать предписание, ещё через неделю это предписание будет получено рекламодателем. В предписании обычно даётся срок – скажем, неделя с момента получения. Вот уже и прошёл месяц, как висит реклама. Если реклама "интересна" рекламодателю, он может не исполнять предписание, а дождаться обращения в суд и уплатить штраф – 50000 рублей. Зато не менее 2-3 месяцев его пошлятина будет мозолить глаза людям.
Надо ли говорить, что схема уже отработана, и в ТУ ФАС за отдельную плату устанавливают сроки исполнения предписания?
Выходом из этой ситуации мне представляется многократное увеличение штрафов и не за одно правонарушение, а за каждый рекламоноситель. Тогда экономически будет невыгодно распространять ненадлежащую рекламу, т.к. это будет выходить за рамки "рекламного бюджета" организации.

Следующая проблема – состав общественных советов по рекламе. Кто в них сидит – непонятно, как и непонятно, кто сидит в отделе по нравственности ГУВД, который разрешает/запрещает разного рода порнографические издания, проводя тонкое различение между какой-то эротикой и недопустимой порнографией. Пишут "экспертные заключения", выдают на основании них разрешения. Нечего и говорить, что работа либо сводится к исключительно субъективной оценке, либо к пустому формализму (до пупка/после пупка). А результат – все газетные ларьки завалены "обнажёнкой".
В то же время есть механизм, который используется в Законе о защите прав потребителей – ст. 45 которого позволяет общественным объединениям потребителей в определённых случаях предъявлять иски в защиту неопределённого круга потребителей. Этот механизм действует не первый год, неплохо он работал и в Древнем Риме (пупиллярные иски и иски об оскорблении величества). Полагаю, что вполне возможно было бы реализовать эту же схему и в сфере рекламы и СМИ. Предоставить право любому лицу или любой религиозной, некоммерческой организации предъявлять иски о признании рекламы ненадлежащей со взысканием в пользу этой организации всех расходов на ведение дела, а также штрафа в пользу государства.
Вполне возможно, что это дело можно было бы организовать на достойном уровне. Государство ведь заведомо не может усмотреть за каждой рекламной тумбой в стране, а граждане наши – могут.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru