Против навязчивой демонстрации греха
- Р.Н. Юрьев
06.03.2007 19:03
Хотелось бы обратить внимание на то, что существующий механизм контроля за рекламой абсолютно ущербен. Его можно уподобить ранее действовавшему механизму штрафов за вредные выбросы, которые превратились в ежемесячный налог для многих предприятий. Схема работы ТУ ФАС (Территориальное управление федеральной антимонопольной службы, на которое возложена обязанность по контролю рекламы) такова: вывешивается нецензурная реклама рекламодателем - в течение недели ФАС "увидит" эту рекламу, ещё неделю будет писать предписание, ещё через неделю это предписание будет получено рекламодателем. В предписании обычно даётся срок - скажем, неделя с момента получения. Вот уже и прошёл месяц, как висит реклама. Если реклама "интересна" рекламодателю, он может не исполнять предписание, а дождаться обращения в суд и уплатить штраф - 50000 рублей. Зато не менее 2-3 месяцев его пошлятина будет мозолить глаза людям. Надо ли говорить, что схема уже отработана, и в ТУ ФАС за отдельную плату устанавливают сроки исполнения предписания? Выходом из этой ситуации мне представляется многократное увеличение штрафов и не за одно правонарушение, а за каждый рекламоноситель. Тогда экономически будет невыгодно распространять ненадлежащую рекламу, т.к. это будет выходить за рамки "рекламного бюджета" организации.
Следующая проблема - состав общественных советов по рекламе. Кто в них сидит - непонятно, как и непонятно, кто сидит в отделе по нравственности ГУВД, который разрешает/запрещает разного рода порнографические издания, проводя тонкое различение между какой-то эротикой и недопустимой порнографией. Пишут "экспертные заключения", выдают на основании них разрешения. Нечего и говорить, что работа либо сводится к исключительно субъективной оценке, либо к пустому формализму (до пупка/после пупка). А результат - все газетные ларьки завалены "обнажёнкой". В то же время есть механизм, который используется в Законе о защите прав потребителей - ст. 45 которого позволяет общественным объединениям потребителей в определённых случаях предъявлять иски в защиту неопределённого круга потребителей. Этот механизм действует не первый год, неплохо он работал и в Древнем Риме (пупиллярные иски и иски об оскорблении величества). Полагаю, что вполне возможно было бы реализовать эту же схему и в сфере рекламы и СМИ. Предоставить право любому лицу или любой религиозной, некоммерческой организации предъявлять иски о признании рекламы ненадлежащей со взысканием в пользу этой организации всех расходов на ведение дела, а также штрафа в пользу государства. Вполне возможно, что это дело можно было бы организовать на достойном уровне. Государство ведь заведомо не может усмотреть за каждой рекламной тумбой в стране, а граждане наши - могут.
|