Русская линия
Русская линияДиакон Иоанн Веселяк09.02.2007 

К вопросу воссоединения Русской Церкви

«Вне Церкви нет спасения!» — писал св. Киприан Карфагенский святому Стефану, папе римскому, в III веке, после гонений на христиан императором Диоклетианом.

Святитель Киприан писал это по поводу ереси новатиан, которые считали тех, кто поддался требованиям римлян-гонителей, навсегда отлученными от Церкви и что они не могут снова вернуться в нее. Новатиане утверждали, что Церковь существует только для чистых и для мучеников. Святые же Киприан и Стефан придерживались мнения, что в Церкви есть место и святым, и грешникам, и что падшие все-таки являются членами Церкви. Те же, кто сознательно отделяет себя от Церкви, являются еретиками, потерявшими благодать. За Церковью остается решение «вязать и решать».

Согласно святителю Василию Великому, в Церкви есть два вида разделений: ересь и схизма (раскол). Раскол — это нарушение церковной дисциплины. В переводе с греческого схизма означает разделение, по-русски — раскол. Схизматиками обычно становится небольшая группа людей, считающих себя элитной и якобы имеющей право решать, кто может являться членом Церкви, а кто — нет. Часто их критика имеет основание, но из-за того, что они ищут отделения, они становятся причиной раскола в Церкви. Наши староверы тому хороший пример.

Слово ересь имеет греческий корень «herein» (делать выбор) — это тот, кто сознательно выбирает неправильный путь. Другими словами, ересь — это непримиримое разногласие. Еретики разделяют Тело Христово и примирение невозможно. При расколе (схизме) противоречия могут быть преодолены. Что является ересью — решает Церковь. В этом случае под Церковью подразумевается Собор архиереев, а не миряне, священнослужители или отдельные епископы. На Соборе соблюдается надлежащая процедура: вызывают обвиняемого и просят его изложить свою точку зрения. В случае, когда это невозможно сделать, Церковь не признает обвиняемого автоматически еретиком, т.к. само по себе заблуждение еще недостаточно для этого.

Например, святые Василий Великий и Григорий Нисский имели суждения, которые Церковь считала еретическими. Однако, оба они — отцы Церкви, т.к. не искали разделения Церкви на почве своих ошибочных мнений. Еретики горды и создают культ вокруг себя, поэтому Церковь считает ересь нравственной проблемой. Если же Церковь сталкивается с богословской проблемой, то старается в первую очередь найти примирение.

Когда же люди стремятся к отделению, они начинают Церковь разделять. На Западе примером этому служат протестантские церкви. Отделившись от католичества, они тем не менее не пришли к православию и на сегодняшний день все продолжают разделяться. Благодаря этому стали даже возникать новые верования, как например, мормоны.

В Православной Церкви примером раскольников могут послужить старостильники. Хотя и мы, и они, хотим сохранить старый стиль, они довели это до таких крайностей, что провозглашают не только новостильные Церкви еретическими, но также и друг друга из-за недостаточной «православности». Св. Иосиф Исихаст сначала сочувствовал движению старостильников, но затем ему было видение Афона, горящего в адском пламени и он понял, что у старостильников есть дух схизмы (раскола). Другие греческие святые, хотя и сочувствовали старостильникам, но не шли за ними, например, святой Николай Планас. И Церковь в России, и Русская Зарубежная Церковь придерживаются старого стиля. Мы ни в коем случае не являемся схизматиками, поскольку мы не объявляем новостильников еретиками и не считаем новостильные Церкви лишенными благодати Божьей.

В настоящее время наш Архиерейский Синод обсуждает вопрос соединения двух частей Русской Церкви, в России и за рубежом. Это дело полностью в компетенции архиереев, а не отдельных людей. Вопрос не в том, сейчас ли время для воссоединения. Такого вопроса и быть не может: Церковь обязана искать примирения. Мы должны воссоединиться при первой возможности. Наш Архиерейский Синод был создан в критический момент, но сейчас кризис миновал. Мы не можем постоянно обвинять русских архиереев в сотрудничестве с КГБ, хотя это и случалось, т.к. времена изменились и многие из них покаялись. Конечно, мы можем сомневаться в их искренности, но тогда мы предполагаем, что мы лучше осведомлены, чем их духовники. Мы можем выдвинуть такие строгие критерии покаяния, что никогда не убедимся в их искренности. Однако, только Сам Господь может знать степень их искренности. Наша задача — найти пути примирения, не поступаясь нашими убеждениями. Надо признать, что у нас могут быть сомнения в правильности решений наших архиереев, т.к. иногда даже между ними нет полного согласия. Как же нам, членам Русской Зарубежной Церкви, быть в нынешней ситуации?

Во-первых, мы должны иметь веру. Мы должны не сомневаться в том, что «врата адовы» не одолеют Церковь. Мы должны молиться и верить, что наши архиереи примут правильное решение и если даже они допустят «ошибку», то Господь силен ее исправить.

Мы также должны остерегаться признаков схизматического мышления в себе. И первым из признаков является гордыня, которая может скрываться под маской смирения. Признавая себя грешниками, мы в то же время осуждаем ближнего. Часто мы создаем свои критерии, а потом обвиняем других в том, что они по ним не живут. У каждого свои жизненные обстоятельства. Мы можем говорить, что русские люди не живут по нашим меркам, забывая о том, что они живут в стране, где долгое время искоренялось даже понятие о религии. Если же посмотреть внимательно, то, наоборот, можно удивиться, как вообще при таких обстоятельствах наши братья и сестры смогли сохранить веру.

С духом гордыни приходит и дух исключительности. Нам нравится, чтобы все оставалось как есть, мы боимся перемен. Нам легче смотреть на людей в России как на врагов; мы считаем, что сблизившись с нами они могут на нас повлиять не только положительно, но и отрицательно. За этой точкой зрения кроется отсутствие сострадания, что, по словам св. Максима Исповедника, в свою очередь порождает самолюбие. При отсутствии сострадания мы легко поддаемся гневу, когда мы сталкиваемся с неопределенностью, а гнев — признак самолюбия.

У Церкви есть свое учение, но оно не является доктринерским. Церковь — это не коммунистическая партия. Церковь не прибегает к насилию и не наказывает тех, кто не согласен с ней или не живет по всем ее критериям. Церковь всегда ищет примирения и покаяния. Мы всегда молимся о «единомыслии, братолюбии и благочестии». Но это не значит, что мы принимаем все убеждения и поощряем любое поведение. Сейчас наши архиереи ведут диалог с Церковью в России. Наши архипастыри духовно обязаны искать пути к единству. Мы должны верить, что у наших архиереев имеются дух истины и любовь к Богу. Мы должны верить, что они действуют не как попало, а с рассуждением. Если мы обратим внимание на то, как серьезно наши архиереи и члены переговорной комиссии относятся к вопросу церковного единства, станет совершенно ясно, с какой ответственностью и трепетом они подходят к этому делу.

Наконец, мы должны разобраться в себе, в том как мы строим наше отношение к диалогу: следуем ли мы путем молитвы и здравого смысла или же поддаемся страстям и эмоциям? Вера — дело трудное, в ее основе лежит доверие к Богу. Господь поставил во главе Церкви людей, а люди могут ошибаться. Но, несмотря на все недостатки, именно Святой Дух ведет Церковь. Мы должны верить, что наши архиереи, находясь под водительством Святого Духа, примут правильное решение и должны молиться о «единомыслии, братолюбии и благочестии».
Впервые опубликовано в ежемесячнике Свято-Иоанно-Предтеченского Собора в Вашингтоне (Д.К.) «Приходская жизнь» (настоятель протоиерей Виктор Потапов)
Февраль 2007 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=111215

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Александр Спиридонов    15.02.2007 16:12
В чём вера тех, кто взялся делить то, что им не принадлежит, и никогда принадлежать не будет?

Что Вы этим хотели сказать?

Только то, что сказал. Пытаются делить то, что не делимо и принадлежит только и исключительно Господу Богу в любви Его, а не религиозным группировкам.
  GANSOLE    15.02.2007 01:27
В чём вера тех, кто взялся делить то, что им не принадлежит, и никогда принадлежать не будет?

Что Вы этим хотели сказать?
А за Истиной идти сложно и тяжело, т.к. надо отречься самого себя, мирского и взять крест и идти за Господом. Потому что Истина это не что, а Кто. Почитайте, ту часть Евангелия, когда Господа привели к Пилату.
  Александр Спиридонов    14.02.2007 11:12
GANSOLE Идти надо только за Истиной и все.

Духовную Истину разделить не сложно, ибо она добра, нежна с любовью, в покрове Её спасение наше. Как разделить земное и суетное? Как поделить приход и прибыль? В чём вера тех, кто взялся делить то, что им не принадлежит, и никогда принадлежать не будет?
  Р.Н. Юрьев    14.02.2007 09:26
По поводу обвинений в "сбежали", осмелюсь напомнить, что Сам Господь с Его родителями были в эмиграции в Египте во время оно…
  GANSOLE    14.02.2007 02:02
Бред чистой воды. Идти надо только за Истиной и все.

Мало того, надоело читать о том, что типа Россию оставили сбежали… Да люди просто с большевиками ничего общего иметь не хотели. Тем более, когда большевики начали "экспроприацию экспроприаторов", так люди поняли сразу, с этими сатанистами делать нечего. Правильно делали, что бежали. Их бы всех уничтожили, потому бежали, в основном, дворяне и интеллигенция, да казаки. Это были те, кого в покое большевики бы ни за что не оставили.

А тот, кто пишет "сбежали" – очень жестокий и недалекий человек, который не живя в это время, так легко судит сотни тысяч людей (не единицы), которые, как странно, взЯли и уехали из России, твердо зная, что их родственников и друзей, попавших в лапы большевиков страшно мучили, а потом зверски убивали. Это называется "Чужую беду руками разведу".
  Алексей Филонов    13.02.2007 13:10
Да, право же, пора бы уже нашим братьям и сёстрам в Зарубежье снять со своих стерильно чистых рук перчатки, если они и в самом деле хотят по-братски пожать нашу руку. Уверяем, рукопожатие не грозит им повальной эпидемией. Страхов у них станет меньше, когда они о Церкви в России не из газет только узанавать будут, а из реального общения с такими же верующими людьми здесь, как и они сами. Я, например, много лет уже чаю того священного для нас дня и часа, когда мы вместе с братьями из Русского Зарубежья станем "единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". Аминь?..
  Бородин    13.02.2007 10:48
Конечно, глупо будет начать выяснять, кто лучше поступил – предвидя все опасности, остался в России, сохранив веру и язык (что все-таки ценно) или те, кто унес себя драгоценных, для пущего сохранения, подальше от опасности и поближе к комфортабельным "сетям мира". Не надо досадовать, братья. Что нам делить? Знаете, смирение все еще почитается одной из величайших добродетелей. А такие "миротворцы" , которые под видом примирения говорят гадости, могут не спастись. Скоро Прощеное Воскресенье. Неужели зарубежные православные так и придержат свои камни за пазухой?
  DjKoul    12.02.2007 22:05
Очень просто. Антихрист будет исповедовать себя, воссядет во имя свое. Жалкий человекогений сотворит ходульные чудеса, создаст впечатление что разрулил ситуацию человечества и дал всем сестрам по серьгам. По сути же – гордое ничтожество. Кто знает Бога сразу просечет подмену.
  Александр Спиридонов    12.02.2007 19:41
протоиерей Виктор Потапов. "Вне Церкви нет спасения!" – писал св. Киприан Карфагенский святому Стефану, папе римскому, в III веке, после гонений на христиан императором Диоклетианом.

Вне Христа нет спасения, хотя бы и в Церкви кто пребывал, ибо в храме Божьем, как нам то открывает Святое Писание, в доме молитвы сядет антихрист и поклонится ему всякое колено и язык и племя. А вот как отличить в доме молитвы восседающего духа антихриста от Духа Христова, кто бы надоумил?
  диакон Евгений    12.02.2007 14:50
Модератору:

не смешно.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru