Русская линия | Дмитрий Терехов | 19.01.2007 |
И вот мы его увидели. Что ж, сказать, что это было как удар грома — значит, НИЧЕГО НЕ СКАЗАТЬ. Греки для этого случая предусмотрительно придумали специальное слово — КАТАРСИС. К сожалению, в русском языке, несмотря на всё его богатство, подходящего термина нет. Остаётся просто сказать, что фильм стал потрясением.
Интересно (и это уже становится некой приятной традицией), что фильмы подобные «Острову» или «Мастеру и Маргарите» по каналу «Россия» в последнее время пускают без рекламы. Действительно, было бы просто надругательством, прерывать ТАКОЙ фильм рекламой колготок Си-Си или кофе «Гранд», от которой уже воротит с души. Отдельное спасибо за это каналу «Россия». Но в первую очередь, спасибо, что канал принял участие в создании фильма и, разумеется, в его показе.
Пересказывать сюжет фильма, наверное, не имеет ни малейшего смысла. Собственно, мы уже неоднократно говорили, что сюжет в настоящих произведениях искусства играет сугубо второстепенную роль, являясь своего рода сосудом, призванным не расплескать содержимое. А самим содержимым является, в первую очередь, форма подачи материала.
Вот так и здесь. Сюжет прост: человек в молодости совершил страшный грех — убил товарища — и многие годы не может этот грех изжить. И этот страшный грех уживается в нём с подвижнической деятельностью — через него, страшного грешника, Бог помогает людям. Кстати, сценарист фильма Д. Соболев сказал в интервью, что фактическим прототипом главного героя фильма были преподобные подвижники Феофил Печерский и Севастиан Карагандинский.
Но это сюжет. А вот как это воплотить, чтобы заставить мурашкам по телу пробежать и волосам зашевелится, притом, что ничего особенного в фильме не происходит — вот это и является НАСТОЯЩИМ искусством. И, надо прямо сказать, фильм сделан на одном дыхании, собственно он сам и есть одно дыхание всей творческой группы, которая работала ВСЯ как один человек. Ни одной помарки, ни грамма фальши, ни в одном эпизоде, ни одной даже средней роли — все выполнены филигранно. Актёры играют, как дышат. Высокая гармония!
Но довольно высоких эпитетов! Что здесь главное? Главное, чем пронизан насквозь этот выдающийся фильм — это ПОДЛИННАЯ ВЕРА. Это то самое, чего больше всего недостаёт нашему больному обществу. И думается, главное, что даст этот фильм — это приобщение хотя бы к основам Веры множества русских людей и укрепление Веры в тех, в ком она уже есть. В этом великая роль подлинного искусства, и это относится к фильму «Остров» в особой степени.
Второе. Фильм возвращает в наше общество понятие ГРЕХА, казалось бы, начисто утерянное нами за годы безбожия и над котором так надсмехалось телевидение и пресса в свинцовые 90-ые годы. Между тем, это понятие ключевое. Если человек не способен внутри себя ощущать что есть грех, а что правда — он обречён, безвозвратно потерян для общества и само такое общество обречено, ему не спастись, какой бы силой и богатством оно не обладало. Эту простую истину мы стали забывать, а фильм «Остров» напомнил нам об этой высшей сущности.
Третье. Это ПРОЩЕНИЕ! В фильме звучат такие слова — нет греха, который Бог не способен простить! Но только в том случае, если человек по-настоящему раскается в них внутри себя. Никому не нужно показное раскаяние. Грех должен жечь душу изнутри. И тогда, однажды, придёт прощение, как глоток воды в пустыне, как появление через 34 года непрерывных внутренних страданий Тихона Петровича, которого давно считали погибшим.
Четвёртое. Это Чудо. У нас сегодняшних, ни во что не верующих, распространено заблуждение: вот покажи мне чудо, и я поверю. Но какая же настоящая вера, если есть чудо? Между тем чудо постоянно ходит рядом с нами, ходит незаметно, а заметить его, дано только тем, кто по-настоящему верит. Вот так однажды, появляется на острове убитый тобой 34 года назад моряк и отпускает тебе перед смертью самый страшный твой грех. И перед этим чудом, которое мы часто принимаем за простое везение или совпадение, меркнет исцеление гниющего бедра, изгнание беса или способность через тысячи километров разглядеть не погибшего, а живого мужа во Франции. Чудо постоянно присутствует в нашей жизни, но не всем дано видеть его. Надо просто настроить внутреннее зрение. Надо верить…
Великий фильм! Он, как и его главный персонаж — отец Анатолий — врачует наши души, изгоняет бесов, показывает наши грехи, ведёт в Вере.
Можно было бы ещё перечислять множество художественных находок фильма, например 3 образа истинно верующих: отец Анатолий (П.Мамонов), настоятель Филарет (В.Сухоруков) и благочинный Иов (Д.Дюжев). Три истинно верующих, три греховных человека, но все три и верующих и греховных — ПО-РАЗНОМУ. Можно было бы отметить совсем маленькую роль бесноватой девушки Насти в исполнении Виктории Исаковой. Всего несколько минут роль, а так сыграна, что одна тянет на целый фильм. Это, кстати, особый талант — сделать маленькую роль. Если образ раскрывается в часовом фильме, то можно в разных эпизодах показать множество нюансов, множество оттенков образа. А в маленькой роли на 3 минуты экранного времени всё тоже самое надо успеть сделать за 180 секунд. Вот всмотритесь в роль Насти. Она на экране всего 3−5 минут чистого времени, а какая роль!
Конечно, нельзя не сказать хоть несколько слов о главном образе — отца Анатолия — сделанном Петром Мамоновым. Мамонов редко снимается, но его роли всегда яркие и самобытные. Однако в «Острове» он взлетел над всеми предыдущими ролями. Он не играет, а живёт в фильме. Это собственно и не есть игра. Так сыграть невозможно. Мамонов просто растворился в образе отца Анатолия. Чтобы сделать такой образ надо самому многое подобное передумать, пережить, перестрадать.
И, наконец, решительно невозможно не сказать о главном виновнике нашего кинопраздника режиссере Павле Лунгине. Здесь действительно есть, о чём поговорить.
Дело в том, что Лунгин начинал свою кинокарьеру, как классический еврейский режиссер, работавший в СССР. Его творчество соединяло в себе постоянную «фигу в кармане», временами переходившую в откровенное злобствование и даже ненависть с нарочитой конъюнктурностью. Согласитесь, не лучший набор качеств для режиссёра и просто для человека.
Впервые я заметил это имя в качестве сценариста в дешёвой совдеповской агитке «Конец императора тайги» о которой просто нечего сказать, кроме того, что она предельно конъюнктурна.
Потом я увидел его фильм «Такси-блюз» с тем же Петром Мамоновым в одной из главных ролей. Фильм был пронизан не просто презрением, а какой-то зоологической ненавистью ко всему русскому. Там есть характерный эпизод, когда еврейский музыкант (в исполнении П. Мамонова) говорит русскому таксисту: не прикасайся к моему саксофону своими руками, я же после тебя этот саксофон в руки взять не смогу, не то что на нём играть… Есть ещё множество эпизодов (особенно, заключительная сцена), которые прямо дышат ненавистью к русскому народу. Хотя с режиссёрской точки зрения фильм был силён. Он, кстати, заслуженно получил хоть и не главный, но Специальный приз за режиссуру в Каннах.
После этого фильма я поставил на Лунгине крест. Мне казалось, что с таким настроем он выродится в озлобленного конъюнктурщика.
Следующий его фильм «Луна-Парк» только усугубил моё презрение к Лунгину. На этот раз он паразитировал на теме т.н. «русского фашизма». Это было просто омерзительно.
А потом была «Свадьба». Это был шок. Здесь одновременно присутствовали и злобный, чисто еврейский сарказм и что-то очень русское, исконное и было много суровой, нелицеприятной правды о нас, русских. Но правда перевешивала… Фильм тоже был отмечен в Каннах, правда какой-то утешительной премией — за лучший подбор актёров.
«Свадьба» явно не укладывалась в схему восприятия этого режиссёра, а указывала на некую отдельную тенденцию в его творчестве.
Затем был чисто заказной «Олигарх» с Владимиром Машковым в главной роли. Фильм сделан довольно неплохо, с чисто художественной точки зрения, если на секунду забыть, что он воспевает подвиги Б. Березовского на ниве отечественной приватизации 90-ых годов и последующее воздаяние за них. Но об этой малости можно забыть разве что на секунду, а как только вспоминаешь, то хочется порвать режиссёра на мелкие кусочки, а потом долго мыть руки, как после раздавленного рукой таракана или клопа.
Это тоже была вполне определённая тенденция в творчестве Лунгина: сочетание ненависти с конъюнктурщиной.
Потом был бесцветный фильм «Дело о мёртвых душах» о котором забываешь через день после просмотра. Был фильм «Бедные родственники», которые я не видел, и судить о них могу только с чужих слов — это явно не шедевр.
И вот теперь — «Остров». Здесь уже полный поворот, даже разрыв с той второй, еврейской тенденцией в творчестве Лунгина. Кроме того, здесь не просто мастерство режиссёра, это сделано гениально! Так снимают, когда ЭТИМ ЖИВУТ, В ЭТО ВЕРЯТ… Но Лунгин живёт во Франции и, судя по его фильмам, верит в очень разные вещи… Мистика…
Вот такой извилистый путь. Как совместить его зигзаги друг с другом? Иногда кажется, что разные фильмы Лунгина снимали разные…Лунгины… Как это всё сочетается в одном человеке? Непонятно… Но факт остаётся фактом: и «Такси-блюз», и «Луна-парк», и «Свадьбу», и «Олигарха», и «Остров» снял ОДИН и ТОТ ЖЕ человек или… разные ипостаси одного человека…
Возможно, завтра он снова повернётся к нам другой своей ипостасью и снимет какую-нибудь агитку про страдания Ходорковского в олигархии и на нарах. Возможно, оттуда из Франции мазнёт дерьмом по чему-нибудь русскому. Возможно, продолжит линию «Свадьбы» и «Острова». Но я всё равно искренне благодарен ему за фильм «Остров», за тот момент катарсиса, который он мне доставил, благодарен за то, что этот фильм, несомненно, приведёт к Вере и осознанию своих грехов множество русских людей. Кто знает, может быть, и в душе Лунгина ворочаются бесы, как в душе бедной Насти и он, также как отец Анатолий, пытается искупить свои грехи и принести мир в собственную душу.
http://rusk.ru/st.php?idar=111056
Страницы: | 1 | |