Русская линия
Русская линия Дмитрий Терехов19.01.2007 

«Остров» и творчество Павла Лунгина

7 января 2007 года в Рождество Христово по телеканалу «Россия» прошла телепремьера нового фильма Павла Лунгина «Остров». В кинотеатрах фильм идёт уже с декабря 2006 года, но мы уже говорили, что т.к. всё-таки абсолютное большинство наших людей в кинотеатры не ходит, то любой фильм становится достоянием общественности только после его показа по телевидению. Наши же рецензии преследуют цель не настроить зрителя на определённое восприятие фильма ПЕРЕД его просмотром, а попытаться поговорить со зрителем по душам ПОСЛЕ того, как фильм все увидели.

И вот мы его увидели. Что ж, сказать, что это было как удар грома — значит, НИЧЕГО НЕ СКАЗАТЬ. Греки для этого случая предусмотрительно придумали специальное слово — КАТАРСИС. К сожалению, в русском языке, несмотря на всё его богатство, подходящего термина нет. Остаётся просто сказать, что фильм стал потрясением.

Интересно (и это уже становится некой приятной традицией), что фильмы подобные «Острову» или «Мастеру и Маргарите» по каналу «Россия» в последнее время пускают без рекламы. Действительно, было бы просто надругательством, прерывать ТАКОЙ фильм рекламой колготок Си-Си или кофе «Гранд», от которой уже воротит с души. Отдельное спасибо за это каналу «Россия». Но в первую очередь, спасибо, что канал принял участие в создании фильма и, разумеется, в его показе.

Пересказывать сюжет фильма, наверное, не имеет ни малейшего смысла. Собственно, мы уже неоднократно говорили, что сюжет в настоящих произведениях искусства играет сугубо второстепенную роль, являясь своего рода сосудом, призванным не расплескать содержимое. А самим содержимым является, в первую очередь, форма подачи материала.

Вот так и здесь. Сюжет прост: человек в молодости совершил страшный грех — убил товарища — и многие годы не может этот грех изжить. И этот страшный грех уживается в нём с подвижнической деятельностью — через него, страшного грешника, Бог помогает людям. Кстати, сценарист фильма Д. Соболев сказал в интервью, что фактическим прототипом главного героя фильма были преподобные подвижники Феофил Печерский и Севастиан Карагандинский.

Но это сюжет. А вот как это воплотить, чтобы заставить мурашкам по телу пробежать и волосам зашевелится, притом, что ничего особенного в фильме не происходит — вот это и является НАСТОЯЩИМ искусством. И, надо прямо сказать, фильм сделан на одном дыхании, собственно он сам и есть одно дыхание всей творческой группы, которая работала ВСЯ как один человек. Ни одной помарки, ни грамма фальши, ни в одном эпизоде, ни одной даже средней роли — все выполнены филигранно. Актёры играют, как дышат. Высокая гармония!

Но довольно высоких эпитетов! Что здесь главное? Главное, чем пронизан насквозь этот выдающийся фильм — это ПОДЛИННАЯ ВЕРА. Это то самое, чего больше всего недостаёт нашему больному обществу. И думается, главное, что даст этот фильм — это приобщение хотя бы к основам Веры множества русских людей и укрепление Веры в тех, в ком она уже есть. В этом великая роль подлинного искусства, и это относится к фильму «Остров» в особой степени.

Второе. Фильм возвращает в наше общество понятие ГРЕХА, казалось бы, начисто утерянное нами за годы безбожия и над котором так надсмехалось телевидение и пресса в свинцовые 90-ые годы. Между тем, это понятие ключевое. Если человек не способен внутри себя ощущать что есть грех, а что правда — он обречён, безвозвратно потерян для общества и само такое общество обречено, ему не спастись, какой бы силой и богатством оно не обладало. Эту простую истину мы стали забывать, а фильм «Остров» напомнил нам об этой высшей сущности.

Третье. Это ПРОЩЕНИЕ! В фильме звучат такие слова — нет греха, который Бог не способен простить! Но только в том случае, если человек по-настоящему раскается в них внутри себя. Никому не нужно показное раскаяние. Грех должен жечь душу изнутри. И тогда, однажды, придёт прощение, как глоток воды в пустыне, как появление через 34 года непрерывных внутренних страданий Тихона Петровича, которого давно считали погибшим.

Четвёртое. Это Чудо. У нас сегодняшних, ни во что не верующих, распространено заблуждение: вот покажи мне чудо, и я поверю. Но какая же настоящая вера, если есть чудо? Между тем чудо постоянно ходит рядом с нами, ходит незаметно, а заметить его, дано только тем, кто по-настоящему верит. Вот так однажды, появляется на острове убитый тобой 34 года назад моряк и отпускает тебе перед смертью самый страшный твой грех. И перед этим чудом, которое мы часто принимаем за простое везение или совпадение, меркнет исцеление гниющего бедра, изгнание беса или способность через тысячи километров разглядеть не погибшего, а живого мужа во Франции. Чудо постоянно присутствует в нашей жизни, но не всем дано видеть его. Надо просто настроить внутреннее зрение. Надо верить…

Великий фильм! Он, как и его главный персонаж — отец Анатолий — врачует наши души, изгоняет бесов, показывает наши грехи, ведёт в Вере.

Можно было бы ещё перечислять множество художественных находок фильма, например 3 образа истинно верующих: отец Анатолий (П.Мамонов), настоятель Филарет (В.Сухоруков) и благочинный Иов (Д.Дюжев). Три истинно верующих, три греховных человека, но все три и верующих и греховных — ПО-РАЗНОМУ. Можно было бы отметить совсем маленькую роль бесноватой девушки Насти в исполнении Виктории Исаковой. Всего несколько минут роль, а так сыграна, что одна тянет на целый фильм. Это, кстати, особый талант — сделать маленькую роль. Если образ раскрывается в часовом фильме, то можно в разных эпизодах показать множество нюансов, множество оттенков образа. А в маленькой роли на 3 минуты экранного времени всё тоже самое надо успеть сделать за 180 секунд. Вот всмотритесь в роль Насти. Она на экране всего 3−5 минут чистого времени, а какая роль!

Конечно, нельзя не сказать хоть несколько слов о главном образе — отца Анатолия — сделанном Петром Мамоновым. Мамонов редко снимается, но его роли всегда яркие и самобытные. Однако в «Острове» он взлетел над всеми предыдущими ролями. Он не играет, а живёт в фильме. Это собственно и не есть игра. Так сыграть невозможно. Мамонов просто растворился в образе отца Анатолия. Чтобы сделать такой образ надо самому многое подобное передумать, пережить, перестрадать.

И, наконец, решительно невозможно не сказать о главном виновнике нашего кинопраздника режиссере Павле Лунгине. Здесь действительно есть, о чём поговорить.

Дело в том, что Лунгин начинал свою кинокарьеру, как классический еврейский режиссер, работавший в СССР. Его творчество соединяло в себе постоянную «фигу в кармане», временами переходившую в откровенное злобствование и даже ненависть с нарочитой конъюнктурностью. Согласитесь, не лучший набор качеств для режиссёра и просто для человека.

Впервые я заметил это имя в качестве сценариста в дешёвой совдеповской агитке «Конец императора тайги» о которой просто нечего сказать, кроме того, что она предельно конъюнктурна.

Потом я увидел его фильм «Такси-блюз» с тем же Петром Мамоновым в одной из главных ролей. Фильм был пронизан не просто презрением, а какой-то зоологической ненавистью ко всему русскому. Там есть характерный эпизод, когда еврейский музыкант (в исполнении П. Мамонова) говорит русскому таксисту: не прикасайся к моему саксофону своими руками, я же после тебя этот саксофон в руки взять не смогу, не то что на нём играть… Есть ещё множество эпизодов (особенно, заключительная сцена), которые прямо дышат ненавистью к русскому народу. Хотя с режиссёрской точки зрения фильм был силён. Он, кстати, заслуженно получил хоть и не главный, но Специальный приз за режиссуру в Каннах.

После этого фильма я поставил на Лунгине крест. Мне казалось, что с таким настроем он выродится в озлобленного конъюнктурщика.

Следующий его фильм «Луна-Парк» только усугубил моё презрение к Лунгину. На этот раз он паразитировал на теме т.н. «русского фашизма». Это было просто омерзительно.

А потом была «Свадьба». Это был шок. Здесь одновременно присутствовали и злобный, чисто еврейский сарказм и что-то очень русское, исконное и было много суровой, нелицеприятной правды о нас, русских. Но правда перевешивала… Фильм тоже был отмечен в Каннах, правда какой-то утешительной премией — за лучший подбор актёров.

«Свадьба» явно не укладывалась в схему восприятия этого режиссёра, а указывала на некую отдельную тенденцию в его творчестве.

Затем был чисто заказной «Олигарх» с Владимиром Машковым в главной роли. Фильм сделан довольно неплохо, с чисто художественной точки зрения, если на секунду забыть, что он воспевает подвиги Б. Березовского на ниве отечественной приватизации 90-ых годов и последующее воздаяние за них. Но об этой малости можно забыть разве что на секунду, а как только вспоминаешь, то хочется порвать режиссёра на мелкие кусочки, а потом долго мыть руки, как после раздавленного рукой таракана или клопа.

Это тоже была вполне определённая тенденция в творчестве Лунгина: сочетание ненависти с конъюнктурщиной.

Потом был бесцветный фильм «Дело о мёртвых душах» о котором забываешь через день после просмотра. Был фильм «Бедные родственники», которые я не видел, и судить о них могу только с чужих слов — это явно не шедевр.

И вот теперь — «Остров». Здесь уже полный поворот, даже разрыв с той второй, еврейской тенденцией в творчестве Лунгина. Кроме того, здесь не просто мастерство режиссёра, это сделано гениально! Так снимают, когда ЭТИМ ЖИВУТ, В ЭТО ВЕРЯТ… Но Лунгин живёт во Франции и, судя по его фильмам, верит в очень разные вещи… Мистика…

Вот такой извилистый путь. Как совместить его зигзаги друг с другом? Иногда кажется, что разные фильмы Лунгина снимали разные…Лунгины… Как это всё сочетается в одном человеке? Непонятно… Но факт остаётся фактом: и «Такси-блюз», и «Луна-парк», и «Свадьбу», и «Олигарха», и «Остров» снял ОДИН и ТОТ ЖЕ человек или… разные ипостаси одного человека…

Возможно, завтра он снова повернётся к нам другой своей ипостасью и снимет какую-нибудь агитку про страдания Ходорковского в олигархии и на нарах. Возможно, оттуда из Франции мазнёт дерьмом по чему-нибудь русскому. Возможно, продолжит линию «Свадьбы» и «Острова». Но я всё равно искренне благодарен ему за фильм «Остров», за тот момент катарсиса, который он мне доставил, благодарен за то, что этот фильм, несомненно, приведёт к Вере и осознанию своих грехов множество русских людей. Кто знает, может быть, и в душе Лунгина ворочаются бесы, как в душе бедной Насти и он, также как отец Анатолий, пытается искупить свои грехи и принести мир в собственную душу.

http://rusk.ru/st.php?idar=111056

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Богданов В.В.    30.10.2010 16:52
автор статьи – какой-то патологический антисемит!! мне, хоть и не еврею, было неприятно её читать. хотя "Остров" он охарактеризовал очень метко!!!!
Когда мой отец увидел "Такси-блюз", он почувствовал, что его окунули лицом в грязь, т.е. в тот негатив, который мы сами творим.
и в чем Лунгин не прав??? вам бы только лизать себя и друг дружку, вместо того чтобы признать, что большая часть наших бед – наших же рук дело!!
отец Анатолий это понимал, Терехов, как я вижу, – ни капельки. а жаль…
  DjKoul    20.01.2007 16:14
Это не ваша мысль. Вы ее из Евангелия взяли – про превращение Савла в Павла или про разбойника. Поэтому я и говорю в отношении Лунгина "поживем-увидим".

В свое время, когда я был абсолютно незнаком с так называемым "еврейским вопросом", фильм Лунгина "Луна-парк" оставил в душе такой толстый-претолстый слой (не шоколада) а мути и грязи что и островом его не перешибешь. Тем более мой опыт общения с евреями не такой радостный как у вас. Автор статьи правильно подметил "злобный еврейский сарказм". А я еще добавлю – желание учительствовать. Кино для них та самая площадка где они могут и хотят учительствовать в зависимости от того куда сегодня показывает стрелка их барометра – на Церковь или на синагогу или еще куда.

Еще автор сказал о конъюнктурности как о характерной черте творчества Лунгина. А разве сегодня Православная тема не подъеме? Разве наш Президент в СМИ в Церкви на службах не отметился?

Поэтому я соглашусь с автором статьи – Лунгин снял прекрасный фильм. Ругать я его не буду (иначе можно просто ругать Православие) но дальше карантинной зоны пока не пущу. Вреда от этого по крайней мере не будет. Уж извините.

Автору статьи – ОТЛИЧНО.
  Василий Ч.    19.01.2007 20:53
Я знаком лично с глубоко и искренне верующими православными евреями. Думаю, что таковых немало. Поэтому кидаться грязью в евреев (то есть во всех евреев сразу) считаю постыдным.
Да и вообще надо поменьше грязью кидаться – это обязательно к нам вернется в стократном размере.
Повторю еще раз свою мысль, что благородные и полезные дела могут делать даже самые закоснелые негодяи, и никто не знает, в какой момент Господь коснется их души.
  DjKoul    19.01.2007 17:56
Ах, так это он "Луна парк" снял? Прекрасненько. А вот теперь про остров. Чудеса какие-то. Вообще то бывает евреи в веру Христову тоже крестятся. Я наблюдал однажды как это происходит. Похоже на этот случай. Действительно поживем-увидим что к чему. Надо видимо это принимать как конкретный случай конкретного еврея.
  Александр Куролесов    19.01.2007 13:51
Замечательная статья!
Именно, именно, нельзя смешивать дела человека, с его характером, склонностями. Если мы это поймем, то не смогут всякие вертлявые пиарщики порочить хорошие, настоящие дела публикованием сомнительного компромата на личностей, которые эти дела делают.
Вот и у Лунгина получилось снять неплохое кино, хотя и сценарий был поначалу, осознанно или неосознанно, антицерковным, и съемочная группа была "на стране далече", и сам Лунгин являл образец далеко не православного менталитета.
Известный случай, когда персидский царь построил разрушенный Иерусалимский храм.
Господь судить будет не характер человека, а его дела.
И совершенно справедливо замечено, что Лунгин может и опять снять что-либо непотребное. Собрался же вот снимать фильм про Иоанна Грозного, по поводу личности которого, история окончательный приговор еще не произнесла.
  Василий Головин    19.01.2007 10:47
Фильм трогает за душу и заставляет задуматься о том как сам живешь, какими ценностями. Не припомню подобных фильмов. В основном на религиозную тему фильмы все чисто исторические и редко затрагивают душу.
Герой фильма боится умереть не искупив греха, а мы живем не боясь греха и ответа за него.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

проведение видеоконференций , расценки доступные . тут автомобильные пылесосы