Русская линия
Русская линия Игорь Мангазеев13.01.2007 

Духовный кризис или выздоровление?
Общество тревожится за священников

10 января во всех храмах Тверской епархии поминали священника Андрея Николаева, его жену Оксану, окрещенную Ксенией, и их детей Давида, Анну и Анастасию. Они погибли в ночь на 2 декабря в своем доме в деревне Далекуши Прямухинского сельского округа. Их гибель, сопровождавшаяся довольно странными обстоятельствами, всколыхнула практически все население страны.

Совет Тверской епархии по-прежнему отказывается выносить суждения о причинах пожара в доме настоятеля Троицкой церкви села Прямухина. Не дает комментариев и прокуратура Тверской области.

Патриарх Алексий II говорил, что эта трагедия свидетельствует о серьезном духовном кризисе в обществе. Оставляя за скобками различные версии произошедшего, подчеркнем, что сам факт сожжения семьи священника не имеет прецедентов в новейшей истории России. В этом смысле не так уж важно, результатом какого конкретного преступления стала смерть семьи прямухинского священника — умышленного поджога, убийства с целью ограбления, несчастным случаем или самосожжением.

После трагической гибели священника Андрея Николаева и его семьи компания «Башкирова и партнеры» провела специальное исследование, посвященное изучению российского общественного мнения по этой проблеме. Всего было опрошено 1500 граждан России в возрасте от 18 лет и старше (репрезентативная выборка взрослого населения страны). Респонденты отвечали на вопрос: «Как вы считаете, должно ли государство обеспечить безопасность сельских священнослужителей и если да, то каким образом?»

Почти три четверти участников опроса полагают важным тем или иным образом защищать от нападений церкви в глубинке. При этом 44,3 процента опрошенных согласны с тем, что сельские храмы следует взять под охрану милиции, а 29,9 процента участников исследования заявили о необходимости создания Церковью охранных структур для спасения храмов от грабежей и вандализма. Только 6,7 процента респондентов придерживаются мнения, что этой проблемой не должно заниматься государство. При этом 7,8 процента затруднились с ответом, а 11,3 заявили, что «ничего об этом не знают».

Не прошли и сорока дней после трагедии в Далекушах, как в ночь на 7 января в храме поселка Нейво-Шайтанка Свердловской области был убит его настоятель отец Олег Ступичкин. Преступниками оказались двое местных алкоголиков и наркоманов — 32-летний Сергей Довлятшин и 33-летний Роман Сухачев. Когда прихожане разошлись, они потребовали не мешать им, когда они станут снимать иконы. Отец Олег попытался их отговорить, но бандиты набросились на него и стали бить по голове металлической трубой. Когда священник затих, преступники собрали понравившиеся им иконы и сбежали, а храм напоследок подожгли. Скрыться им так и не удалось, их задержали по приметам. Говорят, что прихожане хотели устроить им самосуд, милиции едва удалось отбить разбойников. У матушки Марины, вдовы убитого, осталось четверо сирот.

Тверичи вспомнят и о целой серии поджогов храма Серафима Саровского на Волынском кладбище. Что значит для нашего общества череда трагических событий? Духовный кризис и всеобщее нравственное разложение? Не так все плохо.

Священников у нас убивали и раньше. Не меньше, а, пожалуй, куда больше. И храмы разрушали, как Спас Преображения. В первом томе «Книги памяти жертв политических репрессий Калининской области» указано, что в 1937 — 1938 годах на основании части 2 статьи 58.10 («особо тяжкий вид агитации и пропаганды, к которому относилось и использование религиозных предрассудков») было арестовано и осуждено 10 999 человек, из них к «вышке» приговорили 4466 человек. А гонения на Церковь у нас были даже во времена хрущевской оттепели.

А общество ничего этого как будто не замечало. То, что наконец такие события стали нас волновать, можно считать признаком начала духовного выздоровления общества.
Впервые опубликовано в газете «Вече Твери», 11.01.2007

http://rusk.ru/st.php?idar=111025

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Александр Спиридонов    14.01.2007 22:54
иеромонах Арсений: Считаю, что органам необходимо вообще заняться порядком на селе, тогда и сельское священство будет в большей безопасности.
А как Вы думаете, что должно делать и делает ли само духовенство для духовно–нравственной безопасности себя, своих семей, государства и Самой Церкви? Конкретно по пунктам можете перечислить, ибо это важно для осмысления. Почему задаю такой вопрос? Потому, что один священник на подробный вопрос ответил так, что он не полицейский и преступность в стране его не касается. А вот получается, что касается, да ещё как касается, вплоть да убийства…..
  иеромонах Арсений    14.01.2007 18:00
Всю неделю перед "старым Новым Годом" мой дом местная молодежь по ночам "бомбардировала" комьями снега и льда. Наконец, выбили окно. Пытался выходить увещевать и призывать к порядку – в ответ изысканная матерная брань. Стоят рядом в темноте – чтобы лица не были видны и, чувствую, могут решиться и на большее. Как уйду, продолжают вновь, – начинают ломать забор вокруг дома. Но в таком положении находятся все сельчане, – забор поломан не только у меня. Люди боятся собственных соседей-подростков. Считаю, что органам необходимо вообще заняться порядком на селе, тогда и сельское священство будет в большей безопасности.
  В. К.    14.01.2007 01:29
Вывод, который автор делает в конце статьи, довольно странный. В советское время события, подобные этим, замалчивались, как замалчивались и массовые репрессии. Потому и "никто ничего не замечал". А считать нормальную реакцию здоровых людей на зверское убийство духовным возрождением общества… Скорее, духовно здоровым можно было бы считать общество, в котором убийство священников невозможно в принципе.
  А.Ф.    13.01.2007 13:03
"В этом смысле не так уж важно, результатом какого конкретного преступления стала смерть семьи прямухинского священника – умышленного поджога, убийства с целью ограбления, несчастным случаем или самосожжением". – Перечитываю эту фразу и никак не могу понять, почему для автора реплики "не так уж важно" – убили священника и его семью бандиты или они себя сами сожгли. Как бы эта трагедия ни свидетельствовала о "серьёзном духовном кризисе в обществе", – как можно ставить на одну доску такие разные версии (особенно версию "несчастного случая")? Если это "не так уж важно", то зачем дальше автор столь подробно задаётся проблемой охраны сельских церквей от грабителей, убийц и поджигателей (если допускать дикую версию самосожжения семьи)?
Охрана церквей и самих священников на селе – серьёзнейший вопрос. Надеяться на то, что нынешнее наше государство добросовестно займётся им, наивно. Мне кажется, что каждое епархиальное управление могло бы и даже должно само организовать такую охрану. Нанять для каждой сельской церкви двух посменных охранников – не такие уж великие затраты для каждой епархии, исправно получающей с каждого прихода весьма немалые налоги.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru