Русская линия | Матвей Славко | 28.12.2006 |
Крым является колыбелью отечественного Православия. Жители Крыма, по древним преданиям, были просвещены светом христианского учения в I веке по Р.Х. апостолом Андреем Первозванным; после него, в Тавриде проповедовал слово Божие ученик апостола Петра и спутник апостола. Павла св. Климент папа Римский.
В Крыму проповедовали равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, здесь принял Святое Крещение равноапостольный князь Владимир.
С начала IV в. до наших дней мы располагаем достоверно известным непрерывным рядом православных епископов, управлявших Церковью в Крыму, где были епархии: Херсонесская, Босфоранская, Готская, Сугдайская, Фульская и Мангупская. Православные жители Тавриды постоянно находились в духовной борьбе с язычеством, магометанством и иудейством, подвергались всевозможным гонениям и лишениям, но побеждали гонителей своим терпением и стоянием в вере; в среде этих жителей мы видим святых угодников Божиих, почитаемых православною Церковью.
Предлагаем вниманию читателей ряд святых угодников, публикуемых по книге исследователя крымских христианских древностей Дмитрия Струкова, который составил в 1878 г. «Жития святых Таврических (Крымских) чудотворцев» с таким рядом подвижников:
Св. Апост. Андрей Первозванный Климент, Епископ Римский, Корнилий, Фив Св. Василий, Епископ Херсонесский Св. Ефрем, Епископ Херсонесский Св. Евгений, Епископ Херсонесский Св. Елпидий, Епископ Херсонесский Св. Агафодор, Епископ Херсонесский Св. Еферий, Епископ Херсонесский Св. Капитон, Епископ Херсонесский Св. Мартин, Епископ Римский Св. Стефан, Епископ Сурожский Св. Иоанн, Епископ Готский Свв. Кирилл и Мефодий, Просветители Славян Св. Евстратий, Преподобный Печерский Св. Василий, Епископ Сурожский Св. Савва, Архиепископ Сурожский Благоверный Константин, Князь Мангупский Св. Неизвестный По Имени Священник, Убитый Турками
Среди крымских архипастырей наших времен были выдающиеся личности, истинные подвижники благочестия. Епископ Таврический и Симферопольский Гурий (Карпов, 1818−1882) 14 лет возглавлял Таврическую кафедру, значительно упрочил позиции Православия в Крыму, вел активную работу по укреплению действующих и созданию новых приходов. При епископе Гурии открылась Таврическая Духовная Семинария, начал издаваться журнал «Таврические епархиальные ведомости». Похоронен в Симферополе, пользуется общенародной любовью и почитанием.
Архиепископ Димитрий (в миру — князь Давид Ильич Абашидзе, в схиме — Антоний, 1867−1942) с 1912 года — епископ Таврический и Симферопольский. С начала Первой мировой войны служил священником Черноморской эскадры. В 1915 году возвратился на свою епископскую кафедру. Член Поместного Собора 1917−1918 годов. Принимал участие в работе Временного высшего церковного управления на юге России. Последние годы провел в Киево-Печерской Лавре. Похоронен у входа в Ближние пещеры.
Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский (Войно-Ясенецкий, 1877−1962), — выдающийся архиерей, профессор-хирург, автор фундаментальной монографии «Очерки гнойной хирургии», лауреат Сталинской премии и узник сталинских лагерей. С мая 1946 года и до своей кончины святитель Лука служил на Крымской кафедре. Чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле крымского архиепископа, всенародное почитание подвигли священноначалие Православной Церкви на внимательное изучение его жизни и творений. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. К его мощам, покоящимся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя, с верою и любовью прикладывается множество людей. Имеется ряд свидетельств чудесных исцелений, когда людям, нуждавшимся в серьезных хирургических операциях, после молитвы у раки с мощами святителя они становились уже не нужны — больные выздоравливали. В 1997 году в Симферополе святителю Луке открыт памятник.
Несомненно, кроме известных нам сейчас были и иные Богу угодившие святые люди, но исторических сведений о них еще не найдено. Надо ожидать времени, определенного неисповедимым промыслом Божиим, когда археологические изыскания, дадут новые исторические указания о неизвестных теперь святых.
Подготовил Матвей Славко
ПРИЛОЖЕНИЯ
ДНИ ЧЕСТВОВАНИЙ ТАВРИЧЕСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
Января 9. св. Василия, епископа Сурожского Февраля 14. св. Кирилла, епископа Моравского, в мире Константина. Марта 7. свв. Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агофодора, Еферия и Капитона, епископов Херсонесских. 28. св. Евстратия, инока Печерского, мученика Корсунского. Апреля 2. св. Саввы, архиепископа Сурожского. 14. св. Мартина, епископа Римского, мученика Инкерманского. Мая 21. св. ;Константина, князя Мангупского, в иноках Кассиана. Июня 26. св. Иоанна, епископа Готского. Июля 15. св. Владимира, во св. крещении Василия, князя Киевского. Октября 4. св. Константина, князя Мангупского, в иноках Кассиана. Ноября 25. св. Климента, епископа Римского, мученика Иикерманского Декабря 6. св. Елпидия, епископа Херсонесского 15. св. Стефана, епископа Сурожского. 21. св. Капитона, епископа Херсонесского
Про Феодору Сурожскую
В Алуштинском храме во имя Всех Крымских святых и св. Феодора Стратилата на южной стене, справа от алтаря, есть редчайшая икона, изображающая собор Крымских святых. Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику Всех Крымских святых. Множество святых изображено на этой иконе, и среди них есть та, имя которой упоминается редко, а она доблестно и верно служила Богу до своего последнего вздоха, — это святая благоверная царица Феодора Сурожская.
«В XIV веке весь южный берег Крыма, от Судака до Ялты, принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной и неустрашимой», — сообщает нам один из греческих синаксарей. Царица и монахиня — редкое, вызывающее удивление сочетание. Столица её царства находилась в Сугдейе — нынешнем Судаке, на юго-востоке Крымского полуострова. Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы (ныне — Феодосия). В семье воспитывались также два брата-близнеца, дети родственника князя Феодора. После смерти матери, царевны Феодоры, воспитание детей было доверено старцу отцу Иоанну — настоятелю монастыря святого Прокла на горе Кастель. Как сказано в летописи, «…старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами…». Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего Алустона, нынешней Алушты. Монастырь стал любимым местопребыванием юной Феодоры. Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь земная — только приуготовление к жизни вечной. С детства её не занимали девические игры и забавы — всё это было чуждо юной царевне. Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов — вот что было излюбленным занятием юной царевны. Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе. Часто она объезжала с отцом его владения, и всем, кто обращался к ней с просьбой, помогала. В воинских упражнениях она не отставала от юношей: выучилась превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять из лука. Отец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая, оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых ей владений.
Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени постриг в монашество, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю приезжала лишь когда этого требовали государственные дела, а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе, в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё построенной башне. Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника у Яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к морю.
Как уже было сказано, она росла с двумя родственниками-близнецами Ираклием и Константином. С возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия в чувство страстной любви. Но ведь царица была монахиней. Страстно молил её Ираклий забыть свой обет и стать его женой, сулил содействие Патриарха, но святая Феодора твёрдо отказала ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение монашеского обета. Озлобился гордый и властолюбивый юноша, получив отказ, и, наущаемый диаволом, решил погубить святую.
Ираклий решился на предательство. Пробравшись в Кафу, он убедил генуэзского консула напасть на Сугдейю, обещая помощь при взятии города. В уплату за свое вероломство изменник потребовал отдать ему Феодору. И вскоре под стенами города собралась чёрная рать генуэзцев. Два месяца длилась битва. Во главе защитников крепости встала царица-монахиня. Как неустрашимый воин Христов она взяла в руки меч. Там, где Феодора появлялась на боевом белом коне, силы защитников города удесятерялись.
Но вот изменнику Ираклию удалось пробраться в крепость, пользуясь сходством с братом-близнецом Константином. Он убил часового и открыл ворота врагу. Генуэзцы ворвались в город. Силы были неравны. К утру Сугдейя была под их властью. Царица с верным помощником Константином, остатком войска и частью жителей ушли на запад и укрепились в крепости Алустон. Они решили умереть православными.
Вскоре галеры генуэзцев показались у Алустона. Началась осада. Войска католиков-генуэзцев много раз шли на приступ, но православные оборонялись твёрдо. Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия и стали ими разрушать стены крепости. Видя, что город не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов и жителей. Они скрылись на горе Кастель в монастыре святого Прокла.
Как уже упоминалось, от монастыря святого Прокла, прямо из башни Феодоры, шёл подземный ход к морю, к восточной части горы. Там, у пристани, всегда стоял под парусами корабль, готовый отвезти царицу в Византию. Она собрала совет, решавший как быть: отплыть ли ей в Византию, и тогда её подданные останутся живы, потому что главной причиной этой войны после взятия Сугдейи была только она, царица-монахиня. Но народ в один голос возопил: «Нет, царица, не покидай нас! Мы не хотим быть под властью врагов наших. Падём около тебя…».
Вскоре у стен монастыря появились генуэзцы. Враги решили взять Кастель длительной осадой. Но окончательно обезумевший предатель Ираклий не мог ждать долго и вызвался проникнуть туда. По известному ему с детства подземному ходу прошёл он в обитель и открыл ворота. Он рвался к Феодоре. А она уже вышла навстречу ему с мечом в руках. Узнав о том, что Ираклий открыл ворота, царица в праведном гневе своими руками отсекла ему голову. Ожесточённо сражались в этой битве все: монахи, женщины и даже дети. Был убит Константин. Святая Феодора с возгласом: «Господи! Приими меня!» — ринулась в самую гущу битвы и положила душу свою за Православие. Её кровь обагрила склон Кастель-горы. И до сих пор там, на сером фоне утёса, ещё видны багровые тёмные полосы. Скала эта носит название Эмата-кая (Гемата), или Кан-кая, что по-гречески означает «кровавая скала». Местное предание гласит, что это — застывшая кровь святой благоверной царицы Феодоры Сурожской и всех защитников Православия, павших здесь.
http://rusk.ru/st.php?idar=110981
Страницы: | 1 | |