Русская линия
Православие и МирСхиархимандрит Иоанн (Маслов)12.04.2005 

О Богослужении 5-й Седмицы Великого поста

В четверг 5-й седмицы на утрени прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается житие Марии Египетской (память ее 1 апреля по старому стилю), представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия. Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным ангелам.

Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрй Критский, посланный Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор (692 г.), представил это Житие вместе со своим каноном. Чтение канона св. Андрея и Жития Марии Египетской в четверг 5-й седмицы совершается Церковью со времени VI Вселенского Собора.

В четверг по случаю чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», т. е. не великопостный.

Суббота 5-й седмицы называется субботой Акафиста, а сама служба в этот день получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается (в четырех частях) акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в VII веке (626 году).

Акафист — это есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: «Взбранной Воеводе…» и пр.

По содержанию акафист делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а икосах величие Божией Матери.

Каждая часть Акафиста начинается и заключается пением кондака «Взбранной Воеводе…», и на каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу конца V — начала VI в. (+ 530 г.), в ее лице представляет нам образ истинного покаяния и ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

11.04.2005

http://www.pravmir.ru/article463.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика