Недавно произошло одно крупное событие, которое вновь заставляет задуматься о необходимости укрепления чувства русского народного и российского государственного достоинства. Более мелких случаев того же рода — не счесть. Начнем с основного. Недавно в карельском городе Кондопога вспыхнул бунт, вызванный бездействием местных властей, допустивших врастание кавказских мафиозных кругов в местную жизнь. Открыто действовали кавказские бандиты, которые защищали свои торговые точки, в том числе печально известный ресторан «Чайка», в котором произошло побоище с убийством нескольких русских молодых людей. Народ города собрался на сход и призвал власти защитить мирное население от вооруженных кавказцев и арестовать убийц и их пособников. Власть, безучастно взиравшая на драку в «Чайке», ничего не предпринимала. Дальнейшее стало развиваться в неуправляемом направлении по естественному закону, который сформулировал около 200 лет назад Н.М.Карамзин. Великий писатель и историк сказал, что когда в государстве прекращают действовать публичные уголовные и гражданские законы, наступает «хаос частного права»; другими словами — происходит бунт во имя справедливости.
В Кондопоге именно так и произошло. Кавказские бандиты, «крышевавшие» своих кавказских же клиентов, длительное время беспрепятственно осуществляли свою деятельность, разъезжая по городу в машинах без номерных знаков. Госавтоинспекцию это почему-то не волновало. Бандиты видимо в известной мере срослись с местной администрацией, отсюда и такие вольности. Дальнейшее было предопределено: уголовники, уверенные в своей безнаказанности, перед лицом самоустранившихся официальных властей поехали «наводить порядок» в соответствии со своими «понятиями». Заметим, что население города было законопослушным: не оправдывая собственного бузотера, конфликтовавшего с работниками ресторана, люди просили власть действовать по закону, то есть осуществить те полномочия, о которых в нормальных условиях не надо даже заикаться, не то, что умолять. Последствия преступного бездействия администрации известны: все закончилось бунтом коренного русского населения и бегством кавказских семей, которых государство вынуждено было взять под охрану и разместить на государственные же средста, (то есть на средства народа) в пансионатах и т. п. заведениях.
Вы спросите, какое отношение имеет тема народного или национального достоинства в случае с Кондопогой. Конечно же — прямое. Если кондопожский градоначальник, прокурор, милиция отдают своих граждан в заложники бандитам из этнических преступных группировок, то это само по себе является доказательством, что с «русским духом» у них не все в порядке, или, говоря другими словами, у них недостает чувства собственного национального достоинства. Вот и получилось, что русские милиционеры спокойно взирали на убийство русских же молодых людей. Кто посчитает моральный и материальный урон от случившегося? Как измерить все последствия, от сердечных приступов и преждевременных смертей, стрессов наших граждан, которые были вынуждены из-за бездействия местной власти формировать ополчение старинным вечевым способом, и до больших финансовых затрат, на которые была вынуждена пойти региональная и центральная власть, посылая ОМОН, устраивая новых беженцев за государственный счет? Если бы у представителей местной власти изначально было чувство собственного русского достоинства, она не стала бы брать подачки от кавказских бандитов и закрывать глаза на происходящее, на оккупацию целых сфер местной торговли, в том числе рыночной высокомерными бездельниками, которые, как правило, презирают русских. Не будем сейчас говорить о действительно плачевном состоянии нашего народа, который болен и морально, и физически, что и дает возможность новым бичам Божиим действовать против нас. В этих условиях власть как раз и должна все делать для исправления прежде всего морального климата на местах. Но она с готовностью вступает в сговор с иноплеменными ненавистниками русских. Местная власть становится, таким образом, собственной противоположностью — безответственной структурой, заинтересованной лишь в собственном материальном благополучии ценой изничтожения собственного народа, поощряющей бунты, насилие, правовой беспредел.
Кондопога многое высветила, и, не в последнюю очередь, — превышающий все допустимые меры отрыв местной власти от народа под шумные пиар-разговоры о демократии. Чувство народного достоинства, таким образом, является одним из важнейших у человека и гражданина, и бесспорно — важнейшим у любого управленца в центре и на местах. Но главная проблема состоит в том, что далеко не все «власть держащие» в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде, да и в других областях Великой России способны ощутить весь масштаб той беды, которую обсуждаем. Весьма многие, в том числе и в столичных городах, хотят, например достичь все большей пресловутой «открытости» России за счет фактического унижения нашего народа. Вот питерский пример. Слышат ли власти северной столицы глухой пока народный ропот по случаю твердых собственных планов основать в Санкт-Петербурге квартал компактного проживания и экономической деятельности этнических китайцев? Нас хотят удивить очередным «Чайна-Тауном», не желая видеть всех возможных последствий такого насильственного изменения городской среды второго по значению города России. Что трудно себе представить рост межнациональной напряженности? Или верхи не понимают, что появление «города в городе» вызовет рост экономической и иной преступности, неизбежно поощряемой самим фактом закрытости китайского сообщества, которое питерские власти хотят добровольно имплантировать в тело града Петра. Нам могут сказать, что надо дружить с Великим Китаем. Совершенно верно. Но это надо делать не за наш русский счет! Неужели в Питере и Москве неизвестны случаи растущей в Китае пропаганды правомерности будущих аннексий наших исторических территорий Сибири и Дальнего Востока? Отдельные китайские обществоведы уже выступают с научными докладами на наших университетских конференциях, возможно, выполняя заказ собственной разведки, которой надо проверить, есть ли еще у русских чувство собственного национального достоинства.
Приведем теперь наши местные примеры из той же области печального забвения нашего народного достоинства, как представителями администрации, так и общественными деятелями. Недавно мне довелось лететь на самолете авиакомпании «Пулково» из Калининграда в Петербург. Поразило одно новшество в обращении бортпроводниц к пассажирам. И речь не только о пресловутном безграмотном обращении «Дамы и Господа!», которое можно теперь слышать повсеместно, а не только в самолетах; (это явный германизм: в русском языке немецкому слову «дама» соответствует родное «госпожа», поэтому множественное число должно быть — «господа», одинаково относящееся и к мужчинам, и к женщинам). Стюардессы не только бездумно повторяли немецкое речение «Дамы и Господа», они еще и выступили с новаторским обращением к пассажирам, предлагая им разные напитки. Барышни спрашивали вопрошающе как заводные роботы: «Для Вас?» Когда я шепотом, чтобы не привлекать внимания, сказал бырышне, что вопросительное предложение нельзя строить, применяя для этих целей утвердительную форму, она меня сначала не поняла. Она продолжала меня вопрошать, как ее заставило начальство, некритически прочитавшее какое-нибудь очередное заморское авиаруководство по улучшению обслуживания пассажиров. Недостача же собственного достоинства, которое, в частности, должно вести к чувству лексической нормы родного языка, привело начальников «Пулково» к бездумному копированию иностранного образца. Неужели же прежнее привычное и простое «Вам?» или «А Вам?» хуже? Удивительное дело: пассажирские самолеты уже более полувека осуществляют массовые перевозки. И вместо того, чтобы насыщать парк самолетов новыми отечественными образцами, заказывая из у наших же заводов, авиауправленцы имитируют полезную активность какой-то глупой новистикой. Кстати сказать и то, что на калининградских авиарейсах распространяется местная газета «Каскад», известная своим отрицательным отношением к Русским, которых в одной карикатуре на первой полосе изобразили в виде обезьян, обсуждающих, необходимо ли для жизни чувство собственной национальной принадлежности.
Очевидно все это не только глупость, но еще и прямая интервенция в наше сознание и подсознание, которая в сфере массовых коммуникаций стала насилием над человеком. Мудрец однажды посоветовал прислушиваться к собственной душе, потому что она родилась «христианкой». Мы же эту русскую душу с собственным чистым словом готовы продать, кому ни попадя, лишь бы похвалили: «Ну, вы русские, действуете прямо как настоящие немцы: и желтую прессу читаете, и ««дамы-господа» говорите». И ведь находятся энтузиасты такого национального обезличения, которые готовы продаться кому угодно «за рюмочку похвалы», как заметил как-то русский философ В.В.Розанов. Эта тема прогрессирующего бескультурья чрезвычайно важна. Повсеместное желание оригинальничанья за счет унижения собственного национального достоинства очень показательно. Ведь очевидно, что не только слова, нами употребляемые, должны быть «нашими», но и соединение слов должно быть правильным. Здесь начинается та, по-видимому, клиническая область, которая не вполне изучена в силу сравнительно недавнего появления этой идиотической моды противоестественных объединений. Мало того, что совершенно недопустимо говорить «вкус «Мелодии»», как мы привыкли слышать от дикторов одной всероссийской радиостанции, вполне возможно что это весьма вредно и для душевного здоровья внимающих людей. Ведь Слово это не только инструмент общения и передачи информации, это еще и главное в нашем мире. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово…». Или пушкинский завет: «глаголом жги сердца людей!» А мы, между тем допускаем безобразное коверканье родной речи, что, повторяю, имеет, возможно, даже необратимые клинические последствия для наших душ. И «развитие» этой добровольной болезни может иметь своим следствием полное разрушение нашей коммуникационной сферы и темное «торжество» нового Вавилона, который в погоне за внешним забудет внутреннее, духовное. И распадется на части, не понимающие друг друга.
Проблему духовной интервенции, которая стала возможной на почве забвения национального достоинства, надо изучать. Завершу сегодняшний разговор еще одним показательным примером, показывающим, что слово и имя это действительно главное в нашей жизни и искажение их, особенно з л о н, а м е р е н н о е, не может привести к добру. В научных библиотеках сейчас можно познакомиться с внешне роскошным изданием «Российской Энциклопедии». Прекрасное тиснение, иллюстрации, привлекательность издания — бесспорны. Но есть в новой энциклопедии одна чудовищно отрицательная черта. Подумайте только, ее авторы вообще отрицают факт «русской культуры», которую они называют «российской». Вот куда довело редакцию авторитетного издания ложное чувство «политкорректности» и отсутствие национального достоинстсва. Пушкин оказывается не русский, а «российский» поэт и писатель. Это Чаадаев с Достоевским «ошибочно» считали, что наш национальный гений — Русский поэт, он в соответствии с новейшей энциклопедией уже некий другой. Так тотально унижена наша народная культура в самом центре нашего отечества, в Москве, где авторитетным коллективом авторов создана многотомная энциклопедия, призванная дополнить и во многом заменить старую «Советскую энциклопедию», которая, несмотря на большевистский уклон, все-таки признавала капитальный факт «русской культуры», и в прошлом, и в настоящем. У нас же некие «дамы и господа» принудительно пытаются отнять нашу русскую народность и культуру, лишить нас собственной души и предмета национальной любви и привязанности, который дается с материнской колыбельной и с бабушкиной сказки. Не культурная война ли это, где под прицелом само сердце русской культуры и нашей национальной жизни?
Приведены несколько современных, «больших» и «малых» фактов, размышление по поводу которых показывает, что проблема русского народного достоинства является основополагающей для всей нашей жизни. Принудительное или стихийное забвение национального достоинства приводит и к гражданским кровавым столкновениям, и к противоестественному чувству забитости и ущербности у державонесущего народа. Видим целенаправленную духовную интервенцию против нашего народа, как именно Русского народа, новую попытку сплотить страну за счет дальнейшего унижения Русских. Не надо быть пророком, чтобы заключить: принудительная приниженность огромного большинства нации, составляющей ее основу, ни к чему хорошему не приведут. Еще есть время одуматься и сделать ставку не на падение «русских акций», а на их повышение. Но изменническая трусость и в центре, и на местах пока продолжается. Надо с ней заканчивать!
Владимир Николаевич Шульгин, кандидат исторических наук, член совета Калининградского Патриотического Форума, профессор Калининградского Пограничного института
20 ноября 2006 г.