Русская линия | Раиса Ильина | 09.11.2006 |
Ктитор — тот, кто строит или восстанавливает храм.
В разные эпохи имена этих людей усваивались историками купно с именами храмов, которые они возводили. Люди эти по-разному увековечены в культуре народов, среди которых проходила их жизнь, по-разному, порой складывались их отношения с Богом, с Его Церковью… Но они были отмечены одним общим признаком: «внезапно» для них вспыхнувшим желанием посвятить свой талант Богу, даже если этот талант умещается в «лепте вдовицы». И это становилось их оправданием Богу. Во все времена. Между мiром и алтарем зачастую проходила, проходит, и будет проходить их жизнь. Земная. Но кто описал их внутренний подвиг так, чтобы именно такое служение Богу стало примером подражания для ищущих подвига?
«Я буду идти, пока не остановится Тот, Кто идет предо мной!» — человек, который произнес эти слова несколько веков назад, посвятил Богу целый город. Хотя и дал ему, городу, свое имя. А история дала его имя целой эпохе — в развитии христианской цивилизации. Святой Константин Великий… и русская женщина Валентина Максимкина. Император и… бухгалтер Московского Института кибернетики… Вот ведь какие «масштабы» у Царского Священства Вселенской Церкви!
Москвичку Валентину Григорьевну Максимкину я встретила при обстоятельствах весьма интересных. Буквально набежала на нее, торопясь в Ново-Спасский монастырь… Есть на пути к нему (если идти от метро «Пролетарское») такое узкое место, следуя по которому вы непременно наткнетесь тройку-пятерку странных людей. Это люди, которым подают. Которые всегда были зримым олицетворением церковной традиции милосердия, а порой и чистилищем — для особо продвинутых «православных"… «От сумы да от тюрьмы не зарекайся» — наглядное пособие.
Не знаю, чем «зацепила» эта женщина… Может быть, не такой манерой держаться? Знаете, ведь, это гнусавенькое и вместе злобное — «Подайте!» А тут… Достоинство. Спокойствие. Отсутствие ложного стыда. И — убежденность в том, что сегодня и это надо делать! Надо — собирать. По-русски — сбирать… Пожалуй — так. Единственное необычное я увидела — газету в руках женщины. Точнее, ее ксерокопию. Полоса из провинциальной газеты повествовала о том, ради чего Валентина Григорьевна оказалась среди странных людей на моем пути в храм.
А Валентина Григорьевна, действительно служила когда-то главным бухгалтером в очень высоконаучном институте. И с высшим образованием у нее все в порядке. И даже почерк (убедилась) на редкость удобный для чтения, правильный, при ее-то седьмом десятке!
В Церковь она не в перестройку прибежала. Молилась тогда, когда хотела. Всегда, с той поры, как себя помнит. И храм посещала — он недалеко от ее дома (тот самый, в котором обретен был в 1918 году образ Державный Божией Матери).
А только однажды, в середине восьмидесятых, зазвали ее в путешествие. Куда позвали — она еще не знала. А узнала — и вся жизнь покатилась с учетом этого места на Русской земле. А учитывать бухгалтер Максимкина умеет.
Из «Исторической справки» о селе Успенское Лужны что под Тульской Чернью, составленной в 2002 году.
Село Лужны и деревня Сторожевое упоминаются в ХVII веке в городском стану Чернского уезда. «Деревня Лужны под Гороховых под черным лесом», «деревня Сторожевое на Сторожевом верху под Гроховым лесом». Название села происходит от слова Лужи или Лужен. Так назывались в селе сажелки при реке. Небольшие по своему объему, с грязной водою, они скорее походили на лужи, чем на сажелки. Отсюда и название села — Лужны.
Время возникновения прихода неизвестно, но, судя по тому, что настоящий приходский храм его третий уже по чету, приход этот довольно давний по своему образованию. В селе Лужны находится памятник архитектуры — здание Успенской церкви. Здание располагается на окраине села. Ближайшие строения находятся в 60−80 метрах. Каменный храм в честь Успения Божией Матери построен на средства помещика Парфения Александровича Лаврова в 1877—1884 годы. Главный иконостас устроен на средства помещицы Ефросинии Сергеевны Глотовой. Придельные алтари храма: с правой стороны — во имя Всех Святых — устроен в 1879 году на средства храмоздателя, с левой стороны — во имя Святого Чудотворца Николая — на средства помещика Николая Филипповича Глотова. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Церковной земли было 34 десятины.
Из истории памятника известно, что до настоящего каменного храма здесь существовал деревянный храм, построенный в 1799 году помещиком сельца Сторожевого А.И. Журавлевым.
При церкви с 1886 года существовало церковно-приходское училище. В селе Успенское Лужны с 1896 года была второклассная церковно-приходская школа, помещалась в собственном здании (заведующим и учителем был священник Михаил Вьюков, учителем ворого класса — студент Духовной семинарии Сергий Сахаров, попечителем — Михаил Саппо). В 1897 году во втором классе обучалось 11 мальчиков, при ней с 1896 года существовала образованная одноклассная школа, учителем которой был крестьянин Тихон Клепиков, имевший звание учителя, а в 1897 году в ней обучалось 77 мальчиков и 13 девочек…
Здание (Успенской церкви) раньше находилось в ведении колхоза «Советская Россия» и использовалось как авторемонтные мастерские. Ремонт и реставрация не производились.
С тех пор как из храма Успения Божией Матери ушли колхозные авторемонтники, церковь и стоит… упованием нескольких местных прихожан, мотором (или, лучше, свечой) которых в деле обретения храма и стала москвичка Валентина Григорьевна Максимкина. («Посмотрю на свой московский Коломенский храм-красавец, а ведь сердце болит — помнит о том, луженском!») Пытались, пытались подобраться к местному владыке успенско-лужинские жители. Было даже, начинал один батюшка приходскую жизнь разогревать… Да только увели его в иные епархии, а другой все никак не добредет до успенской святыни. Местные умирающие к паперти храма «подгадают»; местные пока еще живые бабушки, как умеют, пропоют над останочками — вот тебе и вся дорожка в «место покойно"…
Сказать, что такое положение для луженских православных прихожан Успенского храма приятное, — значит нахально соврать. Сотенка километров от Тулы — не дальний свет. Архиерея приглашали — не посетил владыченька пока ни разу! А Валентина Григорьевна ежемесячно приезжает из Москвы в село «по своим дачным делам» (домик еще в середине восьмидесятых ей достался, все ради храма, наверное). И, конечно же, едет с чем-то необходимым храму. (О больших необходимостях пока помолчим: крыши — нет. Колокольня рискованно дырявая. Штукатурка и росписи — уже из области не ближних упований. Сегодня. А завтра?.. Но вижу: окна церкви застеклили, навесили западные врата, устроили аналой, луженские жители ходят крестным ходом вокруг храма — вымаливают, вымаливают… Вот, источник заблестел среди камешков. А над источником — православный крест. (На деньги, что сбирает Валентина Григорьевна, много не разбежишься, но православный крест и оградка уже воспринимаются естественно и как положено: жизнь в Успенской затеплилась реально).
Как же преодолеть сирость, которая так и веет над этим старинным селом? После бесед с Валентиной Григорьевной, разглядыванием ее папки с документами не первого десятка лет уже и мне этот вопрос утром глаза открывает.
А может быть… В современном названии села исчезло-затерялось некое важное искомое — оно ведь именовалось — Успенское! Стало быть, в имени, которое надо бы и можно бы уже вернуть, есть маленькое условие (одно из многих, но безусловное, по-моему)! Это уже лыко в строку.
А пока в Тульской епархии (в ее информационном поле) никак и ни в чем не отражена судьба православного храма Успения Божией Матери что в старинном тульском селе Успенские Лужны стоит не один век. Не отражена и христианская жизнь его нынешних прихожан. Прихожане — есть. А храма в епархии — нет! Вот ведь парадокс! И парадокс, скажем прямо, неприличествующий — для земли Поля Куликова!
Мы не случайно называли здесь имена прежних ктиторов храма. Не известна нам судьба храмоздателя, как неизвестны судьбы служивших здесь у Престола Божия. Хотя есть сведения об исповедническом пути некоторых из них. В Книге Животней вписано не одно имя здешнего православного христианина! Неужели можно приехать и спросить — запросто так — у местных пораженных неверием люмпенов: да нужен ли вам храм? услышать ответ: нет! не нужен! и… укатить восвояси (так и было однажды, когда епархиальный чин приехал в сельцо «на разведку»). Чем, конечно, послужил, только вот — чему?
Храм Успения Божией Матери в сельце Успенские Лужны возродится. Это — точно. И приход вокруг него сложится. И владыка Тульский и Белевский Алексий, конечно же! будет с любовью и упованием встречен, и войдет в Алтарь многострадального храма. И будет еще много чего достойного в жизни русского села. Дорога уже проложена. Не фигурально. Максимкина начала хлопотать о ней еще при советской власти. Дорога та сегодня прямо к храму и подкатывает. Не верите? Проверьте своим ходом.
На «Казанскую», возможно, кто-то из вас пойдет в Ново-Спасский. Кто-то будет думать о подаянии. И о воздаянии. Уверяю вас: если ваша жертва даже меньше лепты вдовицы, но — искренняя, вы вспомните о ктиторе Успенского храма Валентине Григорьевне Максимкиной.
http://rusk.ru/st.php?idar=110737
Страницы: | 1 | |