Русская линия
Русская линия15.07.2006 

«Мы были не просто певчими..»
Заметки неравнодушного о церковном пении

Слушая недавно лекцию А.И.Осипова, посвященную теме миссионерства, я обратила особое внимание на его обеспокоенность по поводу состояния церковного пения. Он укорял православных людей в том, что мы придаем огромное значение таким внешним вещам как принятие или не принятие ИНН и совсем не задумываемся над внутренними проблемами Церкви.

Могу с горестью признаться, что мне самой и моим близким не раз приходилось сменять один приход на другой из-за появления так называемого «помпезного» или «итальянского» пения на смену обиходного. И думалось тогда, что неспособность молиться под сотрясающий стены храма хор является моей личной проблемой. Ведь стоят же прочие люди в церкви, а после службы восхищаются мастерством исполнения песнопений. Когда же я пыталась обсуждать этот вопрос с теми или иными православными, одобряющими «итальянский» стиль церковного пения, то слышала в ответ упрек: «Ну, о чем Вы говорите! Это же не монастырь! Мы мирские люди и нуждаемся в торжественных и воодушевляющих службах!». После таких слов во мне укоренилась убежденность, что есть люди, которые молятся под тихое и умиротворенное пение, а есть те, которым необходим «воодушевляющий» хор. И те, и другие спасаются.

Слова А.И.Осипова подействовали на меня отрезвляюще. «Итальянская» манера — это все-таки проблема нашей Церкви, а не один из вариантов церковного пения. И мне хотелось бы обратиться к православным братьям и сестрам с призывом обсудить эту тему и каждому на своем приходе поднять этот вопрос на приходском совете.

Говоря откровенно, я всегда настороженно относилась к статьям церковного порядка, написанным женщинами, учитывая горестный опыт наших излишне напористых активисток, самочинно прославляющих некоторых известных людей как святых и составляющих им акафистные службы. Но данная тема касается меня непосредственно, так как я с детства пою в церковном хоре. Потому мне хотелось бы поделиться своим опытом и переживаниями по этому поводу.

Я имею музыкальное образование, и потому для меня не составляет огромного труда пение по нотам и с листа. Но вот петь особенно замысловатое песнопение и молиться при этом представляется для меня практически невозможным. Когда же голосовые темы (басовые, теноровые, альтовые и сопрано) расходятся так, что текст у каждого голоса не совпадает по времени, то в такой момент, я полагаю, никому в храме не может быть особенно молитвенно. Ведь совершенно непонятно, что поют замечательные «певцы».

Однажды я была в одной деревенской церкви, где народ (а храм был полон) пел всю службу вместе с хором. Вот это была действительно «воодушевляющая» служба. И хотя песнопения были самыми что ни есть простыми, более красивого пения мне не приходилось слышать.
Некоторые могут возразить, что если петь все время одно и тоже, то это может скоро надоесть. Но у нас сейчас есть огромный запас самых различных монастырских распевов, греческих, сербских и т. д. Я уверяю вас, что все они очень мелодичны, но самое главное в них то, что во время их пения женским голосам не приходится вопить во всю глотку на высоких нотах, а бедным прихожанам вздрагивать от неожиданности. В наше время технологий мы обладаем прекрасной возможностью пользоваться Интернетом как источником нот для церковного пения (для этого существуют православные сайты).

И в заключении приведу один пример из моей личной практики. Одни мои знакомые попросили меня петь на их венчании. Помятуя о своем не слишком юном возрасте, они устроили все очень просто (хор состоял из меня и матушки священника, который их венчал). Мы решили петь на два голоса обиходным вариантом. И как же хорошо прошло Таинство. Мы были не просто певчими, а сотаинниками наших брата и сестры во Христе в этот важнейший в их жизни момент. Поя простым напевом, мы имели возможность вдумываться в каждое слово церковного текста. По окончании службы все мы: молодожены, батюшка, певчие, родные светились одинаковою радостью. И я вспомнила, как обычно после пения «итальянским» стилем на венчаниях я облегченно вздыхала, что все закончилось, я не ошиблась в нотах, удачно спела ту или иную тему. Но даже не задумывалась, что не участвовала в службе как таковой.

Я прошу простить меня, если некоторые слова моего воззвания вызовут у кого-то смущение. Я писала «от избытка сердца».
Раба Божия Тавифа
Свято-Троицкая церковь
Ванкувер. Канада

http://rusk.ru/st.php?idar=110389

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Пётр Васнецов    17.07.2006 16:50
Оставил с благодарностью свой комментарий на \"portal-credo.ru\"
Если есть такая возможность подискутировать с р.Б.Тавифой в персональном общении.Есть вопросы у некоторых прихожан из Германии.
Спаси Господи.
  Вячеслав Валентинов    17.07.2006 16:29
Спаси Христос!
А не можете ли указать, как найти данную лекцию проф. Осипова? Очень любопытно. Если не затруднит, прошу дать ссылку на нашем Форуме любителей Древнерусского пения и Богослужения, где я ссылалаюсь на текущее сообщение?
http://talk.canto.ru/read.php?board=06&msgid=060717162601-CCQMB1
  Священноинок    15.07.2006 22:06
Спаси Христос рабу Божию Тавифу за этот её "избыток сердца"! Проблема храмового пения, наверное, навсегда останется болевой точкой нашей церковной жизни. Не приходится смотреть вперёд с излишним оптимизмом, потому что привычка к "итальянщине" захватывает не одно уже поколение прихожан, и преодолеть эту "дурную безконечность" – дело титаническое. Слава Богу, что многие молодые регенты сегодня начинают возвращать церковное пение к его лучшим образцам. По собственному опыту многолетнего служения могу сказать: когда в богослужении используется, например, знаменный роспев, чувствуешь – как бы крылья у души появляются, прямо небесное какое-то ощущение, которое и словом-то не передашь. Вот когда ощущаешь, что такое наше богослужение православное! Красоте нашего обряда должно прямо соответствовать и особенное пение, а не какое придётся, и уж, конечно, не чуждое по духу, каким и является вся эта вычурная итальянщина. Нет ничего нелепее, по моему, т.н. "концертов", исполняемых по запричастном стихе. Дико просто само это слово, применительно к богослужению, тем более к Литургии – "концерт".
Пора, пора сказать всем этим любителям вокального чужебесия: "Концерт окончен…".
  onik-s    15.07.2006 11:16
Дорогая о Господе Тавифа! Братски целую и Бога о вас благодарю. \\\"Не плоть и кровь…\\\", как видно, вам с А. Осиповым явили сию беду – забавное пение, а не певаемая молитва в храме!
Вседушевно согласен с вами обоими и с нашей древней практикой простого пения. \\\"Бог Сам прост и простых любит\\\". Все у вас верно.
Проблему сию вижу из того, что и в семинариях будущих священников не учат быть пастырями, а нравящимися архиерею исполнителями капризов околохристианского населения (ведь именно таковые составляют братство ревнителей распятия непослушных их капризам батюшек. Простите за витийство). К сожалению, часто видишь батюшек приходских между молотом и наковальней – между архиереем и приходом. А вот боговедению и душеведению (духовной чуткости, рассудительности, заботе о спасении себя и вверенных) не учат, и в приходах, если и есть пастырь, учиться не хотят.
Думаю, что причина кроется в общецерковном некачественном отношении к Крещению -как началу спасения. Нет реального стремления у Церкви \\\"научить вся языки, крестяще их\\\". Покрестили -значит ты наш, спели -значит служили. \\\"сердце же далече отстоит\\\"!!! Оглашать, воспитывать, воцерковлять нам надо, а не о цифрах, часах и рублях думать. Тогда и молиться людям, а не развлекаться захочется, ведь покаяние приближает к Свету, в котором видишь свою тьму, и тут уж не до развлечений и фанфаронства италийского. Поменяем отношение к Крещению, поменяется и пение. Кстати, дорогая \\\"Русская линия\\\", откройте всецерковный форум по вопросу качества оглашения в наших храмах. Давайте зреть в корень.
  влад    15.07.2006 05:02
Очень актуальная тема.Церковное пение,несомненно,является очень важной составляющей соборной молитвы."Едиными усты,единым сердцем"-призываемы мы к ней.Но бывает так,что вместо собирания в Единые Уста и в Единое Сердце бываем рассеяны на "партии" партесным пением.Если проследить историю,то выяснится,что привнесено оно в Православные Церкви от Католического Запада,отступившего к тому времени от чистоты исповедывания Христианской Веры.Это как питаться из одной посуды с инфекционным больным:или заболеешь,или имунитет окрепнет.А стоит ли рисковать,когда всё потребное у нас имеется?Тем более,если дело касается духовного здравия. Слава Богу,в России в некоторых монастырях и приходских храмах возрождается практика знаменного пения.И как торжественно и просто, когда на призыв священослужителя:"Рцем вси!"-каждый уд Церкви взывает: "Господи,помилуй!"

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика