Русская линия | 15.07.2006 |
Могу с горестью признаться, что мне самой и моим близким не раз приходилось сменять один приход на другой из-за появления так называемого «помпезного» или «итальянского» пения на смену обиходного. И думалось тогда, что неспособность молиться под сотрясающий стены храма хор является моей личной проблемой. Ведь стоят же прочие люди в церкви, а после службы восхищаются мастерством исполнения песнопений. Когда же я пыталась обсуждать этот вопрос с теми или иными православными, одобряющими «итальянский» стиль церковного пения, то слышала в ответ упрек: «Ну, о чем Вы говорите! Это же не монастырь! Мы мирские люди и нуждаемся в торжественных и воодушевляющих службах!». После таких слов во мне укоренилась убежденность, что есть люди, которые молятся под тихое и умиротворенное пение, а есть те, которым необходим «воодушевляющий» хор. И те, и другие спасаются.
Слова А.И.Осипова подействовали на меня отрезвляюще. «Итальянская» манера — это все-таки проблема нашей Церкви, а не один из вариантов церковного пения. И мне хотелось бы обратиться к православным братьям и сестрам с призывом обсудить эту тему и каждому на своем приходе поднять этот вопрос на приходском совете.
Говоря откровенно, я всегда настороженно относилась к статьям церковного порядка, написанным женщинами, учитывая горестный опыт наших излишне напористых активисток, самочинно прославляющих некоторых известных людей как святых и составляющих им акафистные службы. Но данная тема касается меня непосредственно, так как я с детства пою в церковном хоре. Потому мне хотелось бы поделиться своим опытом и переживаниями по этому поводу.
Я имею музыкальное образование, и потому для меня не составляет огромного труда пение по нотам и с листа. Но вот петь особенно замысловатое песнопение и молиться при этом представляется для меня практически невозможным. Когда же голосовые темы (басовые, теноровые, альтовые и сопрано) расходятся так, что текст у каждого голоса не совпадает по времени, то в такой момент, я полагаю, никому в храме не может быть особенно молитвенно. Ведь совершенно непонятно, что поют замечательные «певцы».
Однажды я была в одной деревенской церкви, где народ (а храм был полон) пел всю службу вместе с хором. Вот это была действительно «воодушевляющая» служба. И хотя песнопения были самыми что ни есть простыми, более красивого пения мне не приходилось слышать.
Некоторые могут возразить, что если петь все время одно и тоже, то это может скоро надоесть. Но у нас сейчас есть огромный запас самых различных монастырских распевов, греческих, сербских и т. д. Я уверяю вас, что все они очень мелодичны, но самое главное в них то, что во время их пения женским голосам не приходится вопить во всю глотку на высоких нотах, а бедным прихожанам вздрагивать от неожиданности. В наше время технологий мы обладаем прекрасной возможностью пользоваться Интернетом как источником нот для церковного пения (для этого существуют православные сайты).
И в заключении приведу один пример из моей личной практики. Одни мои знакомые попросили меня петь на их венчании. Помятуя о своем не слишком юном возрасте, они устроили все очень просто (хор состоял из меня и матушки священника, который их венчал). Мы решили петь на два голоса обиходным вариантом. И как же хорошо прошло Таинство. Мы были не просто певчими, а сотаинниками наших брата и сестры во Христе в этот важнейший в их жизни момент. Поя простым напевом, мы имели возможность вдумываться в каждое слово церковного текста. По окончании службы все мы: молодожены, батюшка, певчие, родные светились одинаковою радостью. И я вспомнила, как обычно после пения «итальянским» стилем на венчаниях я облегченно вздыхала, что все закончилось, я не ошиблась в нотах, удачно спела ту или иную тему. Но даже не задумывалась, что не участвовала в службе как таковой.
Я прошу простить меня, если некоторые слова моего воззвания вызовут у кого-то смущение. Я писала «от избытка сердца».
Раба Божия Тавифа
Свято-Троицкая церковь
Ванкувер. Канада
http://rusk.ru/st.php?idar=110389
Страницы: | 1 | |