Русская линия | Олег Ульянов | 07.07.2006 |
Вызывает недоумение, почему в таком случае забвению были преданы особые ктиторские редакции Иерусалимского Устава и Устава Литургии, связанные с именем свт. Алексия, местное почитание которого началось уже при вел.кн.Дмитрии Донском, а канонизация состоялась в 1448 г. Атрибуция рукописи Иерусалимского Устава (ГИМ. Син. 329/384) митрополиту Алексию и ее происхождения из Чудова монастыря в Москве зиждется у сторонников гипотезы на едва ли не единственном аргументе о наличии в соборном храме Чудова монастыря придела Благовещения, поскольку на литии, на «Слава и ныне» после литийных храмовых стихир, в рукописи Син. 329/384 на Л. 14 об. указана стихира Благовещению («Слава и ныне, глас 8, стихира Благовещению: Веселитеся небеса»), а в возглашении «Спаси, Господи, люди твоя», перед упоминанием святых бесплотных сил добавлено прошение: «заступьлениемь святого арханьгла Михаила». Между тем строительство Благовещенского придела в Чудовом монастыре, как показывают новейшие исследования, относится ко времени после 1392 г. (Ульянов О.Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры // Макариевские чтения. Можайск, 1996. Вып. IV, ч.II. С.109). Таким образом, рукопись ГИМ. Син. 329/384 никак не могла быть создана при митрополите Алексии.
Что касается рукописи Устава Литургии < > патриарха Филофея (Vat. Slav. 14), якобы также связанной с литургической реформой митрополита Алексия, то нами было предпринято специальное изучение этого Служебника, поступившего в библиотеку Ватикана в период 1508—1513 гг. вместе со Следованной Псалтирью (Vat. Slav. 8). Наше исследование кодекса, отреставрированного в октябре 1992 г., позволило обнаружить в заголовке автограф протодиакона московского Успенского собора Спиридония (Ульянов О.Г. Митрополит Киприан и тропарь третьего часа // Ежегодная Богословская Конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 99). Имя этого писца, тогда еще дьякона, впервые встречается на Л. 207 в рукописи Евангелия (РНБ. F.п.I.18), созданного в 1393 г. «благословением Киприана митрополита всея Руси» и «повелением благоверного князя Владимира Андреевича». Согласно летописи, в 1396−1397 гг. Спиридоний сопровождал митрополита Киприана в его поездке в Киев, где им была выполнена для смоленского епископа Михаила Киевская Псалтирь 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6), после чего в конце 1397 г. он вернулся в Москву. На Л. 111 в рукописи Vat. Slav. 14 находится список (на греч. яз.) 18 епархий киевской митрополии, в т. ч. названа Пермская, учрежденная лишь в 1383 г., т. е. уже после митрополита Алексия. Следовательно, рукопись «филофеевского» Устава (Vat. Slav. 14) также не может быть атрибутирована митрополиту Алексию, что ставит под сомнение и гипотезу о проведенной им литургической реформе.
Рукопись Типикона (ГИМ. Син. 329/384) вместе со славянскими рукописями Син. 328/383 и 332/385 ближе всего к греческой рукописи Иерусалимского Устава (Син. 326/381). Последнюю рукопись следует датировать 1289−1309 гг. на основании упоминания в чине литургии патриарха Афанасия I (1289−1293, 1303−1309) и «благочестивых и христолюбивых царей наших Андроника и Ирины» (Андроник II Палеолог (1282−1328), императрица Ирина (1285−1317). В мае-июне 1308 г. патриарх Афанасий I рукоположил в Константинополе митрополита Петра. В Житии митрополита Петра (+ 1326) упоминается последняя литургия, совершенная им, где он прежде имени своего князя поминал «благоверных царей», в каковых одни ученые видят золотоордынских ханов, другие — византийских императоров. На самом деле здесь калька с греческого источника, которая указывает на появление Иерусалимского Типикона в Русской Церкви уже при митрополите Петре (Син. 328/383 и 329/ 384).
По замечанию о. Иоанна Мейендорфа, литургия не только служила основным средством византийской культурной экспансии, но и была выражением единства в вере и в политическом взгляде на мир как независимый источник авторитета (Meyendorff, John. The Liturgy: A Lead to the Mind of Byzantium // Meyendorff, John. The Byzantine Legacy in the Orthodox Church. St. Vladimir’s Seminary Press. N. Y., 1982. P. 115−128). Константинопольский патриарх Филофей (1353−1354, 1364−1376), выступив в 1367 г. с инициативой проведения вселенского собора в Константинополе по вопросу унии (Meyendorff J. Projets de Concile oecumenique en 1367: Un dialogue inedit entre Jean Cantacuzene et le legat Paul // DOP. T. 14. Washington D.C., 1960. P. 174), составил ordo для унификации служб суточного круга и литургии во всем православном мире. За основу Устава литургии < > патриарха Филофея (Trempelas P.N. < > // Texte und Forschungen zur byzantinisch-neugriechischen Philologie. Bd.15. Athens, 1935. S. 1−16) был взят сводный Иерусалимский Типикон в редакции патриарха Афанасия I.
Литургическое единство должно было обеспечить, по мысли лидеров исихазма, победу Православия над латинством на соборе 1369 г., который так и не состоялся. Об этом, в частности, патриарх Филофей писал в 1367 г. архиепископу Охридскому: «Мы так договорились с папскими послами, чтобы, если наше учение на соборе окажется не хуже (сильнее) латинского, они придут (в единомыслие) с нами и примут нашу веру; Смело уповаем на Бога, что это действительно произойдет» (PG. T. CLII. Col. 1411−1412; Acta Patriarchatus Constantinopolitani (MCCCXV-MCCCCII) e codicibus manuscriptis bibliothecae palatinae Vindobonensis edita. Ediderunt Fr. Miklosich et Ios. Muller. I. Wien, 1860. P. 492). В преддверие вселенского собора патриарх Филофей (Коккинос) канонизировал свт. Григория (Паламу) на константинопольском соборе в апреле 1368 года, а также осуществил кодификацию паламитского учения в соответствующих параграфах Синодика в неделю Православия «филофеевской» редакции, названных А.Ф.Лосевым «наиболее зрелым плодом византинизма» (См. соборные определения: PG 151. Col. 715−716; пер.: Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. С. 877).
В Житии митрополита Петра, которое «списано Киприаном, смиреным мнихом и митрополитом Киевским и всея Руси», патриарх Филофей восхваляется как «дивный… Божий человек, медоточный язык… книги многии на утверждение православным написа и словеса похвальна и каноны сложи многоразличныя» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. СПб., 1908. С. 331). Следуя по стопам патриарха Филофея, митрополит Киприан в конце 1396 г. выступил с повторной инициативой проведения вселенского собора для соединения Церквей. Датировку позволяют уточнить ответные послания патриарха Антония на русское предложение о встрече Востока и Запада, направленные в январе 1397 гг. польскому королю Ягайло и самому Киприану (Acta Patriarchatus Constantinopolitani (MCCCXV-MCCCCII) e codicibus manuscriptis bibliothecae palatinae Vindobonensis edita. Ediderunt Fr. Miklosich et Ios. Muller. II. Wien, 1862. P. 280−282, 282−285. NN 515−516).
Как и в Византии, подготовка собора в России сопровождалась литургической реформой, которую первым в Русской Церкви начал осуществлять митрополит Киприан, потрудившийся перевести < > патриарха Филофея. Первый этап этой работы, который проходил ок. 1385 г. на Афоне, нашел свое отражение в рукописи Служебника (ГИМ, Син. 376/268), где заголовок распорядка службы священника и дьякона < > указывает на причастность к переводу самого митрополита Киприана: «Устав божественны (х) служебъ. Творение Филофеа, патриарха Цариграда. Списажеся се (и) смирены (м) митрополито (м) Киевским и всея Руси Киприано (м)» (См. список Требника и Служебника, кон. XV в., Л. 7−24; Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отдел третий. Книги богослужебные. Часть первая. М, 1869. С. 204−206).
Примечательно, что в текст Служебника (Син. 376/268) уже вставлен тропарь третьего часа в соответствии с литургийным постановлением, «которое было прислано к нам Константинопольским патриархом Филофеем, составителем так называемой диаконской литургии» (Первое путешествие в афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в 1846 г. Ч. II. Отд. 1-е. Киев, 1877. С. 467). С именем митрополита Киприана следует связывать и перевод с греческого «Молитвы особной святому Духу» в день Пятидесятницы («Творение святейшаго патриарха Костянтинаграда Филофея: Царю небесный, Утешителю, Владыко сбезначальный..»), которая находится в составе Служебника (ГИМ, Син. 601/344, Л. 84об.-88), причем в данной рукописи на Л. 72, 132 об. имеется примечательная запись, что «Сiй служебникъ преписанъ отъ грецкых книгъ на русский язык рукою своею Кипрiанъ, смиреный митрополитъ Кыевъскый и всея Руси. Елицы же преписуете и поучаваетеся сими книгами, или божественную и безкровную жертву Господеви приносящеи священницы, поминайте наше смирение, яко да и вы тому же понiманию сподоблени будете », и здесь же отмечено, что митрополит Киприан «сам служил» по нему. Хотя в настоящее время эта рукопись уже не рассматривается как автограф митрополита Киприана, тем не менее, аналогичное свидетельство о «киприановской» редакции Служебника, выполненной по греческому образцу, буквально воспроизведено в близкой по времени рукописи Евхологиона (ГИМ. Син. 326), явно тяготеющей к традиции патриарха Евфимия Тырновского (Ульянов О.Г. Влияние Святой горы Афон на литургические преобразования в славянских Церквах в свете посланий патриарха Евфимия Тырновского и митрополита Киприана // Mons Athos minor. Материалы Международной научной конференции в университете «Св. Климента Охридского» (София). Жеравна, 2−5 сентября 2004).
В послании митрополита Киприана псковскому духовенству (ок. 1397 г.) упомянут как уже отправленный «устав Божественной службы Златоустовы и Великаго Василья», а также «Синодик правый, истинный, который чтут в Цариграде, в Софьи Святой, в патриархии…якоже мы здесе в митропольи поминаем, или еретиков проклинаем» (РИБ. Т. 6. СПб., 1880. N 30. Стб. 239−242). Рукопись Синодика времени митрополита Киприана отчасти сохранилась в составе Успенского Синодика, или Троицкой книги, названной так по изображению Живоначальной Троицы на переплетной доске (Син. 558/ 667; ГИМ, Щук. 536). Древнейшая часть Синодика, датируемая по палеографическим признакам концом XIV в., заканчивается на статье возглашения вечной памяти патриарху Филофею (Л. 34 об.). Источниковедческий анализ данной части обнаруживает ее сильную зависимость от греческого оригинала XIV в., в частности, буквальным переводом сложных богословских терминов (Подробнее см.: Ульянов О.Г. Митрополит Киприан и тропарь третьего часа. // Материалы ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. М., 2001. С. 98−101). Примечательно, что в рассматриваемой рукописи уцелела статья о Свете Преображения Господня (= 15 последний параграф в «филофеевском» Синодике), содержащая ссылку на предшествующий полный текст («предреченных ради»).
По мнению Е.Е. Голубинского, под уставом «службы Златоустовы и Василия Великого», отдельном от самой Литургии Иоанна Златоуста, о котором сообщается в послании митрополита Киприана псковскому духовенству, нужно рассматривать именно «филофеевский» чин проскомидии. С датой этого послания согласуется упоминание на Л. 72 в Служебнике (Син. 601/ 344) о личном участии митрополита Киприана в работе над рукописью в 1397 году. Вероятно, эта поздняя приписка есть всего лишь парафраз записи в раннем протографе, но может быть и косвенной датировкой для него, отмечая начало литургической реформы митрополита Киприана.
Олег Германович Ульянов , Заведующий Сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева (ЦМиАР)
Впервые опубликовано: Ульянов О.Г. Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской Православной Церкви? // Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. М., 2005. С. 268−271
http://rusk.ru/st.php?idar=110371
Страницы: | 1 | |