Русская линия
Православие и Мир Инна Карпова08.04.2005 

Воспитание мультфильмами

Спросите детей: что они любят больше всего? Где-нибудь между мороженым и катанием на самокате вам обязательно назовут мультики.

По существу лучшие отечественные мультфильмы — это маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.

Например, довольно старый (1975 год) мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм»). Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и наконец решается на педагогический эксперимент: «Раз тебе хочется озорничать — озорничай! Ни слова от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками». Ура! Да здравствуют проказы! Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только если сделаешь доброе дело. Ивашка немного скисает, но — делать нечего. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то. Мешочек, висящий на дереве, постепенно становится все тяжелее. Неизвестно, сколько времени прошло, но он наконец-то стал полным. Долгожданная свобода: «Эх, и развернусь я теперь!» Но увидел вдруг юный медведь, как лиса беспомощно чинит забор. «Ну ладно, с завтрашнего дня буду делать, что захочу» — и помчался помогать лисе. В другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.

Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце. В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал. Но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не «класть камешек» себе в зачет). Но если сердце не воспитано — надо же с чего-то начинать?

* * *

Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Как объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу?

Тут очень помог бы способ «от противного», когда опасная черта «окарикатуривается» и выглядит явно смешно и неприглядно. Маленькую прививку от тщеславия обеспечит мультфильм «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»). Он тоже — о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят… Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка — золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг — кот. Заслуг у кота накопилось очень много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, кот лежит на постаменте «Спасителю петуха» и диктует мыши-секретарю мемуары: «Последний раз я спасал петуха зимой. Жара страшная…» На этот раз спасать петушка от лисы кот отказался: сколько можно? Да и некогда. И место на постаменте могут занять, пока бегаешь.

Кстати, мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом — самый-самый маленький! А значит, если кому-то нужна помощь, «малый рост» — не помеха.

* * *

Вообще в мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм»). Из родных широт он переносит нас в загадочную Африку, где живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями — щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует, естественно, бегемот.

Ну, злому крокодилу вся эта дружба поперек горла стала. Девочку, конечно, он решил съесть: нет человека — нет проблемы. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент поступил по-свински: отбежал подальше и стал кричать испуганным голосом: «Я бы рад тебе помочь, но я не могу: крокодил может схватить меня, и тогда у тебя не будет такого большого друга!»

Мультфильм (который кончается, конечно, хорошо) очень доходчив даже для самых маленьких. В конце девочка «на пальцах» объясняет бегемоту: «Посмотри, какие они маленькие, а все они мои большие друзья. А ты такой большой — и бросил меня в беде! Значит, ты мне совсем не друг, и у-хо-ди!»

Для этого «ты мне не друг, и у-хо-ди!» найдена какая-то совершенно чудесная интонация — не злая и не обидная, а — детская, подслушанная в песочнице. Взаправдошная. Ну и бегемоту ничего не остается делать, как плакать в три ручья. Зато мы все поняли, кто здесь самый большой друг и как вообще нужно дружить.

* * *

Ну, хорошо, с этим все понятно: друзьям надо помогать. И еще за слабых заступаться и спасать их, как гном Вася. Но как быть, когда в беду попадает как бы… враг? Ну, то есть совсем крокодил?

Крокодил, кстати, довольно «разработанный» герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм»). У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому как к нему относились — можно не объяснять.

«Но самое страшное (зрители напрягаются) было то, что он один во всей Африке не чистил зубы». Зря смеетесь. Когда у крокодила разболелись зубы, он страдает так реалистично, что вздрагиваешь от воспоминаний собственных «зубных» историй: и из воды-то он до неба подпрыгивает, и в песок закапывается, и причитает жалобно, и большие крокодильи слезы текут по его несчастной морде.

Джунгли счастливы, звери смеются: страшный крокодил наказан! И вот прилетает птичка Тари и дает первый урок. «Как вам не стыдно! — возмущается она. — Ему больно, он плачет!» Страшный, неприветливый, но какое это имеет значение, если ему больно?

«Да он сам виноват! Он не чистит зубы!» — галдит африканская фауна. А крокодил-то зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. «Вот если б кто-нибудь мне почистил зубы!» (Звери: «Дураков нет!») Может, поэтому крокодил и был такой злой? Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить скопившийся в крокодиловой пасти мусор (ракушки, страусиные перья, мячик, больной зуб…), и крокодил впервые в жизни сказал доброе слово: «Большое спасибо тебе, добрая птичка Тари!» Все только рты разинули.

* * *

Птичка Тари в общем-то сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее твоей безопасности и даже жизни. Причем мультфильм может рассказать об этом не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки. Такой, например, как «Лоскутик и облако» (реж. Р. Страйтмане, «Экран»). Вообще-то, эта сказка сначала была книжной, написала ее Софья Прокофьева, но мультфильм все же — дело другое. Кроме того что в мультфильме все «как живое», в нем есть еще и запоминающиеся веселые песенки (кстати, на стихи классика ХХ века Д. Самойлова). Уже и мультфильм забудется, растворится в душе, а песенка про кашу: «Молоко кипит в горшочке, соли надо бы, дружочки!» — вспомнится и вытянет за собой всю эту сказочную историю.

Лоскутик — это девочка, живущая в засушливом королевстве, где вода принадлежит королю и продается за деньги. А облако прилетело сюда по своим личным делам. Лоскутик и облачко подружились. Облако было довольно беспечное и легкомысленное, попадало в разные истории и совершенно себя не берегло: по пути чуть не погибло, потому что напоило бездомных собак, ворону, засохшее картофельное поле… Так оно и разбазаривает себя, а в конце проливается веселым дождиком.

Лоскутик тоже умеет самоотверженно дружить и жертвовать собой, не задумываясь о последствиях. Лишний раз убеждаешься, что добрые удивительно нерасчетливы.

Но Лоскутик иногда отказывала облаку в помощи. Когда для фокуса с превращениями облачку нужно было поплакать, оно попросило девочку: «Огорчи меня! Скажи, например: «Я тебя не люблю». Для дела ведь нужно! Но на половине фразы Лоскутик сломалась и заупрямилась: «Я не могу». — «Но это же понарошку!» — «И понарошку не могу». И ведь не потому, что Лоскутик — патологически правдивая девочка: чтобы спасти облако, она обманула и королевского повара, и добрую Барбацуцу. Просто есть слишком нешуточные слова, которые не выговариваются даже в шутку.

* * *

Воспитание мультипликацией — тема, по-моему, неисчерпаемая. Ужасно хочется вспомнить еще и мультфильм «Про лень», и «Нехочуху», и любимый «Пони бегает по кругу». И «Каникулы Бонифация» Ф. Хитрука («Союзмультфильм») — одну из самых пронзительных и глубоких мультипликационных историй-притч. Ею и закончим.

События мультфильма происходят опять в Африке. Для мультипликации Африка — излюбленное место действия: она создает необходимую для притчи отстраненность от текущего момента. И вот мы отвлекаемся от самих себя, чтобы вернуться и подойти к себе с неизвестной стороны.

Кто не помнит, Бонифаций — это лев, которого за образцовую работу в цирке впервые отпустили на каникулы. Куда ехать на каникулы, как не к бабушке? И Бонифаций поехал к бабушке, в Африку. Он надеялся, что там исполнится его мечта, и он поймает маленькую золотую рыбку.

Когда после трогательной встречи с бабушкой Бонифаций, взяв сачок, направляется к озеру, то по дороге он встречает маленькую африканскую девочку. И показывает ей цирковой фокус. Девочка никогда не видела цирк. Как и другие африканские дети, с которыми она вскоре догоняет Бонифация на пути к озеру. Бонифацию так и не удалось поймать рыбку ни в этот день, ни в следующие, потому что он каждый день с рассвета до вечера давал представления детям. Но стоило ему на секунду задуматься — и перед глазами опять возникало озеро с золотой рыбкой, которое ждало его в каких-то двух шагах, но так и не дождалось.

Каникулы, как всегда, кончились внезапно. Бабушка Бонифация и влюбленные в него дети провожают его на пароход. Засмотревшись на них, Бонифаций шагает мимо палубы, но — цирковая школа! — ловко выбирается из воды на корабль. А из-под связанного бабушкой свитера вдруг достает… золотую рыбку. И отпускает ее в море.

Почти бессловесная сказка вмещает в себя столько важного — и о призвании, и о способности жертвовать самым дорогим ради других, и о том, что наше свободное время — совсем не наше, и о том, чего искать в жизни прежде всего, а что — приложится само.

http://www.pravmir.ru/article458.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика