Русская линия
Русская линия Максим Степаненко30.05.2006 

Психологические аспекты самоубийства и помощь людям, склоняющимся к самоубийству

Начало
Продолжение

Научная психология и психиатрия не являются конкурентами религии и, тем более, врагами. Именно тогда, когда они идут рука об руку, такое сотрудничество дает превосходные результаты.

Помимо изменения своего духовного состояния и стремления изменить таковое у своего ребенка, родителя, родственника, друга следует прибегнуть к профессиональной психиатрической (психотерапевтической) помощи. При этом следует искать специалистов, действительно имеющих определенный (и, главное, успешный!) опыт работы с потенциальными самоубийцами. Неквалифицированная помощь дилетантов с дипломами психологических курсов сомнительных коммерческих вузов и центров, коих сейчас полно, а также «лучших целителей России» и просто «целителей», знахарей, «бабок», колдунов, «духовных киллеров», рейкистов и прочей оккультно-сектантской нечести не принесет ничего доброго.

Ниже перечисленные рассуждения и комментарии приведены из книги «Содержание и организация деятельности центров экстренной психологической помощи «телефон доверия». — М.: НИИ семьи и воспитания, 1999.

Понятия психологического кризиса и суицида

Для профилактики самоубийств необходимо вовремя распознать развитие кризиса и создать условия для адекватной эмоциональной реакции и интеллектуальной переработки психотравмирующего события.

Что же такое психологический кризис? В литературе чаще всего встречается два взгляда на данное явление. Одни авторы говорят о психологических кризисах как ключевых этапах психического развития человека в онтогенезе, на которых основывается периодизация (данную точку зрения представляют идеи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Э Эриксона). Другие склонны рассматривать проблематику кризиса в контексте тех или иных психотравмирующих событий, которые вызывают социально-психологическую дезадаптацию и сопровождаются переживанием острых эмоциональных состояний. В телефонном консультировании реализуется, конечно же, последний подход.

В рамках настоящей работы сколько-нибудь полное освещение данного вопроса представляется затруднительным. Поэтому в тезисной форме остановимся на некоторых наиболее существенных с практической точки зрения аспектах, важных для начинающего консультанта.

1. Кризис ограничен во времени — он так или иначе приводит к какому-либо решению или исходу и обычно продолжается не более 6 недель.

2. Во время кризиса человек вынужден или склонен отказаться от привычного образа действий, мыслей и предрасположен к усвоению новых установок.

3. Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая, будучи сфокусированной и направленной, может способствовать его разрешению.

4. Следует исходить из того, что некоторые адаптационные возможности есть у каждого из позвонивших. Плохо или хорошо, но ранее они как-то справлялись со своими проблемами.

5. Причиной кризиса является психотравмирующее событие, которое субъективно воспринимается абонентом как утрата (в самом широком ее смысле, например, потеря близкого человека, здоровья, изменение социального статуса или привычного окружения и т. д.).

6. Наступление кризиса показывает, что прежние модели поведения оказались неадекватными в изменившихся обстоятельствах.

7. Основными аффективными компонентами кризисного состояния являются тревога, тоска, обида. В ряде случаев отмечаются апатия, ощущение бессилия, стремление к покою и уединению.

8. Основным когнитивным компонентом кризисного состояния является представление о невозможности разрешить кризис из-за отсутствия времени и возможностей (ощущение дефицита информации).

9. Для восприятия психотравмирующей ситуации человеком, находящимся в кризисе, характерны следующие черты:

а) произвольность выводов — их формирование в отсутствие достаточных фактических данных;

б) избирательная абстракция — процесс, концептуализирующий целостное восприятие на основе какого-либо одного элемента, вырванного из контекста, и игнорирующий другие признаки;

в) сверхгенерализация — формирование обобщенного вывода на основе единичного случая;

г) «максимизация — минимизация» — приписывание ситуации или ее аспектам неадекватно преувеличенного или преуменьшенного значения.

10. Негативный исход развития кризисного состояния может привести к суицидальному поведению.

Таким образом, психологический кризис является одним из проявлений социально-психологической дезадаптации личности в ситуации утраты либо угрозы утраты значимой ценности или объекта. Кризис возникает при невозможности преодолеть препятствия в достижении жизненно важных целей способами, сформированными на основе предыдущего индивидуального опыта.

Кризисное состояние характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями: чувством неопределенности, беспокойством, тревогой, переживанием собственной несостоятельности, беспомощности, одиночества, безнадежности, пессимистической оценкой собственной личности, актуальной ситуации и будущего, выраженными затруднениями в планировании дальнейших действий.

С точки зрения психофизиологии в кризисном состоянии происходят изменения в познавательных процессах, мышлении, наблюдается уменьшение объема внимания, снижение усвоения информации. Отмечаются и соматовегетативные расстройства: человек прерывисто дышит, вздыхает; ощущает физическую слабость, разбитость, истощение; у него расстроены сон, аппетит и другие функции.

Тревога и напряженность, вызванные кризисной ситуацией, приводят к снижению адекватности и глубины понимания других людей. Человек, в таком состоянии преувеличивает экстренность критической ситуации, ему представляется, что для принятия решения у него меньше времени, чем на самом деле. У таких людей также имеют место нарушения личностной идентификации: они не уверены в том, что смогут перенести отрицательные эмоции.

Подавляющее большинство потенциальных самоубийц являются людьми с психиатрической точки зрения практически здоровыми (в том числе с акцентуациями характера). Это не случайно. Данные Всесоюзного суицидологического центра свидетельствуют, что в общей массе лиц с аутоагрессивными намерениями свыше 70% приходится именно на эту категорию.

Правильное поведение с потенциальными самоубийцами требует специфических знаний о характере и содержании суицидального поведения, об особенностях психологического состояния человека, стоящего перед вопросом о возможности продолжать жить. Следует опираться на ряд основных понятий суицидологии.

Общие черты самоубийств

Несмотря на разнообразие форм проявления и методов реализации суицидального поведения, можно выделить нечто, объединяющее все самоубийства. Э. Шнейдман так описывает их общие черты.

1. Общей целью всех самоубийств является поиск решения.

Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он служит выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. Ему свойственны непогрешимая логика и целесообразность. Он предпринимается в качестве единственно доступного ответа на труднейшую задачу: как можно выбраться, что делать? Таким образом, каждый суицид имеет целью найти решение стоящей перед человеком и вызывающей интенсивные страдания проблемы. Чтобы понять причину самоубийства, нужно узнать, какие проблемы оно должно было решить.

2. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания.

Суицид парадоксальным образом представляет собой одновременное движение к чему-то и от чего-то. Главная практическая задача суицида — это то, к чему происходит движение, полное прекращение потока своего сознания, невыносимой боли как решение болезненных и насущных жизненных проблем. Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве ответа или выхода из ситуации при наличии у него душевного волнения, повышенного уровня тревожности и высокого летального потенциала, составляющих три необходимые части суицидов. После этого возникает инициирующая искра и активный суицидальный сценарий начинает осуществляться.

3. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая боль.

Если прекращение своего сознания — это то, к чему движется суицидально настроенный человек, то душевная боль — это то, от чего он стремится убежать. Таким образом, суицид легче всего понять как сочетание движения по направлению к прекращению потока сознания и бегства от психической боли и невыносимого страдания. В клинической суицидологии есть правило: снизьте, подчас весьма незначительно, степень страдания, и человек выберет жизнь.

4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.

Суицид следует понимать не как бессмысленный и необоснованный поступок, а как реакцию на фрустрированные психологические потребности человека. Прежде всего, суицид совершается из-за нереализованных или неудовлетворенных потребностей. Удовлетворите фрустрированные потребности — и суицид не возникнет.

5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность — безнадежность.

В суицидальном состоянии возникает чувство беспомощности — безнадежности: «Я ничего не могу сделать (кроме совершения самоубийства), и никто не может мне помочь (облегчить боль, которую я испытываю)». Эта генерализованная эмоция проявляется в смятении и тревоге. Как показывает клинический опыт, на человека в состоянии душевного смятения, с выраженными летальными тенденциями нецелесообразно и бесполезно воздействовать путем увещеваний, разъяснительных бесед, порицания, оказания давления или каким-нибудь аналогичным способом. Наиболее эффективным путем снижения интенсивности суицидальных намерений является непрямое воздействие посредством уменьшения эмоционального напряжения. Отсюда целью вмешательства является снижение давления, оказываемого на человека реальными жизненными обстоятельствами и вызывающего у него эмоциональное напряжение.

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.

Для самоубийства типично состояние, когда человек одновременно пытается перерезать себе горло и взывает о помощи. При этом оба стремления являются искренними, непритворными. Амбивалентность наиболее характерна для отношения к суициду. Человек одновременно чувствует потребность совершить его и желает (и даже планирует) спасения и вмешательства других. Психолог должен использовать такую амбивалентность, чтобы спасти клиента.

7. Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы.

Было бы не совсем правильно считать суицид проявлением психоза, невроза или психопатии. Точнее его можно охарактеризовать как преходящее аффективное и интеллектуальное сужение сознания с ограничением использования возможностей. Синонимом сужения является «туннельность», то есть резкое ограничение вариантов выбора поведения, доступных для сознания данного индивида, когда он не находится в состоянии паники, способной довести его до дихотомического мышления: либо какое-то особое (почти волшебное) разрешение всей ситуации в целом, либо прекращение потока сознания. Важно противодействовать сужению мыслей суицидального человека, предпринимая попытки раздвинуть психические шоры и увеличивая число вариантов выбора.

8. Общим действием при суициде является агрессия (бегство).

Бегство отражает намерение человека удалиться из зоны бедствия. Вариантами бегства являются, например, уход из дома или семьи, увольнение с работы, дезертирство из армии. Суицид в данном ряду означает предельное, окончательное бегство. Следует различать безобидное желание уйти и потребность покончить со всем, уйти навсегда. Смысл самоубийства состоит в радикальной и окончательной смене декораций. Действием, приводящим к этому, и является «уход».

9. Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о своем намерении.

Люди, намеревающиеся совершить самоубийство, вследствие амбивалентного к нему отношения сознательно или безотчетно подают сигналы бедствия, жалуются на беспомощность, ищут возможности спасения. Общим коммуникативным действием при самоубийстве является не вражда, ярость, разрушение и даже не отход от других людей внутрь себя, а сообщение о своих суицидальных намерениях. Все люди, работающие сегодня в области суицидологии, знают о характерных признаках такого сообщения, как вербальных, так и невербальных. Их распознавание является незаменимым условием превенции суицидов.

10. Общей закономерностью суицида является соответствие суицидального поведения общему стилю поведения в течение жизни.

Суицидальному поведению можно найти глубокие соответствия в стиле и характере поведения данного человека в течение его жизни. Необходимо возвратиться к предыдущим моментам переживания душевного волнения, оценить способность личности переносить психическую боль, проверить наличие тенденций к суженному и дихотомическому мышлению, попытаться найти уже использовавшиеся парадигмы бегства.

Мифы и реалии суицида

Близким, сталкивающимся с желаниями их родственника покончить с собой, важно уметь отделять некоторые ложные стереотипы, существующие в общественном сознании (и они сами может быть не в полной мере от них избавлены), от научных фактов. Уместно привести некоторые типичные мнения о суицидах, чтобы соотнести их с реальным положением вещей.

1. Когда люди говорят о совершении самоубийства, они только пытаются привлечь к себе внимание. Лучше всего игнорировать их.— Ложное суждение.

Люди, которые говорят о самоубийстве или совершают суицидальную попытку, находятся в состоянии сильной эмоциональной боли и стараются поставить других людей в известность об этом. Никогда не игнорируйте угрозу совершения самоубийства или возможность обсудить намечаемый суицид.

2. Самоубийство случается без предупреждения.— Ложное суждение.

Исследования свидетельствуют о том, что суицидальная личность дает много предупреждающих знаков и «ключей» к разгадке ее планов. Приблизительно 8 из 10 суицидальных личностей намекают окружающим о своих намерениях (по данным главного психиатра г. Уфы Ю.А.Анохина, спонтанно совершают самоубийства чаще подростки —прим. М.С.).

3. Склонность к самоубийству наследуется. — Ложное суждение.

Склонность к самоубийству не передается генетически.

4. Самоубийство случается на всех уровнях общества и во всех социальных классах. — Истинное суждение.

Известно, что суицид совершается людьми из всех социальных классов и уровней общества с аналогичной частотой.

5. Все суицидальные личности страдают от психических расстройств . — Ложное суждение.

Не все люди, совершающие суицид, психически больны. Личности с суицидальной установкой чувствуют безнадежность и беспомощность, не видят выхода из эмоционально болезненного состояния. Это совсем не значит, что они страдают психическими расстройствами.

6. Разговор о самоубийстве может поощрить совершить суицид. — Ложное суждение.

Разговор о самоубийстве не может быть причиной его совершения. Если не говорить на данную тему, то невозможно определить, является ли опасность суицида реальной. Беседа — часто первый шаг в предупреждении самоубийства.

7. Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, это не значит, что он всегда будет суицидальной личностью. — Истинное суждение.

Суицидальный кризис обычно носит временный характер и не длится всю жизнь индивида. Если человек получает помощь во время и после суицидального кризиса, то он, вероятнее всего, сможет найти альтернативные пути. Такое осознание снижает вероятность суицидальных попыток в будущем.

8. Люди, которые покушаются на самоубийство, всегда полностью настроены на умирание. — Ложное суждение.

Подавляющее большинство людей с суицидальными намерениями колеблются в выборе между жизнью и смертью. Они скорее стремятся избавиться от непереносимой эмоциональной боли, нежели действительно хотят умереть.

9. Мужчины убивают себя чаще, чем женщины. — Истинное суждение.

Мужчины убивают себя приблизительно в три раза чаще, чем женщины, поскольку выбирают более действенные методы, оставляющие мало возможностей для спасения.

10. Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины. — Ложное суждение.

Женщины совершают суицидальные попытки приблизительно в три раза чаще, чем мужчины.

11. Большинство людей, которые умирают вследствие завершенного суицида, пытались совершить самоубийство ранее. — Истинное суждение.

Совершение предварительных суицидальных попыток повышает риск завершенности последующего суицида, особенно если никто не помог самоубийце ранее. Большинство людей, покончивших с собой, были суицидально настроены и в прошлом.

12. Все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными и свидетельствуют о малом предварительном планировании или об отсутствии такового . —  Ложное суждение.

Не все суициды импульсивны. Большинство суицидентов предварительно обдумывает свои планы, часто намекая о своих намерениях окружающим, прежде чем убить себя.

13. Многие суицидальные личности находятся в депрессивном состоянии. — Истинное суждение.

Депрессия является среди людей с суицидальными идеями общераспространенным состоянием.

14. Не существует значимой связи между нарко-, токсикоманией, алкоголизмом и суицидальным поведением . — Ложное суждение.

Зависимость от алкоголя или наркотиков (токсических веществ) является фактором риска суицида. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, часто используют алкоголь и другие вещества, чтобы справиться с ситуацией. Это может приводить к усилению импульсивного аутоагрессивного поведения вследствие того, что все эти вещества искажают восприятие и значительно снижают критические функции мышления.

Стадии суицидальной активности

Специалисты расценивают суицидальную активность как определенный процесс, состоящий из нескольких стадий, прохождение которых подчинено внутренней логике развития состояния.

1. Разворачиванию суицидального сценария предшествуют общие недифференцированные антивитальные переживания. В основе этих переживаний — снижение субъективной ценности жизни как таковой. Это фиксируется в таких, например, высказываниях абонентов: «Не живешь, а существуешь…», «Жизнь бессмысленна…» и т. д.

2. Стадия пассивных суицидальных мыслей характеризуется наличием рассуждений, представлений и фантазий на тему уже собственной смерти. Показательно, что в процессе вербализации данных представлений отсутствует ориентация на конкретные содержательные аспекты их реализации. Эти представления отличаются абстрактной и обобщенной стилистикой изложения: «Вот если бы я умер, то тогда…», «Хорошо бы заснуть и не проснуться…»

3. Стадия суицидального замысла характеризуется увеличением суицидальной активности: ранее достаточно обобщенные и расплывчатые мысли обретают конкретное содержание. В этом случае абонент может обсуждать различные формы самоубийств, «примеривая» их на себя. Замысел уже существует в сознании, но в реальной жизни абонент еще не предпринимает каких-либо подготовительных действий для его осуществления.

4. Стадия суицидального намерения характеризуется созданием конкретного детализированного плана совершения самоубийства. В данном случае человек уже старается разработать для себя четкое представление о том, как, где и в какое время произойдет суицидальный акт.

Основные задачи в общение с потенциальным самоубийцей

Безусловно, родственникам необходимо знать, как себя вести с потенциальным самоубийцей, но это не тот случай, когда можно заниматься «психологическим самолечением». Нужно немедленно обратиться помимо священника к опытному психиатру (психотерапевту).

Первое, что нужно определить — на какой стадии суицидальной активности находится человек. Это напрямую связано с оценкой суицидального риска и возможностей оказания помощи. Период от возникновения пассивных суицидальных мыслей до реализации самоубийства сильно варьируется по длительности и зависит как от психологических особенностей человека, так и от наличия возможностей получения хотя бы минимальной поддержки со стороны ближайшего окружения.

В практике суицидологии встречаются импульсивные самоубийства, которые, на взгляд окружающих, абсолютно не мотивированы. Однако говорить о немотивированности самоубийства некорректно. То или иное обстоятельство, которое толкает на самоубийство, в данном случае необходимо оценивать как последнюю каплю.

Любое упоминание о самоубийстве, слова «надоело жить» и т. п. следует серьезно воспринимать как призыв о помощи. Он свидетельствует о том, что человек испытывает амбивалентные переживания и не хочет совершить роковой шаг. Задача родственников (консультанта) — сделать все возможное, чтобы помочь ему найти в себе силы справиться с аутодеструктивными тенденциями.

Далее предстоит понять, действительно ли существует риск суицида и каковы его критерии.

В литературе встречаются описания показателей внутренней готовности к разворачиванию суицидального сценария. Определить суицидальный риск и степень летальности попытки — важное условие превенции самоубийства.

Суицидальный риск высок, если:

1) существует конкретный детализированный план;

2) в данный момент имеется все необходимое для его реализации;

3) выбранный способ самоубийства обладает высокой степенью летальности — чем более травматичен способ, тем серьезнее суицидальный риск, например падение с высоты, бросок под поезд или автомобиль, использование огнестрельного оружия и т. д.;

4) выполнена вся подготовительная работа (отданы долги, припасены похоронные принадлежности, написана предсмертная записка, где упоминается о формах страхования и (особенно!) отказе от имущества).

Кроме перечисленных существует ряд других критериев, также позволяющих консультанту оценить суицидальный риск:

5) пол: мужчины чаще кончают с собой, хотя женщины чаще пытаются это сделать;

6) возраст — к группам высокого риска относятся:

а) подростки,

б) мужчины 20−30 лет,

в) люди обоих полов старше 60 лет;

7) наличие ключевого стрессора (психотравмирующего события) — его оценивают с точки зрения самого абонента.

Дополнительные стрессоры: реальная или кажущаяся потеря, угроза наказания, большая физическая или интеллектуальная нагрузка и т. д.;

8) наличие изменений в поведении — к кризисной симптоматике относятся: депрессия, чувство безнадежности и беспомощности, тревожность, апатия, разочарование, ярость, гнев, ожесточение. Отягощающий фактор — алкоголизация или наркомания (необходимо выяснить, каков стаж употребления и находится ли клиент в настоящий момент под воздействием препаратов);

9) изоляция — эмоциональная и (или) физическая (необходимо выяснить, есть ли у позвонившего кто-нибудь, кто может ослабить ощущение одиночества);

10) наличие внешнего социального окружения — если значимые другие знают о возможности суицида, но не предпринимают никаких усилий для его предотвращения (не вникают в личные обстоятельства, не верят заявлениям о намерении покончить с собой), риск является чрезвычайно высоким.

Общие рекомендации по общению с потенциальным самоубийцей

Не пренебрегайте суицидальными высказываниями — лучше перестраховаться, чем недооценить риск суицида. Беседу с потенциальным суицидентом целесообразно построить по следующему примерному плану:

1. Выразите свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника, а если это уместно, то и любовь к нему.

2. Задавайте вопросы в прямой, искренней и спокойной манере; используйте технику активного слушания.

3. Выясните, насколько ясный образ будущего суицидального действия сформирован у собеседника:

— имеется ли у него суицидальный план;

— намечены ли время и место исполнения;

— были ли суицидальные мысли и попытки в прошлом;

— как он сам оценивает вероятность своего суицида. Помните, что чем более обстоятельно разработан план, тем больше вероятность его реализации.

4. Попытайтесь выяснить причины и условия формирования суицидальных намерений. Не принуждайте собеседника говорить о них, если рассказ для него слишком болезнен.

5. Побудите его выразить свои чувства в связи с проблемной областью его отношений.

6. Спросите, приходилось ли ему рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само) изоляции.

7. Будьте готовы к тому, что вы будете вовлечены (возможно, на длительное время) в психотерапевтическую работу с вашим собеседником.

Чего делать не следует:

— не отвечайте на заявления о суицидальных намерениях (сколь бы нелепо, с вашей точки зрения, они не звучали) репликами типа: «Слышать не хочу о таких глупостях», «Стоит ли говорить о вещах, которых все равно не совершишь?» Такие ответы могут только заставить вашего собеседника пожалеть о том, что он воспользовался кризисной линией;

— не показывайте, что вы шокированы заявлениями обратившегося, даже если вы действительно испытали эмоциональное потрясение;

— не вступайте в дискуссию о допустимости самоубийства. Сообщите только, что вы не хотите, чтобы собеседник уходил из жизни.

Господи, помилуй и спаси нас!
Максим Степаненко, Руководитель Миссионерского отдела Уфимской епархии Русской Православной Церкви

http://rusk.ru/st.php?idar=110253

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Братуха-Простолюдинъ    15.11.2008 02:14
"На сайте ТВ Спас есть ссылка на передачу "Библейский Сюжет" о Паскале."
Спаси Вас Господь за ссылку. В свою очередь, хочу предложить ссылку на радиостанцию "Радонеж", где 13 ноября в первом часе было выступление Алексея Ильича Осипова, который строго и уверенно провёл ту мысль, которую мы высказали в начале нашей полемики, а именно, что в принятии духовных решений и тем более, когда речь идёт о рекомендациях другим людям, совершенно недопустимо руководствоваться собственным опытом, но только – ОПЫТОМ СВЯТООТЕЧЕСКИМ. Прослушать это можно, воспользовавшись архивом этой радиостанции.
  Вера.    13.11.2008 21:45
Ссылка для тех, кто любит слушать:

ЕВАНГЕЛИЕ
Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
(Составной текст четырех евангелистов в Синодальном переводе на русский язык; формат mp3)

http://www.kelia.ru/pages/biblia/evangelie-all.htm
  один_читатель    13.11.2008 15:46
На сайте ТВ Спас есть ссылка на передачу "Библейский Сюжет" о Паскале. Глубокий был человек.
  Вратуха-Простолюдинъ    13.11.2008 13:49
Великолепная ссылка. Иеромонах Иов (Гумеров) просто Духом Святым чётко обозначил разницу между радостями мира сего (даже такими высочайшими, как наука и искусство, лишающими жизнь человека смысла, если они увлекают его от радости богопознания) и РАДОСТЬЮ БОГООБЩЕНИЯ.
Он коротко и ясно резюмировал:
"Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни."
А поскольку начал он свои рассуждения на эту тему на примере
"великого математика и физика Блеза Паскаля (1623–1662)", то я рискну, несмотря на свой корявый стиль, добавить кое-что и о самом этом великом муже от науки (хотя меня вправе упрекнуть за то, что я привожу общеизвестные факты).
Этот гениальный человек одарён был великолепным аналитическим умом, можно сказать, от роду. Потому он ещё в подростковом возрасте открыл один из основополагающих законов высшей алгебры. Однако к двадцати двум годам, будучи уже известнейшим светилом и в математике, и в физике, он оказался прикованным к инвалидному креслу – ему парализовало ноги. И вот однажды, когда он ехал в коляске, запряжённой резвыми лошадьми, то лошади вдруг так понесли, что кучер никак не мог остановить их. И тогда остановил эту смертоносную упряжку на краю пропасти Сам Господь: коляска чудом оставалась на самой грани пропасти, а резвые кони зависли над пропастью. Ещё одним чудом, выбравшись из коляски, двадцатидвухлетний Блез Паскаль решительнейшим образом прервал все свои искания в области математики и физики и предался единственному поиску – богопознания и богообщения, затворившись в монастырских стенах.
Знаменателен тот факт, что его пути тут же последовала его младшая сестра, не испытавшая лично подобного опыта, однако нежно любившая своего брата и почитавшая его за здравые суждения. Большинство же из его собратьев по научному миру так и не поняли, как же решился Паскаль променять столь богытые дары в естественных науках, сулившие ему подъём на высокогорные вершины научной мудрости, на примитивное и скучное, на их взгляд, прозябание за стенами монастыря. И потому они до скончания его дней искушали этого мудрого мужа прелестями научной деятельности и славы, которые ему не составляло никакого труда спокойно отвергать, ибо он прекрасно знал,
что значит – оказаться на краю пропасти. Благодарение ему за его высочайший духовный опыт, умудряющий нас безо всяких назиданий с его стороны, а Вам, Вера, – за Ваш великолепный пост.
  Вера.    13.11.2008 07:55
В чем смысл жизни

Вопрос:
Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос "В чём смысл жизни?", "Для чего человек живёт? "Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Заранее большое спасибо.
Людмила, 19 лет.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
О смысле и назначении жизни человек задумывался с древности. У греков был миф о Сизифе, царе Эфира (Коринфа), который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Это – впечатляющий пример бессмысленности жизни.
В 20-м столетии писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования: «В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень» (А.Камю. Миф о Сизифе).
Вывод, к которому он пришел, неизбежен для него и для миллионов людей, живших и живущих в неверии. Разница лишь в том, что А.Камю стремился быть логичным до конца и смог остро осознать, что жизнь человека, заключенного в рамки только земного бытия, напоминает сизифов труд. Большинство же людей пытается жить иллюзиями и найти смысл в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно.
Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, т.е. предел ее равен нулю. Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Одни уверяют, что они ценят жизнь с ее радостями, и этим вполне удовлетворены. Но ведь земная жизнь уходит, как вода в песок, и от радостей ничего не остается. А если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл. Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами своими оставить на земле след. Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности.
Великий математик и физик Блез Паскаль (1623–1662) за два года до смерти писал математику П.Ферма, что видит в математике не более чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» (Мысли о религии).
В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, воспринять это как главную цель жизни не могут. Приведу пример. Академик Сергей Павлович Королёв (1906–1966), будучи генеральным руководителем нашей космической программы, не мог быть этим удовлетворен, а думал о спасении, т.е. видел смысл своей жизни за пределами земной жизни. В те годы, когда вера подвергалась гонениям, он находил возможность иметь духовника, ездить на богомолье в Пюхтицкий Успенский монастырь, проявлять щедрую благотворительность. Сохранились рассказы об этом замечательном человеке монахини Силуаны (Надежды Андреевны Соболевой): «Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнату. Поговорила с ним ласково, принесла поесть – все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю – все больше изумляется. Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты… «Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается. Когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите. Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игуменьи. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора – особняк. Звоню – открыл хозяин – тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том Добротолюбия, в углу шкаф – с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры – киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была для нас помощь! Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый – а это был академик Королёв – сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря Вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором Вы говорили» (Три встречи, М., 1997, 83 -85).
Я подробно привел этот рассказ, чтобы показать, что обращение к православию не было для академика С.П.Королева каким-то эпизодом. Он жил в нем и ради удовлетворения духовных потребностей рисковал своим высоким положением. При колоссальной занятости руководитель космической программы находил время для чтения Добротолюбия – творений святых отцов сугубо аскетического направления.
Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни. А.С.Пушкин, уже входивший во славу первого поэта России, написал в 1827 году Три ключа – стихотворение, в котором выразилось мучительное чувство душевной жажды:

В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.

Душа 28-летнего поэта не находит полноты удовлетворения в радостях жизни, которая кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский источник (родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции) – символ поэтического и музыкального вдохновения. Вода из этого источника тоже не может напоить жаждущую душу. Для поэта, который в это время только начинал постигать жизненную значимость и духовную красоту христианства, слаще всего была вода из холодного ключа забвенья скорбей, печалей, мирской суеты и попечений. За несколько месяцев до смерти, А.С.Пушкин напишет: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает в себе уже ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие» (ПСС, Л., 1978, т.7, с.322).
Мы подошли к ответу на поставленный вопрос. Учение о смысле жизни содержится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи (Мф.6:25), сохранение ее важнее субботы (Мк.3:4). Сын Божий обладает Жизнью от вечности (Ин.1:4). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни (Деян.3:15). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25). Вхождение это начинается еще на земле. Церковь, как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни.

Дорогая Людмила! Вам надо войти в тысячелетнюю традицию христианской жизни. Нужно не только веровать во Христа, но и доверится ему во всем. Тогда пройдут сомнения и сами собой начнут разрешаться мучительные вопросы о назначении человека.

http://www.azbyka.ru/vera_i_neverie/o_smysle_zhizni/gumerov_v_chem_smysl_zhizni.sht ml
  Одиноков    12.11.2008 14:24
Воистину. Это лучшее, из всего вами сказанного. Коротко и ясно.
  Братуха-Простолюдинъ    12.11.2008 13:58
Одно, утешает, что ВСЕГДА ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО НЕ ЗА БРАТУХАМИ И НЕ ЗА ОДИНОКОВЫМИ, НО ЗА БОГОМ.
  Одиноков    12.11.2008 12:45
К существу проблемы.
Разговор изначально принял извращённый уклон. Братуха по обыкновению своему обвиняет всех, кто с ним не согласен. Хотя кто и в чём не согласен с ним? В том, что человеку, подошедшему "к грани", необходим умный и глубокий духовник, нужен и верующий психотерапевт, а, если понадобится, и необходимое лечение – в этом согласны все, и было бы странно думать, что православные христиане имеют иное мнение на этот счёт. Никто не отрицает жертвенного служения ближним. Но Братухе угодно всех остальных держать за дураков и сходу затыкать всем прочим рты, чтобы утвердить своё единоличное право на знание и решение проблемы. Что плохого было в совете Веры? Ничего. А.И.Осипов – человек, способный своим словом принести пользу и утешение кому угодно, и глупо было бы с этим спорить. Это даже и Братуха снисходительно признаёт (жест для него весьма широкий). Но ведь разве может его самолюбие потерпеть рядом с собой ещё кого-то, кто смеет что-то советовать? Никак. Ему непременно нужно свой опыт работы с такими людьми возвести в эталон для всех прочих. Смиренно, конечно, но не очень справедливо.
Что до моей персоны, то я и пытался в самом начале спора обратить стороны к сути дела, чтобы за спорами, кто тут самый умный, не забыли о несчастных, попросивших совета. Но куда там. Братуха разошёлся так, что унять его уже невозможно. Он нашёл в себе достаточно ума, чтобы ещё и Веру начать учить и лечить. И всё это в совершенно невыносимой, на мой взгляд, манере – слащаво-приторной и занудно-назидательной.
Ему бы не на Парнасы и Эвересты взлезать для спасения страждущих, а смиреннее вести себя на форуме рядом с другими участниками, имеющими столько же прав высказывать свою точку зрения.
Господи, помилуй и спаси нас!
  Артур    12.11.2008 11:52
Ну, разве не гениальна русская классическая литература?! :-)))
  Lucia    12.11.2008 11:39
Я поначалу было еще хотела сравнть Братуху с Пигасовым. из-за его нелюбви к женкому полу. но тот был хоть отчасти умен…

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru