Русская линия
Русская линия11.05.2006 

Кто и за что должен отвечать
Текст передачи «Горячая тема» на радио «Русский край» (Калининград)

Добрый день, в студии Александр Сартов с передачей «Горячая тема» на радиостанции «Русский край». В сегодняшний светлый праздник не хочется говорить о проблемах, о спорных вопросах, о наболевшем. Сегодня — место радости, гордости, возвышенной скорби. Памяти. Сегодня должно чествовать тех немногих доживших, благодаря подвигу которых мы с вами сейчас существуем, и не где-нибудь, а на этой земле.

Но повседневность наша такова, что и Девятого мая невозможно отрешиться от горячих тем. Тем более, если такая горячая тема непосредственно связана с Днём нашей Победы. Если кому-то хочется поставить подвиг нашего народа в той войне под сомнение.

На днях имело место событие, прошедшее незамеченным и средствами массовой информации, и официальными лицами, и общественностью. Генеральный консул Федеративной Республики Германии в Калининграде Гвидо Херц давал рядовое, ничем не примечательное интервью информационному агентству «Регнум». Интервью касалось обычных, можно сказать — будничных — вопросов взаимоотношений двух стран. Закон об особой экономической зоне, германские инвестиции в местную экономику, возможность визита в Калининград бундесканцлера Меркель… На вопрос: «Ваши впечатления от первых месяцев работы в Калининграде?» господин Херц отвечал развёрнуто, упомянув, среди прочего, факт возобновления прямого воздушного сообщения между Калининградом и Берлином. Корреспондент, казалось, ждал этого упоминания.

ИА «REGNUM»: — Вас не смущает, что первый «Боинг» рейсом Калининград-Берлин носит имя Маринеско?

Г.Херц: — Это не является особо удачным решением. Я думаю, что Маринеско ответственен за гибель двенадцати тысяч лиц гражданского населения. Но этот вопрос должна решать компания «КД-авиа». Будет ли она использовать самолёт с таким именем, и хочет ли она негативного влияния на немцев по этому поводу?"

Читая эти строки, не можешь отделаться от впечатления, что смущает имя покойного Александра Ивановича Маринеско не только генконсула, но и его интервьюера. Иначе откуда этот заготовленный заранее вопрос? Откуда странный комментарий к ответу консула:«В 1945 году в Балтийском море подводная лодка под командованием Александра Маринеско потопила крупнейший немецкий лайнер «Густлов»? Ведь любой человек, знакомый с проблемой, подтвердит, что сия «краткая справка» не разъясняет суть дела, а наоборот, искажает смысл!

Так что же, на самом деле, произошло в Данцигской бухте в ночь на 30 января 1945 года?

«Вильгельм Густлоф» действительно когда-то являлся крупнейшим пассажирским судном, построенным в гитлеровской Германии. Придя к власти, нацисты инициировали ряд проектов, призванных продемонстрировать новые общественные взаимоотношения в новом национал-социалистическом государстве. Одним из этих проектов стало создание движения «Сила через радость» — составной части нацистских профсоюзов, занимавшейся организацией активного отдыха трудящихся. Планировалось построить целую флотилию пассажирских судов так называемого бесклассового типа. На обычных лайнерах существовало разделение кают на три класса по комфортабельности и, соответственно, по цене билетов. Это отражало общественное деление на богатых и бедных, которому в гитлеровской Германии, якобы, не придавалось значения. По заявлению одного гитлеровского пропагандиста эти корабли предназначались «не для высокопоставленных лиц и богачей, а для слесарей, почтальонов, гардеробщиц и домохозяек».

Флагманом этой флотилии стал «Вильгельм Густлоф», спущенный на воду в 1937 году. Огромный пароход водоизмещением в 25 000 тонн с экипажем в 400 человек должен был перевозить 1465 пассажиров. Он совершал круизные рейсы в Средиземное море и норвежские фьорды, причём цена билета на круиз в Италию была вполне доступна обычному рабочему. Название лайнер получил в честь одного из так называемых «мучеников» за нацистскую идею. Немец Вильгельм Густлоф по состоянию здоровья должен был жить на швейцарском курорте Давос. Там, увлёкшись идеями Гитлера, он создал ячейку нацистской партии и стал фанатичным пропагандистом новой идеологии. Гитлер назначил его гауляйтером НСДАП в Швейцарии. В 1936 году Густлоф был убит молодым югославским евреем Давидом Франкфуртером, который под предлогом передачи важного сообщения проник в его квартиру и пять раз выстрелил из пистолета. Гитлеровцы использовали смерть Густлофа для развязывания бешеной пропагандистской кампании. При спуске лайнера на воду бутылку шампанского о его форштевень разбила вдова Густлофа — близкая знакомая Гитлера. Можно сказать, что этот корабль действительно был одним из символов Третьего рейха.

«Вильгельму Густлофу» не довелось долго выполнять свои круизные функции. 1 сентября 1939 года начинается Вторая мировая война. На короткое время он был переоборудован в госпитальное судно, а затем превратился в плавучую базу подводного флота. Базируясь на Готенхафен (так немцы называли захваченный ими польский порт Гдыня), лайнер стал кузницей кадров гитлеровских подводников. Это был мобилизованный корабль, входивший в состав гитлеровского военно-морского флота — Кригсмарине. «Вильгельм Густлоф» нес вооружение в виде нескольких единиц зенитной артиллерии. На корабле существовало двойное командование: экипажем руководил гражданский капитан Фридрих Петерсен, подводниками — капитан 3-го ранга Вильгельм Цан. Последний официально значился командиром «Густлофа» как плавбазы 2-го учебного дивизиона подводного флота.

Зимой 1945 года в Восточной Пруссии сложилось катастрофическое положение. Разбитый вермахт откатывался на запад, и границу Германии пересекла Красная армия. Нацистское руководство ещё недавно заявляло, что никогда нога неприятеля не ступит на немецкую землю. Теперь же, когда эта самая нога на эту самую землю, всё же, ступила, Гитлер, со свойственной ему непоследовательностью, скомандовал тотальную эвакуацию немецкого населения. Теперь уже не земля, а только население не должно было попасть «под пяту большевизма». В портах юго-востока Балтики скопились многотысячные толпы беженцев.

Когда 30 января 1945 года «Вильгельм Густлоф» — плавбаза подводного флота под военно-морским флагом, а не «лайнер», как дезинформирует аудиторию информационное агентство «Регнум» — вышел в море, на его борту находились 173 члена экипажа, 918 чинов 2-го учебного дивизиона подводного флота, 373 женщины из состава военно-морской вспомогательной службы. Помимо этих полутора тысяч военнослужащих, на корабле оказалось — по разным оценкам — до 9000 человек гражданских беженцев из Восточной Пруссии. «Густлоф» шёл в охранении миноносца «Лёве».

Ночью в открытом море его встретила подлодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско. Опытный подводник принял единственно верное решение: атаковать. С-13 поразила цель тремя торпедами и, благополучно уклонившись от атаки конвойного миноносца, покинула квадрат. С гибнущего «Густлофа» удалось спасти лишь 904 человека — менее 10% вышедших в море.

Казалось бы, любому здравомыслящему человеку понятно, КТО И В ЧЁМ ЗДЕСЬ ВИНОВАТ. Гитлеровцы 22 июня 1941 года напали на нашу страну, совершив на её территории неслыханные зверства. Когда война вернулась туда, откуда началась, и постучала в двери немецкого дома, нацистские вожди в своих пропагандистских целях начали так называемую тотальную эвакуацию, для которой не было необходимых сил и средств. В результате тысячи гражданских лиц оказывались на борту военных кораблей, являвшихся в море законной целью неприятельских подлодок.

Конечно, в гибели беженцев на «Густлофе» виновно гитлеровское государство, и никто иной. А кто не знает — извещаем: законным правопреемником и ответчиком по всем — в том числе и моральным — долгам Третьего рейха является Федеративная Республика Германии. Именно это государство в нашем городе представляет господин Гвидо Херц. Так что здесь явно видна попытка переложить ответственность «с больной головы на здоровую». Вряд ли, господин генеральный консул, стоило выступать с подобными заявлениями накануне Дня Победы, да ещё намекать на какое-то негативное влияние и его нежелательные последствия.

Интересно, что когда в наши дни войска НАТО уничтожают мирное население и разрушают гражданские объекты в «недемократических странах», вся ответственность заранее возлагается на правительства этих стран. То есть, когда американская ракета «точечно» залетает в вентиляционное отверстие иракского бомбоубежища и убивает 500 женщин и детей, повинен в этом Саддам Хусейн, не выполнивший какую-то резолюцию ООН. А вот с «Густлофом», виноват, разумеется, Маринеско…

Он, конечно, не слышит ни обвинений немецкого генконсула, ни нашей отповеди. Мёртвым не больно, «мёртвые сраму не имут"… Но мы то живы! И в этот светлый день наше место — у памятника Маринеско на Нижнем озере, с цветами. С Днём Победы, Александр Иванович!

Это был Александр Сартов с передачей «Горячая тема» на радиостанции «Русский край».

http://rusk.ru/st.php?idar=110201

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Андрей K    31.03.2009 05:03
Ночью, в шторм,(да и впрочем, при иных погодно-климатических обстоятельствах) более полувека назад ЕДИНСТВЕННЫМ способом опознания судов являлось сравнение его СИЛУЭТА с каталогом (отнюдь не компьютеризированным)
Так что про "огромные крастные кресты" не надо… их попросту не было видно. А увидели подводники ВРАЖЕСКИЙ ВОЕННЫЙ КОНВОЙ, который атаковать было предписано всеми уставами и приказами.
Так что глупо подходить к анализу событий прошлого к современными оценочными критериями и возможностями. ЗНАТЬ о ком либо постороннем на борту вражеского судна (а на момент начала войны почти все пассажирские пароходы были переоборудованы во вспомогательные крейсера(что сие есть-Гугль Вам в помощь) капитан Маринеско знать НЕ МОГ
И называть суда, поезда и самолёты именами героев войны не глупость, а дань памяти и уважение к прошлому.
  Мишуков Игорь    11.05.2006 14:05
Господин Сартов!
Вы "забыли" указать, что на лайнере находились также раненные из госпиталя и что по огромным крастным крестам Маринеско не мог этого не знать …Не мог не знать Моринеско и о гражданских беженцах. С точки зрения военной стратегии убийство нескольких тысяч гражданских людей было бессмысленно – но Маринеско все равно атаковал … Зачем? Но впрочем – не все ли равно сейчас? Ведь, божий суд над ним уже случился – вся его несчастная судьба после войны это доказывает.И если кому-то он так дорог то стоит помолиться за него – быть может его грешной душе и полегчает на том свете …
А называть рейс именем Маринеско также глупо, как печать в газетах карикатуры на Пророка …

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

Крышка или дверца у хлебницы обычно навесная.