Русская линия
Русская линияИгумен Варсонофий (Самарин)23.03.2006 

Слово в защиту русских музыкантов Константина Кинчева, Юрия Шевчука и других

Конечно, всегда были, есть и будут в христианстве подвижники духа, которые, как Апостолы Христовы, вся оставиша и вследъ Его идоша. Но ведь существовали и те, кто не сразу, скажем, прозревал, по прикосновении Спасителя, а некоторое время как бы еще продолжал слеповствовать, говоря лишь: «вижу человеки яко древие ходящя» (Мк. 8,24), — хотя нам уже известно, что и таковых Господь не отвергал, но паки миловал и исцелял.

Нынче многие церковные люди поругивают наших отечественных рок-музыкантов, причем зачастую именно тех из них, кто, если уж и не совсем прямо, а скорее как-то еще кривовато, на ощупь, но все же таки выбирается потихонечку из «области сатаниной» на путь Божий, обращается к Православию, естественно, пытаясь отразить это, в меру своих способностей, в личном творчестве. Я имею ввиду К. Кинчева, Ю. Шевчука, А. Барыкина и других. И одеты-то они иной раз не так, и ведут себя на сцене не так, — словом, все у них не так, как бы нам хотелось.

Да, действительно, что порой нехорошо, то нехорошо: и расстегнутые рубахи и характерные ритмические пританцовывания. Но все это, думается, заслуживало бы несомненных порицаний лишь в том случае, если раньше они, скажем, были бы примерными ребятами, стояли на клиросе в подрясничках, тихо и старательно выводя знаменный распев, и вдруг — что такое: микрофоны! грохот! дым! давка! пот! крик! ужас…

Поскольку же история наших героев не такова, то есть если они давно уже были такими или даже с еще большими, в прошлом, претензиями в словах и движениях, то и оценка, естественно, должна быть иной. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что о тех или иных вещах нужно судить не по тому, каковы они сами по себе, а по направлению, или роли их в том или ином порядке, деле и явлении.

Нельзя всех рокеров обвинять в повальном сатанизме, выуживая чего-то там в обратном прослушивании их песен. Это не честно! Ведь записи этих песен (удачных, не удачных — разговор отдельный!) вовсе не для «обратного прокручивания» предназначены.

А если завтра, предположим, кто-нибудь из них, в отместку, может быть, за столь серьезное оскорбление или просто «от нечего делать», возьмется крутить в обратном направлении записи наших многочисленных «Молитвенных правил», «Акафистов» «Всенощных» (особенно Патриарших, которые теперь чуть не в каждом музыкальном салоне — рядом с тем же «роком» — продаются) и в результате неизбежно (!) придет к «обнаружению» в них каких-то совершенно таинственных голосов, на основании чего тоже, в свою очередь, сделает не менее удручающие для нас заявления, каковые и наши изнанщики понаделали в их адрес, — что тогда?! Чем возразим? Ведь в обратном направлении, что ни
послушай (особенно, если архидьякона Андрея Мазура), все судорожным ознобом по спине пройдет.

И это еще, кстати, вопрос, где больше сатанизма: в задиристых ли аккордах того или иного рок-музыканта или вот в этой поистине НКВД-эшной наклонности ко всякого рода обратным прослушиваниям да тайным умыслам.

Во всяком случае, храмы Божии у нас взрывали, как известно, не под так называемые «убийственные интонации» — заплеванной уже, кажется, сверху донизу, нашими «спецами» — цепеллиновской «Лестницы в небо» или кинчевской «Родины», а под вполне благозвучные, прямо-таки пасторальные тона любовь-орловской «Широка страна моя родная» и прочие «вольнодышащие» советские (чит.: иудейские) мотивы.

Поэтому рок, в особенности наш, РУССКИЙ РОК, — рок приснопамятного Игоря Талькова, раннего А. Макаревича, А. Романова, К. Никольского, позже К. Кинчева, Ю. Шевчука — был воспринят нашим поколением не как служение сатане (да не будет!), а скорее, как буря, гром и молния, то есть ГРОЗА над всей этой поистине сатанинской «благопристойностью», — когда пол-отчизны в лагерях, а половина в очереди…

Если же кто-то, с изнеженным слухом, уже и самую грозу намерен отчислить к разряду сатанинских дел, по причине наличия в ней все тех же «убийственных интонаций», то таковому, быть может, нелишне вспомнить тропарь праведному отроку Артемию Веркольскому (память 20 октября/2 ноября), где сказано: «Вышняго повелением тученосным облаком помрачившим, и молниям блистающим, грому же восшумевшу с прещением, испустил еси душу твою в руце Господеви».

Заметим это: «Вышняго повелением»!

Да и наши воины, в том числе святые, когда необходимо было оборонять от различных супостатов Родину, Веру и Царя, не поцелуями это делали, а мечами, ружьями да пушками. То-то, сдается, были интонации — почище, пожалуй, шевчуковских!

Выходит, не все так однозначно с восшумевшей некогда на нашей земле музыкальной грозой и ее интонациями. Все, в конце концов, зависит от того, в чьих руках и в чью славу эти интонации. Нынешний рок «Алисы», например, отличается от рока «Аквариума» или «Арии» так же, пожалуй, как конь Пересвета от коня Челубея или меч Александра Невского от меча немецкого рыцаря: один наш, а другой — от супостатов наших. Одно приемлется, а другое отвергается, — при всей даже внешней, «интонационной», т. е. форменной схожести. Поэтому когда говорят, что между композициями К. Кинчева и сатанисткими опусами «Black Sabbath» нет принципиальной разницы («Русский Вестник» N 22, 2005), то это выглядит так же странно, как если бы кто заявил, что конь Пересвета — то же, что конь Челубея. С одной стороны да, «конь он и есть конь»: четыре ноги, голова, хвост; и скачет он таким же образом, как и другой. Да только ведь направления-то у жеребчиков, извините — будь они хоть с одного конезавода и от одной кобылы! — противоположные. «Алиса» и «Черная суббота» — далеко не одинаковые группы, хотя, на поверхностный взгляд, и используют одинаковые приемы «тяжелого рока».

Здесь уместным, полагаю, будет нам вспомнить евангельские слова: «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: один берется, а другая оставляется» (Мф.: 24,40−41).

Таким образом, Господь призывает нас к несомненной разборчивости во всех рассматриваемых нами делах, поскольку проблема демонизма в искусстве (причем всяком: балете, литературе, живописи и т. д.) действительно существует. Но разборчивости не по «заводам-изготовителям», платьям или внешнему поведению, и даже не по роду и стилю занятий, которые могут быть, судя по Писанию, одинаковыми и у противоположностей — двое на поле, две мелющие в жерновах — но по сути, т. е. внутреннему тяготению и направлению.

«Не судите на лица», — отвечал Господь наш Иисус Христос фарисеям, гневающимся на Него за «незаконные», с их точки зрения, исцеления и милования разного рода обращавшихся к Нему «проклятых невежд» (Ин.: 7,49), — «но праведный суд судите» (Ин.: 7,24).

Итак, я вовсе не пропагандирую рок, не считаю его «одним из путей, ведущих ко Христу», не разделяю симпатий о. Сергия (Рыбко) к Битлз и «Jethro Tull». Но я также против тотальных «зачисток», или, проще говоря, поголовных вырезаний, из-за одного-двух (да хоть тысячи!) подонков, всего рокерского «племени», далеко еще не потерянного для Господа; против поспешных обвинений игумена Сергия — из-за одной-двух ошибок! — в обновленческой и несторианской ересях; вообще против решения междоусобных вопросов посредством огня и жупела. Это как-то не по-братски, да и не по-русски получается.

Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что Господь Бог десятки тысячи черкесов хранит в надежде, что хотя один из них обратится когда-нибудь к Нему, а мы и друг друга готовы изничтожить, дай только повод прицепиться за что-нибудь, — хоть вот за волынку. КОНЕЦ, И БОГУ СЛАВА!
Игумен Варсонофий (Самарин), Ставропольский край

http://rusk.ru/st.php?idar=110089

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Василий Ч.    23.02.2007 08:45
После таких стихов складывается впечатление, что Россию спасут "мытари".

Господа критиканы, не критиковать надо, а учиться простосердечию и искренности у т.н. "рокеров".
  Василий Ч.    22.02.2007 23:16
Понравилось приведенное стихотворение.
Хочу высказать восхищение его автору. Написано сильно, экспрессивно, убедительно. Убеждает даже в том, что ранее казалось сомнительным. Такой должна быть проповедь.
Хочу присоединиться к слову в защиту русских музыкантов.
  Юрий А .    22.02.2007 01:40
DjKoul
И Вам помогай Господь и мира .
Но все же в нике , называйте себя – Св. Именем ….!
  DjKoul    21.02.2007 12:40
Простите, Юрий, это не моя эстетика. Рок, молитва, хоругви… Я вот тут в только в обсуждении про рок поучаствовал а молитву уже потерял. Так что простите – очень слаб, одновременно року и молитве себя посвещать не могу. Вперед с роком не пойду (находился уже). Остаюсь с молитвой пусть и сочтут меня спящим и отсталым. Помогай Вам Господь! С третьим днем Великого Поста вас! Мир вам.
  Юрий Агещев    21.02.2007 09:52
Но вот "русский рок" уже не тронь, зашибут. А вот ведь русский у нас равно православный.

Пишите Вы и верно , хотя ищите более букву , чем – суть.
Русский это и есть – Православный , будь то человек , его взгляды , а значит и направление музыки , в том числе и Рок Музыки и не о чем тут спорить .
Другое дело , для " Православного рока " , надо быть – Православным и соответствовать уровню …!
Почитайте – замечательное стихоторение .
Оно было прочитано , на вечере , где выступали Правосл. Патриотические Рок – группы.

"Следующим выступил глава Союза Православных Хоругвеносцев, председатель Союза Православных Братств Леонид Симонович-Никшич. Он выразил уверенность в том, что Русские люди в сердце своём – несомненно, монархисты, и это подтверждается не просто теоретическими рассуждениями, а многолетней практикой Союза на поприще монархической деятельности, побывавшего в своих многочисленных Крестных Ходах во многих уголках исторической территории Российской Империи, а также в Сербии и Черногории. Затем он прочитал стихотворение «Империя», которое неожиданно родилось у него накануне музыкального вечера:

Мы идём завоевывать мир
Красотой Православного рока.
Мы – Империя, Мы – Третий Рим,
Восстающие Солнцем Востока.
На хоругвях – Святые кресты,
На знамёнах – Орел Двуглавый,
Мы – Империя Красоты,
Мы – Держава извечной Славы!

Юных воинов Русская рать
От Белграда до Владивостока,
Мы явились, чтоб побеждать
Красотой Православного рока!

Воин, чётче, чеканней шаг!
Все, кто молод, и все, кто смелый,
Собирайтесь под Русский стяг,
Чёрный стяг наш Золото-Белый!

Русь Святая, молись за нас:
Мы опять, как древние Русы,
Поднимаем Священный стяг
Брата Рюрика – Синеуса.

Хватит плакать и хватит ждать.
Близко время последней битвы!
Время – Родину освобождать
Православным мечом молитвы!
  DjKoul    20.02.2007 21:39
Собеседнику. Статью прочел – прообраз Республика Шкид. Ариков П.И. или Викниксор? Ну да помогай Бог отцу Сергию.
  DjKoul    20.02.2007 21:35
Предназначение классики иное – уврачевать душу. А Рока – идти вперед и будить у спящих умы и сердца и тд.
Как на Майдане, да?
И вот еще не пойму, вы говорите классика врачует души, а рок пробуждает. Т.е. уврачеванная классикой душа все таки нуждается в пробуждении. Т.е. в идеале послушал Баха, потом Кинчева – и порядок, получил все что надо, готов спасать Россию. Не кажется странным?
Рок, рок, рок… Все время что-то недоговаривается или подтасовывается. Никогда не скажут православный рок. Видимо язык не поворачивается, ухо режет. Но вот "русский рок" уже не тронь, зашибут. А вот ведь русский у нас равно православный… Что то не клеится.
В остальным объективно согласен, но вывод из этого делаю другой – не надо выделять рокеров, не надо. Все музыканты и рокеры и электронщики и просто певцы и каждый может нести умное доброе вечное независимо от того в каком стиле играет. А вы из них типа рокеров всея Руси корчите.
  Собеседник    20.02.2007 19:02
http://www.esly.ru/doc/press/2.htm

Рекомедуется к прочтению , статья Галины Александровой
О Рок музыке и проповеди Христовой .
  Юрий Агещев    20.02.2007 18:19
Но чем духовнее становятся тексты и музыка тем больше сам рок остается не у дел…

Пишете Вы , не понимая , что не цель (главная ) рок музыки что бы ее тексты становились более духовными . Она самокритична и такова , какая есть .
Не ее функция подменять институт Церкви . А функция (одна из оных)ее по возможности вести людей к истине , ее поиску , а не набору " красиво – духовных " фраз , тогда это будет просто авторская песня – Православная и тд.
Посему рок музыка(вновь подчеркиваю в лучших ее проявлениях ) вполне , может гармонично существовать с тем что в ней есть уже (поиска Бога и тд)и ей явно не грозит " остатся не удел ", коли как Вы пишите тексты в ней будут более духовными !…
Иное дело , что время ныне " расхристанности" в мире и увы многие воспринимают ее (рок музыку)как красивый дополнитель и только , а продюссеры ее тиражируют и облекают в развлекательную обертку .
Но мы вели речь более о России , где иная обстановка , да и рок был и есть иной .
Тех кого можно , властям и иже с ними – иногда выпускают на тв и тд , но сколько замечательных у нас коллективов , которым путь в сми и тв закрыт !
Ибо их творчества боятся !
Вдруг молодежь наша начнет думать о России , о Происходящем здесь ….и тд.
Т.е. будет народом , а не как ее хотят сделать – населением .
Предназначение классики иное – уврачевать душу .
А Рока – идти вперед и будить у спящих умы и сердца и тд.Но это конечно в идеале . Так Буди ибо с нами Бог!
  DjKoul    20.02.2007 17:17
И вам помогай Господь!

Эк вы возмутились! В 90-е годы, я тогда активно увлекался роком, в МК была страничка "Звуковая дорожка". Там эти ужасные примеры и печатались вперемешку с хит-парадами в которых рок-звезды Шевчук и Кинчев находились на каких-то местах.

Слово написано в защиту русских музыкантов – заметьте, написано "музыкантов", а не "рокеров". Значит автор не стал заменять слово "музыка" словом "рок" в заголовке. А почему, не задумывались?

Людей к Богу ведет всякое слово Божие. И если человек это слово слышит в песнях русских музыкантов – прекрасно. Послушал и пошел дальше, вперед. А какую же функцию тогда в этом процессе выполняет сам рок (тяжелая музыка на электрогитарах с жестким ритмом) ? Есть слова и мелодия. Это песня. А что тут делает рок? Он что ускоряет работу мозга чтобы Слово Божие лучше доходило? Или наоборот отупляет и противодействует этому? Может быть это нужно для того чтобы когда кто с насмешкой и удивлением говорит "Вот так музыка!" ему отвечать "Ты че, это же рок! Ниче не понимаешь!"
Более того скажу что музыка глаголемых Шевчука и Кинчева (насчет других не знаю) вызывает у меня поменьше отторжения, Кинчева особенно, даже симпатию. Но чем духовнее становятся тексты и музыка тем больше сам рок остается не у дел.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru