Православие и Мир | Протоиерей Александр Ильяшенко | 17.03.2005 |
О .Александр: В Церкви молятся только за православных христиан. О людях другой веры, сектантах можно молиться самому, но Церковной молитвы за неправославных людей в православной Церкви быть не может. Что касается православных, крещенных второй раз в секте, то, по строгости, если человек от Церкви отпал, то нельзя. Однако сейчас такая жизнь, что, думаю, можно.
Вступать ли в дискуссии о вере и религии с людьми другой веры, сектантами, стоит ли им доказывать свою точку зрения? Как себя вести, если тебе навязывают свою точку зрения иноверцы и сектанты?
О. Александр: Я на этот вопрос отвечу так. Есть рассказ про одного замечательного православного человека, прошедшего Вторую Мировую войну. Он был верующим. Когда он пошел на войну, молился только об одном, чтобы ему людей не пришлось убивать. Направили его в санитарную роту, где он выносил раненых с поля боя. Однажды на них напали Эсэсовцы, и тут, делать нечего, — пришлось ему в руки взять автомат, чтобы спасти этих раненых. Немцы кинули в воронку, где они лежали, гранату, а он ее успел обратно выбросить. За это его представили к ордену. Вот такой герой! Как-то шел он по позициям и видит лежит немец убитый, молоденький паренек и лицо хорошее. Стало нашему герою жалко немца, вырыл он могилку и закопал его. А потом вызывают его в политотдел. «Как же ты его закопал?» — «Закопал», — «А ты его что пожалел?» — «Пожалел, он же тоже Божья тварь». — «Как, ты верующий?» «Да, конечно, верующий», — «Ах, ты такой-сякой, в Бога веруешь» — «Товарищ начальник, мы здесь все на фронте под Богом ходим» — «Ну ладно, тогда мы тебя ордена лишим». Пошел он расстроенный. Но пришлось ему смириться. Как-то раз видит он: видит стоят солдатики и один из них хулит Божию Матерь. Услышал это наш герой: «Чего? Ты как против Божией Матери? Ты что!» И как даст ему в морду! Вот такой способ беседы, исконно русский. Как показывает мой опыт, сектанты — люди зомбированные, причем до такой степени, что даже священнику пытаются что-то разъяснить. С ними ни до чего не договоришься. Но, что надо стараться тех, кого они пытаются обработать — нормальных людей, предостеречь, объяснить, что это не православные и никакого отношения к нашей вере не имеют. Вот это нужно. А полемизировать с ними бесполезно.
Как общаться с друзьями-иноверцами, сектантами? Затрагивать ли тему религии? Агитировать ли в свою веру?
Ответ о. Александра: Веру не рассказывают и не навязывают, а показывают. Глядя на вашу жизнь, люди понимают, что — да, действительно, это жизнь настоящая, полноценная жизнь с Богом. Господь всех призывает. И их привлечет. А если мы своими грехами от веры отталкиваем, тогда никакие слова тем более не помогут. Проповедь должна быть своей жизнью.
Возможна ли общая молитва с друзьями-иноверцами?
О. Александр: Возможна. Правда, причащаться православному человеку можно только в православном храме. У католиков нельзя причащаться, и католиков мы не причащаем, хотя и они готовы, Папа им разрешил…
Однако если речь идет о людях, которые не верят во Христа, об иудеях или, например, буддистах, то, конечно, нет. Хотя они тоже могут обижаться. Такие вопросы очень зависят от духовности.
Например, Владыка Стефан Никитин, он умер в начале шестидесятых годов ХХ века — совершенно святой человек. Фотографии сохранили его необыкновенное радостное-радостное лицо. Он и сидел за веру. После войны, в 1950-х годах, его отправили в Таджикистан. На службы к нему приходили в основном мусульмане, и он молился за Ибрагимов, Абдурахманов. Приносили записочки и он поминал мусульман — а те его очень любили. И ему было очень дорого, что его звали поп-Мулла.
Это, пример — удивительного смирения. Смиренный человек может делать то, что, а другим нельзя.
Вот еще пример — чудный святой — святитель Спиридон Тримифунтский. В Греции его почитают наравне со святителем Николаем. Святитель Спиридон был строжайшим постником и чудотворцем. Вот, например, одно из чудес. Однажды крестьянин попросил у него денег в долг, но у святителя не было ни копейки. Он попросил крестьянина подождать. Пошел в сад, видит змея ползет, помолился, благословил и она превратилась в колбаску золота, золотых монеток. Святитель отдал золото крестьянину. На следующий год тот пришел вернуть долг. Святитель взял золото, пошел в сад, бросил его на землю и оно снова превратилось в змею. Святитель Спиридон Великим постом почти ничего не ел. Однажды во время Великого поста постучался к нему в дом путник. Ослабевший, ему было необходимо отдохнуть перед дальней дорогой.
Святитель велел дочери (до принятия монашества он состоял в браке) приготовить поесть, но поскольку во время Четыредесятницы в доме очень строго постились, то и запасов нужных не было сделано — «святитель вкушал пищу только в определенный день, а в другие оставался без пищи». На слова дочери, что в доме нет ни хлеба, ни муки, он велел ей поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив путника за стол, благослововил трапезу. Путник, христианин, отказался есть мясо в пост, но святитель Спиридон стал первым есть это мясо, сказав: «тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божией изрекло: «Для чистых все чисто"(Тит 1:15)». Путник вслед за ним тоже начал есть мясо, подкрепил свои силы и отправился дальше. Святитель Спиридон ел мясо для того, чтобы подкрепить силы этого путника. А если бы кто-нибудь из нас такой номер отколол, пришлось бы ему каяться. А Святитель — смиренный человек и его пример, его поступок можно ставить в пример всем нам. Это вошло в его житие, как свидетельство той власти, которую Господь дает смиренным людям. Такова власть святости. Казалось бы — пост, а он и мясо съел, и пост не нарушил. Потому что он смиренный.
Батюшка, а вот если друзья-протестанты предлагают прочитать совместную молитву своими словами. Может предложить им прочитать «Отче наш»?
О. Александр: Да, можно вместе прочитать «Отче наш».
А если они предлагают свою молитву, с ними можно ее прочитать?
О. Александр: Молитвы протестантские: напиши молитву, вот и будет протестантская молитва. Православные молитвы составлялись святыми людьми, людьми смиренными, возвещавшими нам грешным то, что Господь им открывал. А когда молятся, да еще экспромтом, обыкновенные люди, довольно жалкое тогда зрелище получается…
Значит с ними не молится их молитвами?
О. Александр: Присутствовать можно, а повторять — зачем?.
Как нужно молиться за сектанта?
О. Александр: Человек, уклонившийся в секту, это, в духовном смысле, человек, сделавший неправильный выбор, совершающий тяжелую ошибку. Православная вера — спасительная. Мы не по своим заслугам в Церкви. Недостойные быть избранными, мы избраны. Господь избрал нас, мы имеем неоценимый, благодатный дар быть православными христианами. А люди, которые по неведению или просто по неразумию обратились в секту, это люди несчастные, и надо за них молиться, как за больных. Это духовное повреждение, не физическое. И за них нужно молиться.
Как вести беседу с друзьями-протестантами?
О. Александр: Нужно стараться, чтобы эти беседы были содержательными, нужно стараться показывать им высоту православия, потому что и протестанты, и католики чувствуют превосходство православия. Конечно, есть среди них те, кто смотрит на православных сверху вниз. Но большинство чувствует величие и правду, и красоту православия. Это величие, красоту и правду и надо стараться им открывать, чтобы они открыли для себя православную веру. Но многие люди, принадлежащие к другим религиям, считают христианство жестокой религией — постоянные войны, пролитие крови…. Те, кто склоняются к буддизму, ошибочно считают, что в подобных буддизму религиях такой жестокости не было. Об этом прекрасно пишет диакон Андрей Кураев — он приводит текст одной буддистской молитвы: «Приносящие балин хувараки перед началом служения долженствуют прежде всего созерцать Чжамсарана и представить себе все пространство мира пустым. В пространстве этой пустоты они должны представить себе безграничное море из человеческой и лошадиной крови, в котором треугольником волнуются волны; в самой середине этих волн — четырехугольную медную гору и на вершине ее — солнце, человеческий и конский труп, а на них Чжамсарана. Лицо у него красное; в правой руке, испускающей пламя, он держит медный меч, упираясь им в небо; этим мечом он посекает жизнь нарушивших обеты. В левой руке он держит сердце и почки врагов веры; под левой мышкой прижал он кожаное красное знамя. Рот страшно открыт, 4 острых клыка обнажены; имеет три глаза и страшно гневный вид. Он коронован пятью человеческими черепами. Стоит он среди пламенеющего огня премудрости».
Принеся этому и армии иных демонов чашу крови, их призывают уничтожать врагов, а особенно тех, кто ограничивает распространение веры и святости буддийской. Вот вопль, к ним обращенный: «Призываю основавшего свое вечное местоприбывание в юго-западной стране трупов владыку жизни, великих красных палачей и шимнусов, не отступающих от повелений Чжамсарана, приидите по силе обещания…» (А. Кураев, диакон. Если Бог есть любовь. М., 1999.)
Так что буддизм — вовсе не мирная религия. И буддизм, к примеру, знал страшные междоусобные войны. Люди есть люди, грех есть грех и злоба есть злоба и они присутствуют в любом обществе.
Христиане действительно воевали. Но разве мусульмане не завоевывали Индию и не резали ее жителей? Даже в XXI веке Пакистан и Индия готовы перейти к военным действиям. Дело здесь не в христианстве.
О буддизме есть интересный отчет Цибикова, бурята по национальности, получившего образование в Петербургском Университете. В начале XX века. Императорское Географическое общество отправило его в Тибет, закрытый в те времена для европейцев. Поехал он с богомольцами, под видом паломника. Посетил храм богини Кали — богини коварства. Храм, полумрак, статуя богини Кали, мерцают лампады, все очень красиво. Но у этой богини — ожерелье из человеческих черепов. Богомольцы прикладываются к статуе, приносят ей свои дары — зернышки, растительное масло, но эти приношения — предназначающиеся для богини — никто не должен трогать. Поэтому там развелись мыши в диких количествах. А раз они питаются дарами богине, значит они тоже неприкосновенные, и шкурки дохлых мышек продаются там как талисманы. В главе «Ниспускание чжой-чжонов», описывается как верующий народ Тибета приходит взять благословение, узнать как ему жить к прорицателю чжой-чжона. Чжой-чжоны — духи, в которых верят жители Тибета. На помост восходит прорицатель чжой-чжонов, садится в ритуальное кресло, ученики начинают облачать прорицателя: на ноги — поножия и так далее. По мере облачения он начинает приходить в экстаз — облачают ноги — ноги начинают дрожать, руки, значит — руки вибрируют. Под конец ему на голову надевают шлем, в одну руку вкладывают ритуальный меч, в другую — ритуальный щит, и вот он вскакивает — чжой-чжон на него снизошел — и начинает что-то кричать, изо рта идет пена, а ученики записывают эти выкрики. Ученики вытирают пену, идущую изо рта прорицателя и раздают эти тряпочки как особое благословение. Потом он приходит в себя, обессиленный садится, к нему подходят богомольцы, задают вопросы, он что-то произносит, ученики записывают эти ответы, ему протягивают лоскуточки материи, на которые он плюет и это раздается людям как благословение.
Еще очень интересен у них обряд погребения. Тибет — местность каменистая. Иудея тоже каменистая страна и, тем не менее, там находили место для захоронения умерших — трещины, пещеры — или их высекали, и погребали людей. В Тибете хоронят так: выносят тело умершего за город, в горы, на специальную площадку. Если человек был праведным, то его тело разрубают на мелкие кусочки, потом прилетают грифы и все сжирают. Если же человек неправедный, то его не разрубают: грифы все сжирают, а скелет остается. Вот какие картины рисует тибетский буддизм.