Русская линия
Русская линия Иван Симоненко31.10.2009 

Украинский фашизм: идейные, организационные и политические корни

От редакции: В последнее время предпринимаются попытки представить некоторых одиозных идеологов украинского фашизма, например, Дмитрия Донцова, в качестве респектабельных представителей «украинских правых», а то и своеобразных идеологов «киевской идеи». Поэтому предлагаемая нами читателю статья Ивана Симоненко, опубликованная на днях на сайте «Информационно-аналитического центра», очень важна, как напоминание о реальных фактах и событиях.


После того, как в Киеве, при содействии организации «Русские за УПА», состоялся первый съезд так называемой Русской радикальной оппозиции, которая заявила о создании Национально-освободительного русского демократического фронта (НОРД-Фронт), СБУ сразу предложила России опереться на опыт ОУН и УПА для развития «суверенной демократии». Однако, такая «братская помощь» в виде дивизии СС «Галиция» должна насторожить не столько россиян, сколько украинскую политико-административную элиту. Не является ли она существом духовно абсолютно пустым? Примитивным, после хозяйничанья на Украине нескольких правительств Ющенко-Тимошенко? Ведь нет большего заблуждения, чем надеяться на украинский фашизм как идеальное завершение позитивно-научного процесса создания «украинской нации» после выдвижения в президенты О. Тягнибока, поклонника смертной казни за «преступления против государства и нации» и ценителя упомянутой дивизии.

Особенно ужасны бандеровцы


Георгий Владимирович Вернадский (1887−1973) и его труды по русской истории содержат не только ее евразийскую концепцию, но и новые взгляды на целые исторические периоды. Речь идет о характере Киевского государства и о влиянии монголов на русскую государственность, о специфике объединительного процесса вокруг Москвы в XIV—XV вв.еках, в связи с историей Западной Руси, и о контексте русско-польско-украинских отношений смутного времени и истории России в середине XVII века. То есть, выдающийся историк-эмигрант, родительский дом которого в Киеве, а самый ранний вариант автобиографии Г. В.Вернадского, 1957 года, составлен по запросу Украинской Академии наук в Нью-Йорке, не был равнодушен к судьбе Украины.

77 лет тому назад, в сентябре 1932 г. Георгий Владимирович записал воспоминания отца: «Папа… очень забавно рассказывал, как в бытность свою презид. Укр. Акад. он должен был мирить Багалея с Крымским. Каждый по очереди изливали свои сетования на другого. Багалей говорил про Кр-го: Разве ему можно верить? Це-ж правобережный (украинец). Они под ляхами и турками жили, изолгались. А Крымский говорил то же про Багалея. Разве ему можно верить? Це-ж лівобережный. Они под москалями жили, рабская психология» (1). Г. Вернадский не зря указывает на проблему «двух Украин», которая «намного более глубокий пограничный ров, чем Сян или Вислок» (И.Франко) (2).

Спустя 25 лет та же проблема у академика Вернадского Г. В. обзначена еще острее: «Пришел Николай Иванович Ульянов, посидел часок. Рассказывал о последних годах». 29 декабря 1957 г.: [В гостях у H.H. и Н.И.Ульяновых] «Разговоры с ними понемногу разворачиваются. Рассказывали м.пр. о насилиях и депортации в Украинских лагерях в Германии. Особенно ужасны бендеровцы» (3). Незримо, при жизни двух поколений из украинской ингральной проблемы родился феномен людей «тоталистичного типа, называемых, по имени их фюрера, „бандеровцами“» (4).

И знаменитый галичанин И. Франко, и киевская династия-гениев Вернадских, волынянский академик А. Крымский и слобожанский Д. Багалей, русский эмигрант в США Н. Ульянов и украинский канадиец И. Лисяк-Рудницкий при различии своих убеждений, идеалов и научных пристрастий этнокультурного и социально-классового порядка все же были едины в желании, чтобы феномен украинского фашизма не стал явью. Как говорится, хотели как лучше, а получилось — по-галичански.

Идейные, организационные и политические корни украинского нацизма


Существующий социологический портрет украинского интегрального национализма и организаций ОУН и УПА, с одной стороны, давно обрел в массовом сознании народа вполне устойчивое понятие — «бандеровщина». Отрицательная характеристика этого явления столь же конкретна, сколь и метафорична. С другой стороны, фашизм и его украинская разновидность — бандеровщина, стали на Украине какой-то неизлеченной социально-политической болезнью: в идеологии и практике ОУН не всегда правильно вычленяются сущностные черты.

Идеолог украинского национализма Дмитрий Донцов (русский, настоящая фамилия Митька Шелкоперов), шеф пропаганды в правительстве гетмана Скоропадского, в 1926 году в работе «Национализм» осудил «украинское национально-патриотическое движение» за мягкотелость и сформулировал основы «нового» украинского национализма, фашистского типа, которые взял на вооружение созданный 25 июня 1928 года в Берлине Союз украинских фашистов. 3 февраля 1929 года после объединения в Берлине организаций, которым фашистская доктрина Д. Донцова пришлась по вкусу, была создана Организация украинских националистов (ОУН), руководителем которой стал лидер Украинской военной организации (УВО) полковник Е.Коновалец.

Чертами «нового национализма», указывает сам Д. Донцов, стали «воюющий национализм», дух «нетолеранции», «насилие», бескомпромиссный «фанатизм», мировоззрение той большой организации, которая своих врагов называет «змеями и отродьем гадючьим», требуя самоотречения, «ненависти к отцу, свояку, и даже к самому себе»" (5). Как обратил внимание один из известных на Западе исследователей галицийско-украинского национализма Д. Армстронг, ОУН возникла из «террористических полуфашистских организаций» — УВО (Украинской военной организации) и Союза украинской националистической молодежи под руководством Д. Донцова (6).

Согласно Encyclopedia Britannica, нацизм — это немецкая разновидность фашизма, а ОУН — его украинская разновидность (7). Фашизм, нацизм, украинский интегральный национализм, провозглашая интересы нации превыше всего, подчиняют интересы отдельных людей и добиваются некритического восхваления войны и насилия, а люди и нация просто попадают во власть самозванного «проводника», фюрера. Мало того, что в этом случае воля вождя нации подавляет ее советь, так еще и ориентиры для общества изрекаются просто бандитами.

Украинский нацизм — это радикальное, крайне правое политическое течение, которое под видом инегрального, «воюющего национализма» добивается подчинения народов Украины воле самозванного «проводника», фюрера.

Почему украинский фашизм является галицийским?


Украинский фашизм ошибочно называют радикальным украинским национализмом, потому что это чисто галицийское явление, не имеющее общеукраинских корней, и правильно его обозначать термином «галицийско-украинский национализм». Почему украинский фашизм является галицийским? Потому что социальной почвы для него никогда не было, да и сейчас нет в других регионах Западной Украины, включая Волинь и Закарпатье, не говоря уже об Украине Восточной.

Прежде всего, нужно помнить, что ОУН до Великой Отечественной войны никогда не распространяла своего влияния на восток от Збруча. Задание насаждать идеологию украинско-галицийского национализма получили «походные группы» ОУН-б и ОУН-м от фашистского Абвера как составную часть плана «Барбаросса» (8). Столкновение ОУН с Волынью закончилось плачевно для последней, а сражение с Востоком Украины — плачевно для ОУН. Ни в одном другом из регионов даже Западной Украины, например, на Западной Волыни, идеи нацизма почвы для своего взращивания не нашли.

Кроме того, галицийская версия украинского национализма окультурена греко-католической церковью. Не случайно, в ОУН все руководители и вдохновители по происхождению, как правило, галицийцы, а по вере, обязательно — греко-католики. И это не случайно. Религия и поминание мертвых играет огромную роль в христианском культе, а вот модернизированный национализм «усвоил католическую душевную форму» в которой важный элемент этой души — следить за тем, «как разбегается или реализуется „стадо“» (9). Униаты появились в Галиции со времен Флорентийской Унии 1439 года и правильно их разросшееся этнокультурное течение именовать галицийским национализмом.

С 1920 года быстрому росту украинского нацизма в Галиции способствовала именно греко-католическая церковь (10), которая на этой базе вынашивала планы реванша на Восток. Практически все крупные и поменьше вожди и идеологи украинского нацизма прошли через горнило УГКЦ, а многие и родились в семьях священников: те же Н. Михновский, С. Охримович, С. Ленкавский, С. Бандера или Ярослав Стецко. Значительными и регулярными были масштабы организационной и финансовой помощи вдохновителям украинского нацизма со стороны униатской церкви со дня ее основания.

То, что в 30-х годах прошлого века самыми активными деятелями ОУН были полуполяк Евген Коновалец, поляк Николай Сциборский, полуеврей-полусловенец Рико Ярый, русские Кожевников, Костарев, Олена Телига (Ядвига Шовгенева), а финансировал организацию униатский митрополит и польский граф Андрей Шептицкий (11), как раз и подчеркивают не широту «этнической идеологии воинствующих украинцев», а специфическую почву Галиции. Еще в XVII-XIX ст. исторические байкари и реакционные идеологические экспериментаторы разных национальностей находили свое призвание именно в Галиции, будь-то чешский еврей Пилип Орлик (12), русский православный Николай Костомаров или польский униат М.Грушевский.

Конечно, после революции и установления Советской власти на Украине появились разные «самостійники». Та же просоветски настроенная Коммунистическая Партия Западной Украины (13). Некоторые этнические русские, как Иван Лозовягин, превратились в Ивана Багряного, а Николай Фитилев в Мыколу Хвылевого, другие — перекочевали в Западную Европу, преимущественно во Францию, Германию и Чехословакию. Еще были «гетьманцы» — сторонники П.Скоропадского. Петлюровский Державный центр УНР в изгнании ориентировался на Польшу; а вот Украинская Военная Организация (УВО) Е. Коновальца — на немцев (14). Это, последнее течение и создало узкоэтническую идеологию воинствующего галицийства — украинского нацизма (15). ОУН принимала участие в созданном гитлеровской NSDAP «Союзе заграничных национал-социалистов», то есть уже в 1937 г была представлена на форуме фашистского интернационала (16).

Идея и миссия ОУН сегодня


В августе этого года на Украине праздновали 126 годовщину со дня рождения «творца» интегрального национализма Д. Шелкоперова (Д.Донцова) ряд политических партий.

Украинская национальная ассамблея (УНА), которую возглавляет Ю. Шухевич, сын «героя» Украины абверовца Р. Шухевича, в честь такого события организовала в урочище Джурин Тернопольской области «всеукраинское пластовое Джембори», с помощью которого 1300 школьников со всей Украины приобщали к традициям украинского фашизма.

«Свобода» О. Тягнибока митинговала у дома реального училища в Милитополе Запорожской области, где учился идеолог ОУНовцев. Мемориальная «дошка» на этом училище три года назад была установлена по инициативе Конгресса Украинских Националистов (КУН) А. Ивченка, недавнего главы «Нефтегаз Украины» и Народного Союза «Наша Украина» В.Ющенко.

Програма «Школы ОУН» Организации украинских националистов Н. Плавюка каждый семестр посвящает своих слушателей в основы основ донцовщины, чтобы каждый «жестко противопоставлял волю, веру, интуицию, догматизм — интеллекту, знаниям, логике», которые, мол, являются просто признаками провинционализма. «Школы» успешно внедрены в десяткаях ВУЗов Украины. В этом месяце, например, «информационно-просветительские мероприятия» состоялись в Киевском национальном университете культуры и искусств (15 октября) и Киевском национальном экономическом университете имени Вадима Гетьмана (16 октября), 17 октября — в вузах Чернигова, 18 — Харькова.

Для Д. Корчинского, руководителя партии «Братство» Д. Шелкоперов так же актуален, как для учителя математики «учебник по тригонометрии». «Пора» (В.Каськив) или СПАС (Э.Коваленко) не столько изучают Д. Донцова, сколько действуют в соответствии с ним. «В 2004 году, при создании Черной Поры оказалось, что технологии, давно опробованные Бандерой, успешно работают и сегодня», — вспоминают организаторы оранжевого Майдана. Все они, по примеру «великого кузнеца» кадров ОУН полковника армии УНР Ивана Чмолы, уже несколько лет заняты интенсивной обработкой украинской молодежи.

Чем актуален для украинского фашизма Д. Шелкоперов еще, кроме идеологии мракобесия? Идея и миссия ОУН (к 80-летию создания) достаточно подробно была обозначена в январе этого года. «Речь идет о том, что новое поколение должно также создать структуру, которая бы отвечала вызовам эпохи», «под явным влиянием Донцова», где важны «орденские принципы построения организации» (17). Это во-первых.

А во-вторых, примирились ОУН (Мельника) и ОУН (Бандеры), которые более 60 лет не только не сотрудничали, но и активно убивали друг друга. Для А. Ивченко, проводника КУН, О. Тягнибока, главы Всеукраинского объединения «Свобода», Н. Плавюка, проводника ОУН и А. Гайдамахи, проводника ОУН (революционная) «идейной основой объединения стал украинский национализм Дмитрия Донцова» (18).

* * *


После хозяйничанья на Украине нескольких правительств Ющенко-Тимошенко галицийско-украинский национализм приобрел новое дыхание. Неумелое ведение экономико-финансовых дел сначала поставило на грань существования производство, а затем и саму Украину как банкрота международной субъектности. Национализм, как известно, последнее прибежище неудачников. В такое время его идеи и процветают — в противовес людям.

Стратегической целью украинского фашизма является неограниченная экспансия. Но об этом в следующий раз.

СНОСКИ:
1. Вернадский Г. В. Русская историография. — М., «Аграф», 1998. — 448 с. с. 423.

2. Франко І. Радикали і релігія. — Зібр. творів: У 50 т. К., 1986. Т. 44. — Кн. 1. С. 268−271.

3. Вернадский Г. В. Русская историография. — М., «Аграф», 1998. — 448 с. с. 431.

4. Лисяк-Рудницький, Iван. Iсторичнi есе. Том II. Киев, 1994. — 573 стр. с. 280.

5. Донцов Д. Націоналізм. — Лондон; Торонто: Українська видавнича спілка, 1966; http://www.ukrstor.com/ukrstor/donzow_nationalism.htm.

6. Armstrong I.A. Ukrainian Nationalism. 1939 — 1949. New-York, 1955. Р. 20 — 23; Армстронг Дж. Український націоналізм // Зустрічі. — 1991. — N 2.

7 Виктор Полищук. Еще одна глорификация Бандеры. Еженедельник «2000». N1−2 (349) 12 января 2007 г.

8. План Барбаросса (перевод с немецкого). Галиция и Западная Украина в планах Гитлера. http://rusouz.org/n4_90 7094.html.

9. Донцов Д. Церква і націоналізм // Літературно-науковий вістник. — 1924.

10. Дивизия СС «Галичина». Киев 2007: «Германия приняла во внимание только два из семи требований УЦК: в дивизию призвали греко-католических священников, а также материально обеспечили семьи солдат, офицеров и унтер-офицеров. Немцы не приняли на себя ни одной политической декларации в связи с созданием дивизии СС-Галичина (SS — Galizien)».

11. В.И.Петрушко. К предполагаемой беатификации униатского митрополита Андрея Шептицкого. (Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (материалы), 1999, с.374−380); http://www.ukrstor.com/ukrstor/shepticki.html; Цегельский Лонгин. Митрополит Андрей Шептицкий. Львов. 1995, с.18−19: «Понять, кем в действительности был митрополит Андрей, быть может, помогут несколько документов, которые рисуют митрополита Шептицкого без идеологической косметики, наведенной нынешними апологетами унии. Роман Мария Александр, граф Шептицкий, потомок известной с XIII в. фамилии русских бояр, впоследствии полонизированной и окатоличенной, уже в возрасте 35 лет становится митрополитом Галицким, главой греко-католической церкви. Именно Шептицкому обязано галицийское униатство своим возрождением и укреплением. Однако честолюбивый митрополит мечтает о дальнейшем продвижение унии на Восток, в пределы Российской империи. Это находит живейший отклик не только в Риме, но и в Вене, где надеялись на то, что продвижение униатства значительно облегчит аннексию восточных земель России в ходе ожидаемой мировой войны».

12. Украинские евреи: Безумные, Нечестные и Мертвые. http://samsonblinded.org/rublog/31.htm.

13. Теслюк М.М. В борьбе за воссоединение. Страницы воспоминаний. (На украинской языке). Львов, издательство «Каменяр», 1979.

14. Русин. Второе нашествие янычар (история создания «национально свидомых»). www.malorossia.org/bible/Rusin/Second_invasion.php.

15. Александр Покутний. Миф о «переодетых энкавэдэшниках». Еженедельник «2000». http://news2000.org.ua/f/41 578, записанная 15 ноября 2007 года.

16. Стоило ли сотрудничать с Третьим Рейхом? («Le Monde diplomatique», Франция). Как украинские националисты переписывают историю.

17. Ярослав Сватко: идея и миссия ОУН (к 80-летию создания). http://maidan.org.ua/static/mai/1 232 643 846.html.

18. Националистические организации Украины объединяются. http://maidan.org.ua/static/news/1 087 468 884.html.

Опубликовано на сайте Информационно-Аналитический Центр: изучение общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (http://www.ia-centr.ru/expert/6270/)

http://rusk.ru/st.php?idar=105897

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Орос    02.11.2009 11:51
И.Симоненко – лидер партии "Русско-украинский союз", маргинал в политическом, научном и нравственном отношении. Но и такому нелишне было бы знать, что: 1) И.Франко никак не мог желать, чтобы феномен "украинского фашизма" не стал явью, поскольку умер в 1916г., до появления фашизма как такового; Н.Михновский к УГКЦ не имел и не мог иметь никакого отношения, поскольку родился на Полтавщине, где унии никогда не было, и на Западной Украине никогда не бывал; "Митька Щелкоперов" – не настоящее имя Д.Донцова, а оскорбительное прозвище, данное ему в полемическомт задоре В.Липинским; О.Телигу звали не Ядвигой, а Еленой; М.Грушевский – сын профессора Киевской духовной семинарии и дочери православного священника – не был ни поляком, ни униатом; униаты появились не после Флорентийский, а после Брестской унии 1596г., и не только в Галичине, а на всей Правобережной Украине и в Белоруссии.
  Писарь    31.10.2009 23:49
Ув.Автор,примите искреннюю благодарность за статью,однако позвольте высказать некоторые замечания.Мне кажется не совсем правильным смешивать понятия "фашизим" и "нацизм",т.е."национал-социализм".Это только искажает представления об этих общественно-политических явлениях.Имеющих различную природу,хотя и родственных, и мешает выработать верный взгляд на события.

"Фашизм".
Возник в двадцатых годах в прошлого века в Италии как общественная реакция на либерализацию общества.Как сопротивление общества его распаду до отдельных индивидуумов.Как попытка преодоления распада..Как способ его консолидации.В основе "фашистского государства" лежит национально- корпоративный принцип,опирающийся в том числе и на национальные ценности. .Католицизм.Где общество представляет из себя "сумму индивидуумов",связанных "фашинами".Т.е. "суммой ценностей" не исключая и традиционные.Идеологом и вождем стал бывший социалист и главный редактор газеты "Аванте" Бенито Муссолини.В целом продолжил политику Гаррибальди-"создание итальянской нации".

Украина.
Строго говоря "фашистская идеология" присутствовала во времена правления Л.Д.Кучмы.Краеугольным камнем которой являлся следующий принцип-"Украину мы создали.Теперь будем создавать "украинцев".В основу государственного строительства был положен национально-корпоративный принцип консолидации общества.Типичный фашизм.Типичная "западная" реакция на либеральную революцию.Гаррибальди-Муссолини-Кучма.

Однако ныне ситуация изменилась.
Полным ходом идет движение к "национал-социализму".Вообщем этого и следовало ожидать.Вполне в духе нынешних антихристианских мировых тенденций.Вполне естественная преемственность в русле Генеральной Идеи "украинства".Идеи "национальной справедливости"В том смысле,в каком ее понимал Гитлер и его последователь Дмитрий Донцов..Об этом О.Тягнибок все время и говорит.О "национальной справедливости".

"Национал-социализм" в отличии от "фашизма" является антихристианским языческим культом с выходом в конечном итоге в глубокую "инфернальную мистику."Проще говоря культ "люцифера".Со всеми вытекающими отсюда последствиями.Среди "свободовцев" очень популярна "рун-вiра",где Наливайко почитается более Христа,как "претерпевший" муки большие,чем Христос.

Как видится "украинская нация".
"Элита нации."Уроженец Галиции."Рун-вiровец" говорящий на галицком диалекте.
"Стопроцентный украинец"-Уроженец Галиции,"грекокатолик",говорящий на галицком диалекте.
"Украинец"-Уроженец прочих областей,"грекокатолик",говорящий на галицком диалекте.
Далее идут все остальные.Куда идут.?Туда-же куда и при Гитлере шли.
  Игнат    31.10.2009 20:09
Полагаю, пришла пора обсуждать сценарий безболезненного развода – как Чехии со Словакией.
Эта тема предельно актуализовалась. Левобережных уже не устроит "базар о федерализме", это уже вчерашний день. Проехали. Пора разводиться. Чем быстрей, тем меньше будет жертв. В общем, как сказано, "Прощай, Галичина!"
  читательница    31.10.2009 19:58
Вот тут интересно про украинский "фашизм"
http://www.apn.ru/publications/article22098.htm

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru