Русская линия
Русская линияПротоиерей Вячеслав Пушкарев22.09.2009 

Мы должны накрепко водрузить на Кавказе знамя правды Христовой
В случае с грузино-абхазским церковным спором мы должны руководствоваться одной только исторической правдой, а не пытаться угодить обеим сторонам

15 сентября сего года мятежные остатки духовенства бывшей Сухумо-абхазской епархии входившей до войны в состав Грузинского патриархата и иже с ними провозгласили автокефалиию. И что? Этого именно и стоило от них ожидать. Куда им деваться то? Русская Православная Церковь не имеет права их взять в своё лоно, а в Грузинскую Православную Церковь их не пускает родное им абхазское государство. Епископа нет, положение духовенства более чем двусмысленное, а отсюда и народное отношение к преподаваемым ими таинствам скептическое. Выход у них был? Я полагаю, что иного выхода решить хоть как-то эту проблему у них не было. Вот они её и заострили.

Из истории жизни православия на Кавказе нам известно, что правда на их стороне, так как ранее они имели признанную автокефалию и были лишены её грузинами насильственно в 1918 году. Подобное знание открывает им все законные возможности для самоопределения без чьего либо на то благословения. С точки зрения каноники никто не имеет права им в этом препятствовать. Закономерно появляется вопрос, зачем же тогда было официальным лицам в нашей патриархии открыто-негативно реагировать на это самопровозглашение, когда канонически мы не имеем никакого отношения к абхазскому церковному вопросу, а вмешиваясь в него подобным образом противоречим истине? Это что, мы так желаем помочь Грузинской Церкви удержать то что ей не принадлежит? Или мы всё же так боремся за свои права в Эстонии, Литве, Латвии, на Украине и прочих зарубежных территориях? И в первом и во втором случаях мы поступаем неверно, когда деланно сурово осуждаем этих самостийщиков обратившихся к нам за помощью вернуть законное… Ведь этим мы отнимаем у абхазов последнюю надежду на справедливость и на реальное уврачевание этой их болезни, а грузинским братьям делаем медвежью услугу утверждая их в правоте проводимой ими дискриминационной антиабхазской политики.

Мало того, мы теряем абхазов для канонического православия. Мы вместе с ГПЦ буквально впихиваем их в объятия разного рода старостильников, старообрядцев, старозарубежников и т. п. Пример неудачно самопровозгласившейся Македонской церкви их только ещё раз укрепит в мысли, что ничего конструктивного от грузинов и русских в ближайшем будущем ждать не приходится. И ведь не пройдёт и полгода, как мы увидим их под чьим-нибудь разбойничьем омофором. Будет точно так, как это теперь есть в Южной Осетии, где народу морочит головы псевдоепископ от так называемых греческих старостильников. Разбойникам крайне необходима относительно легитимная власть, прикрываемая государством, и они её с удовольствием похитят для себя в брошенной грузинами и нами Абхазии, а абхазский народ гонимый всеми нами сам отдастся в их руки. Как потом эту кашу разгребать будем?

Как поступить нам в этом положении вещей? Дело в том, что потакая, к сожалению, не очень любвеобильной позиции ГПЦ мы сами себя загнали в угол. Мы теперь уже не можем поступить так, как недавно предложил протодиакон Андрей Кураев, ибо это будет выглядеть попранием нашего собственного убеждения о нерушимости канонических границ патриархийных территорий. Мы будем выглядеть лицемерами, прикарманившими чужие приходы, чего прямо сказать нам не хочется. В сложившейся ситуации мы просто обязаны занять позицию истинных миротворцев, а не поддерживать сомнительные позиции зачинщиков конфликта.

Если абхазы точно имели автокефалию и если правда, что грузины её у них отняли, то все политесные приседания и ужимки прочь. Мы обязаны признать восстановление их автокефалии, невзирая на наши так называемые хорошие отношения с ГПЦ. Истина дороже. Если же мы всё-таки не можем поступить именно так, то идти надо честно, по прежде указанной нами самими дороге, при которой границы грузинской патриархии нерушимы и абхазскую автокефалию должны прежде всех официально признать именно грузины. Признать, а не проглотить. Подобный выход из положения тоже возможен. Мы ведь все прекрасно понимаем, что эта митингующая группа абхазских верующих всецело зависит от государства и именно с их государством нам необходимо разговаривать и именно государство убеждать в необходимости и каноничности возрождения автокефалии Абхазской церкви не посредством давления, проистекающего от РПЦ, а только через договорённость ГПЦ от которой абхазские верующие волей божественных судеб зависели почти весь ХХ век… Абхазская республика, ищущая широкого международного признания, кровно заинтересована в каноничности разрешения этого вопроса для улучшения своего имиджа и она наверняка примет наше давление, как должное и повлияет на своё подвешенное в воздухе духовенство, дёрнув за нужные нити.

Вместе с тем, нам необходимо консолидированно обратиться к ГПЦ с настоятельной просьбой вернуть абхазам автокефалию. Грузины тоже прилично устали от этой конфронтации и жаждут умиротворения, им тоже необходимы какие то успехи в этом вопросе. Кроме того патриарх Илия явно ищет выход из этой глупости (о чём говорит ещё и тот факт, что он до сей поры не запретил в служении своих абхазских батюшек), по крайней мере нам известно, что его синод предлагал священнику Виссариону Аплиа принять постриг, епископский сан и абхазскую кафедру в составе ГПЦ (отец же Виссарион, с его слов, «отказался принять всё это от грузин»).

Для нас, верующих Московского патриархата, лучшим бы было вообще не вмешиваться в эту кавказскую тяжбу, но сами же абхазы и грузины не дают нам тихо молиться — с одной стороны прося о признании и заступничестве, а с другой призывая нас поддерживать территориальные притязания. Раз уж Господь благословляет нам быть миротворцами и судьями, то мы обязаны быть в этом деле честными и смелыми. Я так понимаю, что пора нам прекращать использовать двойные стандарты в вопросах каноничности территорий думая больше о своей выгоде, чем о пользе дела. Мы самая большая и самая влиятельная в мире православная юрисдикция. Мы можем всё. Надо же как-то держать данный нам Богом уровень по чести. Надо отвыкать от привитой нам большевиками манеры юлить и изворачиваться. Мы не имеем права деланно строжиться на абхазское духовенство и при этом подталкивать к несправедливости грузинов. В случае с грузино-абхазским церковным спором мы должны руководствоваться одной только исторической правдой, а не пытаться угодить обеим сторонам. Мы должны накрепко водрузить на Кавказе знамя правды Христовой и возле него помирить грузинскую поместную церковь с де-факто возобновившейся поместной церковью Абхазии. Нам только нужно не трусить, не лицеприятствовать, найти необходимые — приемлемые для всех слова и придти в нужное время не опаздывая.

P. S. А ещё, полезно было бы попросить нашего святейшего патриарха Кирилла, чтобы он благословил всей нашей Церкви совершить общее молебное пение Пречистой Деве Марии о умиротворении несчастных заблудших людей населяющих её удел.

Зав. Миссионерским отделом Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарёв

http://rusk.ru/st.php?idar=105855

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Сергий (во крещении )    28.10.2009 11:27
Увидеть ситуацию изнутри, несколько лет назад побывав в Абхазии, вряд ли возможно. Ситуация изменилась. Еще более невозможно там не встретить глубоко верующих людей.
Не надо вот так свысока про отсутствие светочей там, где уже третий век с гор до небес возносится молитва монахов-отшельников. Поддержите молитвенно, чтоб вопрос разрешился. И автор статьи и Воронов Ф.Ф., похоже , хорошо ознакомились с ситуацией изнутри и снаружи, за что им благодарность. Абхазская православная община не моноэтническая, а урепление статуса епархии послужит духовному просвещению и приобщению к таинствам Церкви всего народа, определяющего себя в большинсте православным.
  ДПК    23.09.2009 00:30
Чтобы давать оценки происходящему, желательно увидеть положение дел изнутри. Несколько лет назад я был в Абхазии и прекрасно понимаю мысль тамошнего духовенства (но не разделяя её с ними). Действовать напролом крайне неразумно, а бросать всё на произвол "судьбы" ещё хуже. К братиям нужно проявить братское отношение, и понять это подобает не только нам, но и всем остальным заинтересованным сторонам. А самый корень, по моему мнению, в самих абхазах, и их отношению к православию. Мало среди них глубоко верующих людей, а светочей и того меньше. Достаточного количества до самоопределения у них маловато, да и народ у них отдельно, духовенство отдельно. Разобщенная, если хотите, община. Кто-то вспоминает друзей грузинов, кивая на русских завоевателей, кто-то открыто презирает не-абхазов, но есть и смиренные, достаточно скромные труженники нивы Христовой. Для начала неоходимо приложить молитвенные, проповеднические и всякие другие усилия, чтобы помочь им действрвать сообща, со всякой кротостью и смирением, как нам и заповеданно.
  Ф. Ф. Воронов    22.09.2009 15:08
"Канонические границы" никогда нерушимыми не были. Достаточно вспомнить, что до значительное время до первой мировой войны, например, не было единой Сербской церкви, а было несколько независимых друг от друга поместных церквей на территории Сербского королевства и Австро-Венгрии, по-разному управляемых (я не помню все детали, поэтому не хочу говорить подробнее, чтобы не было неправильной информации). Там были причудливые сочетания, вроде того, что была православная митрополия, охватывающая с одной стороны Буковину (Черновицы), а с другой --- едва ли не далматинское побережье на Адриатике. Болгарская церковь, имевшая автокефалию в древности, утратила ее надолго и вернула явочным порядком в конце ХIX века, что привело к многодесятилетнему конфликту с Вселенским патриархатом, который новую автокефальную церковь не признавал.

Что касается православия на Кавказе, то если я правильно припоминаю, исторически долгое время существовали два "католикосата", а именно Мцхетский и Абхазский (не помню, где была его кафедра). Дело однако в том, что они не были этническими в современном смысле; "абхазский" заведомо неправильно считать "национальной абхазской церковью". Скорее, это была "абхазско-западногрузинская церковь", как были "Восточная Грузия" со своей историей и "Западная Грузия", со своей. Каждая из них разными путями вошла в состав России. При этом все кавказские православные были включены в состав Российской церкви. Как интерпретировать этот факт с канонической точки зрения --- можно, конечно, спорить (но не нужно). Когда же, движимое грузинским национализмом, духовенство в Грузии воспользовалось революционной смутой в России и провозгласило автокефалию, ни Собор 1917-18 года, ни сам патриарх Тихон ее не признали. Ни другие православные церкви. Сталин распорядился, чтобы вновь восстановленная им Московская патриархия признала Грузинскую православную церковь в 1943; но, насколько я помню, греки не признавали грузинскую автокефалию аж до 1970-х годов. Так что "канонические границы" Грузинской православной церкви --- дело очень новое. И совершенно не нужно за них держаться, как если бы они были даны самим Господом Богом. С другой стороны, абхазы, хотя очевидно имеют все права на церковную независимость от грузинской церкви, не должны следовать пагубному грузинскому примеру и устраивать себе "этническую" церковь. Скорее всего, они и не будут (хочется надеяться). Неискаженное воспоминание о древней Абхазской церкви (которая заведомо не была "этнической абхазской") должно в этом помочь. Московской церковной власти в такой ситуации следовало бы не цепляться за "канонические границы" власти грузинского патриарха, а сделать ровно то, о чем просит их духовенство в Абхазии: помочь восстановить им епископат. Если они хотят быть автономной церковью, канонически зависимой от Московского патриарха, --- на это согласиться. И долго думать тут нечего.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика