Мы должны накрепко водрузить на Кавказе знамя правды Христовой

  • Ф. Ф. Воронов     22.09.2009 15:08

    "Канонические границы" никогда нерушимыми не были. Достаточно вспомнить, что до значительное время до первой мировой войны, например, не было единой Сербской церкви, а было несколько независимых друг от друга поместных церквей на территории Сербского королевства и Австро-Венгрии, по-разному управляемых (я не помню все детали, поэтому не хочу говорить подробнее, чтобы не было неправильной информации). Там были причудливые сочетания, вроде того, что была православная митрополия, охватывающая с одной стороны Буковину (Черновицы), а с другой --- едва ли не далматинское побережье на Адриатике. Болгарская церковь, имевшая автокефалию в древности, утратила ее надолго и вернула явочным порядком в конце ХIX века, что привело к многодесятилетнему конфликту с Вселенским патриархатом, который новую автокефальную церковь не признавал.

    Что касается православия на Кавказе, то если я правильно припоминаю, исторически долгое время существовали два "католикосата", а именно Мцхетский и Абхазский (не помню, где была его кафедра). Дело однако в том, что они не были этническими в современном смысле; "абхазский" заведомо неправильно считать "национальной абхазской церковью". Скорее, это была "абхазско-западногрузинская церковь", как были "Восточная Грузия" со своей историей и "Западная Грузия", со своей. Каждая из них разными путями вошла в состав России. При этом все кавказские православные были включены в состав Российской церкви. Как интерпретировать этот факт с канонической точки зрения --- можно, конечно, спорить (но не нужно). Когда же, движимое грузинским национализмом, духовенство в Грузии воспользовалось революционной смутой в России и провозгласило автокефалию, ни Собор 1917-18 года, ни сам патриарх Тихон ее не признали. Ни другие православные церкви. Сталин распорядился, чтобы вновь восстановленная им Московская патриархия признала Грузинскую православную церковь в 1943; но, насколько я помню, греки не признавали грузинскую автокефалию аж до 1970-х годов. Так что "канонические границы" Грузинской православной церкви --- дело очень новое. И совершенно не нужно за них держаться, как если бы они были даны самим Господом Богом. С другой стороны, абхазы, хотя очевидно имеют все права на церковную независимость от грузинской церкви, не должны следовать пагубному грузинскому примеру и устраивать себе "этническую" церковь. Скорее всего, они и не будут (хочется надеяться). Неискаженное воспоминание о древней Абхазской церкви (которая заведомо не была "этнической абхазской") должно в этом помочь. Московской церковной власти в такой ситуации следовало бы не цепляться за "канонические границы" власти грузинского патриарха, а сделать ровно то, о чем просит их духовенство в Абхазии: помочь восстановить им епископат. Если они хотят быть автономной церковью, канонически зависимой от Московского патриарха, --- на это согласиться. И долго думать тут нечего.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика