Русская линия
Русская линия Алла Бородина04.07.2009 

Алла Бородина: Состав редколлегии вызывает много вопросов
Известный педагог поделалась своим мнением по поводу создания редколлегии для подготовки учебника «Основы православной культуры»

Алла БородинаОт редакции: Как известно, распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года образованы Редакционный совет и Редакционная коллегия по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы. «Русская линия давно уделяет внимание проблеме введения курса «Основы православной культуры», которой посвящена специальная страничка РЛ. В связи с важным решением по ОПК мы попросили ответить на наши вопросы автора и разработчика курса «Основы православной культуры», члена Союза писателей России, лауреата Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н.Толстого, кавалера ордена прп. Сергия Радонежского Русской Православной Церкви, кандидата культурологии Аллу Валентиновну Бородину.

РЛ: Алла Валентиновна, Вы известны как автор нескольких десятков учебников и методических пособий, а также целого ряда статей культурологической и педагогической тематики, автор первого учебника по Основам православной культуры, учебника, с которого собственно и начался курс ОПК, борьба за ОПК, за право изучать религиозную культуру. Вы были одной из первых, кто сумел организовать сотрудничество светской педагогической и церковной среды при подготовке учебных материалов в этой области. Но вот с удивлением православная общественность обнаружила, что Вас-то в составе комиссии и не оказалось? Почему Вы не вошли в состав Комиссии?

А.В.Бородина: Действительно, само понятие культурологического образования в области религиозной культуры появилось именно в моих пособиях, программе, концепции, это было проверено экспериментально, апробировано, закреплено в документах ещё с 90-х гг. Кстати, напомню и о том, что постоянно замалчивается: существует всего только три учебных пособия по курсу ОПК, которые имеют грифы Министерства образования и науки. И все три — это мои пособия. А это — профессиональная оценка, а не какое-то неквалифицированное частное мнение.

Но теперь, после оглашения состава Комиссии, я понимаю, почему все это замалчивалось столько лет даже в церковной среде. Я познакомилась с оценками, уже опубликованными в прессе в связи с созданием Комиссии — оценками, как сторонников ОПК, так и противников. Приходится задуматься над тем, что говорят последние. Высказывается обоснованное опасение, что, возможно, речь уже идёт не о культурологическом курсе, а о чём-то другом, просто используется путь, который мы уже протаранили и который стал таким авторитетным на всех уровнях.

Наш известный писатель Владимир Николаевич Крупин уже отметил, что в состав Комиссии почему-то не вошел целый ряд признанных писателей и учёных. Со своей стороны хочу добавить, что Комиссия вряд ли может быть компетентной и по другой, ещё более важной, причине — в ее составе нет опытных учителей-профессионалов, известных педагогов, которые бы имели опыт работы непосредственно в светской школе. У меня есть два объяснения этому факту: либо мы сталкиваемся здесь с непониманием проблемы, либо Комиссия создаётся для подготовки вероучительного курса. Если верно последнее предположение, то православных состав Комиссии больше настораживает в том смысле, будет ли новый курс вообще православным?!

РЛ: Сейчас много споров ведётся об учебниках, много появляется желающих стать автором пособий по ОПК, теперь ведь эта тема модная, если можно так выразиться. Однако именно ваши учебники получили признание у педагогов и родителей. Ваши учебники принимает и православно-патриотическая общественность. Одновременно, именно с ними ведут борьбу либеральные круги и те, кто пытается реформировать православие. Но пока никто ничего не написал лучше. Пока Ваши учебники признаются самыми интересными и глубокими. Каким, на Ваш взгляд, должен быть учебник по ОПК?

А.В.Бородина: Действительно, кто уж только ни пытался написать учебник по ОПК! И рекламировали широко, с большими средствами, а все бестолку.

Конечно, я с радостью поделюсь тем, что знаю, для того, чтобы глупостей было меньше в этой области. Первое — если это учебник по Основам православной культуры, то концепция должна быть православной, с опорой на канон, на исторические традиции православной культуры, а не какая-то модернистская, которую кое-кто надеется пропихнуть. Второе — учебник должен соответствовать всем традиционным для отечественной дидактики принципам, в том числе соответствовать возрастной ступени, возрастным особенностям школьников. Третье — он должен быть написан в школьной практике, а не в кабинете и не в келье, только тогда это вообще будет похоже на учебник. Четвёртое — учебник должен пройти апробацию в течение 2−3 лет в разных условиях. Пятое — он должен быть глубоким, и увлекательным одновременно. Он должен быть живым, должен играть, звучать. Книг мудрых много, читаешь, всё правильно, а ни одна струна не звучит.

В чём секрет успеха первого учебника? Зазвучал, заставил спорить, думать, проверять, искать. Это главное. Не должно быть точки, должен быть вопрос и желание найти ответ. А значит, дело не в одном только учебнике, а в системе. Боюсь только, что ни учебник, ни систему новая Комиссия не создаст (если бы могли, уже бы создали за 15-то лет!). Да и помогать авторам не будет, потому что задачи другие. Ведь такая комиссия существовала много лет назад, только иначе называлась, хотя многие фамилии — из того состава.

Только ведь разрабатывают курс ОПК совсем другие люди, и зависит успех ОПК от других людей — от тех, которые не ищут места под фонарём, а которым достаточно солнца, чтобы отдавать себя детям, служить России.

РЛ: Часто противники ОПК утверждают, что нет преподавателей, некому вести курс? Так ли это? И кто должен преподавать?

А.В.Бородина: Это — неправда. Преподавать должен профессиональный педагог. Это и по законодательству так, таково и официальное мнение Церкви, которое высказывал еще Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который благословил курс ОПК и столько сил отдавал для его развития. Надеюсь, ничего не изменилось и сейчас.

Для профессиональных педагогов в течение уже многих лет мы проводим авторские семинары и курсы повышения квалификации. Такие курсы организуются институтами повышения квалификации работников образования. У меня обучались уже несколько сотен учителей на разных базах России и Белоруссии. Недавно прошли курсы в МПГУ. Учителя получают государственный документ — удостоверение федерального статуса, которое действительно на всей территории России. Такие курсы становятся центрами и по обмену опытом. Я помню, как счастливы были учителя, прошедшие подготовку на курсах в МПГУ.

Курсы будем проводить и на базе Перервинской семинарии. К сожалению, Московская система образования — самая отстающая в этом смысле, в Департаменте этим направлением занимаются не те люди. Придётся Перервинской семинарии помогать столичным несознательным чиновникам…

http://rusk.ru/st.php?idar=105800

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  right    09.07.2009 01:07
"Что скажете?"
У меня давно нет слов по поводу этой..личности.
  right    09.07.2009 00:11
"P.S. Кстати, чего там Протодьякон про смерть Патриарха Алексия насочинял в своём жж, а потом всё постирал?"
Уважаемый Сельскiй бригадиръ, в жж о.Дмитрия(Назарова) есть все это
http://community.livejournal.com/apostati/12955.html
Он постирал, но они достали из кэша яндекса.
  Nikolai Knospe    08.07.2009 23:17
http://community.livejournal.com/apostati/12955.html
  М.Яблоков    08.07.2009 19:49
http://fra-cipolino.livejournal.com/37753.html
Да, ссылочка классная. В своё время покойный Патриарх Алексий II пригрел этого змия, а вот теперь он пишет, что Патриарх "вовремя" помер…
  М.Яблоков    08.07.2009 18:41
Конечно, а разве он не из них?…
  Ортодоксос    08.07.2009 17:25
Скоро этот обнагленец Уэр будет считать нормальным рукоположение пидорасов.
  Сельскiй бригадиръ    08.07.2009 17:24
@Хорошо, что стер, на самом деле. Может, стыдно стало?..@

Маша, Ваша наивность просто поражает.
  Артур    08.07.2009 17:21
Культур – мультур. Толерантность – шмолерантность.

Вот такими неопровержимыми аргументами я напрочь разбил Вашу декадентскую теорию :-)
  Cельскiй бригадиръ    08.07.2009 17:20
Вот, прочитайте!

Куда нас ведёт Кураев? Аморальные высказывания в стиле Кафки .
8 Июл, 2009 at 1:23 AM

Видимо, у нашего "дьякона-опкаизатора всея Руси" было слишком много претензий к Святейшему Алексию. Что же, он ему "отомстил за всё". Его высказывания, сделанные им по поводу смерти Святейшего, в разгоревшиеся в его блоге в дискуссии о смерти Червония, лично я считаю аморальными.
a href=http://diak-kuraev.livejournal.com/22289.html?thread=2693649>

"Я уже сказал выше",-пишет отец дьякон, -"что кончину патр. Алексия я рассматриваю как явное вмешательство Божия Промысла и Его заботу о своей Церкви. Это, может, и не кара за грехи, но призыв Церкви к новому этапу ее истории".

Скажу прямо: мне ТАКОЙ ЦЕНОЙ "новый этап" не нужен. И этот человек будет писать учебник ОПК….

Там же:
"А я, знаете ли, в обстоятельствах кончины патриарха Алексия вижу ясное предостережение против его канонизации.А вот сказки про "видения Феодосия Алексию" оставьте для убогих сталинистов."

http://diak-kuraev.livejournal.com/22289.html?page=6#comments

Интересно, почему смерть Святейшего Алексия, отслужившего в последний день перед своим последний утром, две службы, одну из них -Литургию, является "предостережением для канонизации"?
Было ли или не было в Астрахани видение покойному Патриарху, при чём тут сталинисты, монархисты, правые и левые вместе взятые? При чём тут политика?"

http://fra-cipolino.livejournal.com/37753.html

Что скажете?
Согласно протодьякону, вовремя скончался Патриарх Алексий: иначе "Перестройку в Церкви" пришлось бы отложить!

Сегодня утром протодьякон это всё постирал из своего жж.
  Сельскiй бригадиръ    08.07.2009 17:11
Ещё как! И все его "полные члены церкви", катехизаторы и прочие бакалавры.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика