Русская линия
Русская линия Анатолий Степанов06.04.2009 

Одним миссионером меньше?
Диакон Андрей Кураев возведен в сан протодиакона

Патриарх Кирилл возводит диакона Андрея Кураева в сан протодиакона (фото сайта ОВЦС)Вчера во время литургии в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел в сан протодиакона известного миссионера, профессора Московской Духовной Академии отца Андрея Кураева. Как сказал Святейший, «за активное миссионерское служение и работу с молодежью».

Отец Андрей, несомненно, заслужил награду. И не только за свою многогранную миссионерскую деятельность. Награды он заслужил, прежде всего, за информационную кампанию в межпатриарший период. Все помнят его активную агитацию за будущего Патриарха Кирилла. Он делал это напористо, ярко, не без перегибов (одна кампания по поводу выборов делегатов на Собор от семинарий чего стоит), но всегда умно и талантливо, в отличие от своих коллег по ремеслу, типа пресловутого Фролова или некоей Куровой. И мы никогда не ставили знак равенства между отцом Андреем Кураевым и поименованными лицами. Если с ним можно и порой, увы, нужно спорить, то фролово-куровские эскапады мы всегда брезгливо пропускаем мимо ушей.

Я предполагал, что отца Андрея должны наградить, но, честно говоря, не предполагал, что это будет сделано таким образом. И тут нужно отдать должное уму и такту Его Святейшества. Ведь отца Андрея могли наградить должностью, на худой конец орденом или ценным подарком. Но Патриарх наградил его саном! И в этом видится глубокий смысл. Несомненно, отец Андрей Кураев — один из самых талантливых популяризаторов Православия, прекрасный лектор и оратор. Однако в последнее время он оказывается все чаще и чаще замешанным в разного рода скандалы, что вредит не только его репутации, но и, учитывая его известность, репутации нашей Церкви. То вдруг он начинает говорить сомнительные и соблазнительные речи по поводу Благодатного Огня. То вдруг берется обосновывать противное Святоотеческому наследию учение о мытарствах. То еще с какими-то сомнительными идеями выступит, от которых только смущение и соблазн возникает в церковной и околоцерковной среде.

Поэтому награда отцу, очевидно, дана со смыслом. Ведь если диакон может особо себя не утруждать службами, то протодиакону это не к лицу. Сан обязывает. Ведь мало служащий протодиакон, если он не дряхлый старик, — нонсенс. Да и объявление на рок-концерте «А сейчас перед вами выступит дьякон Андрей Кураев» еще как-то приемлемо (тут и слово «дьякон» можно произносить фамильярно с мягким знаком). А вот «выступает протодиакон Андрей Кураев» — звучит уж совсем дико. Само слово «протодиакон» слишком церковно-архаично, чтобы его мусолить на рок-концертах и молодежных тусовках (еще попробуй — научи рокеров и брокеров правильно выговаривать это слово!).

протодиакон Андрей КураевПатриаршая награда отцу Андрею Кураеву расшифровывается, на наш взгляд, так: ты — молодец, отец Андрей, много и плодотворно потрудился; но что-то ты стал забывать, что ты не просто публицист и миссионер, но еще и СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ; надо бы тебе почаще служить Божественную Литургию и поменьше заниматься полемикой и публицистикой. Поэтому награду Святейшего можно расценить не только как оценку трудов отца Андрея, но и как отеческую заботу о его духовном здравии. Проявленную, надо заметить, очень своевременно.

Отец Андрей Кураев считается, не без оснований, миссионером номер один в нашей Церкви. Однако в последнее время само понятие миссионерство дискредитируется жутко активной и даже агрессивной группой так называемых «политправославных». Миссионерство в их исполнении становится чем-то вполне самодостаточным. Создается порой впечатление, что им для их «миссионерства» и Церковь-то по большому счету не нужна. Создается своего рода «миссия ради миссии». Поэтому, можно понять, что, награждая отца Андрея саном протодиакона, Патриарх Кирилл не только выделяет его из этой группы «борцов за миссию», но и четко указывает, что главное миссионерство совершается в храме, что миссия в отрыве от богослужения опасна, она может выродиться в агрессивное пустословие. Что такой миссией мы не только не приведем людей в храмы, но можем нанести урон Церкви.

А отец Андрей, повторю, награды, несомненно, достоин. Я был на богослужении в Исаакиевском соборе и в ответ на возглас Патриарха при возложении камилавки на главу нового протодиакона Русской Православной Церкви «Аксиос» с чистым сердцем отозвался «Аксиос».

И от всей души поздравляю отца Андрея с наградой. Уверен, что своими талантами он принесет еще немало пользы нашей Церкви и нашему Отечеству.
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской линии»

http://rusk.ru/st.php?idar=105687

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Сергей Рябуха    30.04.2009 20:49
"..потому что Вы воцерковлялись по лекциям протодьякона, Вы и считаете, что знание о Церкви можно передать рационалистическим путем"
Конечно я считаю, что интеллектуальное знание о Церкви можно передать рационалистическим путём. Жизнь Церкви можно получить только будучи в онтологическом единении с ней. Рассказывать о Церкви – это одно, а жить в ней – совершенно другой, качественно новый уровень.
"знание о Церкви-опытное и любая бабушка, сохранившая веру в годы гонений, знает больше Вас, меня и протодьякона вместе взятых"
Ну, это врядли. Таких бабушек я, к сожалению, ещё не встречал. А вот "неграмотных старушек", кот. действительно неграмотны в вопросах веры и благочестия, но охотно поучающий о невозможности спастись принявшим ИНН, новый календарный стиль, носящих мобильные телефоны, злобно шипящих на случайно проходящих мимо них во время чтения Евангелия, хватающих людей, неправильно ставящих свечу или притрагивающихся рукой к иконе и т. п., встречаю постоянно.
"о..хуле…Вашего кумира!"
А я уже было подумал, что это я похулил кого-то. Моя церковная жизнь не состоит в прослушивании всё новых и новых лекций моего кумира. Это было на начальном периоде моего вхождения в Церковь.
"Чушь собачья" и "хулиганство такого рода высказываний" были сказаны Кураевым о фразе "в аду демократия, на небе царство" из "Русского Вестника". Если это слова првд. Иоанна Кронштадского, то не могли бы Вы указать на неё ссылочку.
Отрицания самих мытарств Кураевым я не увидел в ссылочке: http://www.youtube.com/watch?v=pMEgNEWvrK0
Кураев рассказывал об апокрифичности этого текста и о том, что он был в прошлые века в индексе запрещённых книг. Очень даже возможно, что христиане взяли идею загробных мытарств у язычников, слегка её переработав, но скорее всего неудачно. Тем более, что учению о мытарствах нельзя приписывать строго догматической важности, какой Церковь никогда ему и не давала; тем не менее это учение по общей мысли о частном суде явл. библейским и апостольским. Оно имеет чрезвычайно важное значение для нашей нравственности, живо рисуя нам картину наказания за каждый грех, внушая этим спасительный страх.
Ответ архим.Тихона на http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29780.htm
я просматривал ещё тогда, когда началась эта полемика. Спасибо.
"О канонах он..сказал -"поцелуйте и на полку положите"."
Да сказал. Но это мы и без его сказаний давно сделали. Мы уже давно живём не по канонам.
То, чем я недоволен, действительно технические и легко решаемые вопросы, но их никто не хочет решать.
"почему спасение Вашей души зависит от того, отдельно Вы причащаетесь с клиром или нет?"
Спасение совершенно не зависит от непонимания ЦСЯ, тайных молитв, отдельного причащения, несоответствия некоторых служб времени их совершения и т.д., т.к. до этого люди спасились несмотря на всё это.
Просто больше столетия ведутся разговоры о новом ЦС переводе служб, об использовании местных языков в богослужении, но ничего не делается в этом направлении (за искл. переводческой деятельности общины Кочеткова и еп. Ионафана (Елецких)).
Если основная наша служба, на кот. собрание становится Телом Христовым, называется Общим Делом – Литургией, то почему-же молитвы клира и мирян не общие, Причащение их тоже не общее, а в среде народа Божия также не общее, а индивидуальное (готов – не готов, желаешь – не желаешь). Общее Дело, на деле, выходит совсем не общим.
Программа и проекты реформ на самом деле были затеяны в начале XX века во время Предсоборного Присутствия и на Поместном Соборе. От народа Божия требуется одобрение или не одобрение решений Собора 1917-18гг по этому поводу. Таково моё вИдение реформенного вопроса.
  Артур    30.04.2009 13:08
Может, вырос?… Как Робертино Лоретти.
  Одинoков    30.04.2009 11:48
Возможно, "оставлен на осень" по русскому языку и засел, наконец, за азбуку. Не надо бы его отвлекать…
  Сельскiй бригадиръ    30.04.2009 10:29
Меня больше беспокоит – куда исчез Антон Куликов?
  Сергей Рябуха    30.04.2009 08:38
Ну эти вопросы мы с Вами детально обсудили на форуме 18 номера Благодатного Огня.
Кстати, а куда исчез М. Яблоков? С ним всё в порядке? Я начинаю переживать.
Никто бесом и болящим не называет, знаете, как-то не привычно.
  Евгений Николаевич Л.    30.04.2009 01:13
А не часто в СМИ мы видим о. Андрея в богослужебном одеянии, облачении… Интересно, как меняется при этом человек – вот и глядит мирно, и даже очки блещут не строго… Да, сан обязывает. Помоги, Господи, о. Андрею службу служить!
  Lucia    29.04.2009 22:23
Хорошие плоды принес труд протодиакона? Это он тогда таких пирожков напек. А теперь что будет?
  Сельскiй бригадиръ    29.04.2009 21:44
Пока утреня в наших храмах служится вечером – Рябухе никогда не спасти своей души, в бессмертие которой он как и Кочетков не верит.
  right    29.04.2009 21:16
Вот потому что Вы воцерковлялись по лекциям протодьякона, Вы и считаете, что знание о Церкви можно передать рационалистическим путем.
Отсюда, кстати, идет и их презрение к "неграмотным старушкам". Между тем знание о Церкви -опытное и любая бабушка, сохранившая верув годы гонений, знает больше Вас, меня и протодьякона вместе взятых. Именно непонимание этого момента ведет к протестантским ересям и в нашем случае к разрушению.
Как это , о какой конкретно хуле и кого?!!!Да кого же еще, кроме Вашего кумира! Просто я , по умолчанию считаю, что все знают, ЧТО вылилось в предвыборный период. Видимо, не все. У меня не сохранилось ранних ссылок (кто же знал, что серость перейдет в новый цвет), но вот Вам несколько последних
http://www.youtube.com/watch?v=VAdTWDq3SLU
ролик о демократии на небе ("чушь собачья" о словах святого)
http://www.youtube.com/watch?v=pMEgNEWvrK0
отрицание мытарств, http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29780.htm – ответ архим.Тихона (Шевкунова). Да Вы и сами можете поискать. О канонах он о всех сказал -"поцелуйте и на полку положите".
Послушайте, то, чем Вы недовольны, вообще технические вопросы, их можно решить (при наличии нормальной обстановки, конечно) просто в рабочем порядке. И почему спасение Вашей души зависит от того, отдельно Вы причащаетесь с клиром или нет? НО ГЛАВНОЕ – неужели Вы думаете, что если реформы будет затеяны, то для того, чтобы решить наши вопросы? С Вами что, кто-нибудь обсуждал программу реформ? Неужели Вы думаете, что общество отдельно, а Церковь – отдельно? Ну так посмотрите на общество и поймите, что получится. И, пожалуйста, поймите мою основную мысль, а не цепляйтесь предложениям.
  Renovationist    29.04.2009 20:08
Ув. ученица, я Дневники нашёл, но читать их в эл. виде не смогу. Дико болят глаза. Я обязательно их прочитаю. Жаль, что я их не купил на прошедшей Рождественской книжной ярмарке. Но то, что я успел просмотреть даёт мне основание говорить, что о. Александр – глубоко церковный человек.
"Прочитав Слово о смерти св.Игнатия , он написал , ну кто же в это может верить"
Ну, он не одинок. Есть более критические слова в адрес свт. Игнатия:
"О. Иларион Оптинский правду сказал о сочинениях Пр. Игнатия, и М. Игуменья хорошо делает, что помнит то и передает другим. Но с грехом у Пр. Игнатия суть только: слово о смерти и прибавления к сему слову, кои составляют предмет критического обсуждения их в моей книжке: "Душа и Ангел – не тело, а Дух". В прочих же статьях я не заметил ничего подобным образом погрешительного. У него только образ сочинения нехорош. Не знаю почему, но ни одна у него статья, по прочтении ее, не дает ясного понятия о предмете ее. Грех большой делают наши предержащие церковные власти, что оставляют распространяться мнениям неправым в печатных книгах, не предписывая вырвать их оттуда."
"Читать ли писания Преосв. Игнатия? – Читайте. Только статью о смерти не читайте, и то не всю, а только несколько листов, кажется, в начале, где он говорит, что душа и Ангел телесны, и доказывает. Эти листы вырвать лучше из книги. Вся статья очень назидательна, а эти листки портят ее. Враг его подзадорил."
" Вам не кажется,что слова о т.н. БАБЬЕМ БЛАГОЧЕСТИИ для православного оскорбительны…термин-ФЕРАПОНТОВЩИНА. Он Вас не оскорбляет?"
Никак мне этого не кажется и термин меня не оскорбляет. Ферапонт и Зосима, Иосиф Волоцкий (стяжатели) и Нил Сорский (нестяжатели), Варлаам Калабрийский и Григорий Палама. Все эти вещи я вижу в истории Церкви и её повседневной действительности. Как может оскорблять констатация факта? Нужно из этого делать соответствующие выводы и стараться что-то из этого менять.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru