Русская линия
Русская линия Родион Юрьев17.01.2009 

Не жребия или тайного голосования нужно бояться, а отсутствия единомыслия и молитвенного духа на Поместном Соборе
Ответы на анкету Русской линии

От редакции: Мы получаем ответы на вопросы, сформулированные в анкете экспертного опроса Русской линии «Навстречу Поместному Собору». Нам уже отвели несколько десятков экспертов. Большинство дают краткие ответы, но иногда мы получаем в ответ целые трактаты, которые жаль просто так выбрасывать в корзину. Мы решили с разрешения авторов некоторые из таких ответов публиковать полностью.

1. Выборы должны проводиться либо тайным, либо открытым голосованием, либо жребием, — по усмотрению Поместного Собора. Главное, чтобы было соответствующее духовное настроение, чтобы участники Собора были объединены общей мыслью — «Да будет Воля Твоя», а не наши склоки.

Хотя много уже высказано мыслей о пользе избрания Патриарха по жребию, всё же стоит прояснить: сам ли по себе жребий является гарантией проявления Воли Божией?

В Священном Писании мы можем встретить указания, что и враги Божии пользовались жребием и получали от этого результаты противные Божиим установлениям. Так, пред лицем Амана, задумавшего истребить иудеев, бросали жребий о выборе месяца для этого (Есф. 3: 7).

И Соломон говорит: «Сын мой! Не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези…» тех, кто говорит: «сделаем засаду для убийства… наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами…» (Притчи 1: 11−15). И другой пророк — Иоиль пророчествует о суде Божием на тех, которые «о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили» (Иоиль, 3: 3).

Пророк Михей предсказывает, что «Посему не будет у тебя никого, кто бросил бы жребий для измерения в собрании пред Господом» (Мих., 2: 5).

Метали, как мы помним, и воины жребий, кому достанутся одежды распятого Христа.

Итак, не везде и не всегда жребий — именно Божие орудие.

Представляется, что жребий — это лишь один из способов открытия Воли Божией, но Воля Божия открывается не каждому и не всегда. Для того нужно особое духовное настроение, готовность принять эту Волю, готовность её искать.

Если мы говорим о выборах, то здесь важно и состояние кандидатов: ведь это открытие Воли Божией и для них. Возможно, именно потому жребием избрали Патриарха Тихона, что выбор был между лучшими наилучшего.

Но не всегда именно так стоит задача, иногда нужно выбирать только лучшего, и здесь, может быть, и необходимо тайное голосование.

Впрочем, если уже есть готовность, открытость Господу, даже некоторое приближение к святости, — тут уже и простым голосованием можно всё решить.

Одним словом, не нужно бояться ни жребия, ни тайного голосования, нужно бояться отсутствия единомыслия и молитвенного духа на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, нужно искать «прежде Царства Небесного и правды Его» (Мф, 6: 33), а остальное — приложится.

2. Другого Собора не предвидится, поэтому этот Собор может, не обсуждая по существу, за недостатком времени, поставить перед следующим Архиерейским Собором вопросы, требующие ответа для пользы паствы. Это могут быть и вопросы о пределах общения с инославными, и вопросы об определении «миссии» и её рамках, о сохранении традиций Русской Церкви.

3. От государственной власти России, а также других государств, народы которых окормляются Русской Церковью, могут быть направлены наблюдатели.

4. Наилучшим кандидатом, на мой взгляд, является владыка Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский, известный как стойкий борец за Православие на Украине, показавший в трудных условиях гонений на Православную Церковь своё мужество и самоотверженность. Что касается последних обвинений в его адрес со стороны о. Андрея Кураева по поводу того, что у его епархии нет интернет-сайта, то это обвинение лишь показывает, что «зацепиться» противникам вл. Онуфрия не за что.

Впрочем, по моему мнению, любой кандидат, который будет Патриархом, уже в силу этого получит особую благодать, которая будет правильно руководить им на этом посту. Говорят, «не место красит человека, а человек — место». Это, конечно, верно, но лишь отчасти. Патриарший Престол — это не просто должность, Горнее место в Храме Христа Спасителя или титул. Это ещё и ежедневное и ежечасное поминовение на Литургиях, это общая соборная молитва всей Православной Церкви, всех святых, всех живых. То есть само «место» в данном случае всё-таки определяет то, что человек на нём будет делать и как. Через благодать будущему Патриарху достанется понимание того, что он должен делать, и весь строй церковной жизни будет его понуждать делать именно то, что должно. Конечно, нельзя исключать эксцессов, поворотов на пути церковной жизни (вроде Флорентийской унии), но всё же такие случаи — исключение.

http://rusk.ru/st.php?idar=105612

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Р.Н. Юрьев    20.01.2009 07:57
Вы так увлеклись полемикой на форуме, что не замечаете очевидных вещей. Во-первых, мы тут, как ни банально, Патриарха не избираем. Во-вторых, как видите, это ответы на вопросы Русской линии. В-третьих, спасительная благодать Святого Духа споспешествует тем, кто этого желает и ищет, а не сама по себе, помимо воли участников Собора. Иначе не было бы в истории Православной Церкви ни разбойничих соборов, ни антипап, ни лжепатриархов.
Лично мне претит такая "лозунговость" вроде "ЖРЕБИЕМ ВЛАДЕЕТ БОГ!" а равно: "ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ – РУЛИТ!", всё это приёмы внецерковные, которые, будучи втащенными в церковную ограду в совокупности с "предвыборной агитацией", развёрнутой в СМИ, создают какую-то нездоровую атмосферу. Чтобы Вы меня не обвинили поясню: одно и то же слово может быть лозунгом, а может быть аргументом. Как аргумент высказывание "жребием владеет Бог" – вполне приемлемо. Но как "ЖРЕБИЕМ ВЛАДЕЕТ БОГ!" – это уже как надпись на транспаранте, как выкрик толпы…
  М.Яблоков    18.01.2009 21:00
Родион Николаевич, есть ли у Вас хотя бы среднее богословское образование, что Вы пытаетесь здесь разглагольствовать на сугубо библейско-богословские темы, причём не просто на форуме, а, ни больше, ни меньше, отдельной богословской статьей? Вы, кажется, юрист… Разве можно быть специалистом во всём? Мы ведь не идём к сапожнику лечить зубы, правда?…
Считаю с Вашей стороны большим дерзновением без надлежащей компетенции писать такие вещи.

Теперь по-существу.
Жребий в Церкви и вне Церкви – это совершенно разные вещи. (Разумеется это касается и Ветхозаветной Церкви). А с момента Пятидесятницы в Церкви живёт Святой Дух. Вне Церкви нет спасительной благодати Святого Духа. Там жребием может управлять и диавол (ну, если хотите, теория вероятности).
В Церкеви же Христовой жребием владеет Бог. Жребием избирался ап.Матфий, жребием избирались все Русские Патриархи в допетровское время, жребием избирался Святейший Тихон, жребием избирается в наше время Патриарх Сербский, а также первосвятитель Чешских земель и Словакии. Такожде подобает творити и нам. ЖРЕБИЕМ ВЛАДЕЕТ БОГ!
А демократическое голосование мы уже один раз видели, причём совершенно единогласное: "Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву" (Ин.18,40).
  р.Б.Димитрий    18.01.2009 17:28
Полностью согласен с мнением уважаемого автора относительно процедуры избрания.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика