Русская линия
Русская линия Андрей Рогозянский27.12.2008 

Из происшедшего в Московской Духовной Академии пытаются сделать ГКЧП, а взамен протащить «церковную демократию»

Выборы делегатов на Поместный Собор от семинарий, судя по реакции присутствовавших, действительно, проходили в непростой обстановке. Слишком много свидетельств, которые говорят о неправомерном поведении и других процедурных странностях, допущенных архиепископом Ставропольским Феофаном и Тобольским Димитрием. Замалчивать проблему мне кажется непродуктивным.

Что это было? В комментариях, насколько я видел, нигде не указан простой факт, что избрание пяти делегатов Собора — это чисто символический акт. Представители семинарий в голосовании по главному вопросу об избрании нового Патриарха не участвуют. Избирает, как известно, епископат. И основные дискуссии к 28 января уже завершатся — для этого в предыдущие дни 26, 27 специально созывают отдельный Собор архиереев РПЦ. Обстановка на Поместном Соборе поэтому будет образцово спокойной, для прессы и сторонних наблюдателей. Никакой смуты, наподобие выхода на трибуну Съезда народных депутатов СССР академика А. Сахарова, организаторы не допустят. А поприсутствовать в зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя — мы все там бывали, и сильно переживать и расстраиваться, что его на Соборе не оказалось, ни архим. Тихон (Шевкунов), ни другие богословы и ректоры, я думаю, не станут. Так что тезис о борьбе за своего кандидата в Патриархи, в данном случае, предположительно речь у о. Андрея Кураева идет о «лоббировании» митр. Климента (Капалина), — этот тезис им сильно натянут.

О. Андрею Кураеву сегодня выгодно нагнетать ситуацию, оказываясь в роли такого… неформального лидера перестройки, идейно-координационного центра. Это да. По этой причине он со всем присущим ему талантом раздувает склоку, давит на «газ», старается удерживать обороты. И бьет, надо сказать, наверняка. У того, что им говорится о крике и самодурстве вл. Димитрия и вл. Феофана, наверняка будут резонанс и поддержка. И в светских СМИ, для которых тема несвободы, авторитарных порядков в РПЦ, является лакомой. И внутри Церкви, где в значительной степени назрел, как говорит прот. Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Патриархии, «кризис иерархического подчинения всех уровней».

Вот уже мы наблюдаем, как на адрес о. А. Кураева пошел поток писем от униженных и оскорбленных. Пишут некие анонимы из Тобольской семинарии и просят о. Андрея защитить их от произвола владыки и ректора. На следующем этапе, коль стежка протоптана, пример подан, организуется целый поток жалоб и слезных историй, которые о. Андрей с удовольствием будет транслировать через свой форум, а антицерковные журналисты и СМИ подхватывать. Что в этом правда, а что нет, разбираться времени нет да и некому. Тот же Глеб Павловский с ФЭП может, схватив тему, в кратчайшие сроки завалить буквально нас своей актуальной продукцией. В предсоборной обстановке это будет очень чувствительно и подготовит почву для настоящей войны в епархиях. Вокруг собора Христа Спасителя будут ходить толпы, кто-то кого-то бить и рвать плакаты. Это мы уже видели — лозунги наперед: «Мы с Патриархом». Движение «Наши», понятно, выступит в роли усмирителя и восстановителя спокойствия. Такая… образцовая православная паства, в отличие от бородатых, в платках «маргиналов и маргиналок». Благо, что время зимнее и пирсинг в пупках незаметен.

По существу, в самом худшем исходе, к концу января, времени проведения Поместного Собора общими стараниями джина выпустят из бутылки, и явочным порядком, безо всякого обсуждения и одобрения иерархией шустрые диаконы заставят Церковь таки заниматься навязанной ими перестроечной повесткой. До победного, пока камня на камне не останется. Потому, что те же украинские епископы, приехав и посмотрев, что тут творится, попросту улетят к себе на Украину и там уже будут иначе решать вопросы о статусе УПЦ МП.

Я думаю, очень опасный путь, о чем недавно писал в «Радонеже» — восстание «церковной демократии». Значительно опасней, нежели те ужасы ГКЧП, про которые нам сейчас повествуют. О. Андрей Кураев, спаси его Бог, сам самодур немаленький. Отличие, что самодур особого типа: просвещенный и миссионерски-ориентированный. Но так или иначе, мы должны понимать, что старого уже не будет, что статус-кво внутри РПЦ из-за последних событий стремительно рушится. Те же владыки и Феофан, наскандалившие в МДА, по-видимому, увлеклись и упустили из виду, что не у себя в епархиях. В Тобольске и Ставрополе такие методы еще терпят, а в Москве, да еще от гостей, и в контексте предвыборных баталий, уже нет. И категориями блага церковного, церковного мира, единства в этой ситуации борьбы без правил мало кто намерен всерьез руководствоваться. В своей частной жизни православные давно демократы, и вот теперь под стандарт будет подгоняться церковная ситуация.

К сожалению, ни о. Андрей Кураев, ни другие недоступны для каких бы то ни было переговоров, предостережений. Есть такая даже не 100%-ная, а 120%-ная убежденность в правильности своих действий, предназначении, миссии. Всех остальных о. Андрей видит «антиинтеллектуалами» или, по меньшей мере, ниже себя по уровню. Для этого и придуман им специальный термин-ярлык: «антиинтеллектуализм». Другие в аналогичных ситуациях используют свои желаемые ярлыки и говорят об «антиисторизме» или «антиправовом сознании» в Церкви. Это в свою очередь прямо указывает на нравственную и метафизическую природу происходящего: гордыню, комплекс «сверхчеловечества». Если в авторитарном стиле управления некоторых епископов проявляется ординарная, бытовая версия «человеческого», то для Кураева этого явно мало, это слишком банально, он должен сыграть переломную роль в истории Русского Православия, решать вопросы взаимоотношений поместных Православных Церквей. Но переломная роль переломной роли рознь. У многих издающих теперь скрежет зубовный была в истории своя переломная роль. А что касается о. Андрея, его мы худо-бедно знаем, и с заявлениями его в последнее время по разным поводам ознакомлены. Нет сомнений, какая вода, какого вкуса и качества изойдет из этого источника.

Ситуацию в предсоборный период о. Андрей сам для себя определяет как «окно открытых возможностей». Где в этой политологии христианство и церковное чувство «зарыты» — поди разбери. Шанс. Одно слово. Вопрос только о максимальном использовании этих возможностей, любыми путями, во что бы то ни стало. Так что мои прогнозы довольно пессимистические.

Желательно, чтобы в связи со скандалом высказался председательствовавший на собрании митр. Владимир (Иким) и попросил выступающих. Это очень опытный и церковно-мыслящий архипастырь. Нужно, обязательно нужно, чтобы из иерархии сейчас кто-то не погнушался и не постеснялся взять на себя стабилизирующую роль во всем этом сумасшествии, не ради влияния и лобби, а просто в качестве личной жертвы во благо Церкви. В противном случае, спустя некоторое время разбитое склеить будет уже невозможно.

http://rusk.ru/st.php?idar=105590

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Сельскiй бригадиръ    05.01.2009 15:34
Епископ Максим: "Выборы проходили гласно, честно и справедливо"
Управляющий Барнаульской епархией опроверг домыслы вокруг выборов делегатов от духовных семинарий на Поместный Собор

"Я искренне и со всей ответственностью заявляю, что выборы проходили гласно, честно и справедливо", – заявил ректор Барнаульской Духовной семинарии епископ Барнаульский и Алтайский Максим, высказывая свое мнение о прошедшем недавно совещании ректоров Духовных семинарий Московского Патриархата. При этом владыка Максим, принимавший участие в совещании, заметил, что "к сожалению, от Барнаульской семинарии кандидат на Поместный Собор не был избран". Интервью владыки опубликовано на официальном сайте Барнаульской епархии.

Напомним, что 24 декабря в Московской духовной академии (МДА) прошло совещание ректоров духовных семинарий Московского Патриархата. В ходе совещания во исполнение постановления Священного Синода от 10 декабря 2008 года (журнал N 96) были избраны пять делегатов от духовных семинарий на предстоящий Поместный Собор Русской Православной Церкви.

Однако правомочность совещания ректоров духовных семинарий Московского Патриархата поставили под сомнения некоторые публицисты. В частности, диакон Андрей Кураев выразил возмущение "отстранением" председателя Учебного комитета Московского Патриархата, ректора МДА архиепископа Верейского Евгения от ведения совещания. Помимо этого, по мнению отца Андрея, вместо того, чтобы пятерых делегатов на Поместный Собор определили ректоры семинарий, ректорскому собранию "было навязано голосование за семинарии". И уже после этого голосования, утверждает миссионер, ректора "избранных семинарий" самостоятельно назначили по своему делегату на Собор. Диакон Андрей Кураев выразил уверенность, что на ближайшем заседании Священного Синода "итоги этих лжевыборов будут оспорены и отменены".

Между тем, один из участников ректорского совещания, настоятель Патриаршего подворья Свято-Никольского Перервинского монастыря, ректор Перервинской духовной семинарии протоиерей Владимир Чувикин, избранный членом Поместного Собора, опроверг в интервью "Русской линии" заявления о "нелегитимности" выборов делегатов на Поместный Собор от духовных семинарий. "Это были честные свободные выборы. Возможно, кандидатами выбрали не тех, кого желали бы видеть на Соборе те, кто бьет сейчас тревогу. Впрочем, каждый вправе иметь собственное суждение. А что касается призыва пересмотреть итоги выборов, это абсурдное требование. Это то же самое, как если бы после Поместного Собора, стали бы переизбирать только что выбранного Патриарха, который кого-то не устроит", – отметил отец Владимир.

"Что касается самого хода выборов, об этом на "Русской линии" подробно рассказал протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервенской духовной семинарии (г. Москва), – отметил владыка Максим. – К уже сказанному о. Владимиром мне, как очевидцу и участнику Совета ректоров, хотелось бы добавить следующее: Доброе имя архиепископа Димитрия, который уже 18 лет возглавляет Тобольскую семинарию, первой восстановленную практически на пустом месте, не нуждается в защите, и тем более в оправдании. Однако мне хотелось бы отметить положительную роль владыки Димитрия в данном совещании. Именно благодаря его принципиальности выборы прошли справедливо и честно. Разве можно было бы говорить о легитимности собрания, если бы его участники пошли на предложение "быстренько" проголосовать и разойтись восвояси. Но владыка Димитрий, опытнейший ректор духовной школы, глава Комиссии по реформированию духовного образования РПЦ, не согласился со спешкой и отсутствием регламента собрания. Ведь еще полтора года назад Комиссия, возглавляемая архиепископом Димитрием, вносила в Священный Синод Положение о Совете ректоров. Священный Синод одобрил эти предложения Комиссии, однако Учебным комитетом, к сожалению, эти предложения так и не были воплощены в конкретные документы", – подчеркнул управляющий Барнаульской епархией.

По мнению епископа Максима, "именно факт отсутствия этого Положения, регламентирующего проведение столь высокого собрания, стал камнем преткновения в начале работы Совета ректоров. Не знаю, может быть, кто-то и сознательно хотел воспользоваться данной ситуацией – отсутствием четкого регламента, чтобы продвинуть своих кандидатов. Но по предложению владыки Димитрия регламент Собрания был упорядочен, были избраны Председатель, заместитель Председателя (кстати, им был избран архиепископ Евгений, Председатель учебного комитета РПЦ), была избрана счетная комиссия. Данные предложения были всеми поддержаны единогласно. После этого каждому ректору, каждому представителю семинарии было дано слово для того, чтобы поведать о своей семинарии. И лишь после этого прошли тайные выборы кандидатов, без какого-либо давления и нажима".

Напомним, что ранее в связи с шумихой, поднятой диаконом Андреем Кураевым, Кириллом Фроловым и др. вокруг выборов делегатов на Поместный Собор от духовных семинарий, мы попросили юрисконсульта Московской Патриархии Ксению Александровну Чернегу дать экспертное заключение относительно правомочности прошедшего 24 декабря совещания ректоров духовных семинарий Московского Патриархата. В своем комментарии юрисконсульт Московской Патриархии, в частности, отметила, что "участники состоявшегося 24 декабря 2008 г. совещания ректоров духовных учебных заведений не нарушили предписаний, содержащихся в Определении Священного Синода от 10 декабря 2008, исполнив в рамках имеющихся полномочий возложенную на них обязанность по избранию делегатов на Поместный Собор".
Русская линия
http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=180508
  sergios    05.01.2009 15:23
Продолжение от о.А.Кураева

http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=211536.msg2524806#msg25 24806
  Ksenija    01.01.2009 16:14
Я не хожу по ЖЖ. Никогда.
  Nikolai Knospe    01.01.2009 13:15
А Вы, матушка, это на фроловский ЖЖ отпишите.
  А.В.Шахматов    01.01.2009 12:53
Редко,но зато метко! Жду Вашу атаку!
  Одиноков    01.01.2009 12:46
Редкий случай, когда я вас понимаю и с вами соглашаюсь… Это радует. :-)
  Ksenija    01.01.2009 12:21
Что же реально произошло на Епархиальном собрании в Барнаульско-Алтайской епархии?
1.Владыка Максим НЕОДНОКРАТНО предлагал делегатам собрания выдвигать альтернативные кандидатуры. Ни одной кандидатуры выдвинуто не было.
2.За предложные кандидатуры проголосовали ЕДИНОГЛАСНО (а это было собрание, на котором присутствие ВСЕХ клириков было обязательным). Ни одного «против» или «воздержавшегося» не было.
3.Отсюда следует единственный вывод – недовольство «безальтернативными» выборами – это сведение ЛИЧНЫХ счетов с Владыкой Максимом.
Балакина Ксения, Горно-Алтайское благочиние Барнаульско-Алтайской епархии.
  М.Яблоков    01.01.2009 09:30
Там и намекать не надо, и так всё понятно…
  А.В.Шахматов    01.01.2009 08:46
Боже!Уму непостижимо, что такая бесовщина вокруг избрания Патриарха, какие словечки и фразы-то брошены; "либерализм","антисторизм","антиинтеллектуал", "антиправословное сознание", "окно открытых возможностей" (как продают кого-то или что-то),"церковное чувство зарыто"(и крест не поставили),удивительно почему не фигурирует "капитализм" и "коммунизм"?, и самое яркое – "….церковно-мыслящий архипастырь" и то еврей. Братцы,до чего мы докатились?
  Качурин И.    31.12.2008 20:52
Вы никак на Климова намекаете?

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru