Выборы делегатов на Поместный Собор от семинарий, судя по реакции присутствовавших, действительно, проходили в непростой обстановке. Слишком много свидетельств, которые говорят о неправомерном поведении и других процедурных странностях, допущенных архиепископом Ставропольским Феофаном и Тобольским Димитрием. Замалчивать проблему мне кажется непродуктивным.
Что это было? В комментариях, насколько я видел, нигде не указан простой факт, что избрание пяти делегатов Собора — это чисто символический акт. Представители семинарий в голосовании по главному вопросу об избрании нового Патриарха не участвуют. Избирает, как известно, епископат. И основные дискуссии к 28 января уже завершатся — для этого в предыдущие дни 26, 27 специально созывают отдельный Собор архиереев РПЦ. Обстановка на Поместном Соборе поэтому будет образцово спокойной, для прессы и сторонних наблюдателей. Никакой смуты, наподобие выхода на трибуну Съезда народных депутатов СССР академика А. Сахарова, организаторы не допустят. А поприсутствовать в зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя — мы все там бывали, и сильно переживать и расстраиваться, что его на Соборе не оказалось, ни архим. Тихон (Шевкунов), ни другие богословы и ректоры, я думаю, не станут. Так что тезис о борьбе за своего кандидата в Патриархи, в данном случае, предположительно речь у о. Андрея Кураева идет о «лоббировании» митр. Климента (Капалина), — этот тезис им сильно натянут.
О. Андрею Кураеву сегодня выгодно нагнетать ситуацию, оказываясь в роли такого… неформального лидера перестройки, идейно-координационного центра. Это да. По этой причине он со всем присущим ему талантом раздувает склоку, давит на «газ», старается удерживать обороты. И бьет, надо сказать, наверняка. У того, что им говорится о крике и самодурстве вл. Димитрия и вл. Феофана, наверняка будут резонанс и поддержка. И в светских СМИ, для которых тема несвободы, авторитарных порядков в РПЦ, является лакомой. И внутри Церкви, где в значительной степени назрел, как говорит прот. Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Патриархии, «кризис иерархического подчинения всех уровней».
Вот уже мы наблюдаем, как на адрес о. А. Кураева пошел поток писем от униженных и оскорбленных. Пишут некие анонимы из Тобольской семинарии и просят о. Андрея защитить их от произвола владыки и ректора. На следующем этапе, коль стежка протоптана, пример подан, организуется целый поток жалоб и слезных историй, которые о. Андрей с удовольствием будет транслировать через свой форум, а антицерковные журналисты и СМИ подхватывать. Что в этом правда, а что нет, разбираться времени нет да и некому. Тот же Глеб Павловский с ФЭП может, схватив тему, в кратчайшие сроки завалить буквально нас своей актуальной продукцией. В предсоборной обстановке это будет очень чувствительно и подготовит почву для настоящей войны в епархиях. Вокруг собора Христа Спасителя будут ходить толпы, кто-то кого-то бить и рвать плакаты. Это мы уже видели — лозунги наперед: «Мы с Патриархом». Движение «Наши», понятно, выступит в роли усмирителя и восстановителя спокойствия. Такая… образцовая православная паства, в отличие от бородатых, в платках «маргиналов и маргиналок». Благо, что время зимнее и пирсинг в пупках незаметен.
По существу, в самом худшем исходе, к концу января, времени проведения Поместного Собора общими стараниями джина выпустят из бутылки, и явочным порядком, безо всякого обсуждения и одобрения иерархией шустрые диаконы заставят Церковь таки заниматься навязанной ими перестроечной повесткой. До победного, пока камня на камне не останется. Потому, что те же украинские епископы, приехав и посмотрев, что тут творится, попросту улетят к себе на Украину и там уже будут иначе решать вопросы о статусе УПЦ МП.
Я думаю, очень опасный путь, о чем недавно писал в «Радонеже» — восстание «церковной демократии». Значительно опасней, нежели те ужасы ГКЧП, про которые нам сейчас повествуют. О. Андрей Кураев, спаси его Бог, сам самодур немаленький. Отличие, что самодур особого типа: просвещенный и миссионерски-ориентированный. Но так или иначе, мы должны понимать, что старого уже не будет, что статус-кво внутри РПЦ из-за последних событий стремительно рушится. Те же владыки и Феофан, наскандалившие в МДА, по-видимому, увлеклись и упустили из виду, что не у себя в епархиях. В Тобольске и Ставрополе такие методы еще терпят, а в Москве, да еще от гостей, и в контексте предвыборных баталий, уже нет. И категориями блага церковного, церковного мира, единства в этой ситуации борьбы без правил мало кто намерен всерьез руководствоваться. В своей частной жизни православные давно демократы, и вот теперь под стандарт будет подгоняться церковная ситуация.
К сожалению, ни о. Андрей Кураев, ни другие недоступны для каких бы то ни было переговоров, предостережений. Есть такая даже не 100%-ная, а 120%-ная убежденность в правильности своих действий, предназначении, миссии. Всех остальных о. Андрей видит «антиинтеллектуалами» или, по меньшей мере, ниже себя по уровню. Для этого и придуман им специальный термин-ярлык: «антиинтеллектуализм». Другие в аналогичных ситуациях используют свои желаемые ярлыки и говорят об «антиисторизме» или «антиправовом сознании» в Церкви. Это в свою очередь прямо указывает на нравственную и метафизическую природу происходящего: гордыню, комплекс «сверхчеловечества». Если в авторитарном стиле управления некоторых епископов проявляется ординарная, бытовая версия «человеческого», то для Кураева этого явно мало, это слишком банально, он должен сыграть переломную роль в истории Русского Православия, решать вопросы взаимоотношений поместных Православных Церквей. Но переломная роль переломной роли рознь. У многих издающих теперь скрежет зубовный была в истории своя переломная роль. А что касается о. Андрея, его мы худо-бедно знаем, и с заявлениями его в последнее время по разным поводам ознакомлены. Нет сомнений, какая вода, какого вкуса и качества изойдет из этого источника.
Ситуацию в предсоборный период о. Андрей сам для себя определяет как «окно открытых возможностей». Где в этой политологии христианство и церковное чувство «зарыты» — поди разбери. Шанс. Одно слово. Вопрос только о максимальном использовании этих возможностей, любыми путями, во что бы то ни стало. Так что мои прогнозы довольно пессимистические.
Желательно, чтобы в связи со скандалом высказался председательствовавший на собрании митр. Владимир (Иким) и попросил выступающих. Это очень опытный и церковно-мыслящий архипастырь. Нужно, обязательно нужно, чтобы из иерархии сейчас кто-то не погнушался и не постеснялся взять на себя стабилизирующую роль во всем этом сумасшествии, не ради влияния и лобби, а просто в качестве личной жертвы во благо Церкви. В противном случае, спустя некоторое время разбитое склеить будет уже невозможно.