Из происшедшего в Московской Духовной Академии пытаются сделать ГКЧП, а взамен протащить "церковную демократию"
- Nikolai Knospe
31.12.2008 17:29
Сайт Барнаульской и Алтайской епархии: интервью епископа Барнаульского и Алтайского Максима об избрании делегатов на предстоящий Поместный Собор Русской церкви
- Ваше Преосвященство, 30 декабря в Барнаульской и Алтайской епархии произошло важное событие: на Епархиальном собрании были избраны делегаты для участия в Поместном Соборе Русской Православной церкви, на котором будет избран Святейший Патриарх Русской Православной церкви. Большинству из нас понятно участие в светских выборах: здесь и партии, и политическая борьба, и даже теледебаты кандидатов. А в чем на Ваш взгляд главное призвание церковных делегатов, ведь даже основные кандидаты на Патриаршество станут известны лишь после Архиерейского Собора, который состоится непосредственно перед Поместным Собором?
- Прежде всего, для церковных делегатов, на мой взгляд, необходимы искренняя вера, молитвенный настрой, участие в христианской жизни, т.е. Таинствах нашей Церкви, ибо эти люди должны стать проводниками воли Божией, а это невозможно без указанных выше качеств.
Не скрою, я удовлетворен единодушным решением Собрания верующих и мирян Барнаульской и Алтайской епархии, т.к. делегатами были избраны люди действительно известные и уважаемые и в светских, и в духовных кругах нашего региона.
Так, от монашествующих была избрана м. Клавдия (Кремлева) - наместница Знаменского монастыря г. Барнаула. В этой обители идет активное строительство, возрождается иконопись и работа в швейных мастерских. Кроме того, эта обитель широко известна среди наших горожан стройным богослужением и теплой духовной атмосферой. От мирян был избран Нижегородцев Ю.М. - руководитель организации Юнифарм, очень уважаемый и известный человек в нашем городе. Он и его организация не только помогали в возрождении и строительстве практически всех храмов г.Барнаула, но Юрий Михайлович активно представляет интересы церковного строительства и духовного просвещения и в муниципальных структурах, и среди предпринимательства. Это активный прихожанин, который стремится жить подлинной церковной жизнью.
От алтайского духовенства избран делегатом иерей Горгий Крейдун - настоятель Иоанно-Богословского храма г.Барнаула. Выбор Епархиального собрания выпал на о.Георгия еще и потому, что на прошедшем 24 декабря в г.Москве Совете ректоров, где избирались 5 представителей от семинарий на Поместный собор, к сожалению, кандидат от Барнаульской семинарии не был избран, а о.Георгий кроме трудов по строительству и настоятельству храма несет послушание проректора по учебной работе Барнаульской семинарии, он является кандидатом богословских наук, имеет ученую степень кандидата физико-математических наук.
Таким образом, мы видим, что кандидаты вполне достойные.
- Ваше Преосвященство, Вы затронули тему выбора представителей от духовных семинарий на Совете ректоров, который проходил в учебном комитете РПЦ 24 декабря. В некоторых околоцерковных СМИ появились кривотолки о том, что эти выборы были якобы нечестными. Вы, Владыка, были участником этого совещания. Как на самом деле проходили эти выборы?
- Хотя я уже сказал, что, к сожалению, от Барнаульской семинарии кандидат на Поместный Собор не был избран, тем не менее, я искренне и со всей ответственностью заявляю, что выборы проходили гласно, честно и справедливо.
Что касается самого хода выборов, об этом на "Русской линии" подробно рассказал протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервенской духовной семинарии (г. Москва). К уже сказанному о.Владимиром мне, как очевидцу и участнику Совета ректоров, хотелось бы добавить следующее.
Доброе имя архиепископа Димитрия, который уже 18 лет возглавляет Тобольскую семинарию, первой восстановленную практически на пустом месте, не нуждается в защите, и тем более в оправдании. Однако мне хотелось бы отметить положительную роль владыки Димитрия в данном совещании. Именно благодаря его принципиальности выборы прошли справедливо и честно. Разве можно было бы говорить о легитимным собрания, если бы его участники пошли на предложение "быстренько" проголосовать и разойтись восвояси.
Но владыка Димитрий, опытнейший ректор духовной школы, глава Комиссии по реформированию духовного образования РПЦ, не согласился со спешкой и отсутствием регламента собрания. Ведь еще полтора года назад Комиссия, возглавляемая архиепископом Димитрием, вносила в Священный Синод Положение о Совете ректоров. Священный Синод одобрил эти предложения Комиссии, однако Учебным комитетом, к сожалению, эти предложения так и не были воплощены в конкретные документы.
И именно факт отсутствия этого Положения, регламентирующего проведение столь высокого собрания, стал камнем преткновения в начале работы Совета ректоров. Не знаю, может быть, кто-то и сознательно хотел воспользоваться данной ситуацией - отсутствием четкого регламента, чтобы продвинуть своих кандидатов. Но по предложению владыки Димитрия регламент Собрания был упорядочен, были избраны Председатель, заместитель Председателя (кстати, им был избран архиепископ Евгений, Председатель учебного комитета РПЦ), была избрана счетная комиссия. Данные предложения были всеми поддержаны единогласно. После этого каждому ректору, каждому представителю семинарии было дано слово для того, чтобы поведать о своей семинарии. И лишь после этого прошли тайные выборы кандидатов, без какого-либо давления и нажима.
Кроме того, не могу не сказать несколько слов о Тобольской духовной семинарии, т.к. знаю эту духовную школу не понаслышке. По благословению священноначалия в 1989 году мне было определено участвовать в качестве инспектора (сейчас эта должность называется - проректор по воспитательной работе) в возрождении этого духовного заведения РПЦ. И я могу свидетельствовать, что в полной мере возрождение семинарии началось лишь с момента назначения туда в качестве ректора владыки Димитрия. Ему пришлось не только организовывать учебный процесс, но и восстанавливать обезображенные за 80 лет помещения семинарии, а также бороться за возвращение храмового комплекса Тобольского Кремля. Конечно, неверующим людям, одержимым бунтарским духом, всякий храм представляется тюрьмой. Ведь еще в вольнодумной поэзии 19 века "свободолюбивый" Мцыри бежит из монастыря-тюрьмы. К сожалению, подобные ложные представления мы вынесли из советской школы. Но святыми отцами всегда напоминалось, что подлинная духовная школа должна прививать не только сумму знаний, но и вводить воспитанника в традиции православного опыта. А это невозможно без дисциплины, требовательности и принципиальности. И все это вполне осуществляется в Тобольской семинарии, ревностно хранящей самые лучшие традиции духовных школ Русской Православной церкви. Именно поэтому выпускники Тобольской семинарии не испытывают затруднения ни в приеме в клир епархий РПЦ, ни в приеме в преподавательские корпорации Сибирских духовных семинарий, в том числе и Барнаульской.
31 декабря 2008 г.
|