Русская линия
Русская линия Владимир Семенко21.11.2008 

Миссия и книга
Размышления о состоянии книгоиздательского дела в Русской Православной Церкви

На презентации портала «Православная книга России» (www.pravkniga.ru), состоявшейся недавно в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь», много и по большей части справедливо говорилось о просвещении через книгу. Такие разговоры, вместе с их практическим приложением, в настоящий момент более чем уместны, поскольку в условиях, когда такое важнейшее направление религиозного и культурного просвещения, как духовное образование в светской государственной школе, по существу, заблокировано, книгоиздательская деятельность остается главным направлением как просветительской, так и миссионерской работы. На это обратил внимание, в частности, один из участников презентации — главный редактор «Русской линии» (то есть того ресурса, который является сейчас признанным лидером православного Рунета, как по качеству аналитических материалов, так и по количеству ежедневных посещений) — А.Д.Степанов. Работа с проблемными группами — это, бесспорно, замечательно (если, конечно, она не претендует на роль универсального «способа» миссии), но как быть с огромной массой наших православных по принадлежности к культурной традиции, но абсолютно не воцерковленных соотечественников? Что можно реально противопоставить целенаправленному обыдливанию народа, которым занимается телевидение, попсовой (с прямыми чертами сатанизма) жвачке массовой культуры? — То, что было и остается основой образования, духовного и культурного просвещения в классической культуре, то есть чтение! Как же обстоит дело с книгоизданием в нашей Церкви?

Еще в начале 90-х гг. XX в., когда новый этап в жизни нашей Церкви, время свободы и «открытости», только начинался, ставился вопрос об объединении разрозненных усилий бурно нарождавшихся тогда новых, независимых православных издательств. Тогда была создана Ассоциация православных издателей, которой, однако, не удалось сыграть предназначавшуюся ей роль. Парадоксальным образом православные, любящие порой порассуждать о «соборности», оказались, увы, на редкость не дружным народом. Да и руководство ассоциации не проявило должных организаторских способностей, как говорится, «не нашло аргументов». Дальше последовала рыночная стихия 90-х, с ее своеобразным «романтизмом», верой в быстрый успех, которого можно достичь, как говорится, «сидя на стуле». Кто-то преуспел, многие — нет. Рынок православной литературы, сформировавшийся в 90-е, характеризуется прежде всего особенным нежеланием православных издателей вообще показывать свои обороты, свою продукцию. Православная книготорговля развивается, у некоторых лидеров отрасли очень даже неплохие обороты, хороший, весьма разнообразный ассортимент. Однако как реально осуществляется этот процесс, как работают православные издатели, как они ориентируются на рынке и достигают (или не достигают) успеха — никто не знает. «Тише едешь — дальше будешь» — фирменный девиз многих православных издателей, лидеров в своем деле.

Однако думается, вполне очевидно, что рыночная стихия конца прошлого столетия, когда многое (в том числе и православное книгоиздание в новых условиях) только еще складывалось, и можно было достичь достаточно быстрого успеха, теперь уже уходит в прошлое, становится достоянием истории. Резервы роста православных издательств, которые появились в начале 90-х просто в силу того, что вдруг стало «можно» то, что раньше было «нельзя», сейчас уже практически исчерпаны. Как выразился один очень известный православный издатель, «Клондайк кончился». Необходимо переходить к современным, более цивилизованным и, так сказать, просвещенным методам работы, с их прозрачностью, координацией, грамотными маркетинговыми исследованиями и т. д. (Во многом именно такую задачу и ставит перед собой портал «Православная книга России»).

Однако это, так сказать, взгляд постороннего, взгляд извне. Можно взглянуть на проблему и глазами самих православных издателей.

Для каждого, кто достаточно хорошо представляет себе проблему, вполне очевидно, что львиная доля всех достижений самой отрасли, самого православного книгоиздания — дело рук простых людей, отнюдь не относящихся к церковному официозу и истеблишменту, энтузиастов, часто не встречающих поддержки и понимания у официальных церковных структур. Львиная доля православной литературы, даже выходящей под вполне официальной церковной «шапкой», не появилась бы на свет, если бы не усилия обычных людей, как бы то ни было, преданных своему делу, которые сами, по своей инициативе находят кредиты, договариваются со священноначалием, выходят на рынок, часто практически вслепую, ощупью ищут пути реализации, порой не встречая особо активной поддержки со стороны тех, кто, если иметь в виду их официальный статус, казалось бы, должен быть особо заинтересован в том, чтобы качественная, добротно подготовленная, прошедшая компетентную духовную цензуру православная книга стала доступной массовому читателю. Да, православные издатели не очень любят афишировать себя. Да, они с трудом воспринимают «цивилизованные», современные формы работы на рынке. Но можно ли сказать, что это имеет место лишь в силу их собственных недостатков, непонимания, неразвитости? Отнюдь!

Весьма характерные наблюдения можно было сделать на прошедшей выставке. Выставка эта — официальная, стало быть, процентов 80 всех стендов на ней принадлежало епархиям и монастырям. Что же мы видели на этих стендах? Если называть вещи своим именами, то, по сути говоря — ровным счетом ничего существенного. Никакого изобилия православной литературы, этого главного инструмента просветительской и миссионерской работы в Церкви, на них не наблюдалось. Официальные церковные структуры скорее обозначали свое присутствие на официальном мероприятии Церкви (где не присутствовать неудобно, а присутствовать полезно и престижно), чем демонстрировали реальную заинтересованность. Изобилие книжной продукции имело место лишь на стендах немногих представленных на выставке крупных книжных магазинов и очень немногочисленных (также в основном крупных) издательств (ибо цены за аренду выставочной площади, увы, «кусаются»). Одним из таких ведущих православных издательств (а отнюдь не «хозяином» всего процесса, не координатором и объединителем) является и Издательский совет РПЦ. На его стенде также был представлен довольно большой ассортимент по большей части весьма качественной литературы. Епархии же и монастыри показывали в основном «картинки», занимались демонстрацией того, что они просто есть, существуют. Такой своеобразный церковный «пиар». Ну, для порядка, лежало несколько книг и брошюр. Многие же ведущие православные издательства (в том числе и вполне официальные, как, к примеру, издательство Сретенского монастыря и др.) на выставке просто отсутствовали.

Такая картина более чем показательна. И свидетельствует она, на наш взгляд, о весьма тревожной тенденции нашей сегодняшней церковной действительности: церковный «официоз», если сказать мягко и обтекаемо, далеко не везде и не всегда, в очень недостаточной степени оказывается заинтересован в просвещении через книгу! Это звучит дико, но каждый хорошо представляющий, как устроена наша церковная реальность, знает, что это так. На языке светской аналитики (то есть социологии и политологии) это называется, кажется «регрессивный мегатренд»? А почему? Ведь когда в конце 80-х — начале 90-х наступало это долгожданное светлое время нашего православного расцвета, казалось, что это отнюдь не так. Вспоминаются мне и подобные выставки того времени, когда они еще не приобрели своего сугубо официозного лоска и статуса. На них книги как раз преобладали. Ныне же преобладает, говоря по-простому, колбаса или пиар. Ну, еще церковная утварь в некотором количестве представлена. Для каждого, кто не первый год посещает эти выставки и немного понимает, что к чему в нашей книжной отрасли, вполне очевидно: независимые православные издатели не воспринимают официозную «тусовку» как свою, не видят особого смысла участвовать в официальных мероприятиях Церкви. Ибо, какие ни на есть, это — практики, дорожащие своим рабочим временем. Они хорошо понимают, что их продажи не увеличатся от победы в каком-нибудь официальном церковном конкурсе или оттого, что на них благосклонно посмотрит какая-нибудь vip-дама. В этой сфере, как и в целом ряде других областей нашей церковной жизни, сказывается наша общая беда — разобщенность, во многом, так сказать, параллельное существование в Церкви высшего священноначалия, с одной стороны, и простых священников и мирян — с другой. А вот это уже — достаточно тревожный симптом, особенно на фоне непрестанных (и, по сути, абсолютно правильных) рассуждений о единстве Церкви. Что делают официальные церковные структуры, чтобы наши коллеги — православные издатели вышли из своего своеобразного «подполья»? На наш взгляд, если что-то для этого и делается, то явным образом недостаточно.

Порой некоторые архиереи и наместники крупных монастырей (отнюдь не обделенные вниманием спонсоров) предпочитают тратить немалые финансовые средства не только на насущно необходимую реставрацию храмов и всякого рода хозяйственных построек, братских корпусов и т. д., но и на громкие пиар-акции, чрезмерно увлекаясь благоустройством территории, активными операциями на рынке недвижимости, торговлей изделиями из драгметаллов и т. д. и т. п., мало заботясь о «едином на потребу» — духовном просвещении своей паствы. Даже сама книга, порой все-таки присутствующая в собственно церковной торговле, часто рассматривается лишь как дополнительный источник дохода, а не в своем основном качестве (то есть не как главное средство духовного и культурного просвещения).

А в последнее время наметилась еще одна любопытная тенденция. Некоторые представители нашего священноначалия, заботясь о своей репутации «активных миссионеров», предпочитают скорее выступать на рок-концертах, чем выделять деньги на издание святых отцов и другой насущно необходимой духовной литературы. И это очень печально.

В результате разобщенность между собой, недоверие друг к другу и к церковному «начальству» среди издателей, этих, как ни крути, энтузиастов, которые, при всех их недостатках, реально работают для просвещения и миссии, только усиливается.

Каковы же пути выхода из этой непростой и не очень радостной ситуации? Прежде всего: все мы должны понять то, что, в общем-то, составляет азы христианства: необходимо серьезное волевое усилие; вспомнить, наконец, что христианство — это работа, причем по большей части довольно тяжелая, а не только лишь праздник души. И уж, во всяком случае, эта работа довольно далека от какой-либо светско-дипломатической жизни в стиле «new Russians» и разного рода мирских удовольствий. Этот абсолютно необходимый в деле спасения тяжкий каждодневный труд гораздо менее приятен и услаждающ для самолюбия, нежели громкие публичные пиар-акции с элементами карнавала. Усилие, о котором ведем речь, должно быть сделано как всеми нами, работниками православно-книжной отрасли, так и носителями богоустановленной церковной власти. В чисто практическом плане сейчас самое время вспомнить вполне правильную мысль начала 90-х о необходимости какого-то качественно нового объединения и координации наших профессиональных усилий. Какие бы ни были объективные причины, но все же наша разобщенность и взаимное недоверие имеют во многом духовные корни. Нужно не только лишь красиво рассуждать о соборности, но нести эту самую соборность в своих душах. А это гораздо труднее. Портал «Правкнига» — это, наверно, не во всем совершенная, но, несомненно, искренняя попытка протянуть руку коллегам, начать процесс объединения православных издателей на новом уровне, с действительно уместным и конструктивным использованием современных технологий. Если никто «сверху» не стремится нас объединять, то почему бы, при полном сохранении духовного послушания церковной власти (для людей Церкви последнее вообще не может быть предметом каких-либо сомнений), не попробовать объединиться самим?

Какие же чисто практические меры можно было бы предложить? Во-первых, вполне очевидно, что отрасль переживает свой внутренний кризис. «Традиционно-рыночные» способы работы, дававшие неплохой результат еще лет десять назад, сейчас уже серьезно пробуксовывают. Между тем резервы для роста имеются еще немалые. При всей перенасыщенности православной литературой крупных мегаполисов, в провинции ее катастрофически не хватает. Для того, чтобы донести книгу до жаждущего духовного просвещения провинциального читателя, необходимо в первую очередь качественно совершенствовать инфраструктуру реализации, создавать крупные коллекторы, вовлекать в нашу работу епархии и монастыри, пытаться перенацеливать спонсоров, грубо говоря, со строительства стен на отстройку душ. Без образования и просвещения все разговоры о «миссии» могут остаться всего лишь досужими и оторванными от реальности благими пожеланиями. Здесь есть, на что ориентироваться. Взять хотя бы очень конструктивную работу Сретенского монастыря, где создан, по сути, образовательно-книготорговый комплекс (как бы это ни называлось), работающий в конечном счете для достижения единой цели. Необходимо, кроме того, больше знать друг о друге, просто не бояться давать информацию о своей работе и ее результатах. Между тем, сейчас еще далеко не все издатели стремятся пользоваться рекламными и информационными услугами, к примеру, того же портала «Правкнига», хотя все эти услуги для рядовых пользователей и самих издателей абсолютно бесплатны.

Что касается официальных церковных структур, призванных заниматься организацией издательской деятельности в Церкви, прежде всего Издательского совета, то думается, что ему вряд ли целесообразно и дальше работать как обычному (хотя и крупнейшему) церковному издательству. Руководству Совета, по нашему скромному мнению, стоило бы подумать о том, чтобы вспомнить о своей главной задаче — о роли координатора, связующего звена в работе всех православных издательств. Разумеется, для этого недостаточно, так сказать, политической воли только с одной стороны. Необходимо обоюдное движение навстречу друг другу. Издательский совет, обладающий официальными полномочиями и соответствующими техническими возможностями, мог бы сделать основной упор не на собственную издательскую деятельность, а на то, чтобы и играть роль искомого коллектора, заключая двусторонние договора с крупнейшими издательствами, выкупая у них тиражи сразу после выхода в свет по заранее оговоренным минимальным ценам. Естественно, при условии монопольного права на их последующую реализацию. В перспективе большая часть продукции могла бы издаваться просто по заказу Издательского совета, как главного оптового реализатора. Это могло бы принести пользу всем и, прежде всего, способствовать снижению розничных цен на нашу продукцию. Сейчас же эти цены часто неоправданно завышаются цепочкой псевдорыночных посредников.

Кстати, именно такая схема, основанная на своего рода «разделении труда» между собственно издателями и крупными оптовиками — реализаторами их продукции, по большей части используется в развитых странах Запада. Естественно, что, поскольку Издательский совет был в середине 90-х задуман как именно «совет», в формировании издательских планов и должны были бы, по идее принимать участие те 10 — 12 крупнейших православных издательств, которые бы реально в него вошли. Здесь вполне возможна была бы специализация издателей на литературе определенного жанра и тематического профиля. (Так происходит во всем мире и уже начинает осуществляться на светском книжном рынке современной России).

Со стороны же высших церковных властей, как нам представляется, могла бы проводиться гораздо более решительная политика в отношении тех епархий, монастырей и других церковных структур, которые, говоря мягко, уделяют недостаточное внимание издательской деятельности.

Такой подход (реальное объединение крупнейших издательств в рамках Издательского совета) мог бы способствовать и серьезному повышению качества выпускаемой продукции именно с точки зрения ее содержания (с которым на сегодняшний день также имеются весьма серьезные проблемы) и, в конечном счете — вытеснению с рынка псевдоправославной и, по сути, сектантской «попсы». Ярким примером последней являются многочисленные писания известной «старицы» «матушки Фотинии» (см.: http://www.utro.ru/articles/2005/04/11/427 236.shtml), самочинно присвоившей себе еще и священный сан (тем вводя в большой соблазн религиозно неграмотных людей), обретающейся где-то на просторах Нижегородской области. (Кстати, весьма показательно, что «раскруткой» сочинений этой бизнес-вуман с квазиправославным сектантским «прикидом» занимаются чисто светские, а отнюдь не церковные издательства!).

Что же касается маленьких издательств, обладающих порой довольно неплохими кадрами, то они вполне могли бы со временем организационно и профессионально влиться в работу крупных субъектов отрасли, от чего все, в том числе и они сами, могли бы только выиграть.

Разумеется, все, изложенное выше, следует рассматривать лишь как мнение, как постановку проблемы, предлагаемой для обсуждения всем заинтересованным лицам. Нам очень хотелось бы услышать также и мнения ведущих православных издателей — наших уважаемых коллег, а также официальных лиц Церкви, облеченных полномочиями для того, чтобы принимать ответственные решения. Лишь совместное обсуждение и дружные совместные действия действительно церковных людей, не понаслышке знающих, что такое общинность, способны привести к позитивному результату, придать новый импульс процессу, в котором заинтересованы мы все.

http://rusk.ru/st.php?idar=105538

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  В.Семенко    10.02.2009 11:30
Н.Ф. КАПТЕРЕВ Собрание сочинений. В 2-х тт.

Впервые после 1917 издательством "Даръ" (подразделение издательства "Белый город") выпущено двухтомное собрание сочинений выдающегося историка и общественного деятеля члена-корреспондента Российской Академии Наук, профессора Николая Федоровича Каптерева (1847–1917). Его труды составили эпоху в изучении русской истории и еще при жизни исследователя неоднократно отмечались премиями и наградами. Представляемые в настоящем издании работы посвящены русско-греческим церковно-государственным связям и написаны на основе изучения обширных архивных материалов, многие из которых автор впервые ввел в научный оборот. Труды Николая Федоровича Каптерева сохраняют актуальность и до настоящего времени остаются непревзойденными.

Тираж 2000 экз.
Цена каждого из двух томов 650 руб. Вместе: 1300 руб.
Подробности здесь:
http://www.belygorod.ru/catalog/23216/
http://www.belygorod.ru/catalog/23214/

Та кже заказать книгу можно по телефону: (495) 780 39 11, 780 39 12

Доставка автомобилем, курьером или транспортной компанией.

СОДЕРЖАНИЕ

ТОМ I

1. ХАРАKТЕР ОТНОШЕНИЙ РОССИИ K ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСТОKУ в XVI и XVII столетиях.

2. СНОШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМСKОГО ПАТРИАРХА ДОСИФЕЯ С РУССKИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ (1669–1707 гг.).

ТОМ II

1. СНОШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМСKИХ ПАТРИАРХОВ С РУССKИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ с половины XVI до конца XVII столетия.

2. СНОШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМСKИХ ПАТРИАРХОВ С РУССKИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ В ТЕKУЩЕМ СТОЛЕТИИ (1815—1844 гг.).

3. Русская благотворительность Синайской обители в XVI, XVII и ХVIII столетиях

4. Ахридские архиепископы и подчиненные им иерархи разных кафедр, явившиеся в Москву за милостынею в XVI, XVII и в начале ХVIII столетия.

5. Приезд в Москву Павловского афонского монастыря архимандрита Исаии в 1688 году с грамотами от прежде бывшего Kонстантинопольского патриарха Дионисия, сербского патриарха Арсения и Валашского господаря Щербана с просьбою, чтобы государи
освободили их от турецкого ига.

6. Приезд бывшего Kонстантинопольского патриарха Афанасия Пателара в Москву в 1653 году.

7. О греко-латинских школах в Москве в ХVII веке до открытия Славяно-греко-латинской Академии.

8. Господство греков в Иерусалимском Патриархате с первой половины XVI до половины ХVIII века.

9. Хлопоты московского правительства о восстановлении Паисия Александрийского и Макария Антиохийского на их патриарших кафедрах и о разрешении от запрещения Паисия Лигарида.
  Дорогая редакция    26.11.2008 12:46
Бога токмо боимся, Ваше Боголюбие. Простите, что не соответствуем Вашим представлениям о нас, значит надо вам поискать другой форум для обсуждения в кругу единомышленников не дающих Вам покоя вопросов. А если хотите остаться на форуме Русской линии, то советуем перестать задавать провокационные вопросы. Кажется Владимир Семенко Вам ясно ответил, по крайней мере всем ясно. Если же Вы такой непонятливый или сверх меры наивный, то не стоит участвовать в форумах, это для Вас очень соблазнительно, грешный Никита.
  грешный Никита    26.11.2008 11:18
Уважаемая редакция, я очень разочарован и чувствую себя обманутым. Мне казалось, что РЛ – один из немногих свободных православных ресурсов, не боящийся открыто обличать модернизм, экуменизм, обновленчество, никодимовщину и т. д. Ниже в своем сообщении В.Семенко пишет, что у Чапнина в ЦВ "тусовка", а на РЛ свобода. Нет, дорогие, вижу, что здесь свобода слова позволена тоже только "тусовке". Уже второй раз модераторы не раскрывают мое сообщение. Чего боитесь?
  М.Яблоков    25.11.2008 23:47
Наивный малый… (или прикидывается). На его вопрос тов.Бендер уже давным-давно дал исчерпывающий ответ… про ключ.
http://lib.ru/ILFPETROV/author12.txt
  В.Семенко    25.11.2008 15:40
Дорогой Никита! Я наверняка куда больший грешник, чем Вы, но, имея за плечами некоторый жизненный путь, научился не поддаваться на провокации. Так что считайте, что это я в очередной раз наехал на Кураева, к которому испытываю огромную симпатию. Если же Вы это всерьез, то тогда, стало быть, Ваша наивность выдает в Вас совсем не грешника, а почти что уже святого. А как же можно полемизировать со святым? Недостоин, увы…
  грешный Никита    25.11.2008 12:38
Вижу, что автор статьи заходил на сайт, но мой вопрос он почему-то продолжает игнорировать. Поэтому повторюсь.
Владимир Петрович, пожалуйста, не уходите от моего вопроса. Фролов и полемика с ним вообще не при чем.
Вы в своей статье написали: "А в последнее время наметилась еще одна любопытная тенденция. Некоторые представители нашего священноначалия, заботясь о своей репутации «активных миссионеров», предпочитают скорее выступать на рок-концертах, чем выделять деньги на издание святых отцов и другой насущно необходимой духовной литературы. И это очень печально".
Повторяю свой вопрос: кого именно из священноначалия Вы имели в виду?
  В.Семенко    24.11.2008 19:33
Сегодня на богоспасаемом портале "Правкнига" размещено следующее интервью г-на Чапнина.

См.: http://www.pravkniga.ru/intervews.html?id=600.

Поскольку руководителем портала Г.М.Гупало мне запрещено о заниматься полемикой с г-ном Чапниным в рамках портала и от его имени, а также от имени издательств "Даръ" и "Белый город", пользуюсь форумом РЛ, чтобы обнародовать свой ответ этому господину. Особо подчеркиваю. что данная реплика является моим личным мнением и не имеет никакого отношения к моей работе в издательстве "Даръ", а также к позиции его руководства. В нашей стране и в нашей Церкви, конечно, полная свобода слова, но такие, как Чапнин, чувствуют себя свободнее других. На том и держатся. Приношу невольные извинения редакции РЛ и особую благодарность за реальную свободу слова, которая здесь присутствует.

Мой пост – комментарий к интервью Чапнина, снятый с сайта "Правкнига" по распоряжению руководства:

В этом интервью Чапнина ярко сказалась его типичная черта – склонность к передергиваниям и презрение к читателю. Чапнин много лет вел активную антицерковную деятельность на своем сайте "Соборность", разжигал конфликты, занимался интригами, а теперь выступает от имени Церкви.
Однако читателя не обманешь: "Русская линия", которую этот господин все тщится закрыть – один из лидеров по посещаемости среди всех религиозных ресурсов зоны RU, а руководимый Чапниным "Церковный вестник" здесь и рядом не стоял. Поднимаемые им на щит люди – оо. Мещеринов, Митрофанов, Ивлиев, Кочетков и им подобные просто одиозны.
Мещеринов – воинствующий русофоб, который полагает, что на Руси не было культуры до эпохи Петра 1, считает, что не следует преподавать ОПК в светской государственной школе. Митрофанов – просто кощунник, который подвергает сомнению само существование канонизированных Церковью святых, защищает эвтаназию, то есть самоубийство. Это они, что ли, богословы?
Что касается "борьбы с врагами", то С.И. Носенко, который занимался сбором подписей под письмом 124-х уважаемых московских клириков против неообновленчества, яростно отстаиваемого Чапниным, получил недавно от Патриарха орден св. Даниила III ст., что является ярким свидетельством того, что Патриарх-то как раз позицию защиников православной традиции поддерживает. Между прочим, те слова, в которых Святейший Патриарх осуждает реформаторство и неообновленчество на епархиальном собрании г. Москвы, в публикации ЦВ подвергнуты цензуре! Яркий образчик нечистоплотных методов Чапнина. Г-н Чапнин никогда не публикует полемические материалы, где высказываются мнения, расходящиеся с его позицией и мнением его "тусовки". И т.д. и т.п.
Так что хватит врать, "уважаемый коллега"!
  грешный Никита    24.11.2008 13:52
Владимир Петрович, пожалуйста, не уходите от моего вопроса. Фролов и полемика с ним вообще не при чем.
Вы в своей статье написали: "А в последнее время наметилась еще одна любопытная тенденция. Некоторые представители нашего священноначалия, заботясь о своей репутации «активных миссионеров», предпочитают скорее выступать на рок-концертах, чем выделять деньги на издание святых отцов и другой насущно необходимой духовной литературы. И это очень печально".
Повторяю свой вопрос: кого именно из священноначалия Вы имели в виду?
  В.Семенко    24.11.2008 10:53
Я уже не раз говорил, что полемизировать с Фроловым не намерен, хотя бы потому, что это просто невозможно. Полемизироывать можно с системой аргументов, а не с потоком сознания, не с мантрой этой бесконечной. Единственный раз просто руководство обязало ответить на ложь (см. форум вокруг статьи про консерватизм:

http://www.rusk.ru/st.php?idar=105517).

Так что извините, давайте все же делом заниматься.
  М.Яблоков    22.11.2008 14:31
http://theme.orthodoxy.ru/saints/avraamiy_maria.html
Житие прп. Авраамия затворника и племянницы егоблж. Марии –
Вот образец истинного миссионерства.

Есть ли у современных "миссионеров" что-нибудь общее с истинныи миссионерством?

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика