Русская линия
Русская линия Геннадий Колдасов02.09.2008 

Межгосударственные отношения и национальный дух

Межнациональные отношения очень пестры. С одной стороны, мы были свидетелями конфликта чеченцев с Россией, где, кажется, в основе лежал ислам. Мы видим также конфликт американцев с Ираком и Афганистаном, а в прошлом — их конфликт с Вьетнамом, Японией, Индонезией, Панамой, Гренадой и Гондурасом. Показателен и конфликт сербов с албанцами и натовской Европой, где также, кажется, в основе — опять ислам вместе с европейским язычеством и католицизмом. Но, с другой стороны, мы являемся свидетелями конфликта исторически православной Грузии с исторически православной Россией. Палитра межнациональных конфликтов настолько разнообразна, что на первый взгляд невозможно найти общие основания объяснения их бытования. Чтобы разобраться в хитросплетениях межнациональных отношений и конфликтов, полезно обратить внимание на такую реальность, как национальный дух. Базовыми составляющими национального духа всегда являются преобладающая в стране вера и язык, хотя важна также в определении национального духа природа, в которой живёт народ, его культура и традиции.

Национальный дух — та реальность, которую воспринимает большинство людей. Эта реальность принадлежит к базовым реалиям жизни, но её трудно определить. Однако она существует, и человечество уже тысячи лет пользуется такими понятиями в своих отношениях как дух, духовность, национальный дух и сила духа. Реальность духа и силы духа особенно проявляются в годину тяжёлых испытаний, в частности, во время межнациональных конфликтов. Именно фундаментальность явления, которое именуется национальным духом, и не позволяет его строго формально определить. Но его действительность для людей призвано проявлять искусство. Русское искусство через народные песни, русскую иконопись, творчество классиков русской литературы и музыки и многое другое весьма успешно справляется с этой системной задачей. Для проникновения в тонкости и сущности международной жизни и отношений наций надо слушать и вникать в народные песни и национальную музыку, знакомиться с творчеством национальных художников, прежде всего. «Общечеловеческие ценности» в этом отношении малоконструктивны.

Такой подход даёт возможность утверждать, что отношения между народами определяются не классовыми противоречиями, не базовыми принципами экономики, не степенями экономического и культурного развития народов, не непосредственно их культурно-историческими особенностями, а степенью соответствия их национального духа. И чем национальный дух более отстоит один от другого, тем народы менее склонны к сотрудничеству и взаимопониманию, тем они больше враждуют. И наоборот. Степень близости или отдалённости национальных духов при желании в первом приближении математически можно определить по модулю вектора расхождения в векторном многомерном пространстве, ортами которого являются составляющие национальных духов: вера, язык, занимаемая территория, степень коварства народа, степень благородства, степень доброты, степень жертвенности, степень честности и т. п. Правила сопоставления вер и языков можно взять из сравнительного богословия и сравнительного языкознания. По этим же правилам можно сопоставить и другие составляющие национального духа.

Принципиальная важность степени близости или удалённости национальных духов в межгосударственных отношениях и конфликтах убедительно проступает за последние 20 лет в событиях на Украине. Восточная политика НАТО по созданию «санитарного кордона» между Западной Европой и Россией за указанное время принципиальных изменений не претерпела. Мы видим уже присутствие НАТО в Прибалтике, договоры США с Польшей и Чехией по размещению на их территории военных структур и объектов. Возросла активность НАТО заметно и на Украине: совместные манёвры и учения в Крыму и других частях Украины, частые взаимные визиты сторон, поддержка Западом в общем противозаконных «оранжевых» выборов и революций, блокирование Украины с Западом в Грузино-российском конфликте, Косовском конфликте и т. д. Запад понимает, что на одних «оранжевых» политических фигурах ему на Украине, как и в Грузии, долго не продержаться, и он, прежде всего, пытается по нескольким направлениям деформировать национальный дух большинства украинцев.

Политику деформирования и ослабления национального духа Запад проводит, прежде всего, в сфере православной веры, насаждая на Украине множество религиозных сект, в основном американского производства, раздробляя единую Православную Церковь на множество осколков во главе с заморскими «владыками» и местными расстригами, попутно пытаясь проводить реформы во всех Церквях Украины. «Незалэжным» украинцам давно пора понять, что, играя на их национальных чувствах, западные «доброхоты» стремятся их духовно ослабить и подчинить своей воле. Ясно, что сильная Украина — это духовно единая Украина. Ясно также, что быстренько духовно раздробить страну, а затем её быстренько объединить на новой духовной основе, не получится, эта задача — очевидная авантюра, от которой Запад почти ничего не теряет, кроме обессиленной и раздробленной Украины, а украинцы теряют почти всё.

Цель западной политики на Украине не в улучшении жизни большинства украинцев, а в ослаблении украинского национального духа и возможно большего изменения его относительно содержания национального духа России. Если бы их цель была в улучшении условий жизни большинства на Украине, жители Украины давно бы жили намного лучше, чем живут сейчас при американо-оранжевом U-щенке.

Чем больше народ по численности, тем более устойчив его национальный дух. Тем больше требуется времени, чтобы добиться ощутимых изменений в его духе. Большая численность украинцев является значительным препятствием для целей духовного ослабления Украины и разъединения её с Россией, поэтому западные агенты влияния на Украине и их «оранжевые» помощники внутри Украины изыскивают способы сокращения численности украинцев в самой Украине. Основные их способами являются: склонение украинцев к выезду за границу на постоянное жительство и на продолжительную легальную и нелегальную работу; половое растление детей, подростков и взрослых; вовлечение молодёжи в азартные игры, наркоманию, пьянство и курение; так называемое «планирование семей»; понижение уровня православной культуры у украинцев всех возрастов; широкое распространение низкопробной базарно-рыночной литературы и музыки. Все эти приёмы и способы понижения духовности народа используются планировщиками западной геополитики и в России.

Консерватизм западного духа и атлантической его политики для нас особенно виден в российских событиях и конфликтах. В 90-е года Россия разоружилась относительно Запада, можно сказать, почти донага: готовые на 90% корабли, подводные лодки и самолёты были проданы, как металлолом; численность боевых единиц во флоте и авиации была доведена до уровня боевых единиц Арабских Эмиратов; американцам было позволено де-факто безнаказанно плавать в Баренцевом море, и делать там всё, что они хотят; американцам были проданы по сильно заниженным ценам значительные стратегические запасы урана, оружейного плутония, титана, бериллия, осмия и других стратегических материалов. Резко изменился классовый состав населения России, страна встала на путь к капиталистическому рынку. Либеральная Россия принялась панически изучать английский язык, она также стахановскими методами стала усваивать западную «попсу», порнуху, их дебильную рекламу, их базарную литературу и кинопродукцию. При этом, однако, в России стал наблюдаться, не запланированный геополитиками, рост интереса населения к Православию. Стали открываться новые православные училища и институты, стали возникать новые православные приходы. Уровень духовной и культурной свободы резко возрос. И что же? Конфликт США и Западной Европы с России (СССР) был исчерпан? Ничуть. Отношения указанных крупных мировых политических игроков к России принципиально никак не изменились, и это с особой очевидностью показало натовское продвижение на восток в Прибалтику, в Польшу и Чехию, Косовский и Грузино-российский конфликты. Западники по высокомерию своему решили, что на национальное достоинство России можно наступать когда угодно, где угодно и сколько угодно. По высокомерной слепоте они даже не заметили, что те, кто им позволял это рыночное высокомерие по отношению к национальному достоинству России и русских, уже, милостью Божией, покинули властные кабинеты в Кремле, а особо одиозные ушли в мир иной.

Уроки межнациональных отношений последних 20-ти лет показывают, что ни классовые вопросы, ни базовые принципы экономики, ни вопросы культуры, ни вопросы прав человека и государства, ни даже вопросы военного оснащения стран не являются решающими факторами этих отношений и конфликтов. Решающим фактором этих отношений является соотношение национальных духов. Национальный дух США и Англии остался по-прежнему высокомерно-языческим, как и 50 лет назад, (подробнее об этом можно прочитать в журнале «Русское самосознание» № 9, 2003), а национальный дух России обозначил тенденцию к возрастанию в православном духе. И это определило отношение США и НАТО к России на исходе первых 10 лет 21-го столетия.

В современном мире политические тяжбы и конфликты возникают в первую очередь между государствами-личностями и государствами-рынками (государствами-лавочниками). Государства-личности есть те государства, которые в основу своей жизнедеятельности ставят, прежде всего, духовные ценности, ценности национального духа и Церкви, всестороннее развитие национальной личности и внутринациональных отношений. Государства-личности, в соответствии со своей степенью ориентации на поиск Божественной истины, получают созидательную мистическую поддержку, или благодать. Государства-личности не безгрешны, но их принципиально отличает от государств-рынков то, что они не перестают искать Божью истину и благодать.

Государства-рынки (лавочники) в своей жизнедеятельности не руководствуются высокими духовными ценностями, их духовные потребности ограничиваются языческими потребностями, на уровне телесных радостей на земле. Они исповедуют принцип: «Живём один раз», как и принцип выгоды, принцип паразитирования на остальном мире, принцип мести, принцип формализации человеческих отношений, принцип комфорта и гедонизма (на молодёжном говоре это явление удачнее называется «оттягиванием»). Они не воспитывают личностей духа и долга. Они воспитывают личностей выгоды и прихоти, личностей бизнеса и разврата. Они не ищут Божиих истин, но они ищут всевозможных удовольствий. Для них важнее Божиих заповедей то, как можно быстрее уравнять нормальных граждан с извращенцами. Государства-рынки тоже получают мистическую поддержку, но эта поддержка разрушительна для них и остального мира, она исходит от князя мира сего.

Общества государств-рынков квазиатомарны, там почти каждый покланяется какому-то своему богу, а верховным богом является бог удовольствий. Их общества скрепляются преимущественно страхом, психоаналитиками и фармакологией. Свидетельством тому может быть всё возрастающее в «свободном мире» потребление антидепрессантов. Если у государств-рынков не будет врагов и страхов, они развалятся. Им, как воздух, необходимы страхи, враги и антидепрессанты. Если у них нет врагов, они обязательно их себе придумают. И в этом — стрежень их геополитики.

Существуют также государства-личности на псевдодуховной основе, но их век очень короток. Их вожди отстраняются от Божественных благотворных мироначал и пытаются придумать свои формализованные и ограниченные духовные ценности и слово-принципы, горделиво полагая себя более благодатными личностями, чем Господь Бог. Ясно, что такой подход, кроме краха, ничем иным завершиться не может. Опыт СССР и Германии это красноречиво доказал. Хотя опыт СССР нельзя считать абсолютно отрицательным. По отдельным общественным проблемам тогда были найдены здравые подходы и решения, в частности, аморально и элементарно глупо торговать небом над страной и передавать небо и воздух бессрочно в частные руки, точно также аморально и глупо бессрочно продавать в частные руки границу, горы, леса, реки, озёра, как это в частности происходит на Карельском перешейке. Пусть сторонники неограниченной частнособственнической торговли сами постараются понять, почему указанное выше аморально и глупо. Это им домашнее задание.

Национальный дух, соединённый с поиском Божественной истины, всегда оздоравливается благодатью, а национальный дух, не соединённый с поиском Божественной истины, всегда заболевает и ставит рынок и выгоду выше Божией любви. Больные национальные духи и их народы быстро становятся искусственниками. Они вынуждены поддерживать в себе жизнь искусственными средствами: мнимой свободой при обилиии формальных законов, предписаний, правил, прав и ограничений; а также удовольствиями, наркотиками, пьянством, развратом, страхом и антидепрессантами. Можно отметить и то, что народы с больным национальным духом имеют склонность превращаться из народов в кланы, теряют свою территорию и государственность, вырабатывают в себе психологию и манеру поведения обиженных, стараются быть иждивенцами народов со здоровым национальным духом.

Именно этим и объясняются то, что духовно зрячие немцы, голландцы, финны, шведы и литовцы оставляют свои страны, приезжают в Россию, принимают Православие и стараются устроить свою жизнь на духовных христианских основах, несмотря на встречающиеся немалые трудности.

Надо сказать, что правовое государство есть синоним государства-рынка. Но об этом более подробно в следующей статье.

Именно духовный конфликт между государствами-личностями и государствами-рынками и составляет существо современной геополитики. Именно этот конфликт и ляжет в основу грядущего Апокалипсиса, более подробно описанного в «Откровениях» апостола Христова Иоанна-богослова.

На основании анализа национального духа России можно сказать, что в первой половине 21-го века он будет набирать силу. Рост национального духа России будет сопровождаться провокациями со стороны Запада и НАТО, которые в отдельных случаях будут заканчиваться военными столкновениями. Но это принципиально не помешает России увеличивать силу своего национального духа. Возможно, Россия снова станет во главе православного славянского мира в сороковые годы 21-го века. В это же время сила духа России станет очевидна большинству жителей нашей планеты.

На основе сопоставления национальных духов можно также сказать, что конфликт между Грузией и Россией исчерпает себя гораздо быстрее, чем конфликт между США и исламским миром. Скорее всего, по поводу Грузии Запад ограничится продолжительными негодованиями в адрес России, не обращая внимания на свою политику двойных стандартов. Но решительных действий против нас Запад не предпримет. Основное своё внимание и свои силы он сосредоточит на том, как не отдать Украину российскому влиянию.

Проблема грузино-российского конфликта — это не проблема классовых, межцивилизационных и рыночных противоречий, это, прежде всего, проблема соответствия или не соответствия национальных духов осетин и абхазцев с национальным духом грузин, или, точнее сказать, картвельцев. Грузинские хевсуры, тушинцы, сваны, аджарцы, армяне и евреи в своём большинстве не выступают активно против самостоятельности осетин и абхазцев.

Если национальный дух осетин, абхазцев и картвельцев не совместим или очень трудно совместим, при этом осетины и абхазцы — трудолюбивы, те и другие смогут жить самостоятельно в своих независимых государствах, не мешая жить картвельцам.

Если картвельцы очень хотят жить вместе с осетинами, они должны разумно доказать, что осетинам Южной Осетии с ними будет лучше, чем с осетинами Северной Осетии, с которыми их связывает общая кровь, единый язык и история. Ночные обстрелы, провокации на границе и предоставление на своей территории баз для боевиков и душманов Кавказа к числу разумных аргументов не принадлежат. Точно так же картвельцы должны разумно доказать и абхазцам, что им лучше будет жить с картвельцами, чем с близкими по крови и языку адыгами, бжедухами и черкесами, которые в своём подавляющем большинстве живут в России.

Определяя своё отношение к грузино-российскому конфликту на трезвую голову, нужно непременно иметь в виду неспособность некоторых народов Кавказа, без внешней опеки, жить с соседями продолжительное время в мире. Я понимаю, что кому-то эти слова могут показаться обидными, но факты — упрямая вещь. Вот только примеры последнего времени: столкновения армян и азербайджанцев в Баку, Нахичевани и Нагорном Карабахе; шовинистическая политика либерала Гамсахурдия, вторжение войск Саакашвили в Аджарию и бегство президента Аджарской автономии из страны; многолетняя тлеющая война между Грузией и автономной Абхазией, и между Грузией и автономной Южной Осетией; постоянные теракты в Чечне и Дагестане, выдавливание в автономных кавказских образованиях одними национальностями представителей других национальностей, кровавые столкновения азербайджанских и чеченских диаспор в различных областях России.

Грузино-российский конфликт тем быстрее завершится, чем быстрее Русская Православная Церковь и Грузинская Православная Церковь договорятся о совместных молитвах о завершении раздора.
Геннадий Дмитриевич КОЛДАСОВ, заместитель председателя Богословского отделения Петровской академии наук и искусств

http://rusk.ru/st.php?idar=105428

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Провинциал    04.09.2008 10:21
За это "окно" Царю Петру давно уже пеняют многие православные, в т.ч. и святые. В окно хлынуло не только доброе, но и то, что предопределило события 1917 года, и раскол Церкви.

Обращаюсь к Вашей длинной исторической памяти с просьбой напомнить, в каких войнах с участием России православные убивали православных.
  Вера.    03.09.2008 06:22
Грузинский диагноз: мания величия
31 августа 2008

Почему осетины и абхазы не должны жить в одном государстве с грузинами

Грузинский юноша пишет письмо из Москвы домой: «Не могу больше ездить в институт на «Волге», хочу как все ребята – на автобусе». Отец пишет ответ: «Сынок, зачем выделяться. Купи автобус и езди как все». Советский анекдот

Жестокая акция грузинских войск в Южной Осетии произвела мрачное впечатление на всех трезвомыслящих людей. В день, когда весь цивилизованный мир увлеченно смотрел открытие олимпиады в Пекине, Саакашвили решил под шумок установить свою власть на территории Южной Осетии путем очистки ее от осетин. Кадры сожженного Цхинвала видели все. Кто хотел, понял, что это было началом геноцида осетинского народа, и что Россия не могла не придти на помощь.

Но грузинский народ продемонстрировал поразительное единство в вопросе, что с осетинами именно так и нужно поступать. Грузинская армия спокойно выполнила преступный приказ своего главнокомандующего – уничтожать жилые кварталы. Ни один известный грузин не выступил с осуждением убийств мирных осетин. А грузинская оппозиция если и критикует Саакашвили, так за мягкость.
В России же все наоборот. После любой стрельбы найдется достаточное количество правозащитников и журналистов, которые обвинят российскую армию в неправомерных действиях и чрезмерной жестокости. Не стали исключением и последние события в Грузии и Южной Осетии.

Попробуем понять, в чем причина подобного единодушия грузин. Покопаемся в нашей общей недавней и давней истории. Начнем с недавних советских времен.

Полностью текст на сайте:
http://evrazia.org/print.php?id=620
  Вера.    03.09.2008 05:04
Ваша историческая память слишком короткая.

Кто первый "прорубил окно" в Европу?

Сколько крови было пролито в России и за её пределами, когда православные убивали православных?

Как важно пытаться всегда и во всём быть честным и конкретным.

Сообщения, написанные "языком плаката" не впечатляют.
  Lucia    02.09.2008 20:01
Не та благодать иссякает, которая нам ежечасно и всегда подается Господом, а та. что накопили благочестивыен наши предки.
  один_читатель    02.09.2008 15:07
"Иссякает благодать."

Мне кажется, так некорректно говорить, поскольку Бог "вчера и днесь Той же, и во веки". Иссякает наша способность принять и удержать ее. За умножение беззакония иссякает любовь, в частности, между христианами.
  Lucia    02.09.2008 14:24
Куда вообще что подевалось? Иссякает благодать. Вспомните. что считалось нормой культурности 20, 30. 40. для сравнения- 90 лет назад? Вот Петербург каким был? Еще есть люди которые помняет его сразу после войны. в 70-е. 90-е и теперь? Пожалуй. больше он уже не может облагораживать поступающих жителей. Где-то в 90 годы сломался. Теперь это просто обычный вульгарный город. Достоевского читали некоторый. конечно. Но тех, кто его перечитывает и при этом понимает – так мало. что в химии обозначалось бы не словом процент. а – "следы". Так. какие-то следы остались там. какие-то здесь. И между ними нет культурных нитей.
  Одиноков    02.09.2008 10:18
Если раньше грузинский интеллигент читал Толстого и Достоевского в подлиннике, то теперь, назло России, станет читать их в грузинском переводе… Но это в лучшем случае. В худшем – предпочтёт русским классикам американских.
  Провинциал    02.09.2008 09:56
Исторически получается так, что отнюдь не интеллигенция является носителем доброго, веры, в частности. За годы безбожия при советской власти, люди изменились не в лучшую сторону. А когда советская идеология пала, то остались вообще ни с чем. С остатками былого духа, часто языческого. Иначе бесноватый Саа не смог бы так быстро овладеть значительными массами.
Ведь православные люди никогда бы не стали так злобно уничтожать друг друга. Дух Православия – дух мирен.
Все мы – неофиты в основном, полуязычники. Материальное для нас важнее – вот и деремся за кусок, которым поманили с Запада. Отсюда ж и пристрастное желание наших правителей влиться в западный мир, "золотой миллиард". Да с Божьей милостью – не получается.
  Макар    02.09.2008 08:10
Очень интересная статья. Но как могло так обернуться, что грузинская интеллигенция, читающая Толстого, Достоевского и цитировавшая Пушкина и Ахматову с той же любовью и вдохновнеием , что и Галактиона Табидзе , оказалось в столь анти-русской зоне. Как могли в столь краткое время оборваться столь глубинные культурные нити? Интеллигентное ядро, я думаю, все еще осталось, но потеряло авторитет. В советские времена грузины с хорошим знанием русского языка и знающие русскую культуру, считались элитой. И куда все это подевалось?

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru