Русская линия
Русский вестникМитрополит, Предстоятель РПЦЗ Иларион (Капрал)09.07.2008 

Интервью Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона

Первоиерарх Русской Православной Церкви Зарубежом Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, возглавлявший делегацию РПЦЗ на Архиерейском Соборе РПЦ, дал интервью главному редактору газеты «Русский Вестник» А.А.Сенину.

— Ваше Высокопреосвященство, каковы Ваши впечатления от участия делегации Русской Православной Церкви Зарубежом в работе Архиерейского Собора РПЦ?

— Участие в работе Архиерейского Собора Русской Поместной Церкви принесло много радостных впечатлений. Общение с сонмом архипастырей Русской Церкви, приехавших из епархий не только Российской Федерации, но и ближнего и дальнего зарубежья, не может не влиять на всех нас. Мы совместно обсуждали насущные вопросы церковной жизни, и это принесло нам чувство большого удовлетворения и радости от того, что наконец-то мы едины.

— Прошел год после подписания Акта о каноническом общении. Произошли ли какие-либо изменения в жизни Русской Зарубежной Церкви за этот год?

— Год назад мы вздохнули свободно от ощущения того, что, слава Богу, наша Церковь уже не разделенная. В самом начале, когда мы приступили к процессу воссоединения, было много вопросов и даже споров. Но после подписания Акта о каноническом общении нарекания противников стали звучать реже, возможно, они раздаются где-то в газетных статьях. А те, кто не захотел воспринять это событие должным образом, начали устраивать церковную жизнь по-своему. Мы понимаем, что многим было очень трудно отказаться от сложившегося образа мышления из-за недостаточной осведомленности о жизни Русской Церкви в Отечестве. Они не смогли пересмотреть свои воззрения на церковную жизнь в целом.

Кроме того, у них не было возможности побывать в России, где все уже по-другому — Церковь стала свободна. Но вопрос об экуменизме по-прежнему волнует очень многих. Многие люди отказались поддержать воссоединение прежде всего потому, что Московский Патриархат не уходит из Всемирного Совета Церквей. Это больной для многих из нас вопрос.

Как мне пришлось говорить в докладе на Архиерейском Соборе, ряд священнослужителей, приходов и монастырей ушли из Зарубежной Церкви в разные расколы до подписания и в момент подписания Акта о единстве Русской Церкви. По нашему мнению, люди не без оснований опасаются, что призыв Четвертого Всезарубежного Собора к Священноначалию в России — пересмотреть участие во Всемирном Совете Церквей — останется не услышанным.

Мы не можем создавать соблазна для «малых сих», как нам указал Господь. Поэтому, думается, было бы полезно еще раз продумать свои действия в рамках экуменических действий. Опыт Русской Зарубежной Церкви говорит о том, что можно отстаивать свою веру и сохранять свои традиции и обычаи в цивилизованном общении с инославным или даже иноверцами.

Радостно было узнать, что многие архиереи, присутствовавшие на Соборе, согласны с нашей позицией, с тем, что мы подняли этот вопрос. Ведь многие ушли в раскол из-за этого вопроса — и духовенство, и миряне. Думаю, что нашей воссоединенной Церкви можно было бы перейти во Всемирном Совете Церквей на положение наблюдателей, как у римско-католической церкви.

В целом мы считаем, что воссоединение Поместной Русской Православной Церкви — это богоугодное дело, совершившееся при приснопоминаемом Первоиерархе Митрополите Лавре, которого на это направил Господь Бог, и оно состоялось. Сейчас мы должны идти вперед в созидании совместной церковной жизни. Конечно, наша церковная жизнь в разных странах идет своим ходом, но теперь она идет в спокойном духе, с уверенностью в будущем, ибо между нами больше нет взаимного неприятия. Все мы едины.

— Ваше Высокопреосвященство, не могли бы Вы разъяснить нашим читателям, что Вы имели в виду, говоря о возможности введения современного русского языка в богослужении? Об этом Вы упомянули в кратком интервью «Комсомольской правде» после Вашего настолования как Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Многим показалось, что «Комсомольская правда» исказила тот смысл, который Вы вкладывали в свои слова.

— Говоря об использовании русского языка в богослужении, я не говорил о церковной жизни в России, я говорил о зарубежье, где русские живут уже многие десятилетия — четыре или пять поколений. Многие уже совсем не понимают русский язык, а тем более, церковно-славянский. Было написано, будто я сказал, что нужно переводить молитвы на английский язык. На самом деле все молитвы, все минеи давно переведены на английский язык. У нас много приходов, где есть много новообращенных в Православие. Естественно, мы не может их заставлять молиться на церковно-славянском языке, потому что они не поймут ни одного слова, разве что «Господи, помилуй».

Мы, за границей, живем в других условиях. Нам приходится совмещать богослужения для русских людей и для новообращенных из местных жителей. Это большая проблема для нас, потому что одна сторона ощущает, что их ущемляют в том, к чему они привыкли, а другие чувствуют, что их игнорируют. Это иногда ведет к конфликтам, поэтому на приходах мы читаем Апостол, Евангелие, ектении на двух языках. Я замечал, что даже те русские, которые достаточно хорошо знают Литургию на славянском языке, когда на Великую Субботу или на Рождество читают паремию (ветхозаветное чтение), даже высокообразованные не воспринимают эти слова, они проходят мимо их сознания, поскольку большинство слов для них незнакомо, и они думают о чем-то своем. А этого делать в церкви не подобает. Поэтому мне представляется, что для того, чтобы люди могли понимать богатство Священного Писания, возможно, эти его части можно было бы читать на русском языке. Как мне кажется, в этом деле нужен пастырский подход.

Это не означает, что мы отвергаем церковно-славянский язык. Вместе с тем надо отдавать себе отчет в том, что церковно-славянский язык всегда менялся на протяжении церковной истории. Тот язык, который основали Кирилл и Мефодий, ныне уже не тот. На протяжении столетий в России он постепенно русифицировался, малопонятные слова в нем приближались к русскому. Мне кажется, что так действовать нужно и сейчас.

— Чтобы Вы хотели пожелать читателям «Русского Вестника»?

— Я знаю и читаю «Русский Вестник» с первых номеров. Это очень живая газета, она всегда затрагивает животрепещущие проблемы возрождения русского народа, в том числе возрождения православных традиций. Я желаю Божией помощи в Ваших трудах по осведомлению русских людей в насущных проблемах, а читателям «Русского Вестника» доброго здравия и многая лета.

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Триколор    16.07.2008 17:59
Источник , излагающий беседу о. Димитрия не внушает доверия . Это какой-то клон душеновского издания .Если возможно , укажите стенограмму ответов о. Димитрия без "богословских" комментариев .
В любом случае взгляды этого известного священника , это его мнение , а не мнение Церкви , как впрочем взгляды еп. Диомида или митр . Кирилла .
Страшно , если перепишут Филаретовский Катехизис и келейно примут его на сл. Соборе . Вот это может быть действительный удар по Православию , если туда протащат идеи экуменизма и т.п.
  М.Яблоков    16.07.2008 17:52
Вне всякого сомнения, что о. Димитрий Смирнов – церковный либерал, но… и Ваша статья (ссылка) ни куда не годится…
  Лев (NLV)    16.07.2008 15:42
>> Поэтому -главное и "единое на потребу" это сохранение Православия . Если оно будет , остальные вопосы в т.ч. ИНН решаться сами собой или потеряют смысл , а если будет потеряна чистота веры , то нас не спасут никакие государственные рефрмы и привилегии христианам.

О каком сохранении Православия можно говорить, когда пастырями делаются такие заявления:
http://zaveru.ucoz.ru/news/2008-07-16-624 ?!
Не знаю, принял ли лично ИНН о. Димитрий, то, судя по его отношению к позиции вл. Диомида, он видит опасность не в принятии ИНН, а в противлении этому принятию. Не знаю, что является причиной, что следствием, но позицию, обозначенную в интервью, я расцениваю, если по мягче сказать, духовно опасной.
  Триколор    15.07.2008 21:39
Государственные вопросы являтся третьестепенными по сравнению с вопросами чистоты веры и спасения души . Наибольшее число святых пополнило Церковь земную и Небесную при антихристианском государственном устройстве: при языческих императорах и большевиках-атеистах. Поэтому -главное и "единое на потребу" это сохранение Православия . Если оно будет , остальные вопосы в т.ч. ИНН решаться сами собой или потеряют смысл , а если будет потеряна чистота веры , то нас не спасут никакие государственные рефрмы и привилегии христианам.
  Провинциал    15.07.2008 18:03
Предполагаю, что ему не дадут "продолжать отстаивать истину" в монашеском чине в "церковных пределах". Отлучат от Церкви и анафемствуют. Вне сана он уже будет никто. "Маргинал".
Если б он прибыл на Собор и открыто высказал свою позицию, покаявшись в нарушении "субординации" и превышении своих полномочий, но отстаивая истину… Все могло бы быть по-иному. Теперь все козыри у его противников, а их предостаточно.
Более того, выступить по "диомидовским" темам кому-либо будет весьма сложно. Владыка понадеялся на свои права по ап. Правилам. И ошибся.
Не считаю также тему глобализации, ИНН и пр. не церковной. Именно обязанность Церкви встать на защиту смущенной паствы, как это сделали в др. братских Церквах. Не будете же отрицать наличия у православных иных точек зрения на современные процессы. Это ж не съезд депутатов в СССР.
  Триколор    15.07.2008 15:26
Вообще то есть и третий путь: отказаться от довольно сомнительных "государственных" идей своих писем и отстаивать позицию по экуменизму . Тем более сам Собор запретил и молитвы с инославными , о чем справедливо писал владыко.
  Триколор    15.07.2008 15:16
Да , очень хотелось бы , что бы владыка одумался и перестал своми действиями наносить вред себе , Церкви и перестал компрометировать дело защиты Православия от экуменизма своими неадекватными поступками , словами и "соратниками" в лице кредо-вру.
Но уже изначально в его посланих на ряду с правильными вопросами по вероучению слишком много места заняли второстепенные вопросы государства (это вообще не церковное дело) , ИНН, обличения Святейшего и умолчание реальных проводников экуменизма .
Ну и по словам Спасителя : "Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире." Лк., 14, 25–35
Владыко много и громко сказал , а когда пришло время отстоять свои слова ушел от единственно возможного церковного пути обсуждения и решения заявленных им тем . Впрочем заседание Синода по нему сегодня перенести с июля не сентябрь и у владыки появился шанс путь и в простом монашеском звании продолжать отстаивать правду в церковных пределах. В расколе это будет уже невозможно.
  Провинциал    15.07.2008 14:20
И подталкивает к расколу и созданию своей "церкви".
"А они тебя назвали желтым червяком!"
Хочется надеяться, что Владыке хватит мудрости найти выход в ситуации, сохранив правду и не поддавшись гордыне.
Хотя надежд в данной ситуации немного: или отказаться от всего и остаться "при деле", или быть извергнутым, вплоть до анафемы. Промежуточный вариант практически исключен. Оба варианта негативны для Церкви. Впрочем, на все воля Божья.
  Кочетков Андрей    15.07.2008 14:11
Триколор 15.07.2008 13:31

Да-да, обычные провокации в духе "самизнаетекому" принадлежащих СМИ. Помнится, в разгар, раздуваемого СМИ "скандала" с пензенскими сектантами, один высокопоставленный государственный муж (не помню его фамилии, но мелькает частенько) "оправдывался" перед еврожурналистами от чего-то за всю Православную Церковь, надувая пухлые щечки, говорил: "Ну…мы…не ожидали…Это большое упущение Православной Церкви…" Точно также можно было в этой связи упомянуть берл-лазара или муфтия Аширова.
В общем, с нетерпением голодных легавых ждут, когда же возникнет грандиозный скандал в Церкви. Любое событие в аффекте ожидания трактуется, как раскол. Бедные, на воре кипа горит.
  Триколор    15.07.2008 13:31
Это не травля , а реклама . По законам медиарынка -отрицательное отношение к персонажу выражается его полным замалчиванием . Огромное количество публикаций о "гонениях" на " чукотского адаманта" вызывает лишь интерес и сочуствие неосведомленных людей .

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru