Русская линия | Оксана Полонская | 05.05.2008 |
Мы живем в стране, где половина событий происходит в пьяном угаре. Отношения у нас с водкой страстные. Это не любовь, как у французов к вину или у шотландцев к скотчу, а наваждение, противостояние, как между Хомой Брутом и Вием. Водка в России — не просто питье. Это миф. Автор «Москвы-Петушки» Венечка Ерофеев считал, что только пьяный человек поистине трезв, а его однофамилец-постмодернист Виктор, написавший «Расщепление водки», уверен, что рано или поздно водка растворит русский народ. 3 миллиона только зарегистрированных алкоголиков. По мнению отечественных экспертов, незарегистрированных в десять раз больше. Ежегодно в стране от «пьяной» болезни умирает до полумиллиона человек. Масштабы бедствия вполне тянут на национальную катастрофу. Или геноцид. Осуществляемые государством меры мизерны и потому неэффективны. Мы один на один с бедой. И нет, кажется, спасения от этой заразы…
Москва-Серпухов
Православная церковь считает пьянство тяжким грехом, духовной болезнью. По учению Нового Завета, пьяницы не войдут в Царствие Небесное. Средства преодоления недуга — вера, молитва, пост. В Серпухове в Высоцком и Владычнем монастырях находятся списки с иконы «Неупиваемая чаша», которая, как издавна считается, помогает избавиться от алкогольной зависимости.
Ехать до Серпухова недалеко. Всего 99 километров к югу от Москвы, там, где Нара впадает в Оку. Сначала по Варшавке, потом по Симферопольскому шоссе, никуда не сворачивая до неприметного указателя и поворота на Серпухов. Вкатываетесь в город по Московскому шоссе и плавно вливаетесь в Московскую улицу. Она приведет вас в центр города, точнее, на границу нового, с типовыми коробками, и его исторической части — деревянные дома с кустами сирени, резные наличники, пыльные окна и красная, белая, розовая герань на подоконниках.
Можно воспользоваться электричкой, которая ходит чуть ли не каждый час с Курского вокзала, посмотреть в глаза собственному народу, почитать газету и погрызть чипсов. Время в пути — всего 2 часа. Но тогда от вокзала до центра придется добираться на автобусе.
Мы приехали в Серпухов со строго определенно целью — попасть в Высоцкий монастырь, где хранится чудотворная икона «Неупиваемая чаша». Издавна считается, что она помогает всем страждущим от безудержного пьянства и алкоголизма, в частности, и вообще всем, кто притекает к образу со своей нуждой и немощью. Собственно, понятно, что для нашей земли эта икона, наверное, одна из самых почитаемых, потому что пьющие люди не перевелись на Руси и, судя по всему, не скоро еще переведутся, и ерофеевское хрестоматийное «и немедленно выпил» — по-прежнему краеугольный камень русского бытия и самосознания.
«Вот уже больше полвека тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы, — писал в начале прошлого века Иван Шмелев в повести «Неупиваемая чаша». — Из-за сотни верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких — беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от пьяного недуга «упиваемая чаша». Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и Кто Эта, светло взирающая с золотой чашей, радостная и влекущая за собой, — и затихают… Невидящие воспаленные глаза дико взирают на светлый лик и иступленно кричат подсказанное, просимое — «Зарекаюсь!»
Поплутав по старому городу, походив вокруг реставрируемой церкви Николы Белого и постояв в почти истлевших от разрухи воротах Распятского монастыря, мы спустились к Большому Высоцкому переулку и увидели, наконец, и Нару, и белый монастырь, стоящий на реке.
На Высоком холме
Впервые Серпухов упоминается в 1328 году в духовном завещании Великого Князя Ивана Калиты, оставившему город в наследство своему сыну Андрею в удельное княжение. Недалеко от города был очень удобный брод через Оку, куда чаще всего и стремились вражеские полчища, двигавшиеся на Москву. Поэтому Серпухов надолго стал оборонительным форпостом на пути к Москве через южные земли. В 1382 году Серпухов был разорен ратью Тохтамыша, чуть позже — ордами Едигея, потом воинами литовского князя Свидригайло, поляками. Часто под стенами города устраивались войсковые сборы. Между прочим, серпуховский князь Владимир Андреевич, двоюродный брат Дмитрия Донского, командовал засадным полком в Куликовской битве, получил за отвагу прозвище Хоробрый и был прославлен в памятнике древнерусской письменности «Задонщина»: «Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона великого на берегу».
Возвратившись после битвы, князь захотел возблагодарить Бога за невиданную доселе победу над грозным и сильным врагом и украсить родной город монастырем. Обозрев местность, нашли холм на берегу Нары, который назывался «Высоким». Преподобный Сергий Радонежский, который предрек Дмитрию Донскому победу в Куликовском сражении: «Ты одолеешь…», благословил благое намерение князя и, встав на колени, воздел руки к небу и произнес молитву на основании обители. Так 2 декабря 1374 года был основан Серпуховской мужской монастырь на Высоком холме, названный по месту основания Высоцким.
Тихая Нара нежно огибает холм, в зарослях сирени и черемухи стрекочат кузнечики, мерно постукивает молоток строителя Димы, который кладет новую крышу на Всехсвятскую церковь, какая-то женщина из соседнего с монастырем дома, зовет из окна сына обедать. Городские дома, к счастью, в основном деревянные и одноэтажные, с палисадниками, вплотную подобрались к белым каменным стенам, смешавшись с домиками монастырской слободки. Густых лесов, окружавших когда-то обитель, давно нет. В будни здесь немноголюдно — изредка подъедет рейсовый автобус с парой-тройкой пассажиров, или машина с любопытствующими — типа нас. В воскресные дни здесь не протолкнуться. Паломники со всей России идут к иконе.
От пьяного недуга
Появилась икона «Неупиваемая чаша» в 1878 году во Владычнем женском монастыре — по другую сторону реки Нары. Предание рассказывает, что крестьянину Тульской губернии, отставному солдату и горькому пьянице, у которого уже от пагубной страсти отнялись ноги, приснился сон. Во сне явился ему старец и приказал идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находится икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», и обязательно отслужить перед ней молебен. Крестьянин не мог двинуться в путь, поскольку у него не было ни денег, ни сил, ни желания. Но святой старец вновь явился крестьянину во сне и приказал немедленно отправиться в путь. На четвереньках двинулся отставной солдат в монастырь. Придя в обитель, попросил показать ему икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но никто в монастыре не знал такой. Пересмотрев множество образов, монахи, наконец, нашли икону, висевшую в проходе из храма в ризницу. На оборотной стороне ее действительно был написано «Неупиваемая Чаша"… Из Серпухова солдат возвратился домой вполне здоровым!
Весть о чудесной иконе Божией Матери быстро распространилась по всей России.
По иконографии образ относится к одному из древнейших изображений Божией Матери — Оранта, только Богомладенец написан стоящим в чаше, чаше Причащения. «Приидите ко мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы…»
Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия — в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. Сейчас во Владычнем женском и в Высоцком мужском монастырях хранятся списки с иконы, которые, тем не менее, тоже по праву считаются чудотворными.
Пока мы стояли на молебне, пришла женщина со страдальческим лицом, привела мужа. Разило от него перегаром за версту. Она обцеловала все иконы, кинулась со слезами в ноги перед образом. Он же постоял немного, переминаясь с ноги на ногу, и вышел вон. Сел на скамейку греться на солнышке. Потом опять пришел. Были и пьяницы с уже почти стертыми водкой лицами, стояли, пошатываясь от выпитого накануне…
На обратном пути почему-то было тяжко. Тоска, которая сподвигла меня на это путешествие, не утихла, а ныла и ныла где-то около сердца. Но пустая дорога убаюкивала. И вспомнилась вдруг старая притча. На корабле плыли верующий и неверующий. Корабль стал тонуть, оба оказались в воде. Неверующий схватился за какое-то бревно, долго греб и спасся. Верующий молился и утонул. Встретившись с Богом, верующий возопил:
— Господи, что же ты не спас меня, ведь я так молился?!
— Ты видел бревно? — спросил Господь.
— Видел.
— Так что ж ты, думал, я за тобой крейсер пришлю?
Ибо надо трудиться!
Празднование в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» приходится на 18 мая. Каждое воскресенье в Высоцком монастыре совершается молебен с акафистом перед иконой, за которым поминаются имена тех, кто страдает пристрастием к винопитию и нуждается в благодатной помощи Божией Матери.
http://rusk.ru/st.php?idar=105240
Страницы: | 1 | |