Русская линия
Русская линияПротоиерей Петр Влащенко04.03.2008 

Русская Доктрина: взгляд из глубинки

От редактора: Я давно обещал руководителю авторского коллектива «Русской доктрины» философу Виталию Аверьянову написать рецензию на текст, ставший заметным событием в интеллектуальной жизни современной России. Кое с чем в «Русской доктрине» я согласен, но есть многое, что вызывает несогласие, желание возразить. Однако катастрофическая нехватка времени не позволили до сих пор выполнить обещание. А обсудить Русскую доктрину нужно, поскольку авторы этого основательного текста претендуют на то, что он должен стать своего рода идеологической платформой нашего развития, а значит — касается каждого мыслящего русского человека.
Напомню, что РЛ ранее публиковала статью историка Сергея Братова «Игры в „интеллектуалов“ или „новые русские патриоты“», вызвавшую горячую дискуссию на нашем форуме. Вчера же мы получили по почте еще один отклик на Русскую доктрину. И если имя историка Сергея Братова никому не известно (возникали даже подозрения, что это — псевдоним), то автор публикуемой ниже краткой рецензии на доктрину личность хорошо известная в православно-монархических кругах, это протоиерей Петр Влащенко из Ивановской епархии, комментарии которого мы не раз публиковали. К сожалению, рецензия отца Петра весьма краткая, но, на удивление, он метко фиксирует слабые места Русской доктрины. Впрочем, читатель может сам в этом убедиться. Гл. редактор РЛ Анатолий Степанов.

I. О необходимости национальной идеологии
Сегодня очевидно большинству нашего общества: отсутствие единой национальной идеологии в России закономерно ведет к полному разрушению государственности и к полной неспособности давать адекватные ответы на современные угрозы со стороны внешних и внутренних деструктивных сил.

II. Русская доктрина (РД)
Попытку ответа на реальные вызовы нашей действительности и являет собой Русская доктрина, на страницах которой можно отыскать немало справедливых рассуждений, зарисовок и констатаций, отражающих негативные стороны нашей жизни. Однако там, где авторы пытаются выстроить систему духовных ориентиров и касаются фундаментальных основ русского бытия, становится очевидной «инаковость» самой РД по отношению к национальному православному мировоззрению. Возможно, авторы и не предполагали, что их детище станет воплощением идей, которые потенциально могут стать серьезным культурологическим оружием против русской ментальности.
Впрочем, начнем по порядку.

III. Что нам в ней не нравится
1) Нам не нравится, что в РД проводится подмена Бога иными, пусть самыми высокими, однако далеко не однозначными понятиями. Так вместо символа исповедания Православной веры священной основы русской государственности нам предлагается «Символ веры в Россию». «Быть русским, по мнению авторов, значит исповедовать деятельную веру в Россию». Так как «Россия является для своего народа духовным символом такого же порядка как Бог, Церковь, вера. Согласие с Символом веры в Россию делает всех людей в определенном смысле верующими, верующими в Россию». РД таким образом создает у читателей иллюзию, что жизнь в России можно устроить без Христа Спасителя, заменив его «духовными символами такого же порядка». Думается, в таком же ключе идет работа по насаждению неоязычества в России: ведь возглас «Слава России!» и есть деструктивное изменение православного «Слава Богу!»

2) Нам не нравится, что и само понятие России, в совершенно экуменистическом духе авторы начинают дробить и искажать, выдумав некий эфемерный «Большой стиль России», который «должен соединить в себе малые культурные стили: православно-конфуцианского хозяйствования, офицерско-самурайской чести и доблести; христианско-исламского эсхатологизма, русско-индуистского гуманитарного самосознания». После подобных характерных рецептов «смыслократии», на роль которой претендуют авторы, разве не становится очевидной и вся безумная антихристианская природа химеры мировой глобализации с ее новым миропорядком.

3) Нам не нравится, что «рецепт нашего (выделено в РД) успеха», авторы РД почерпнули у «исследователя экономик и цивилизаций» «выдающегося социолога» Иммануила Валлерстайна, и одновременно — одного из архитекторов «нового миропорядка», мирового глобального антигосударства. Рецепт этот, утверждается, — в «политике, отличающейся наибольшей твердостью, жестокостью, упорством и последовательностью». Но для русского народа «не в силе Бог, а в правде», и фактор справедливости всегда был главным в русской политике, определяя ее высокий гражданский дух.

4) Нам не нравится, что в качестве образца для подражания РД предлагает деятельность масонских сетевых структур. «В западной цивилизации наряду с государством, говорится в РД, существовали масонские и парамасонские структуры, затем переросшие в систему закрытых клубов и организаций, сеть, объединяющую элиту. Русским остро не хватает подобных регуляторов. Возрождаемой России нужна как минимум полузакрытая сеть здоровой, патриотической элиты». Но мы уже проходили подобные уроки по «возрождению России»: кружки дворян-декабристов («смыслократов» ХIХ века) и революционеров ХIХ-ХХ веков тоже были тайными, со своей сетевой идеологией и даже кодексами чести.

5) Нам не нравится, что «суть РД» авторы видят в «создании иерархически-сетевой социальной ткани, сетевой империи». Сетевое мышление проистекающее из подобной сетевой идеологии может создаваться только в противовес или во вред имперскому сознанию и иерархическому мышлению. Цели и конкретные жизненные смыслы должны определяться политтехнологами-смыслократами от РД, они очевидны и проистекают из мессианских целей, стоящих перед Россией и русским народом в мировой истории.

Сегодняшняя проблема России не в том, что нет национальных идей или государственной программы ее развития, но в том, что духовное состояние народа и ангажированность Западом большинства чиновников правящего класса не позволяют воплотить их в жизнь.

Государственная национальная программа возрождения России, это Имперская программа на основе объединения всех сил государства ради утверждения Православной веры на русской земле в ее апостольской чистоте. Москва — Третий Рим, Россия — оплот веры Христовой: таковой должна быть суть любой русской доктрины. Открытой и ясной. Без всякой экуменической, «толерантной» и «глобалистской» мути.
Аминь.
Протоиерей Петр ВЛАЩЕНКО, руководитель региональной общественной организации «Колыбель» по защите нравственности и семьи

http://rusk.ru/st.php?idar=105177

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Лехнов    07.03.2008 02:24
Связь с Масонством? Поясню, как сам это понимаю – в чем заключается основная масонская идея и сверхзадача – в строительстве Третьего Храма, что в свою очередь не возможно в условиях традиционной Христианской Цивилизации, соответственно необходимо построение Нового Мирового Порядка, это достигается разными способами, но пожалуй главный из них девальвация понятий Добра и Зла, смещение и искажение истинных смыслов этих понятий. Для меня любой текст философского содержания не говорящий четко и прямо о Добре в Лице Бога и Зле, в лице дьявола (пишу упрощенно за недостатком времени) относится к масонской пропаганде! Отвлеченные рассуждения о неких высших объединяющих людей ценностях, вокруг которых нужно объединиться – однозначно указывают на масонский свой источник! Нет ни чего выше Православия, к тому что было выработано за века существования христианской цивилизации, когда ещё не было этой приставки "иудео-…", уже нечего прибавить, ибо будет от люкавого! Есть исторический опыт существования Византийской и Российской империй, вот его и осмысливайте, а искать какие то пути конвергенции… оставьте это либеральным доктринерам!
  Лехнов    06.03.2008 22:00
Отвечаю: "Проект Россия", или как его ещё называют "PR", является более добротно сделанным продуктом. Те кто с ним знаком, отмечали, что это результат коллективного творчества, чисто компилятивный, в нем можно найти мысли самых известных в патриотической среде мыслителей, но без конкретных ссылок на цитируемых авторов. Но это не столь важно, хотя характерно; самым опасным в PR является то, что его текст, что называется "цепляет" душу православного патриота-монархиста. Цепляет, но… обманывает! Обманывает тем, что из книги в книгу не раскрывает главной мысли авторов (во второй они сказали, что самое главное будет написано в третьей), обманывают тем, что после того, как фактически доказали в первой книге безальтернативность православной наследственной Монархии, во второй книге выливают на читателя ушат ледяной воды неожиданным признанием, что оказывается авторы в первой книге глубоко ошиблись и на самом деле наследственная монархия ни куда не годится, что нужно искать другие формы о которых будет сообщено в третьей книге… Но не это даже является главным обманом! Главный обман состоит в том, что во всех двух книгах PR НИ РАЗУ не сказано о покаянии, как необходимом условии прощения Богом соборного греха русского народа, а без этого невозможно никакое движение вперед! Предлагается лукавая формула "нулевого варианта", часто используемого в международных отношениях, типа "Давайте забудем взаимные обиды и противоречия, ни кто ни перед кем не виноват, оставим все как есть и будем строить новое светлое будущее…", собственно то, что мы сейчас наблюдаем – нам усиленно навязывают вариант "Национального примирения и согласия", совершенно игнорируя необходимость покаяния! При чем это исходит из уст весьма высоких иерархов нашей Церкви! без покаяния нет прощения! Без прощения невозможно примирение, без примирения невозможно созидание нового міра, ибо в основу его будет положена мина взаимной лжи!
Дьявол прячется, как всегда, между строк.
  Доктринер    06.03.2008 14:19
Отец Петр пишет:
"Сетевое мышление, проистекающее из подобной сетевой идеологии, может создаваться только в противовес или во вред имперскому сознанию и иерархическому мышлению".

А из чего следует такое утверждение? Чем оно обосновывается кроме вкусовщины (не нравится понятие "сеть"). Насколько оно следует из целого восприятия Доктрины?
Не мы должны доказывать вам, что мы не верблюды, а вы обосновать, почему мы верблюды. Мало ли что кому не нравится: термины, концепции. Нравится – не нравится – дело вкуса. А Русская доктрина пошла гораздо глубже рассуждений на уровне вкусовщины и банального плоского консерватизма (ничего не трогать, ничего нового не вводить). Многих раздражает свой непривычностью – ведь легче жить в устоявшихся нормирвоанных рамках консервативного сознания. На таком уровне никакой идеологии не предложить, ничего по существу изменить не получится.

Авторы Доктрины уже заявляли: мы готовы отказаться от тех или иных терминов, предложите адекватную замену. Но из критиков никто замены не предлагает – никто суть вопроса не рассматривает. Щекочут проблему по поверхности: слово "сеть" нехорошее, масонское. Если РД масонство, то вскройте, где суть этого масонства, а придираться к терминам – дело последнее.
Я думаю, если бы авторы захотели создать безупречный по стилю "православный текст", стилизацию – у них это неплохо бы получилось. Имитровать православие ведь для людей опытных не составляет труда.
Гораздо сложнее быть реальным творческим православным. Не бояться видеть Россию как она есть.
  Макариус    06.03.2008 03:03
Хочу выразить благодарность Отцу Петру за очень глубокий и продуманный комментарий относительно русской доктрины. Голос церкви особенно важен в это страшное время, когда лже-пророки, оснащенные новейшими и эффективными информационными технологиями агрессивно пытаются навязать антихристианские идеологии, прикрываясь патриотизмом. Какая Россия без Православия! Духовность лежит только во Христе, в догматах церкви, в Святой Троице. Без Духа Святого духовности нет и быть не может. Их сетевой эзотеризм и элитизм с масонским менталитетом настоящая пирамида зла. И где же тут русскость! Православное информационное поле должно стать мощным оружием в борьбе с этим неоязычеством. Ведь очень легко стать жертвой интеллектуального блуда при отсутствии "указующего перста, страстно поднятого" (Достоевский).
  Александр Алекаев    05.03.2008 22:51
Сугубо отцу Петру-МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА!
  Александр Алекаев    05.03.2008 22:46
Согласен с выводом Сергея Ф. А что делать-изложил в своем Политическом завещании генерал Дитерихс еще в прошлом веке.Не только в плане теории,но и на практике указал для нас вектор движения-(Приамурский) Земской собор.Я понимаю,что на дворе не 1922 год,поэтому я говорю о векторе движения здоровых сил общества.Мы должны свою позитивную энергию сконцентрировать и передать на "верх",власть имущим,вовлекая (увлекая) их за собой.А глава из книги Генерал Дитерихс(Политическое завещание…) выложена на РЛ ("Белые воины"),раздел- книги.Всех – с Масленницой и Великим Постом!
  Сергей Ф.    04.03.2008 19:46
Не согласен с утверждением автора об отсутствии единой национальной идеологии в России.
Последние 20 лет в России такая идеология есть. Эта идеология пронизывает всё общество. Достаточно выйти на улицы городов, включить или прочитать средства массовой информации и в голову каждого из нас, независимо от желания, вбивается:
"Воэьми от жизни всё"
( в других интерпретациях – Ты этого достойна…, Оттянись со вкусом…, Добейся успеха…, Стань миллионером…).
Эта идеология стала общегосударственной.

А если серьёзно, у России только одна идеология, одна национальная идея. Была, есть и будет независимо от воли государственных мужей, Конституций( на моём веку их было 4) . Без этой национальной идеи России не быть. Эта национальная идея дана нам нашими предками:

"Русь Святая, храни Веру Православную".

Вот и вся Русская доктрина.
  Вопрос    04.03.2008 15:28
Лехнову -

Можно ли уточнить, почему "Проект Россия" Вы считаете более опасным, чем русскую д-ну, и именно для православного сознания? Спасибо.
  onik-s    04.03.2008 10:57
ОДНА У НАС НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ -"СБЕРЕЖЕНИЕ ДРУГ-ДРУГА"!
"ДА КТО ДУШУ ПОЛОЖИТ ЗА ДРУГИ СВОЯ"
Вот вам – и доктрины!
  Михайлов    04.03.2008 10:17
Если посмотреть в глубь веков, то встретим ли мы четко сформулированную «единую национальную идеологию» у великих государств и империй? Римская, Византийская, Российская империи не оставили пространных идеологических доктрин. Однако отсутствие таковых не мешало им успешно жить и развиваться. Политические доктрины этих государств обычно формулировались на закате государственной жизни этих империй или после их исчезновения.
Есть ли в истории хоть одно государство, которое возникло и успешно развивалось по заранее разработанному плану? Лично я знаю примеры, когда «хотели как лучше, а получалось как всегда».
Фашистская Германия и СССР имели мощнейшие идеологические доктрины, однако смогли удержаться на политической арене мира очень незначительный период времени по сравнению с тысячелетними империями, которые обладали крайне простыми, но жизнестойкими национально-политическими принципами.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика