Русская линия | Игумен Даниил (Гридченко) | 13.10.2007 |
Жизнь не перестаёт удивлять. Порой приходится удивляться самому удивлению. Например, тех, кто удивляется, что нас не любят. Казалось бы, ничего страшного, если проблема вписывается в известный евангельский контекст: «если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20), «хотящии благочестиво жити о Христе Иисусе, гонимы будут» (2 Тим. 3:12). Однако, здесь не всё однозначно, существует принципиальное различие: одно дело — не любят за то, что как христиане, хорошие, совсем другое — за то, что плохие. Хамоватые, хитроватые… К сожалению, эти весьма неблаговидные человеческие качества на виду, в том числе, и в связи с неутихающей полемикой относительно введения в школьную программу преподавания ОПК.
Какие стремительные метаморфозы, и откуда что берётся… Если лет двадцать пять назад только за распространение религиозной литературы садились в тюрьму, то теперь иные демарши того же «Союза православных граждан» невольно позволяют предположить, что в самом наименовании уважаемой организации пропущено ключевое слово — «воинствующих"… Кстати, воинствующие безбожники, в своё время, отличаясь неутомимой активностью, в изобретательности не преуспевали. В деятельности их антиподов, увы, проявляются иногда неожиданные ассоциативные параллели.
Характерный пассаж. В одном телевизионном дискуссионном шоу позиция какого-то околоцерковного функционера с учебником ОПК в руках, проявилась хоть и громогласно, но настолько легковесно и неповоротливо, что за какие-то полтора часа количество противников преподавания этого предмета, среди присутствующих в зале увеличилось на 20 проц. Оказывается, для того, чтобы быть убедительным единственно обиженной позы и декларации о благих намерениях недостаточно. Да и вообще, участие в мероприятиях подобного рода — удел не каждого. Не каждому дано, как, например, о. Андрею Кураеву быть с эллинами и иудеями, как бы эллином и иудеем. Всегда есть смысл, в том числе и ревнителям православия, соизмерять свои желания со своими же возможностями, и помнить, что принцип — «не навреди», имеет не только медицинское приложение.
Как говорил святитель Филарет (Дроздов), с советами входят в отверстую дверь, в запертую дверь можно только стучать. С молитвою. А вот молиться, быть с Богом — «Делателем мыслей наших», по выражению автора одного церковного песнопения, как раз и не получается, — кому-то из-за нехватки времени, кому-то из-за отсутствия желания. Как следствие — дефицит того самого мирного духа, который, по слову преподобного Серафима, только и спасает. Его недостаток почти автоматически любую полемику переводит в русло банальной базарной склоки. Очевидно: для того чтобы переубедить заблуждающихся академиков необходимы аргументы более весомые, чем просто обозвать их пенсионерами, агентами влияния и масонскими приспешниками… Кажется, мы слишком рано объявили себя православной страной. У Бога всё в свое время, — Он никогда не торопится, и всегда успевает. Пока же жизнь показывает, как головокружение от успехов трансформируется в головную боль самих же триумфаторов…
Безусловно, христианская миссия должна быть наступательной. Говорить о вере, о Православии — необходимо. Ибо, «вера от слышания» (Рим. 10:17). Но говорить не всем и не одно и тоже. «Слышание» — всегда диалог, предполагающий, по крайней мере, искренность говорящего и доверие слушающего. Искренность от веры, доверие же — как некое «несвинство», которое «до веры» — предваряющее нравственное условие, без которого само восприятие веры становится невозможным. Так как не «несвинство», а, напротив, греховность становится доминантой современной жизни и у нас и на Западе, перспективы повторного массового восприятия христианства представляются, скорее, мрачными, нежели радужными. Впрочем, и языческий Рим во времена Спасителя особой нравственностью не отличался. Будущее — в руках Бога, предсказывание его — дело неблагодарное. Существуют специфические ситуации, предполагающие обязательные попытки разобраться — «как наше слово отзовётся», и не превратится ли проповедь в символическое разбрасывание бисера пред известными животными — малосимпатичными, беспокойными и неблагодарными (Мф. 7:6). Есть тип людей, у которых принципиальное религиозное отрицание — лишь защитная реакция сожжённой совести, не желающей связывать себя никакими нравственными обязательствами. Вести диалог с таковыми — дело, действительно, почти бесполезное. Тому, что «не от мира сего» не следовало бы слишком активно навязывать себя миропорядку, давно и сознательно утвердившемуся на антихристианских, богоборческих основаниях. Здесь два взаимно исключающих друг друга принципа жизни — то, что высоко у одних, ничтожно для других, и попытка «подружиться», толерантно найти общий язык непременно приведёт к обмирщению христианства, обязательному принижению его идеала. Это совершенное безумие, когда, например, в рекламном проспекте подмосковного городка как равноценные фигурируют: местный монастырь, фитнесс-центр и ночной клуб с казино…
Тем более не стоит, пользуясь как будто благоприятной обстановкой, оказывать давление на «активно не желающих знать», — попытка силком загнать в Царство Небесное столь же бесперспективна, как и в светлое коммунистическое будущее… Современная плюралистическая действительность с её возникающими и исчезающими «истинами» порождает на свет огромное количество маленьких «пилатов», проповедь среди которых, бесперспективна. В ней — христианской проповеди, — как и вообще в христианстве, всё антиномично: о вере нужно и говорить, и молчать, помня, что в «злохудожную душу премудрость не внидет». И что, несмотря не только на наше желание, но и желание Самого Бога — «всем спастись и в разум истины приити», спасающихся, вернее, хотящих спастись остаётся, по прежнему, — «малое стадо» (Лк. 12:32).
Наверное, прежде чем говорить о Христе, или даже о православной культуре, следует определиться: кто будет говорить, кому и как. Выяснить, найдётся ли достаточное количество педагогов, способных рассказать ученикам о подлинном Православии, а не о наспех составленном, личном о нём представлении. А, выяснив, станет ли кто-нибудь слишком категорично не соглашаться с верующим начальником городского департамента образования, предупреждавшем, что-то, что может начаться под видом преподавания ОПК, только ещё больше оттолкнёт детей от Церкви? Кажется, на этот, и на многие другие вопросы не всегда находятся определённые ответы. Возможен, конечно, и формальный подход, впрочем никак не гарантирующий позитивных последствий.
Так, если священник с миссионерским заданием приезжает в воинскую часть на иномарке, цена которой превышает общую стоимость личного автопарка немаленького воинского подразделения, очевидно, что все его рассуждения о бескорыстном служении автоматически превратятся в фарс. Такого рода «катехизаторство», как правило, симпатий Православию не прибавляет, скорее убавляет. Вернее, уже убавило, ибо речь не о выдуманной истории, а свидетельство живого участника реального события. Кстати сказать, начальник вышеуказанного «миссионера» — известный московский протоиерей, не стесняется ездить на старенькой «Ниве». Тут весь вопрос заключается в том: кто, как и кому служит? Кажется, для того, чтобы на него ответить, достаточно открыть шестую главу Евангелия от Матфея и найти в ней соответствующее место.
Вообще, желательно было бы эту Книгу открывать чаще. Тогда реже возникали бы вопросы типа: не превратится ли в фарс всё наше служение, если положению «обижаемых» решительно предпочесть позицию «обижающих»? И чего мы, в конце концов, добьёмся, твёрдолобо настаивая на собственной правоте, и не замечая, что «правота» эта ничего, кроме кощунственных насмешек вызывает? Вряд ли кто-нибудь из православных сознательно задаётся целью — приблизить время, когда она вызовет нечто более серьёзное. Скорее всего, основные проблемы от непонимания, что смирение, которое возникает иногда от несовпадения желаемого и действительного — наше главное духовное приобретение. Происходит оно, однако, не от бездействия. Напротив, трудиться на поприще духовном нужно, по возможности, много, тем более у нас, в стране крещёной, но не просвещённой. Трудиться, не забывая всё-таки, что Православие — сфера, в которой главная радость не от достигнутых успехов, а от мирной совести. Ещё один парадокс христианской жизни: совсем недавно эта радость обреталась за колючей проволокой сталинского ГУЛАГа… Да и сегодня порой находится в местах самых неожиданных и нетрадиционных.
С другой стороны, есть ситуации и понятия вполне традиционные. Например: чтобы быть убедительным, о христианстве мало рассказывать, его нужно ещё и показывать. Желательно на собственном примере. Первое без второго непременно выродится в лицемерие, которое, как ни старайся, будет очевидным для всех, кроме, может быть, его производящих. Для христианской проповеди одного раздувания щёк недостаточно, и даже излишне. Лучше было бы заняться своим делом на своём месте, увеличивая тем самым количество здравомыслящих людей. Уже одно это обстоятельство создаст фон, на котором относительно того же преподавания ОПК не будет возникать недоуменных, а то и дурацких вопросов и возражений. Во всяком случае, их будет меньше.
Времена меняются. Когда-нибудь наступят и такие, когда нас снова погонят. Хорошо было бы только, чтобы погнали за веру, а не из-за иллюзий относительно её наличия…
http://rusk.ru/st.php?idar=105025
Страницы: | 1 | |