Русская линия
Русская линияИгумен Даниил (Гридченко)13.10.2007 

Много шума и… ничего

От редакции: На первый взгляд может показаться, что статья насельника Анастасова монастыря Тульской епархии игумена Даниила (Гридченко) направлена против введения курса «Основ православной культуры» в школу. Однако это не так. Отец игумен обеспокоен тем, что некоторые энтузиасты этого важного дела во главу угла ставят не вопросы духовной пользы, а интересы столь модного сейчас среди некоторых православных публицистов «политического православия», чем дискредитируют саму идею духовного просвещения. А потому предостережения отца Даниила показались нам весьма своевременными и полезными.

Жизнь не перестаёт удивлять. Порой приходится удивляться самому удивлению. Например, тех, кто удивляется, что нас не любят. Казалось бы, ничего страшного, если проблема вписывается в известный евангельский контекст: «если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20), «хотящии благочестиво жити о Христе Иисусе, гонимы будут» (2 Тим. 3:12). Однако, здесь не всё однозначно, существует принципиальное различие: одно дело — не любят за то, что как христиане, хорошие, совсем другое — за то, что плохие. Хамоватые, хитроватые… К сожалению, эти весьма неблаговидные человеческие качества на виду, в том числе, и в связи с неутихающей полемикой относительно введения в школьную программу преподавания ОПК.

Какие стремительные метаморфозы, и откуда что берётся… Если лет двадцать пять назад только за распространение религиозной литературы садились в тюрьму, то теперь иные демарши того же «Союза православных граждан» невольно позволяют предположить, что в самом наименовании уважаемой организации пропущено ключевое слово — «воинствующих"… Кстати, воинствующие безбожники, в своё время, отличаясь неутомимой активностью, в изобретательности не преуспевали. В деятельности их антиподов, увы, проявляются иногда неожиданные ассоциативные параллели.

Характерный пассаж. В одном телевизионном дискуссионном шоу позиция какого-то околоцерковного функционера с учебником ОПК в руках, проявилась хоть и громогласно, но настолько легковесно и неповоротливо, что за какие-то полтора часа количество противников преподавания этого предмета, среди присутствующих в зале увеличилось на 20 проц. Оказывается, для того, чтобы быть убедительным единственно обиженной позы и декларации о благих намерениях недостаточно. Да и вообще, участие в мероприятиях подобного рода — удел не каждого. Не каждому дано, как, например, о. Андрею Кураеву быть с эллинами и иудеями, как бы эллином и иудеем. Всегда есть смысл, в том числе и ревнителям православия, соизмерять свои желания со своими же возможностями, и помнить, что принцип — «не навреди», имеет не только медицинское приложение.

Как говорил святитель Филарет (Дроздов), с советами входят в отверстую дверь, в запертую дверь можно только стучать. С молитвою. А вот молиться, быть с Богом — «Делателем мыслей наших», по выражению автора одного церковного песнопения, как раз и не получается, — кому-то из-за нехватки времени, кому-то из-за отсутствия желания. Как следствие — дефицит того самого мирного духа, который, по слову преподобного Серафима, только и спасает. Его недостаток почти автоматически любую полемику переводит в русло банальной базарной склоки. Очевидно: для того чтобы переубедить заблуждающихся академиков необходимы аргументы более весомые, чем просто обозвать их пенсионерами, агентами влияния и масонскими приспешниками… Кажется, мы слишком рано объявили себя православной страной. У Бога всё в свое время, — Он никогда не торопится, и всегда успевает. Пока же жизнь показывает, как головокружение от успехов трансформируется в головную боль самих же триумфаторов…

Безусловно, христианская миссия должна быть наступательной. Говорить о вере, о Православии — необходимо. Ибо, «вера от слышания» (Рим. 10:17). Но говорить не всем и не одно и тоже. «Слышание» — всегда диалог, предполагающий, по крайней мере, искренность говорящего и доверие слушающего. Искренность от веры, доверие же — как некое «несвинство», которое «до веры» — предваряющее нравственное условие, без которого само восприятие веры становится невозможным. Так как не «несвинство», а, напротив, греховность становится доминантой современной жизни и у нас и на Западе, перспективы повторного массового восприятия христианства представляются, скорее, мрачными, нежели радужными. Впрочем, и языческий Рим во времена Спасителя особой нравственностью не отличался. Будущее — в руках Бога, предсказывание его — дело неблагодарное. Существуют специфические ситуации, предполагающие обязательные попытки разобраться — «как наше слово отзовётся», и не превратится ли проповедь в символическое разбрасывание бисера пред известными животными — малосимпатичными, беспокойными и неблагодарными (Мф. 7:6). Есть тип людей, у которых принципиальное религиозное отрицание — лишь защитная реакция сожжённой совести, не желающей связывать себя никакими нравственными обязательствами. Вести диалог с таковыми — дело, действительно, почти бесполезное. Тому, что «не от мира сего» не следовало бы слишком активно навязывать себя миропорядку, давно и сознательно утвердившемуся на антихристианских, богоборческих основаниях. Здесь два взаимно исключающих друг друга принципа жизни — то, что высоко у одних, ничтожно для других, и попытка «подружиться», толерантно найти общий язык непременно приведёт к обмирщению христианства, обязательному принижению его идеала. Это совершенное безумие, когда, например, в рекламном проспекте подмосковного городка как равноценные фигурируют: местный монастырь, фитнесс-центр и ночной клуб с казино…

Тем более не стоит, пользуясь как будто благоприятной обстановкой, оказывать давление на «активно не желающих знать», — попытка силком загнать в Царство Небесное столь же бесперспективна, как и в светлое коммунистическое будущее… Современная плюралистическая действительность с её возникающими и исчезающими «истинами» порождает на свет огромное количество маленьких «пилатов», проповедь среди которых, бесперспективна. В ней — христианской проповеди, — как и вообще в христианстве, всё антиномично: о вере нужно и говорить, и молчать, помня, что в «злохудожную душу премудрость не внидет». И что, несмотря не только на наше желание, но и желание Самого Бога — «всем спастись и в разум истины приити», спасающихся, вернее, хотящих спастись остаётся, по прежнему, — «малое стадо» (Лк. 12:32).

Наверное, прежде чем говорить о Христе, или даже о православной культуре, следует определиться: кто будет говорить, кому и как. Выяснить, найдётся ли достаточное количество педагогов, способных рассказать ученикам о подлинном Православии, а не о наспех составленном, личном о нём представлении. А, выяснив, станет ли кто-нибудь слишком категорично не соглашаться с верующим начальником городского департамента образования, предупреждавшем, что-то, что может начаться под видом преподавания ОПК, только ещё больше оттолкнёт детей от Церкви? Кажется, на этот, и на многие другие вопросы не всегда находятся определённые ответы. Возможен, конечно, и формальный подход, впрочем никак не гарантирующий позитивных последствий.

Так, если священник с миссионерским заданием приезжает в воинскую часть на иномарке, цена которой превышает общую стоимость личного автопарка немаленького воинского подразделения, очевидно, что все его рассуждения о бескорыстном служении автоматически превратятся в фарс. Такого рода «катехизаторство», как правило, симпатий Православию не прибавляет, скорее убавляет. Вернее, уже убавило, ибо речь не о выдуманной истории, а свидетельство живого участника реального события. Кстати сказать, начальник вышеуказанного «миссионера» — известный московский протоиерей, не стесняется ездить на старенькой «Ниве». Тут весь вопрос заключается в том: кто, как и кому служит? Кажется, для того, чтобы на него ответить, достаточно открыть шестую главу Евангелия от Матфея и найти в ней соответствующее место.

Вообще, желательно было бы эту Книгу открывать чаще. Тогда реже возникали бы вопросы типа: не превратится ли в фарс всё наше служение, если положению «обижаемых» решительно предпочесть позицию «обижающих»? И чего мы, в конце концов, добьёмся, твёрдолобо настаивая на собственной правоте, и не замечая, что «правота» эта ничего, кроме кощунственных насмешек вызывает? Вряд ли кто-нибудь из православных сознательно задаётся целью — приблизить время, когда она вызовет нечто более серьёзное. Скорее всего, основные проблемы от непонимания, что смирение, которое возникает иногда от несовпадения желаемого и действительного — наше главное духовное приобретение. Происходит оно, однако, не от бездействия. Напротив, трудиться на поприще духовном нужно, по возможности, много, тем более у нас, в стране крещёной, но не просвещённой. Трудиться, не забывая всё-таки, что Православие — сфера, в которой главная радость не от достигнутых успехов, а от мирной совести. Ещё один парадокс христианской жизни: совсем недавно эта радость обреталась за колючей проволокой сталинского ГУЛАГа… Да и сегодня порой находится в местах самых неожиданных и нетрадиционных.

С другой стороны, есть ситуации и понятия вполне традиционные. Например: чтобы быть убедительным, о христианстве мало рассказывать, его нужно ещё и показывать. Желательно на собственном примере. Первое без второго непременно выродится в лицемерие, которое, как ни старайся, будет очевидным для всех, кроме, может быть, его производящих. Для христианской проповеди одного раздувания щёк недостаточно, и даже излишне. Лучше было бы заняться своим делом на своём месте, увеличивая тем самым количество здравомыслящих людей. Уже одно это обстоятельство создаст фон, на котором относительно того же преподавания ОПК не будет возникать недоуменных, а то и дурацких вопросов и возражений. Во всяком случае, их будет меньше.

Времена меняются. Когда-нибудь наступят и такие, когда нас снова погонят. Хорошо было бы только, чтобы погнали за веру, а не из-за иллюзий относительно её наличия…

http://rusk.ru/st.php?idar=105025

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Коценко Александр    16.10.2007 10:06
Статья очень понравилась. Коментарии о. Александра и читательницы хорошо дополняют сказанное. Мне также кажется, что большинство активных государственников от веры не знает или путает причину и следствие. Они начинают с мистицизма, а кончают борьбой с Церковью в лице ее руководства. Рассматривают веру как идеологию построения великой России. При всем этом забывают или пренебрегают тем, что надо начинать с себя. Все это не очень хорошо, но и не страшно если человек не смотря на свои заблуждения оставляет себя открытым Богу, а не затворяется в них. Даже в чем-то искренне упорствуя и заблуждаясь, но в первую очередь имея желание сороботничать Богу человек всетаки будет выведен на правильный путь.
  читательница    16.10.2007 03:02
Mне кажется очень толковая и важная статья, очень злободневная по многим причинам. И полезное добавленно в комментариях. Спасибо Русской Линии. Мне кажется самое важное сейчас – это наладить правдивое преподавание русской истории ДОреволюционной. Ведь в советское время она правдиво не преподавалась – полностью ли исправленно это обстоятельство? Не знаю, но судя по многому что читаю, подозреваю что нет. Ведь правильно преподавать Российскую 1000-летнюю историю, правильными преподавателями, и по правдивым учебникам – это уже очень многое поставит на свои места. Тем более если ударение будет на ТОТ период как идеологически основополагающий, а не советский с любыми его внешними победами. Может-быть всем именно это взять на себя как посильную и реалистичную цель? Ведь с правдой трудно спорить, а много есть прекрасного в русской истории. И даже что привело к революции может-быть очень поучительным. И даже не говорить что "вот мы должны вернуться полностью к тому-то и тому-то" – это тоже не всегда реалистично, а просто проследить что-бы как можно бережно и с любовью преподносились точные факты. А акцента на советское, как отклонение (в виде наказания) от естественного исторического пути России – поменьше.
  протоиерей Александр    14.10.2007 06:08
Двадцать лет назад для того, чтобы иметь возможность служить на приходе, необходимо было получить "регистрацию". Отправляемый на приход священник должен был придти к уполномоченному по делам религии при облисполкоме и получить разрешающий документ. Как правило, священнику задавали вопросы типа: "Как вы относитесь к великой, октябрьской, социалистической революции?"
За неосторожную проповедь можно было пострадать. Проповедь за оградой храма уголовно наказывалась как религиозная пропаганда.
Если ребенок не вступал в пионеры по религиозным убеждениям, то родителей могли лишить родительских прав, такие прецеденты были.
За хранение самой невинной литературы о Российской Монархии, можно было загреметь в ссылку.
И все же, именно тогда в храмах стояли люди умевшие молиться. Их было мало, но они ощущали себя "малым стадом," которому обещано Царствие Небесное.
Позже пришли те, кто мог без страха ходить в храм и имел возможность приобретать любую церковную литературу. Начитавшись "Добротолюбия", новое поколение, как правило, заболевало нездоровой мистикой или, как минимум, впадало в прелесть.
Теперь пришла третья волна. Это те, кто увлекся политикой, те, кто хочет Великой Православной Державы. Те, кто по меткому выражению Валентина Курбатова, пришел в Церковь невыстраданной дорогой государственной дозволенности.
Если приходится выбирать между современными консерваторами ("до нас положено, лежи оно так во веки веков") и между современными либералами, которые готовы подогнать веру под ложное, необычайно распространенное спекулятивное красноречие о величии государства, то мы должны снова "выбрать христианство". Выбрать Нагорную проповедь зовущую искать, прежде всего Царствие Божие, а все остальное, в том числе национальное и общественное, приложится.
Один "державник" ответил мне на этом форуме, что "молитву тоже, конечно, не нужно забывать". Вот отношение подобных людей к духовной жизни – молитву, оказывается, нужно просто не забывать. Если эти люди искренне пришли к Богу, то со временем они поймут, что молитва – это воздух, без которого душа не может жить. Все остальное можно не забывать, но молитвой нужно жить. К сожалению, что бы понять это, многим приходится "наваляться" в своих страстях, "наплюхаться" в грязь лицом, чтобы познать себя и хоть чуточку смириться.
Если этого не произойдет, то человек проходив в Церковь 10 -20 лет, вдруг обнаружит, что при всей яростной борьбе с врагами России и Церкви, он сам остался тем же, кем и был перед разбитым корытом своих грехов.
  Евгений Ал.    14.10.2007 00:23
Преп. Серафим Саровский говорил "Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи". А если идти путем воинствующих христиан, то спасемся ли мы сами?.. Или глядя на нас, воинстующих, соблазнятся и погибнут миллионы? Только если мы кроме теоретического знания вопросов веры будем еще и жить во Христе, а Христос будет жить в нас, тогда нас услышат и поймут. И все равно не все, но хотя бы многие. А пока мы проигрываем коммунистам, сектантам и т.д. Мы живем каждый в своей норе… Нужно не воевать за введение ОПК, а молиться! Воевать можно (и нужно) против валеологии, секспросвещения, курения в школах, распространения наркотиков… Проповедь наша будет успешной только если сможем говорить: "Делай как я", а не – "Делай как я сказал".
И все-таки, необходимо пытаться использовать все возможности по слову Господа "Будьте просты, как голуби и мудры, как змеи…" И не будем создавать себе врагов. Как говорит народныя мудрость: "Дурак превращает друзей во врагов, а мудрый – врагов делает друзьями".
Нам нужно еще дорасти до многого, и до ОПК тоже.
Статья замечательная, Спаси Господи за нее!
  иван506    13.10.2007 16:12
Ну что же все правильно только личным примером в строительстве СССР коммунисты смогли одолеть всех противников, кроме внутреннего врага – собственных страстей. Сии грехи держат и нас за шкирку и они ныне несокрушимой стеной закрывают Истину и без Господа без чуда мы вскорости шмякнемся и уже не поднимемся
  Дмитрий М.    13.10.2007 12:52
Уважаемый автор. Ваши едкие наблюдения и замечания, слов нет, попадают в цель.
Однако сама позиция Ваша, мягко говоря, над схваткой – представляется мне слишком уравновешенной, или, простите, если я ошибаюсь, безразличной.
Такая позиция очень дажае кстати для гинзбургов, вы не думаете?
"Смирение – наше главное духовное приобретение". – нельзя не согласиться.
Однако не всегда. Перед Богом – да. Перед врагом Божиим – нет. И более того – позор для христианина. Поэтому воинствующее христианство – это реальность, в особенности, в стране воинствующего атеизма. Надо порой и кровь проливать, разумеется, – прежде всего, свою, за веру, царя и Отечество.
Я бы согласился почти со всем, что вы написали, если бы не Ваша некоторая близорукость и односторонность.
"Скорее всего, основные проблемы от непонимания, что смирение, которое возникает иногда от несовпадения желаемого и действительного – наше главное духовное приобретение. Происходит оно, однако, не от бездействия. Напротив, трудиться на поприще духовном нужно, по возможности, много, тем более у нас, в стране крещёной, но не просвещённой. Трудиться, не забывая всё-таки, что Православие – сфера, в которой главная радость не от достигнутых успехов, а от мирной совести. Ещё один парадокс христианской жизни: совсем недавно эта радость обреталась за колючей проволокой сталинского ГУЛАГа… Да и сегодня порой находится в местах самых неожиданных и нетрадиционных".
А почему это Вы решили заведомо, что наше желание ввести ОПК не может стать действительностью? А если станет, то непременно станет уродливой действительностью, то есть противоположностью нашего желания.
Эти рассуждения для духовного разоружения. Господь сказал: по вере Вашей, да будет Вам.
Не могли бы Вы раскрыть, где это в местах, в каких таких местах сегодня блещут смирением, если не в традиционных местах, значит не в монастырях?
В этом парадокс: мы холодны сердцем, хотя уверены в том, что со своим смирением спасены будем непременно. А, может быть, ирония над "твердолобостью уверенных в своей правоте" и боязнь "кощунственных насмешек" – это как раз от лукавого? Ведь именно лукавый в самых благонамеренных формах хотел бы внушить нам: "не суетитесь, да и зачем?"
Думаю, что Вас не погонят. Спаси Вас Господь!
  Alek Sey    13.10.2007 11:59
Все правда – очень трезвенный взгляд

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru