Русская линия
Русская линия Леонид Фролов20.09.2007 

Ударим Шаляпиным по православию!

Колокольня Богоявления в КазаниНа прошлой неделе в казанской газете «Звезда Поволжья», специализирующейся на слабоумных антиправославных и антирусских выпадах, было опубликовано «Открытое письмо президенту Республики Татарстан Шаймиеву М.Ш.», под которым, как сообщается ниже, значатся «50 подписей деятелей культуры и представителей казанской интеллигенции». Речь в нём идёт о проблеме, которая вот уже почти десять лет является камнем преткновения между приходом Богоявленского собора (поддерживаемым «Обществом русской культуры города Казани» и другими казанскими русскими и славянскими организациями) и местными властями, а именно — о «статусе и форме использования» колокольни Богоявления.

Собственно говоря, никакой проблемы на самом деле не существует. А точнее — не существовало бы, если бы власти города и республики ещё в 1998 году согласились с тем, что православные колокольни до революции строили не для размещения в них культурно-просветительных учреждений, а исключительно для религиозных целей. Однако то, что понятно любому верующему (и не только) человеку, «не есть хорошо» для казанских чиновников, страшно озабоченных сохранением в подведомственной им столице межконфессионального и межнационального мира и согласия. Причём, сие благородное и многотрудное дело они вершат за счёт откровенного попрания прав православных прихожан, на протяжении десятилетия придумывая разного рода отговорки и «отмазки» — одна смешнее другой — чтобы доказать необоснованность их требований возвращения Богоявленскому собору его же колокольни.

Один из высокопоставленных татарских чиновников (ныне уже благополучно отошедший от государственных дел) прямо признавался в разгар этой странной «толерантной» эпопеи, что он и, соответственно, некая наступающая ему на пятки возбуждённая национальная «общественность» не желают и не допустят того, чтобы над центральной улицей Казани (по сей день носящей имя пламенного революционера Баумана) раздавался колокольный звон. Что это за «общественность», которую, словно бесов, отпугивает православный благовест, до последнего времени было неизвестно. Правда, в советские времена эта уникальная колокольня высотой шестьдесят четыре метра тоже сильно мозолила глаза местным товарищам, но взорвать её они так и не решились, так как это было чревато большими разрушениями расположенных близ неё зданий. Не те ли бесы вселились и в нынешних казанских чиновников?

Что же касается «противной стороны», то, дабы предотвратить «незаконное» вселение в колокольню Богоявления прихода Богоявленского же собора власти разместили в ней в 1999 году Камерный Шаляпинский зал. Здесь обязательно следует пояснить, что Богоявленский собор знаменит сегодня, главным образом, тем, что именно в нём и был крещён великий русский бас. Однако, надо думать, сам Фёдор Иванович, который, как известно, являлся глубоко верующим православным человеком, вряд ли бы одобрил такое лукавство. И, возможно, даже «приложил» бы метким русским словом мелких бесов местного происхождения, решивших использовать его имя в своих антиправославных целях. Но, так или иначе, Камерный Шаляпинский зал оказался отнюдь не худшей кандидатурой на размещение в «пустующей» колокольне. Ведь, при большом желании, местные власти могли вселить в неё кого угодно: ан, нет, учли-таки культурные потребности «определённой группы горожан». Правда, настоятель и прихожане Богоявленского собора почему-то на этом не успокоились и достучались аж до самого президента Татарстана Минтимера Шаймиев, который поручил своим подопечным разобраться с проблемной колокольней.

И «разобрались» таки, передав после нескольких лет мытарств здание колокольни… Государственному музею изобразительных искусств Татарстана, находящемуся в подчинении министерства культуры республики, и выдворив из неё в запасники уже успевшую «обжиться» там уникальную шаляпинскую коллекцию. Теперь планируется создание в колокольне Богоявления Центра иконографии, что, следует признать, в значительно большей мере отвечает её назначению. Но тут на горизонте вновь некстати замаячила «общественность», в которой взыграло чувство негодования судьбой культурного наследия несправедливо обиженного Фёдора Ивановича. В результате и появилось это «Открытое письмо…» с призывом к главе республики «пресечь любые попытки передела собственности, направленные в ущерб истинной культуре и нарушению сложившегося в Татарстане многовекового баланса национальных и конфессиональных интересов».

Бесспорно, то, как поступили власти в отношении шаляпинской коллекции, есть ни что иное, как очередное откровенное свинство по отношению к русской культуре и памяти великого русского певца. Но только ли это обстоятельство так волнует многочисленных «подписантов»? Отнюдь, нет. В первую очередь, в глаза бросается резкая антиправославная направленность сего шедевра эпистолярного жанра, пестрящего такими «аргументами», которые временами вызывают сомнение в психической адекватности его авторов.

Ни мало не смущаясь тем, что речь идёт о бывшей православной колокольне, взбудораженная «общественность города и республики» заявляет о некоем «факторе Камерного Шаляпинского зала», «возникшего в 90-е годы на новом этапе демократизации общества и возрождения наследия, разместившегося без ущемления прав и достоинств храмовой части церковного комплекса в знаменитой колокольне — детище казанского архитектора Г. Руша, представляющем собой удивительный симбиоз Востока и Запада». Тут же добавляется, что «при явной православной и протестанской (так в оригинале — Л.Ф.) ориентации здесь узнаваема арка башни Сююмбеки». Далее следуют не менее удивительные словесные пассажи о почитании «общей выстраданной духовной ценности, каковым (так в оригинале — Л.Ф.) является наследие гениального Шаляпина», на фундаменте которой «базируется сложившаяся к настоящему времени полиэтничная культура Казани, неуязвимая и органичная в глазах мирового сообщества, которое справедливо видит в ней место, где «Европа дышит лёгкими Востока» и «миниатюрную модель человеческого выживания».

Наконец, весь этот фантасмагорический бред, построенный на возвеличивании высосанного из пальца культа «всечеловека», демократа и символа единения всех мировых религий Ф.И.Шаляпина, переходит в откровенную антиправославную фазу. «В сегодняшней проблеме использования колокольни как помещения под шаляпинскую коллекцию или под выставки иконописи, или изначально как звонницу, — утверждают авторы письма, — надо учитывать историю татарской Казани. Из «Писцовых книг» нам известно, что в 1552 г. в осадном бою была пробита южная стена города. В проломе устроены новые городские ворота под названием «Проломные», и рядом была срублена церковь в честь Богоявления Господня, иными словами, в честь покорения мусульманской Казани православными войсками Ивана Грозного, которым помогал Христос Спаситель, изображение которого на иконах и хоругвях несли воины в бой».

Стало быть, авторы «Открытого письма…» сами признают, что войскам Ивана IV Васильевича Грозного в битве за Казань помогал сам Иисус Христос. Что же, открытия здесь, они, следует признать, никакого не делают. «Открытия» начинаются дальше.

«Вольно или невольно, — утверждается в «Открытом письме…», — Государственный музей изобразительных искусств РТ начал использование колокольни Богоявленского храма с показа выставки икон с изображением Христа Спасителя и приурочил её к православному празднику Преображения Господня, что для коренных жителей Казани выглядит кощунственным, так же как и дальнейшее использование колокольни под выставки иконописи или как звонницы храма Богоявления, возвращение которого верующим в 90-е гг. происходило, по-видимому, без учёта исторического факта его возведения, дипломатично замалчиваемого в советские годы».

Вот уж, действительно, кощунство так кощунство: выставка икон в православной колокольне, да ещё в православный праздник! И всё это в Казани — оазисе мирного сосуществования различных этносов и религий, где «Европа дышит лёгкими Востока». Просто уму не постижимо…

Действительно, как здесь не возмутиться «коренным жителям Казани», к которым авторы письма явно не относят русских православных людей, составляющих большинство населения города. И как можно было этим «пристяжным» вообще позволить молиться в насильственно отнятом у них после революции храме? Теперь они, видишь ли, ещё и в колокола звонить собрались. Так, глядишь, святым звоном и всю «толерантную» живность в округе распугают. И вообще, как сообщается дальше, «использование бывшей колокольни в светской жизни не означает ущемления православной церкви, призванной, как и культура, заботиться о нравственном здоровье и духовной жизни общества». Дёшево и сердито. И Ф.И.Шаляпин, вроде бы, при деле, и церковь не в обиде.

На весь этот антиправославный бред хочется ответить фразой псалмопевца: «Образумьтесь, бессмысленные люди»! Вы сами-то читали, что подписывали? Ведь, судя по наличию в конце «Открытого письма…» русских фамилий, среди вас есть и «некоренные», для которых подобные слова должны быть, по крайней мере, обидны. Сколько ещё можно повторять «перлы», с упорным постоянством рождаемые в недрах казанской мэрии и кабминовского Совета по делам религий, не перестающего дивить и православных, и мусульман своим злобным умственным бессилием.

Ведь сколько бы не кружили разного рода бесы над Божьим храмом, всё равно не удастся им пробить его стены. Только рога пообломают, да хвосты пообдерут. Истина это стара, как мир, и никакой «возмущённой общественности» её опровергнуть не удастся.

http://rusk.ru/st.php?idar=104994

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  А.В.Шахматов    28.09.2007 08:51
Игорю Савину!
Вы благородный человек!!
  САВИН ИГОРЬ    27.09.2007 21:48
Извините братья, что вызвал такой диспут, но из репертуара Шаляпина мне ничего не понравилось(имею несколько дисков с записями в мп-3), наверно, не дорос до его таланта. А вот других певцов, к примеру Михаила Вавича, Надежду Плевицкую. хор Сергея Жарова я слушаю с большим удовольствием.
Наверно потому что мне произведения в исполнении Шаляпина не нравятся у меня к нему и предубеждения. Все может быть.
И еще.. суть благотворительности именно в том что действие происходит беЗплатно. Так как не у всех есть деньги на билет.. А то что Шаляпин выручку за концерт передал на нужды беженцев-молодец. Но если люди просто хотели послушать русские песни и у них вполне могло и не быть денег на билет!
  Провинциал    27.09.2007 10:53
Все мы грешны, и наличие таланта не предполагает наличия и соответствующей воли, веры, стойкости. Если талант дает человеку многие блага и славу, не всяк талантлив в преодолении этих искушений. Да и в очерках об этих людях духовную сторону как правило обходят, мы мало чего о ней знаем. Предмет описания – талант.
Так что не стоит черезчур строго судить великих людей, кто знает, сколько доброго сделал их талант. И если мы память их от себя отбросим, с чем останемся? Не с точки зрения веры, а с точки зрения нации, народа? Неспроста многие верующие люди и в том числе духовники и старцы были снисходительны к талантливым – ведь те несли великий дар Божий. А как они дар употребили – с них спросится не нами.
Обкромсайте грешные веточки и ветви с древа нашего народа – и останется голый ствол. Да, высокий, мощный, но – некрасивый и не дающиий тени и плодов.
Мы – един народ, после революции в рассеянии сущий. Простим и помолимся за ушедших – они все-таки составляли гордость нации.
  А.В.Шахматов    27.09.2007 09:32
И ещё о великом русском Шаляпине! Федор Иванович, находясь в городе Харбине – Китай, к Нему обратились русские изгнанники с просьбой, чтобы Он дал Благотворительный концерт! На что великан-самородок ответил « …даром только птички поют…», после чего выплеснулось недоумение с бранью. Конечно, возможно, что афоризм был неуместен, но в то время русский Певец уже был смертельно болен и после возвращения в Париж умер. Причина отказа заключалась в том, что Ф.И.Шаляпин знал, как организуются подобные концерты, обычно приходят в зал многие бесплатно – по разным причинам. А оперный артист-создатель гениальных оперных ролей делал умнее, Он давал концерты с профессиональным оформлением и собранную большую сумму передавал на нужды русских людей на чужбине! Так что, люди добрые, не будем делать скоропостижные выводы, тем более козырять обвинениями, ведь всегда присутствует и другая сторона.
  Алексей Филонов    27.09.2007 09:31
Игорь, дорогой, ну скажите по совести – неужели для нас нет ничего более важного, чем вопрос о том, "каялся ли он в грехах своей молодости?" Ни в одной энциклопедии мы ответа не получим; это тайна Бога и человека, а мы в эту тайну лезем праздно и непрошенно. Дай нам Господь с грехами нашей молодости разобраться да с грехами нынешними. Шаляпин – великий певец,и мне этого довольно. Меня Бог не за грехи его молодости судить будет, равно как и Вас. Оставьте, Вы, право, фарисейские какие-то наскоки на Фёдора Иваныча. Простите меня, если был резок с Вами – это не от сердца.
С праздником Честнаго и Животворящаго Креста Господня всех!
  Р.Н. Юрьев    26.09.2007 23:53
Странная избирательность по отношению к советским источникам: сведениям о Распутине – не доверяем, сведениям о Шаляпине – доверяем.
  А.В.Шахматов    26.09.2007 23:29
Исторический момент! Как мы знаем, Федор Иванович Шаляпин и Сергей Васильевич Рахманинов были неразлучными друзьями! И вот, из-за того, что великий русский певец слегка поверил в интернационал, то великий русский композитор больше не хотел с ним встречаться. И только после того, когда гений Шаляпин, стоя на коленях, попросил прощение у гения Рахманинова, они возобновили дружбу. Это говорит о человечности русских творцов!!! А все наши разговорчики о Них – это мелочи мелочей.
  САВИН ИГОРЬ    26.09.2007 22:50
Интересно бы знать. каялся ли он в грехах своей молодости?
  Алексей Филонов    26.09.2007 22:27
И.Савину:
Из всей этой советской агитки можно смело оставить одно лишь последнее предложение – и это будет самое главное и важное о Шаляпине. Всё остальное… "Кто из вас без греха?,,,"
  САВИН ИГОРЬ    26.09.2007 21:01
Прошу поставить хотя бы вот этот отрывок из большой совецкой энциклопедии, который характеризует Шаляпина как гражданина.. Лучше о нем пожалуй не скажешь:
Большое влияние на формирование идейно-художеств. принципов Ш. имела его дружба с M. Горьким, начавшаяся в 1901. В значит, степени под её благотворным влиянием артист был связан с прогрессивными обществ, кругами, пел для рабочих, исполнял революц. песни.
После победы революции 1917 Ш участвовал в строительстве новой театр.-муз. культуры. В 1918 был художеств, руководителем Мариинского театра, в 1919 избран в его директорию. В сезон 1918-19 участвовал во мн. спектаклях, а также концертах для рабочей и красноармейской аудитории.
Однако противоречивость натуры, неустойчивость политич. убеждений способствовали превращению Ш. в артиста-гастролёра, заботящегося о личном обогащении. В 1922 уехав за границу на гастроли, Ш. не вернулся в Сов. Союз (жил в Париже). Оторвавшись от Родины, испытывая постоянную тоску, Ш. не создал новых сценич. образов. В своём творчестве он сохранил верность лучшим традициям отечеств. иск-ва, до конца жизни оставаясь рус. артистом.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru