Что подвигло г-на Душенова и г-на Назарова выступить с обличениями от имени «клириков, монашествующих и мирян» чукотской епархии? Любовь к Богу? Или любовь к ближним? Чем руководствовался епископ Диомид, когда задним числом покрыл своим благословением их дерзкую и беззаконную инициативу — обратиться от его имени ко всей полноте Русской Православной Церкви?
Великий наставник и учитель православных христиан, святитель Игнатий Брянчанинов, в своих духоносных сочинениях много внимания уделил главнейшему вопросу церковной жизни — благодатности человеческой веры, различию плотской и духовной ревности и любви к Богу и ближним. В одной из статей он обличает неразумных и дерзких ревнителей: «Надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности — безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что её источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по церкви, по Богу. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, — не святые, а грешники».
Святитель Игнатий в своей жизни часто сталкивался с этим, скрытым для многих, но совершенно реальным видом отступничества от Христа. Поэтому тема повсеместной подмены духовного делания плотским, душевным более всего волновала его боголюбивое сердце. К сожалению, именно теперь эта подмена стала очень характерным явлением церковной жизни. Она является причиной бедственной склонности к заблуждением великого множества мнящих себя быти верующими священников, мирян, и даже епископов.
Предостерегая христиан об опасных последствиях указанного душевного самообольщения Святитель Игнатий приводит пример гибели Надава и Авиуда: «Ветхий 3авет — в нем истина изображена тенями, и события с внешним человеком служат образом того, что в Новом Завете совершается во внутреннем человеке — повествует о страшной казни, которой подверглись Надав и Авиуд, два сына Аароновы, жрецы народа израильского. „Каждый из них, — сказано в книге Левит, — взял свою кадильницу, вложил в нее фимиам, принес пред Господа огнь чуждый, которого Господь не повелел приносить. Только освященный огнь, хранившийся в Скинии Свидения, мог быть употребляем при священнослужении Израильтян. И изшел огнь от Господа, и попалил их, и они умерли пред Господом“ (Лев. 10, 1−2.). Чуждый огнь в кадильнице жреца израильского изображает любовь падшего естества, отчуждившегося от Бога во всех своих свойствах. Казнью жреца дерзостного изображается умерщвление души, безрассудно и преступно приносящей в жертву Богу вожделение нечистое. Поражается такая душа смертью, погибает в самообольщении своем, в пламени страстей своих. Напротив того, священный огнь, который один употреблялся в священнодействиях, означает собой благодатную любовь. Огнь для Богослужения взимается не из падшего естества — из Скинии Божией. „Огнь, снисшедши в сердце, — говорит святой Иоанн Лествичник, восстановляет молитву. Когда же она восстанет и вознесется на небо: тогда совершается сошествие огня в горницу души“ (Слово 28, гл. 45, по переводу Паисия Нямецкого). Cе! вси вы, говорит Пророк, которые ходите, то есть, руководствуетесь в жизни вашей светом огня вашего, и пламенем падшего естества, его же разжегосте, вместо того, чтобы угасить его — все вы погибнете в огне и пламени адском. Неправильным и преступным действием в себе самих вы огнь разжигаете и укрепляете для себя пламень геенны (Ис. 50, 11, по объяснению прп. Варсонофия Великого, Ответ 158)».
Не изречет истины и не станет добрым делом никакое обращение к церковному народу, если оно не дано благодатью Святаго Духа. Так устроил Господь Церковь ко спасению нашему, что во всем, что касается жизни во Христе, суд и правда принадлежат только соборному разуму Церкви. Сама же Церковь же не подлежит никакому обличению или суду лжеименного человеческого разума, ибо она не есть человеческая организация, а таинственное Тело Христово. Во главе ее Сам Христос, и ничего в Церкви не делается без ведома Его. Церковь не нуждается в обличителях и исправителях, действующих по своему произволу. Они пришли в церковь, но не приняли ее духовных законов, остались на кривом и шатком основании мудрований лжеименного разума. Они хотят исправить то, чего не постигли, не приняли, и в результате вступили в парадоксальную борьбу со Христом «во имя Христа». Сестра Аарона Мариам от своего лжеименного разума обличила великого пророка Божия Моисея и была за то наказана Богом проказой (Чис.12: 1−15). Еще более страшен пример Корея, Дафана и Авирона, которые возглавили уже прямой бунт против Моисея (Числа, 16 гл). Тогда в один день погибло около 15 тысяч человек!
Что касается сути обвинений, то надо поставить все вопросы под другим углом. Возрождение Церкви после столь страшного разрушения и последующего длительного «выдавливания» из жизни общества — великое и необъяснимое по человеческим меркам чудо Божие. Это настоящий дар Божий России, когда из весьма непригодного материала — поколения, выросшего на атеизме и «идеалах социализма», в почти полном отлучении от родной истории и православной культуры — вдруг выстроилась, вопреки бесчисленным и мерзким грехам каждого из нас! — и стоит Святая Церковь, согревая своим благодатным теплом многие миллионы христиан! Это чудо, за которое нам надо ежедневно со слезами благодарить Бога. И если будем достойны, и большего сподобимся — но только благочестивым жительством в послушании Церкви, молитвою и покаянием, а не гневными разборками под руководством лжепророков.
Да, многие поддержали безумную и хамскую кампанию дискредитации священноначалия — иные по ненависти к православию, иные невежеству и духовной неопытности, иные по великой гордости и самомнению. Святой апостол Петр во втором послании писал о таких, что они всегда «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.» (2Петр. 2: 10−11). Самозваные обвинители забыли, что только редкие избранники Божии и только Духом Святым могут возвышать свой голос в защиту истины, а самовольники — лишь на грех и смуту. Но Господь Церковь сохранит, как некогда Сам стал на пути гонителя христиан Савла, и сказал будущему апостолу, — «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? — Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9: 4,5)!
Священник Владимир Иванов, Москва