Русская линия | Леонид Болотин | 23.07.2007 |
Конечно, в среде нашей православной общественности А.Ю.Афанасьев гораздо больше известен как общественный деятель, благотворитель и церковный ктитор, который принял участие восстановлении и строительстве более десяти порушенных православных храмов и создании новых, а так же в возрождении одного православного монастыря. Его благотворительная деятельность неоднократно отмечалась церковными наградами — орденами, медалями, грамотами, в том числе и Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II!
Лично я знаю А.Ю.Афанасьева несколько лет как ктитора строительства и благоукрашения храмов Святого Великомученика Победоносца Георгия в Мамоново и храма Преподобного Иосифа Волоколамского в поселке Развилка (оба храма в Видненском благочинии Московской епархии). Он был одним из главных благотворителей и в создании Православной гимназии имени Преподобного Серафима Саровского. На протяжении этих лет я неоднократно видел Александра Юрьевича в качестве алтарника в храмовых Богослужениях и как постоянного хоругвеносца в Крестных Ходах.
Мои собратья по нашей общине Преподобного Иосифа Волоколамского и Просветительского обществу имени Преподобного Иосифа, председатель общества, старший алтарник О.В.Литков, и казначей просветительского общества К.В.Федосеев, христианской точке зрения которых я полностью доверяю, и которые все эти годы непосредственно общались именно по материальным вопросам строительства храмов Святого Георгия и Святого Иосифа с А.Ю.Афанасьевм, всегда отзывались об Александре Юрьевиче как о человеке исключительно порядочном и по-христиански самоотверженном.
Открытость же А.Ю.Афанасьева, его доступность в кругу наших прихожан, полное отсутствия какого-либо высокомерия по отношению к простым людям, его искренность в слове и поступках я могу засвидетельствовать и сам по многочисленным собраниям, встречам и общинным трапезам, которые у нас бывали по некоторым двунадесятым праздникам, на Пасху, в престольные дни.
Как профессиональный журналист с более чем 30-летним стажем работы (20-ть из них я проработал именно в церковной среде) могу отметить, что такие человеческие качества весьма редки у современных церковных благотворителей. Как правило, люди, обретшие свои состояния в пору перестройки и реформ, довольно быстро усвоили качества нового сословия и дистанцировались от своих простых соотечественников и манерой держать себя в обществе, и охраной, и другими нарочитыми приемами. И даже если эти люди не для PR’а, а вполне искренно — ХРИСТА ради жертвуют на храмоздательство и развитие церковной жизни, сами они крайне редко непосредственно участвуют в ней и свой круг общения в лучшем случае ограничивают контактами с Архиереями, настоятелями храмов, начальством строительных или реставрационных работ. И даже по великим праздникам увидеть таких солидных благотворителей за общим столом с церковными сторожами, алтарниками, певчими и просто старушками из прихода, мне приводилось крайне редко, считанные разы. В лучшем случае при храмах стол для таких VIP-фигур накрывается в отдельном помещении, а чаще для них «поляна» устраивается на стороне — в каком-нибудь дорогом ресторане, куда рядовых верующих никогда не приглашают.
Иное дело присутствие на наших общинных праздниках А.Ю.Афанасьева, который не только сам принимал в них участие, но и из года в год привлекал как к службам в храме, так и к общению с храмовых клиром, строителями и рядовыми прихожанами своих сотрудников по бизнесу. И не одних, а вместе с их семьями. Сейчас большинство из сотрудников А.Ю.Афанасьева глубоко воцерковленные люди: живут в венчанном браке, исповедуются, причащаются, крестят новорожденных, хотя лет десять назад некоторые из них, как говорится, и лба перекрестить не умели.
Неверующий человек так из года в год перед лицом множества простых христиан, очень чутких к фальши, неискренности и подмене, просто не смог бы «разыгрывать комедию». Участие в общинном быту — как лакмусовая бумажка. Все, кто ведет общинный, приходской образ жизни хорошо это понимают и знают. А кто такого духовного опыта не имеет, пусть попробует и сам узнает.
Лично мне доводилось беседовать с Александром Юрьевичем, может быть, не продолжительно, но зато многократно по самым разным вопросам церковной жизни. Он всегда живо интересовался такими темами, как история с так называемыми «екатеринбургскими останками», почитание подвига Святых Царя-Мученика Николая и Царственных Мучеников Дома Российского, история Русского Царства и пророчества о его Воскресении. В этих разговорах он обнаруживал себя как человек не просто начитанный в Русской Истории, но глубоко любящий наше Священное Отечество.
Честно говоря, профессиональное знакомство в качестве аналитика с обычаями, нравами и чертами современного российского преступного мира по многочисленным телесериалам, по сериям документальных передач о криминалитете, просто — знакомство с криминальной хроникой в наших средствах массовой информации (СМИ) ни разу не «подарило» мне такого «типажа», который хотя бы отдаленно напоминал по характеру и манере А.Ю.Афанасьева. А ведь современный информационный поток о криминалитете содержит тысячи и тысячи персоналий.
В духовной жизни прихожан, общинников, конечно, есть темы, которые не принято публично затрагивать для общественного обсуждения мирянами, рядовыми церковнослужителями, к каковым отношусь и я. Но бывают исключительные ситуации, когда затронуты не просто честь и достоинство человека, но когда он несправедливо лишен свободы. И тогда, видимо, морально-нравственная аргументация в его защиту позволяет православному журналисту касаться сугубо духовной сферы. Каноны Православной Церкви не позволяют мне расспрашивать нашего духовника напрямую, есть тайна исповеди, и не дай БОГ быть причастным к её разглашению.
Но вот моё косвенное суждение. А.Ю.Афанасьев много лет окормляется у нашего Настоятеля. Более полутора десятилетия очень близко знаю отца Александра Иванникова, знаю его о ГОСПОДЕ ревностное и исключительно благоговейное отношение к Богослужению. И в этой ситуации я не могу себе позволить даже мысли, чтобы наш Настоятель допустил бы к Богослужению человека недостойного, отягощенного преступными деяниями. Может быть, у других современных священников отношение к такого рода канонам более либеральное, но убежденный царист отец Александр строго чтит такого рода каноны, относящиеся как к церковной, так и государственной иерархии, и не позволял себе никогда двойных стандартов к людям имущим и неимущим, знатным и незнатным.
Никогда я специально не интересовался сферой бизнеса А.Ю.Афанасьева. Но поскольку в современности и в нашей истории меня всегда интересовала духовно-нравственная проблематика, такой духовно-нравственный подход мне всегда давал верный ключ к любой теме — будь то житейская история, научная полемика, общественная коллизия или политическая, государственная проблема.
Смена курса реформ в 2000 году на более щадящую по отношении к России и её народу, политика нового президента породили некоторые явления в международной экономической политике Российской Федерации, принципиально отличные от безконтрольной распродажи наших сырьевых и производственных ресурсов иностранным собственникам, и столь же безконтрольного вывоза прибылей российского капитала для их оседания в финансовых системах других государств и транснациональных корпораций. Новая политика стала приветствовать российские инвестиции не просто для поддержания бумажной массы доллара от глобального краха, а именно в различные сферы производства Запада с прозрачным контролем их использования, как для зарубежных, так и для российских фискальных систем.
А.Ю.Афанасьев со своими коллегами, являясь сознательным и убежденным патриотом России, несколько лет назад в русле этой экономической политики РФ решил инвестировать часть своих прибылей в производственную сферу Германии, естественно, подразумевая и контроль за этими инвестициями в качестве паритетного, равноправного партнера германской стороны. Никаких вопросов тогда относительно легальности его денег у германской стороны не возникало, и они включили эти средства в свой производственный оборот. Но когда в прошлом году у российской стороны возникли серьезные вопросы относительно целевого использования этих средств, их германским контрагентам это очень не понравилось. И они решили предпринять совершенно «ассиметричный» ответ, объявив эти российские вложения криминальными, а самого А.Ю.Афанасьева членом «русской» мафии. Когда же Александр Юрьевич отправился в Германию, где до этого он бывал неоднократно и где никогда никаких претензий к нему у местных правоохранительных органов не возникало, он был внезапно арестован по надуманному обвинению в «причастности» к криминальному сообществу…
Не так давно, 10 Февраля 2007 года, президент РФ В.В.Путин, выступая на международной конференции, весьма наглядно и даже эмоционально отобразил западную политику двойного стандарта по отношению к России:
«Мы открыты для сотрудничества. Зарубежные компании участвуют в наших крупнейших энергетических проектах. По различным оценкам, до 26 процентов добычи нефти в России — вот вдумайтесь в эту цифру, пожалуйста, — до 26 процентов добычи нефти в России приходится на иностранный капитал. Попробуйте, попробуйте привести мне пример подобного широкого присутствия российского бизнеса в ключевых отраслях экономики западных государств. Нет таких примеров! Таких примеров нет. Напомню также о соотношении инвестиций, поступающих в Россию и идущих из России в другие страны мира. Соотношение — примерно пятнадцать к одному. Вот вам зримый пример открытости и стабильности российской экономики. Экономическая безопасность — это сфера, где всем следует придерживаться единых принципов. Мы готовы честно конкурировать».
Таким образом, пока В.В.Путина кардинально не смущает соотношение зарубежных инвестиций в Россию и российских инвестиций в зарубежную промышленность как пятнадцать к одному! Хотя, полагаю, он все же обезпокоен этим, иначе не стал бы говорить об этом на международной встрече. Но какими средствами оплачено это преобладание в 15 раз влияния зарубежного капитала на нашу энергетику? А такая ситуация, конечно же, царит не только в этой сфере международного с позволения сказать «сотрудничества». Сколько, интересно, на Западе российских предпринимателей оплачивают своей свободой такой драконовской «паритет» западных и российских капиталов? Ещё больше таких, кто даже не пытается что-либо инвестировать на Западе.
Если бы не случай с А.Ю.Афанасьевым, ни я, ни мои собратья по храмовой общине, видимо, вообще никогда не узнали о существовании такой проблемы, когда с русскими капиталистами Западная Европа расправляется почти так же, как с российскими нефтяниками в Ираке. Когда наши фирмы приняли участие в восстановлении разрушенной американцами местной экономики, очень скоро большинство из них было выжито оттуда с помощью инспирированных Западом «терактов».
Откуда же взяться другим соотношениям кроме «15 к 1», если наши финансовые и политические СМИ, официальные круги России терпеливо сносят эту вопиющую несправедливость в международной политике?!
Можно надеяться, что выступление В.В.Путина по международной политике на Валдайском форуме в сентябре прошлого года, и его недавний доклад в Мюнхене со временем как-то изменят общую ситуацию, умалят кричащую несправедливость соотношения «15 к 1». Но пока наш собрат по общине А.Ю.Афанасьев сполна выносит эту несправедливость без всякой надежды на защиту его чести и достоинства с официальной российской стороны.
Недавно сотрудники нашего Просветительского общества имени Преподобного Иосифа Волоцкого, администрация, учителя, воспитатели, учащиеся и выпускники Православной гимназии имени Преподобного Серафима Саровского (в строительстве и финансировании деятельности которой А.Ю.Афанасьев принимал самое активное участие), священнослужители, служители и прихожане храма Преподобного Иосифа Волоколамского в поселке Развилка обратились с заявлениями в прокуратуру германского города Штутгарта с требованиями о защите чести и достоинства А.Ю.Афанасьева, об освобождении его из-под ареста. Ведь обвинение его в надуманном преступлении бросает тень и на всех нас, таких же законопослушных граждан России, каким по нашему глубокому убеждению является и А.Ю.Афанасьев.
Конечно, мы понимаем, что уверенный и преисполненный убежденности голос православной общественности в защиту А.Ю.Афанасьева и его коллег, вряд ли будет услышан представителями германского правосудия. А если он и будет там услышан, то вряд ли его примут в расчет. Но наш долг перед ГОСПОДОМ публично засвидетельствовать о нашей позиции. И мы не будем безмолвно мириться с беззаконием как по отношению к России в целом, так и по отношению к нашим согражданам, нашим соотечественникам, нашим единоверцам.
А ты, раб БОЖИЙ Александр, прости нас ХРИСТА ради, что сейчас в трудную минуту мы не смогли тебе помочь ничем большим. И только наши сердца, наши молитвы всегда с тобой. Наши молитвы и о твоей семье, о супруге и детях, о твоих близких, которые несут свой Крест несправедливого унижения и позора со стойкостью древних Христиан. ГОСПОДЬ с тобою, Александр!
Леонид Болотин, журналист, церковнослужитель
http://rusk.ru/st.php?idar=104948
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |