Русская линия | Ольга Марьяновская | 22.06.2007 |
Этот памятник уникален для Москвы, знаток русского искусства академик И. Грабарь считал, что он выделяется среди других храмов и наделен скорее «чертами петербургской архитектуры» высокого стиля. В облике красно-белого пятиглавого храма в его узорных решетках, обилии нарядного декора чувствуется влияние дворцовой архитектуры.
Когда-то на этом месте стоял другой древний храм, и здесь же находился острожек — «крепостца на Ордынцах», где в 1613 г. произошло первое сражение народного ополчения князя Пожарского с польским войском под предводительством гетмана Ходкевича. К середине XVII века на месте старого деревянного храма уже был каменный. А в 1662 году думный дьяк Алексей Дуров, живший поблизости, соорудил здесь новый храм, с которым связано предание: в 1636 году по ложному доносу дьяк был оклеветан перед царем Михаилом Федоровичем и осужден на казнь. Он взял с собой в тюрьму икону Знамения, и там ему было чудесное видение: что он будет освобожден и останется жив. Такое же видение было и царю, который немедленно оправдал и освободил дьяка. В память и в благодарность о чудесном спасении дьяк выстроил каменную церковь со Знаменским приделом.
В последние годы царствования Анны Иоанновны в приходе церкви стояли палаты Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. В 1740 году в результате государственного переворота на российский императорский престол взошла дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Это произошло 8 декабря. В день памяти святого Климента — третьего по счёту Папы Римского, до разделения христианской церкви на православную и католическую [1]. В Петербурге этот день был отмечен закладкой собора Преображения в Преображенском полку, (полк способствовал возведению императрицы на престол, первым присягнул ей на верность) с приделом в честь святого Климента. В Москве же канцлер и фаворит Елизаветы А.П.Бестужев-Рюмин так же решил возвести новый Климентовский храм на месте старого, обветшавшего. Проект петербургской святыни был заказан крестнику Петра I архитектору Пьетро Трезини, строителю знаменитого собора Петра и Павла в Петропавловской крепости, ему же приписывают и проект московского храма Святого Климента. Но строительство сильно затянулось из-за драматических событий в судьбе заказчика А.П.Бестужева-Рюмина, и было завершено в 1774 г. уже после смерти канцлера. Поскольку архитектор Трезини в 1751 году уехал из России на родину, заканчивать церковь поручили кому-то другому. Возможно, это был ученик Расстрели А. Евлашев, возведение колокольни приписывают московскому архитектору Д.Ухтомскому. Несмотря на то, что храм строили долго, он стал новым словом в московской архитектуре и повлиял на дальнейшее строительство в первопрестольной. Его украшает редкой красоты и оригинальности резной деревянный, позолоченный иконостас со скульптурами. В стенах трапезной остались части старого храма XVII века.
Больно видеть, как разрушается памятник архитектуры, как нелепо и неудобно хранятся книжные фонды в алтаре. Понятно, что библиотеке нужно современное книгохранилище, а храм необходимо вернуть Церкви и сделать доступным для посещения верующими и всеми интересующимися искусством и стариной. Храм находится в плохом состоянии, нуждается в скорейшем ремонте и реставрации, проводить которые библиотека не в состоянии. Еще в 1993 году Правительство Москвы приняло Постановление (постановление .41 от 19.01.93) вернуть его Русской Православной Церкви, но московские власти не могут самостоятельно решить этот вопрос, так как Российская Государственная Библиотека относится к объектам федеральной собственности. Согласно действующему законодательству здание может быть освобождено только при условии предоставления библиотеке другого помещения. В конце марта 2002 года Указом Святейшего Патриарха в храм был назначен новый настоятель — иерей Леонид Калинин. Через несколько лет общине церкви был передан один из семи пределов храма — Знаменский. В нём сразу же начали совершаться регулярные богослужения, 20 марта 2005 года в день Торжества Православия в Знаменском приделе была отслужена Божественная Литургия — первая после почти 70-летнего перерыва. Накануне, 19 марта 2005 был отслужен молебен с чином малого освящения и Всенощное Бдение. До этого в течение трех лет молебны проходили на улице. Создан замечательный хор.
Храмы неиссякаемые источники веры и любви, к которым жители мегаполисов приникают в желании обрести душевное равновесие и духовную опору в жизни. Несмотря на то, что в Москве за последние годы открылось много церквей, все они полны прихожанами, и каждый может найти «свой» храм. Привлекает особая духовная атмосфера создаваемая людьми, работающими в церкви. Всегда большую роль играет личность настоятеля. Отец Леонид Калинин, высокообразованный, энергичный, пользуется большой любовью и уважением. Он исключительно внимателен к людям, не жалеет времени на духовные беседы и общение с ними. К сожалению, сейчас маленькое помещение предела не может вместить всех желающих посещать богослужения. Община во главе с настоятелем, имеющим высшее художественное образование, готова приступить к реставрации всего храма. Уже сейчас восстанавливается убранство Знаменского придела: скульптор Николай Авакумов выполнил решетку для ограждения солей и работает над проектом воссоздания утраченных светильников, расчищены росписи и реставрируются иконы.
Вот что настоятель храма отец Леонид рассказал о сегодняшнем состоянии дел: «За последний год в храме произошло довольно много изменений, прежде всего связанных с подготовкой к реставрационным работам. Во-первых, найдены архивные документы, которые раскрывают нам многие страницы истории храма. Чудом был найден проект реставрации, подготовленный еще в советское время, но не реализованный. Именно он может быть взят за основу практически всех реставрационных работ. Во-вторых, велась большая работа по подбору мастеров, так как наш уникальный храм требует участия особых специалистов-профессионалов высокого класса, которые не способны внести нечто чуждое в облик храма, как снаружи, так и внутри, а сумели бы воссоздать ту красоту, которая нам перешла от наших предков. Подобраны редкие колокола. Этот процесс длился в течение нескольких лет. Можно сказать, что в этом определенное чудо Божие, потому что без всякой подготовки и специальных подборов покупались колокола в разных местах, в разных географических точках. Все эти колокола относятся к первой половине 19 века (старше 1861 года), один колокол 18 века. Первый звон состоялся у нас на праздник Преображения Господня в 2006 году. Теперь каждое богослужение сопровождается звоном колоколов. Может наша звонница и не такая большая (всего 5 колоколов), но зато является одной из самых благозвучных во всем Замоскворечье. Также отреставрированы уникальные храмовые иконы большого размера (с киотами) св. Николая Чудотворца и Божьей Матери „Млекопитательница“. Самый сложный вопрос — это вывод библиотечных фондов из храма. На сегодняшний день, наконец, найдено решение этого вопроса, обусловленного нестыковкой между федеральной и муниципальной властью, которая постоянно рождает непонимание того, что мы живем в одной стране, что у нас одни святыни в независимости от формы собственности или принадлежности к тому или иному уровню государственной власти. К сожалению, пока этого сознания у наших чиновников нет. С этим связанны определенные трудности, но мы надеемся, что в этом году главным событием станет освобождение храма от фондов библиотеки. Просим молитв читателей об этом. Также за последний год много сделано для технического оснащения храма: проведены телефонные линии, созданы системы видеонаблюдения, восстановлена (буквально из руин) пристройка к колокольне, в которой разместился церковно-приходской административный домик».
Замечательно, что процесс восстановления и реставрации храма движется. Конечно, все заинтересованы разрешить сложившуюся ситуацию без конфликта, в рамках цивилизованных отношений между Церковью и государством. Надеемся, что ждать осталось недолго и библиотека получит помещение, отвечающее её требованиям, а храм будет приведен в порядок и станет одним из возрожденных центров духовной жизни столицы.
Ольга Марьяновская, искусствовед, скульптор
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Святой Климент жил в I веке н.э. до разделения христианской церкви на православную и католическую. Он принял крещение и был рукоположен в епископы Рима самим апостолом Петром. Подвижническая жизнь и христианские проповеди св. Климента вызвали гнев римского императора Траяна, и святой был сослан на работы в крымские каменоломни близ Херсонеса. Мученик продолжал проповедовать и там: в каменоломнях под землей был вырублен храм, в котором он служил и крестил уверовавших язычников — в день до 500 человек принимали христианскую веру. Тогда в 101 году Траян приказал утопить святого.
http://rusk.ru/st.php?idar=104890
Страницы: | 1 | |