Русская линия | Владимир Мельник | 08.08.2006 |
Св. преподобномученница Параскева
И лечит здесь всех святая Параскева. В прологе и в полном месяцеслове Востока преосвященного Сергия, епископа Владимирского, о св. преподобномученице Параскеве повествуется следующее: «Св. Параскева родилась в Риме во II веке, в царствование императора Антонина. Ее родители были христиане и верно соблюдали закон Христов; они долго не имели детей и молитвами испросили у Господа единственное чадо — дщерь, которую назвали Параскевою в честь дня ее рождения — Пятницы (Параскевой у греков называется шестой день недели). Параскева с детства воспитывалась в духе христианской веры и отличалась своим благочестием. После смерти родителей, раздав их имущество нищим, св. Параскева оставила мир и посвятила себя трудам апостольства, проповедуя Христово Евангелие разным языческим народам.
В Риме, центре язычества и языческой образованности, она выступила в первый раз с проповедью о Христе Спасителе, здесь же она сподобилась претерпеть первые страдания за имя Христово и проявила чудодейственную силу своей непобедимой верой в Господа Иисуса Христа, обратив многих язычников в христианскую веру. Император Антонин повелел предать св. Параскеву мучениям: на главу ее был возложен раскаленный медный шлем, а сама она была ввержена в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но святая осталась невредимой. Видя это, царь усомнился, действительно ли горячи смола и масло и сказал св. Параскеве, чтобы она плеснула на него расплавленною жидкостью. Святая исполнила волю царя и плеснула ему рукою из котла жидкостью, от чего он почувствовал страшную боль и мгновенно ослеп. Тогда он обратился к святой с мольбой об исцелении своих очей. „Раба истинного Бога, — взывал он, — помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы мог я уверовать в Того Бога, Которого ты проповедуешь!“ Святая просветила царя и бывших с ним учением христианской веры, была отпущена с миром и пошла проповедовать учение Христово в другие страны. Св. Параскева пришла во град, в котором царствовал некто Тарасий. Она предстала пред ним с проповедию благовестия Христова. Тарасий предал ее многим страшные мучениям, но видя, что ничто не может отвратить святую от веры во Христа, приказал отсечь честную ее главу. Так св. преподобномученица Параскева запечатлела свои апостольские труды своею мученическою смертью за имя Христово».
Источники
По преданию, на месте казни забил источник. Тот самый, к которому едут многие страждущие и недугующие. МСвятой источник отделан местным гранитом, и около него устроена часовенка с иконостасом. Здесь 25 июля, накануне Храмового праздника совершается всенощное бдение. Народу бывает очень много: приходят из окрестных селений и приезжают издалека.
А рядом — закрытая, в мраморе, купальня, в которую с гор впадают еще два целебных источника. Св. Георгия Победоносца и Трех Святителей. Огромный беломраморный Ангел из кувшина льет воду в купальню. Вода из источника св. Параскевы Пятницы хорошо помогает при глазных болезнях. Недаром на иконе мы видим св. Параскеву с блюдом в руках. В блюде — человеческие глаза. Это ее дар нам, — да прозреем. Прозревают и духовно, и телесно. У одной женщины выпали все ресницы и стало падать зрение, врачи не могли помочь ничем — слишком ясно было, что болезнь послана от Бога. Она приехала в монастырь, и лишь источник св. Параскевы Пятницы помог ей восстановить зрение. Другие два источника помогают при болезнях суставов и при нервных болезнях. Источники славятся во всей Тавриде, сюда приезжают не только страждущие христиане, но и иноверцы. Пришлось мне быть свидетелем широкой известности монастыря. Ко мне подошла женщина, по виду иностранка, и на чистом русском языке рассказала странную историю. Она привезла сюда свою одержимую бесами дочь. Когда-то она жила в Киеве, но лет двадцать назад уехала в Швейцарию. Вышла замуж, родилась дочь. Девочка прекрасно закончила школу — была первой ученицей. Так же стала учиться и в университете в Цюрихе. Но чем дальше, тем более проявлялась в ней болезнь, хотя в руках девочки постоянно… Евангелие. О монастыре женщина услышала… в Италии, где бедная мать тоже искала духовной помощи, но тщетно. Прямо из Италии прибыла в Топловский монастырь. Девушка очень красивая и очень гордая. Ей сразу стало неуютно на этом святом месте, и почти сразу она стала проситься обратно, в Цюрих. Она мягко брала свою мать за руки и постоянно повторяла: «Мама, поедемте в Цюрих, в Цюрихе хорошо». Недаром иеромонах Савватий, духовник монастыря, говорит, что одержимые сразу чувствуют себя в монастыре неуютно, и лишь потом, когда они причастятся, поживут в монастыре, искупаются в источнике, походят на службы, может наступить исцеление. Еще полдня девочка боролась с собой. Я видел, как она старательно помогала монашкам красить стены храма св. Параскевы в своей красивой швейцарской курточке. Работы она не боялась. А вот бесы, взявшие ее душу в плен, — те сильно боялись св. Параскевы. К вечеру я увидел, как мать и дочь садились в машину: не выдержали, к сожалению. Помоги им Господь!
В монастыре ведется даже тетрадь, в которую записываются случаи исцеления. Вот только несколько записей из тетради.
Сентябрь 2000 г.
Несколько лет тому назад в одной семье тяжело заболел отец. Его дочь взмолилась ко Господу: «Господи, не забирай отца, раздели болезнь и для меня». И тут же ей cтало плохо. Положили в больницу и после взятия пункции она не поднялась.
Поставили диагноз: рассеянный склероз. Шесть лет она была прикована к постели. Высохла. Остались одни косточки.
На праздник Всех Скорбящих Радосте я, недостойная Василисса, привезла ее в Топловский монастырь — Господь меня сподобил.
После окунания в Святой купели больная Елена встала па ноги и пошла. Также к ней вернулся дар речи.
Благодарим Господа и Матерь Божию зa чудесное исцеление.
Адамовы. Севастополь.
Три года назад я получил ранения ножевые и oгнестрельные. Случайно проезжал мимо и увидел указатель на монастырь. Поднялся в монастырь и по подсказке матушки и Святой Параскевы искупался в святой купели. После операции у меня было запавшее легкое и болели раны. Купель приподняла меня, я почувствовал легкость в телe, легкие задышали полностью. Снимки показали резкое улучшение. Раны очень быстро затянулись и перестали болеть.
Благодарю Господа и Матерь Божию за исцеление. Бондаренко Владимир, г. Днепропетровск.
История. Легенды и были
Официально Топловский женский монастырь святой Параскевы основан по ходатайству Таврического епископа Алексия 25 сентября 1864 года. Но, как сказано, народная легенда, а вместе с тем и народные подвиги, словно камни, лежат в основании монастыря св. Параскевы. Первая и главная фигура здесь — монахиня Константина. С конца 50-х годов XIX века вблизи с. Топлы Феодосийского уезда жила благочестивая болгарская девушка по имени Константина. Услышав небесный глас ушла из дома и стала отшельницей, пребывая все время в посте и молитве. Семь лет она прожила в пещере, одеждой ее было рубище.
Кстати, в пещере этой, которую считают своим долгом посетить все паломники, мне довелось побывать. Многие так и считают, что побывали в гостях у монахини Константины. Но это не совсем так. Ее пещерка, вырытая своими руками, так и не сохранилась. Говорят, что пещера была довольно маленькая, так что Константина едва могла влезть в нее, укрываясь на ночь от холода. Нынешняя же пещера — совсем иная. Это длинный, хотя и довольно узкий и тесный ход, уставленный иконами, свечами и горящими лампадами. Стены сырые, с висящими капельками выступающей росы. И все же молиться здесь легко, благодать необыкновенная. Пещера эта была вырублена уже в годы существования монастыря. Здесь в уединении молились схимницы.
Потом из пещеры Константина перебралась к источнику св. Параскевы, где жила в землянке. Сначала одна, а потом к ней присоединилось несколько женщин. Над источником была выстроена часовенка, но Константина денно и нощно молилась, чтобы была построена настоящая церковь. В конце своей жизни Константина приняла полный монашеский постриг и была наречена Параскевой. Она и стала первой настоятельницей монастыря и умерла в глубокой старости в 1874 году.
Следующей значительной фигурой в истории монастыря стала игуменья Параскева, в миру Ольга Родимцева, из купеческой семьи. Став настоятельницей, Параскева добилась процветания Топловской обители. Ни одному крымскому монастырю не жертвовали так много, как монастырю св. Параскевы. За труды на пользу монастыря матушка Параскева в 1894 г. была удостоена самой высшей награды, какую только могут иметь монашествующие женщины — наперсного креста.
А дальше, с приходом большевиков, началась трагедия монастыря. Монастырь был закрыт 29 апреля 1923 года, но монахини продолжали жить в его стенах под видом «женской сельскохозяйственной артели». Так прошло шесть лет. Но 7 сентября 1928 года ЦИК Крымской АССР постановил: «Сельхозартель „Женский труд“», как лжекооперативную организацию, ликвидировать". В 1929 году на части его территории был основан совхоз под откровенно циничным названием «Безбожник». Престарелая игуменья Параскева скончалась от сердечного приступа в день окончательной ликвидации монастыря. Могильная плита ее сохранилась, и на ней можно прочесть надпись: «Матушка игуменья Параскева Родимцева, строительница Топловской обители, потрудившаяся в ней 53 года. Род. 1849 г. + 3 дек. 1928 на 80-м году. Возлюбленной о Господе матери и мудрой наставнице от горячо любящих сестер». Длинной вереницей проходят к этой плите, а затем и к могилке паломники. Идут со свечами в руках, оставляют на могилке записки. Матушку народ почитает святой. Более того, в храме стоит рака, готовая принять мощи святой. Рака пустует уже несколько лет. Вопросы о канонизации, как известно, решаются не так уж и скоро. Но монахини монастыря и все люди верят, что настанет день, когда произойдет прославление матушки Параскевы в лике святых. Есть свидетельство Любови Ивановны Нерук из Мариуполя: «Я приехала в монастырь 7 июня 2001 года, пошла на кладбище поклониться матушке игуменье Параскеве, принесла зажженные свечи. Но они на пути к могилке потухли. Я поскорбела, что потухли свечи, решила их просто незажженные поставить на могилку. Но когда поставила — они сами зажглись». Недаром в своем духовном завещании матушка Параскева писала, что обитель создана не на время, а на вечность. Через 64 года, 8 августа 1992 года, в день святой преподобномученницы Параскевы, близ игуменского корпуса совершилась первая Божественная литургия.
Монастырь был вновь открыт в 1993 году. В 1998 году в сан игумении была возведена монахиня Параскева (в миру Нина Михайловна Тищенко). Она и поныне мудро и с любовью опекает жизнь чудесной крымской обители. Не перечислить того, что сегодня делается в обители, какие происходят изменения. А еще тронуло, что на вечерней службе матушка сама помазывала маслицем всех: и монахинь, и мирян, всех благословляла с любовью.
Насельницы монастыря восстановили храм во имя святой Параскевы, построили часовню над источником и купальню. Как и когда-то прежде, сестрами читается неусыпная псалтирь. Одному Богу известно, сколько душ спасают монастырские молитвы, скольким дают благодать и облегчение. На послушания сюда едут издалека. В монастыре познакомился я со взрослыми и детьми, приехавшими не только со всей Украины, но и из России: с Урала, Сибири, из Краснодарского края. Больше всего поражают дети: так серьезно они относятся к своим послушаниям. Мой сосед по келье, мальчик-подросток с Урала, немногословен. Он и его соработники, такие же подростки, не просто следят за потоком идущих в купальню паломников, разделяя его на мужчин и женщин, входящих в купальню поочередно, но еще и разучивают сложные церковные распевы, обучаются тут же знаменному распеву. Так, для себя.
Многое из истории монастыря и его сегодняшнем состоянии рассказал мне иеромонах Савватий, с которым за день до приезда в Топловскую обитель познакомился я в одной из церквей Феодосии. Каково было мое удивление, когда, прибыв утром в монастырь, обнаружил я, что службу ведет мой вчерашний знакомец. После службы мы с ним поговорили.
Иеромонах Савватий
— Батюшка, представьтесь и скажите, где Вы служите.
— Иеромонах Савватий, служу в храме Знамения Божией Матери в селе Грушовка Судакского района.
— Расскажите, батюшка, немного о себе.
— Я родился здесь, в Крыму, в селе Доброе. Сейчас мне 42 года. В 29 лет Господь привел меня к вере.
— А как это случилось?
— Случается по-разному. А на меня сильнейшее впечатление произвела почему-то икона перводиакона Стефана в храме св. Феодора Стратилата в Алуште. Я увидел лик добрейшего человека и подумал: «Таких на земле не бывает». Эта икона потрясла меня. Ходил иногда в церковь, тянуло туда. Но я еще даже стеснялся перекреститься при всех. А потом постепенно переборол себя. А однажды пришел за ладаном в церковь, и там встретился с рабочими, которые восстанавливали храм. Они попросили меня помочь им. Я покидал песок с ними, поговорил с одним человеком, который поразил меня своим смирением, кротостью. Меня все это очень тронуло. Я стал с ними общаться, помогать. Меня сильно потянуло в церковь, я оставил мирскую свою работу, выполнял различные послушания в храме. Потом отправился в Россию, посетил Троице-Сергиеву лавру, Дивеевский монастырь, Курскую Коренную пустынь, Оптину пустынь и т. д. Везде я стал искренне каяться. У меня открылись глаза. Я увидел истинных монахов, в Троицкой Лавре встретил отца Кирилла Павлова, отца Наума. У меня сразу же появилось желание стать монахом. В 33 года Господь призвал меня в священство. Я сначала отказался. Но все равно стал священником. Мне один батюшка на исповеди сказал: «Ноги, руки поломаешь, а священником все равно будешь».
— У Вас вся жизнь оказалась связана с одним храмом?
— И так, и не так. Я в кафедральном соборе Симферополя крестился, там же принял сан священства. Но служил в Крыму во многих храмах. Многое пришлось терпеть как будущему монаху. Служил в обители св. Косьмы и Дамиана, в Керченском женском монастыре св. Георгия Победоносца, в селе Добром, в котором родился. Там по милости Божией открыл храм св. великомученицы Варвары. Сейчас служу в селе Грушовка, в древнем храме во имя Знамения Божией Матери, которому 650 лет! Раньше он был армяно-католический. А как православный он существует 210 лет. Сама Екатерина Великая выдала специально деньги на этот храм, чтобы расширить его, ибо войско оставалось без храмов в Крыму. На ее деньги были пристроены еще два крыла. Храм требует реставрации, и мы этим сейчас занимаемся, восстанавливаем эту крымскую святыню. В марте 2003 г. по милости Божией я принял монашеский постриг, — причем тоже в кафедральном соборе Симферополя (теперь там женская обитель). Служу я еще на одном приходе — в селе Курское.
— А почему оно так называется?
— Когда греки ушли от владычества турок и татар в Мелитополь, Таганрог, — православные места обезлюдели. Болгары призвали сюда жителей русского города Курска. Они и поселились здесь. И что знаменательно: монахиня Константина, вымолившая у Бога этот монастырь, родилась в Курском, хотя сама она болгарка. На ней явно проявилась Божья воля. Болгары воспитывались так, что никогда не ослушивались своих родителей. А Константина ведь ушла из дома сюда без родительского благословения. Очевидно, ей был голос Ангела.
— Сейчас трудно узнать какие-то подробности о ее семье, о ней — в Курском?
— Сейчас уже невозможно. Мы не знаем даже, где стоял дом ее родителей.
— А в Топловском монастыре Вы тоже служите — и давно ли?
— В этом замечательном монастыре я служу уже три года. Заменил здесь священника, который перешел на службу в г. Севастополь — благочинным. Поскольку теперь ему нелегко часто бывать в монастыре, по благословению владыки Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского, я исполняю и обязанности духовника этой женской обители.
— А много ли здесь монашествующих?
— Игумения Параскева, монахиня Маргарита, монахиня Неонила, несколько монашествующих, но много послушниц, много помощников из паломников.
— За эти три года, что Вы в этом монастыре, Вы успели понять дух монастыря, его отличительные черты. Что для Вас этот монастырь? — ведь здесь казнили саму св. Параскеву Пятницу!
— В этом монастыре не только много святынь. Вы видели в нашем храме необычный крест, в который вмонтировано очень много частичек мощей великих святых. Здесь, на месте казни святой преподобномученицы Параскевы, бьет святой источник, люди получают исцеления. Но главное — в этом монастыре проявляется как нигде внутренний человек.
— Внутренний человек?
— Да. Это состояние души человека. Одержимые люди здесь испытывают очень большой дискомфорт. Даже сегодня одна женщина, приехавшая с дочерью, сказала мне, что не замечала за дочерью того, что ей здесь открылось. Многие одержимые, благодаря исповеди, причастию, святым источникам, — исцеляются, становятся другими людьми. Многие люди из России, из Украины направляют теперь свои стопы сюда для исцеления.
— То есть люди иногда и сами не знают — что в них сокрыто? А в этом месте все проявляется?
— Да, это такое место. Мне запомнилось, как наш владыка Лазарь сказал, что есть такие места, где «камень преткновения» сдвигается. Находясь в другом месте, человек порой не замечает этой камень, а здесь открываются затемненные части души человеческой.
— А как это происходит? Вы сами были свидетелем какого-нибудь случая?
— Недавно у нас была одна такая девушка. Она призналась, что как только увидела священника, бес стал мужским голосом говорить: «Я боюсь его». Он стал выкрикивать, возмущаться.
— Это происходит на отчитке или на службе?
— На службе. Вот сегодня девушка подходила к Чаше, хотела причаститься, а потом резко отходила: Господь давал благодать, а бесу не нравилось. Он гневался, кричал, вел себя шумно.
— Учитывая особенность самого этого благодатного места и помощь св. преподобномученицы Параскевы, отчитки в Топловском монастыре ведутся?
— Пока нет, не ведутся. На это нужно особое благословение и человек святой жизни, способный понести этот очень тяжелый крест. Если Господу будет угодно, он все устроит.
— Всюду в монастыре перед глазами икона преподобномученицы Параскевы. А где сокрыты ее святые мощи, — неизвестно? И что вообще оставила она от себя в этом месте?
— До казни она подвизалась здесь в тесной пещерке. Мне приходилось бывать в этой пещерке. Конечно, там чувствуется огромная благодать. И самая эта святая обитель открылась благодаря тому, что через свое смирение она стяжала у Бога благодать.
— Думается, не будет ничего удивительного, если в таком святом месте вы хоть иногда встречаетесь с чудесами.
— Не так давно у нас исцелилась одна девушка. У нее были раны в полости рта, она с этим очень мучалась. Никакие врачи не могли ей помочь. А у нас она приняла крещение, немного походила на источник, на службы — и исцелилась!
— Для Крыма всегда актуальный вопрос: как складываются в вашем районе отношения с мусульманами — крымскими татарами?
— Их здесь много. Но путь сближения и общения один: показывать пример терпения и благожелательности. А самое главное — святость жизни. Ведь натиск мусульман — это бич Божий нашему народу за отступление от веры отцов, от Бога, от Церкви.
— Последний вопрос — об ИНН. Есть ли единодушие среди священства Украины в этом вопросе?
— Митрополит Владимир отстаивает истинное Православие, и многие другие архипастыри тоже. Но единства полного по этому вопросу, к сожалению, нет. Лично я — против ИНН.
Легенда последняя
А вот еще одна легенда о Топловской обители, которая имела большое влияние на окрестных жителей, особенно на татар: Топловский монастырь «никогда не оскудеет», так как его постоянно оберегает сама святая Параскева. По ночам она ходит вокруг монастыря в монашеском одеянии с посохом и пальмовой ветвью в руках, и благословляет каждого встретившегося ей путника, а если он болен, то тут же исцеляет от недуга своим чудесным взглядом. Если же найдется человек, захотевший принести вред монастырю, то святая наказывает его. Так это случилось с несколькими ворами, пытавшимися ночью украсть бревна и доски, приготовленные для постройки церкви. Грабители были остановлены невидимой силой на месте преступления, где, несмотря на тщетные усилия, оставались со своей ношей до утра, пока не пришли строители-монахи.
* * *
Многое еще можно рассказать о монастыре, о его замечательном, но разоренном местными варварами кладбище, о восстановлении разрушенного самого большого храма обители и т. д. Но лучше приехать и увидеть непересказуемую земную и невидимую духовную красоту монастыря своими глазами.
http://rusk.ru/st.php?idar=104444
Страницы: | 1 | |