Русская линия
Русская линия Андрей Рогозянский13.06.2006 

Открытое письмо о. Александру Шаргунову
По поводу провокационных нападок на «Русскую линию»

В любой дурно составленной пьесе за попытками завязать интригу следует пауза и топтание на месте. Именно такое «разжижение сюжета», к сожалению, постигло сайт moral.ru на третьем акте ее героической драмы — вместе с размещением в канун дня Святой Троицы, 11 июня, статьи Р. Вершилло «Дерзость запустения».

Жанр комментирования чужих слов, вырванных из контекста и являющихся в свою очередь комментарием к словам предыдущим, вообще, специфичен. Читательское внимание быстро вязнет, отказываясь следить за извивами писательской диалектики. Поэтому лично я за судьбу творений Р. Вершилло спокоен. Окончательно засорить Интернет никому не по силам, а еще пара-тройка штампованных агиток, в парткомовском духе: «Товарищи, среди нас есть такие товарищи, которые нам совсем не товарищи!», — и редкий читатель, забравшийся в раздел moral.ru под названием «сатанизм», окончательно переберется на Русскую линию, где, вопреки моралистическим заверениям, его в связи с «розановским вопросом», ожидает дискуссия открытая, взвешенная и содержательная, в которой возможно высказывать суждение без опасения тотчас оказаться причисленным к сатанистам.

В принципе, уже сам отказ оо. Шаргунова и Переслегина продолжать дискуссию с высылкой себе на замену младшего дублера говорит сам за себя. Запал moral.ru и его стремление набирать очки через «охоту на ведьм» сходят на нет. Русская линия в итоге оказалась не такой легкой жертвой, как на то первоначально рассчитывали. Для православно-патриотических сил она была и остается базовой площадкой, позволяя своим недоброжелателям лишь время от времени встревать в обсуждение со стороны. Ничего подобного открытой дискуссионной среде РЛ на интернет-сайтах различных «ревнителей» не было и не будет. Ведь в основание здесь положена диаметрально противоположная философия: побыстрей «накачать» незадачливого читателя своими идеями, а не побуждать его самостоятельно мыслить, искать, сравнивать, последовательно оттачивать свои убеждения, уметь слышать позицию другого. Как следствие, высокий рейтинг РЛ (обычно по Rambler 3−4-я позиция среди православных ресурсов и 1-я среди агентств, занимающихся новостями и аналитикой) и, наоборот, мизерные показатели того же moral.ru, не входящего даже в двадцатку.

В такой ситуации отвечать на посредственные инсинуации нет ни малейшего смысла, сотрудники moral.ru могут получить только один дружеский совет: фамилию и имя автора на странице не позиционировать таким образом, чтобы неподготовленным глазом «Роман Вершилло» прочитывалось сходно с «Ас Пушкин». Это непрофессионально и просто курьезно. По существу же проблемы хотелось обратиться к человеку, на котором лежит настоящая ответственность за редакционную политику и будущее moral.ru и родственных ему начинаний — к протоиерею Александру Шаргунову (обращаю внимание, что это мое личное обращение в качестве одного из постоянно пишущих авторов и участников «розановской» дискуссии; редакция же РЛ, если пожелает, выскажется особо).

Отец Александр!
Для того чтобы разжечь вражду между Русской линией и возглавляемыми Вами Комитетом и интернет-сайтом, в последнее время сделано более, чем достаточно. Существует множество принятых способов обсуждать рабочие вопросы на рабочем уровне. В части же, касающейся наследия В.В.Розанова, между нами расхождений нет.

Вместо этого Вы и Ваши сотрудники раз от раза избираете путь публичных нападок, на грани фола. Разбирательств бесплодных и наносящих взаимный урон, поскольку в них одновременно смешено множество расходящихся подтекстов и тем: от философских и исторических до сугубо технических и приватных.

Глупее и проще всего было бы в отместку начать разворачивать какую-нибудь кампанию по дискредитации «Комитета за нравственное возрождение Отечества», на радость противникам Церкви продолжать и углублять склоку. Допустить этого нельзя. Многая Вам и благая лета, дорогой отец Александр и сотоварищи! С помощью Божией трудитесь, во славу Церкви и на пользу России! Забот по нравственному возрождению Отечества — непочатый край. Многие православные хорошо знают и любят Ваши замечательные проповеди, тексты которых в перепечатке помещает у себя в т. ч. и Русская линия. Мы также сопереживали и искренне радовались недавнему успеху судебного разбирательства по делу о кощунственной выставке в т.н. Сахаровском центре. На слуху и некоторые другие акции прямого гражданского действия, например, против пошлой рекламы, на которую и впрямь руки чешутся. Во всем этом Вы, как прежде, так еще и теперь, можете рассчитывать на самую активную поддержку со стороны православных СМИ и отдельных читателей и авторов.

В то же самое время, можем ли мы сказать о работе КНВО, что она безупречна? Нормальный, самокритичный взгляд наверняка обнаружит просчеты и недостатки. Находит их у себя и Русская линия. Сотрудники ее живут церковной жизнью, стараются совершенствоваться и не допускать ошибок, приносят покаяние положенным образом. Другое дело, что публичный «накат» и ультиматумы с требованием расписаться в своем «сатанизме» не могут и никогда не будут восприниматься всерьез. Хотите услышать ответ, извольте: редакция уже не один раз выражала свое сожаление; признал неудачной статью «В притяжении Розанова» и сам ее автор, иг. Кирилл. Чего не хватает еще? В какой форме изволите принимать сатисфакцию? Изволите созерцать: стенания, сопли, публичное самобичевание? Ничего этого, разумеется, не случится. Редакция извлекла уроки, читатель предупрежден относительно сложности темы (причем стараниями не только Вашими и о. Владимира, но в т. ч. и при помощи внутренней дискуссии, организованной РЛ). Повторных статей, напоминающих первую, не предвидится. Успокойтесь на этом и уделите драгоценные время и силы вещам, требующим большего внимания и усердия.

Иначе выходит, что изначальной целью и смыслом атаки было и остается — попытка морально уничтожить противника, привить ему некий комплекс вины, наподобие пресловутого покаяния за «холокост», «советскую оккупацию» и «сергианство» — т. е., фактически, завуалированная игра на повышение собственных акций. Однако, тут лучше бы попридержаться, ибо придраться к частностям, уловить в слове любого из нас, говорящих публично и по непростым современным проблемам, не представляет никакой сложности. В частности, многие помнят Ваш категорический, доходящий до разрыва с друзьями и единомышленниками, призыв к православным голосовать за Зюганова на выборах 1996 г. Я лично не отношусь к числу ярых антисоветчиков и антикоммунистов, однако в патриотическом православном сообществе присутствует большое число тех, для которых союз с коммунистами видится равнозначным союзу с масонством, отказу от христианства, добровольному принятию «сатанинских пентаграмм» и тому подобным вещам.

И вот, вообразите, что на одном из православных сайтов с регулярностью начинают публиковаться статьи, изобличающие о. Александра как вероотступника и требующие от него принародного раздрания риз и посыпания головы пеплом. Причем риторика для этого используется самая, что ни есть сильнодействующая, «ревнительская», как у о. Переслегина и Вершилло: богохульство, кощунство, недопустимое соглашательство, релятивизм, индифферентизм, сатанизм, апостасия, антихрист и пр. Вам неприятно и поначалу Вы пробуете разговаривать с оппонентами по-хорошему, рассудительно. Однако, впоследствии соображаете, что Вас попросту провоцируют или, говоря нынешним языком, «элементарно разводят»: давят на нервы, пытаются нагнать волну «чернухи» и только. Как все происходящее Вам будет нравиться?

Еще пример, более свежий по времени, взятый непосредственно из «розановской» дискуссии. Давайте вспомним цитату про «псов нелающих, хвостом виляющих», вынесенную Вами даже в заглавие своего выступления. До сих пор остается без объяснений, кто и какой властью вложил в уста Господу упоминаемые Вами слова: «Вот, Я на вас, — говорит Господь, — псы нелающие, хвостом виляющие». Скорее всего, я уже писал об этом, имеет место неточная и даже искажающая смысл передача стихов Ис. 56, 10−11. Но это ведь так, просто оплошность, а, конечно, не злой умысел и покушение на библейскую аутентичность. Подвела память, не сверились с источником — ничего более. И, хотя Священное Писание по идее требует более точного и бережного обращения со своим словом, особенно придираться к происшедшему никто не намерен. В конце концов, у Вас это только лишь пиитический образ, из которого не следует никаких далеко идущих логических построений. Вот, если бы то же самое случилось где-нибудь при изложении экзегетического материала, тогда отступление от библейского текста представляло бы более серьезное упущение, почему требовало бы отдельного и внимательного рассмотрения и исправления.

Увы, недобросовестная полемика никакой меры и никакого снисхождения не знает и знать не желает. Она, наоборот, рада любой оплошности, допущенной с противоположной стороны; с воодушевлением наводит тень на плетень, раздувая любую недосказанность, любую двусмысленность, навязывая свое толкование авторских слов и намерений.

Снова же подчеркну, что ни в коей мере не пытаюсь оправдывать публикацию «В притяжении Розанова». Но посмотрите внимательным, совестным оком на реплики Ваших сподвижников — о. Переслегина и Вершилло: что это, как не непрерывное переливание из пустого в порожнее, попытка натянуть факты, сыграв на дешевой патетике? То, что обычно и определяется словами: «оголтелость», «инсинуация»?

И у кого, скажите на милость, после прочтения возникнет желание с подобными горе-критиками всерьез разговаривать? Тем более, что жизнь не стоит на месте, люди заняты делом; хлопот, сами знаете, в рабочем процессе бывает достаточно. Это тому человеку, у кого нет опыта создания и поддержания работы крупного СМИ, представляется, что всякую проблему можно заранее предусмотреть и учесть. Не ошибается тот, кто ничего не делает! Морализаторство же на данном материале, как ни крути, имеет довольно неприглядный вид, особенно, для священника. Авторитет служителя Божия лучше бы поберечь до каких-нибудь более значительных случаев.

Позволь я себе, как мирянин, выражаться фразами вроде: «Линия релятивизма и индифферентизма ведет к сатанизму», — читатель бы попросту выразил свое недоумение и сказал: «Ну, ты, мужик, завернул! Ты сам-то хоть понял, чё написал?» И, наоборот, взял бы кто из относящихся пристрастно к деятельности о. Александра и — давай без конца ездить взад и вперед, обыгрывая неточную передачу библейской цитаты. Дескать, как возмутительно: протоиерей Библию переписал! Караул: модернизм, ересь, человекобожество, сатанизм и т. п. И далее по бесконечному кругу: N уличил M, L придрался к словам M, Q за это струнит L… Так не скучно ли, братья? Эдак все нравственное возрождение проспорим…

Давнишняя моя золотая мечта — написать большую и обстоятельную работу на одну чрезвычайно интересную и важную тему: о чувстве меры. Как в анекдоте про армянское радио: необходима ли такая «борьба за мир», от которой камня на камне не останется? Кампания, развернутая сайтом moral.ru, к сожалению, полностью соответствует этому. О вреде Розанова господа моралисты готовы спорить до потери христианского и человеческого облика. Методом «от противного» превращать себя в псов лающих и хвостом не виляющих. Не замечая, что самый дух распри, применение без разбору, по всякому поводу «крупного калибра», обвинений в сатанизме, перетолковывание себе в угоду смысла Писания, жонглирование так и сяк именем Христовым вредят православному сообществу не меньше, нежели идеи полузабытого, чудаковатого старика-философа.

Закончим же пустые нападки и препирательства, игру на нездоровом, скандального типа любопытстве «кто — кого?», топтание по читательским нервам. Юбилей Розанова пускай при желании празднуют его почитатели на каких-нибудь светских собраниях, конференциях и т. п. Запретить это никому невозможно. Церковные же СМИ пусть смотрят на «розановщину» в ее настоящем значении — как весьма болезненный, сложный, с трудом изживаемый комплекс интеллигентской психологии, врачевание коего в душах требует определенности и решительности, но в то же самое время не может совершаться с налета, единой кавалерийской атакой, а взывает к педагогической мудрости и человеколюбию.

http://rusk.ru/st.php?idar=104386

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Анатолий Степанов    19.06.2006 01:05
Очень своевременное предложение. Оно совпадает с нашими намерениями. Некоторые наши читатели, не принимавшие участия в дискуссии, уже высказывали мне и другим нашим сотрудникам аналогичное предложение.
Таким образом, я объявляю ВСЕМ участникам форума, обсуждавшим тему о В.В.Розанове, что НИКАКИЕ посты более публиковаться на эту тему не будут. При этом редакция оставляет за собой право подвести итоги дискуссии.
А г-на А.Ф. благодарю за своевременное предложение.
Простите. Поздравляю с началом Петрова поста всех наших читателей.
  А.Ф.    18.06.2006 23:30
Позволю себе внести предложение: не начать ли нам Петровский пост полным прекращением данной темы, ввиду её очевидной исчерпанности. Ну право же, сколько же можно ещё терпеть друг друга в столь ближнем бою? Да не подумают господа с "той" стороны, что мы тем самым запросили пощады (наивно было бы на это и рассчитывать), но, честное слово, – во-первых, пост, и друг друга поедом есть уже как-то совсем некстати, а, во-вторых, – столько важных дел вокруг, чтобы полтора месяца уже работать на рейтинг moral.ru… Тем более и КНС, кажется, покинул нас навсегда, заговорив даже на иных язЫках, да и г.Теркун готов "тихо и мирно, с душевным трезвением" пройти, наконец, мимо…
Ну, так не пора ли?
  Теркун    18.06.2006 13:19
Фандорину:
Потрясающе! Ты хоть сам понимаешь, чей рык воспроизвел "перенесясь на 2 т. лет назад в Иерусалим"?
Лучше быть лицемерно и трусливо обвиненными в "суперизбранности" и слыть "кимвалами, высокопарно бренчащими", чем палимо обличаться совестью, когда тихо и мирно, с "душевным трезвением" пройдешь мимо святотатцев в овечьих шкурах!
  Штирлиц    17.06.2006 21:21
Категорически возражаю! Чем же это я "мифический"? Штирлиц – он был, есть и будет. По крайней мере, ничуть не хуже Читателя
  Фандорин    17.06.2006 14:43
Милостивые государи, ну, что вы! От КНС ожидать "по существу" – бесполезная трата времени, ясно с самого начала. Будем ждать кого-нибудь другого. Не все же там, в Пыжах…

Далее, рейтинг является очень простой вещью: это кого как читают. Без всяких там исторических аллюзий и спекуляций, которые, как видно из постов, являются общим местом пыжовского круга, своеобразным ноу-хау о. Шаргунова. Очень помогают выключить излишек интеллекта и переть "на танки". Попробуйте сами. Переносишься на 2 тыс. лет назад, в Иерусалим (каждый в меру своего воображения), представляешь толпу вокруг, к которой уж точно не испытываешь ни малейшей симпатии. Сам, конечно, при этом ощущаешь себя образцовым христианином 21 века, точно разбирающимся, что к чему. Прилив сил, пафосные монологи, желание всех и вся крушить (то бишь нравственно исправлять) на своем пути – психотехника на грани фантастики.

В общем, пыжовский приход переместить на Голгофу – Распятия точно не состоялось бы. Выручили, спасли бы Страдающего. Ну, или хотя бы заклеймили присутствующих во всеуслышание как "сатанистов".

Любопытную вещь заметил А.Ф.: самоощущение Комитетчиков, как суперизбранных, наперсников Христовых. Напомним, что при Кресте только и был, что наперсник, святой Иоанн. Остальные апостолы разбежались (видно, не послушали проповедей о. Шаргунова).
Но и Богослововы думы едва ли напоминали шаргуновские медитации…
  Читатель    17.06.2006 13:47
Уважаемый г-н КНС! Прежде чем в очередной раз покидать нас, может быть хоть Вы, как представитель другой стороны, ответите на конкретные вопросы по существу темы (например, сформулированные на этом форуме Петром Васильевым), вместо того, чтобы вступать в спор с мифическими "Фандориными" и "Штирлицами" и "Еще одним гостем"? А то разговор давно уже оторвался от темы и представляет, на мой взгляд, совершенно бесплодные нападки друг на друга. Наверное, как и многие другие участники и читатели этого форума, я был бы весьма признателен за честный, неперегруженный эмоциями и личными обидами, ответ по существу (еще раз отсылаю вас к сообщению П.Васильева). Иначе складывается впечатление, что сторонникам сайта moral.ru по существу ответить-то нечего… Или я не прав?
  КНС    17.06.2006 12:44
Вообще-то я хотел завязать с вашим форумом. Но посмотрел на "Морал.ру", как вы "фильтруете спам", и не удержался—нужно добавить пару слов.

Значит, выдержанное и богословски-грамотное письмо М. Теркина вы сочли "некорректным". А разные перлы вроде "Вершилло-Чикатилло", "Свершиллось", неумные остроты разных Фандориных и "еще одних гостей"—корректны? Модератору вашему надо бы "двойку"—за топорную работу.

Впрочем, понимаю теперь, что все это закономерно. И ваш хваленый "высокий рейтинг" питается, очевидно, из тех же источников, что и несравненно более высокие рейтинги изданий типа МК. Это ответ на давний вопрос г-на Рогозянского мне: "какой рейтинг еще есть кроме Рамблеровского". Ваши рейтинги—результат простого голосования, кто громче кричит. Скажем, у Вараввы был куда более высокий рейтинг, чем у Христа. По Вашим критериям, значит, нужно оправдать Варавву? Между прочим, составлен этот рейтинг был по опросу людей, принадлежавших на тот момент к истинной Церкви Божией. Только вот где они сейчас, все эти кричавшие и голосовавшие? Хотелось бы сказать вам "берегитесь", но поздно: не убереглись вы.

Теперь точно до свидания. Au revoir au jugement dernier.
  Ingvarnep    17.06.2006 10:47
Послушаем Лао-цзы:
"Для того, чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его.
Для того, чтобы ослабить, безусловно, следует сначала придать сил.
Для того, чтобы низвергнуть, безусловно, сначала следует превозносить.
Для того, чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.
Это называется утонченной мудростью"

Таков путь Розанова. К такому пути зовет игумен Кирилл (Семенов).
  А.Ф.    16.06.2006 23:25
Братия, оказывается и в наше время о Василии Розанове можно писать так, как написал ещё один священник – о.Александр Шумский. Всем, ещё не потерявшим головы, покорнейше рекомендую (кто-то уже подавал, кажется, эту ссылку): http://www.desyatina.ru/sv-nomr/4-5-06/koroba.htm
Право, времени зря не потратите! Вот и подумаешь после всего этого: кто мы все, ежели любви в себе не имеем? Кимвалы, высокопарно бренчащие…
Спаси Господи о.Александра Шумского!
  Еще один гость    16.06.2006 20:14
Неудивительно, что моралистам форум поперек горла встал. Удобно, конечно, делать вид, что других мнений, кроме о. Шаргунова, не существует. Что все прогрессивное человечество, как один…

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика