Русская линия | Людмила Ильюнина | 22.04.2006 |
Но, несмотря на вышеназванные «смягчающие обстоятельства» уже первая серия фильма вызвала вопросы и недоумения. Да, апостола Павла попытались показать живым человеком, а не вознесенным над человечеством, святым. Но эта живость очень уж приспособлена к современности. Апостол Павел был живым человеком, но жил-то во времена древние. Кроме того, несмотря на заверения создателей фильма в том, что у них было много научных консультантов, в этой серии бросились в глаза явные ошибки.
Такие же недоумения вызвали и другие серии.
Мы обратились к известному специалисту по трудам и жизни апостола Павла и его времени — профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии архиманадриту Ианнуарию (Ивлиеву). Его ответ нельзя назвать развернутым отзывом на фильм (сейчас не те дни, когда можно было бы найти время для такого отзыва), но даже то, что сказано, заставляет задуматься о доброкачественности нашего миссионерства.
«От фильмов на христианскую тему я всегда ожидаю большего, чем получаю. Собственно, гораздо чаще я вижу замечательные и очень христианские по духу фильмы, в которых нет никаких „образов апостолов“, и даже имя Иисуса Христа не упоминается. А тот фильм о Риме, который сейчас демонстрируется… Что сказать о нём? Для непосвященных людей он хорош хотя бы уже тем, что даёт минимальные знания исторического характера. Ведь для подавляющей массы населения все эти имена — Павел, Стефан и все прочие святые мученики, да и Сам Христос, — если и знакомы (а чаще всего не знакомы), никакого реального содержания за собою не несут. А если и несут, то содержание это — сказочные истории, в лучшем случае построенные по псевдожитийным канонам. В фильме сделана попытка представить жизни, а не жития святых персонажей. Но печально (с моей точки зрения), что в едином ряду даются исторические сведения и легендарные, которые набрасывают на живую реальную историю некий флёр мифа.
Что касается реалий, то странно, конечно, было видеть „Павла“, на протяжении всей первой серии плетущего лыковые циновки, вместо того чтобы шить палатки (голос Машкова за кадром утверждает, что Павел изготавливает палатки). Палатки в те (и в гораздо более поздние) времена изготавливались из кожи, а не из лыка.
Странно было слышать, что Павел вместе с Варнавой трудился на Крите. Трудились они на Кипре. Неприятно было слышать в прошедших сериях имена святых, произносимые с неправильным ударением. Непонятно, почему в паломничестве в город святого Петра о Петре говорилось как-то мельком.
Но это всё — мелочи. Хуже то, что христианство в показанных сериях представлено как некое фанатическое (вплоть до жертвенной самоотдачи) утверждение… Утверждение чего? Вот об этом ничего толкового и не сказано в фильме. Увы, получилось некое утверждение и прославление СМЕРТИ во имя Христа, а не РАДОСТИ во Христе. Но это характерно, пожалуй, для всех фильмов на евангельские темы. Нет никакого Евангелия в этих фильмах! Поэтому такие фильмы не имеют ни малейшего миссионерского значения. Их роль ограничена простейшей катехизацией необразованных верующих (уже верующих) членов церкви. Фактически они не направлены во внешний мир.
Все молодые люди, с которыми мне приходится общаться, рассказывали, что услышав хотя бы несколько фраз, торжественно-проповедническим тоном произнесённых Машковым, Соломиным или Ириной Купченко, переключались на другую ТВ-программу».
Отзыв отца Ианнуария достаточно жесток. Но эта жесткость вызвана настоящей любовью к апостолу Павлу и блестящим знанием реалий того времени. Все многочисленные слушатели лекций архим. Ианнуария свидетельствуют: в его рассказах, которые на протяжении почти десяти лет проходят при переполненных аудиториях, апостол Павел действительно представал как живой и слушатели как бы переселялись в то время. Причем происходило это не при помощи грубых образов, а силой реального знания и вдохновения.
Конечно ученая лекция и фильм это разные жанры. Но все-таки так ли уж необходимо было в фильме о мучениках постоянно показывать в кадре потоки крови, нужно ли акцентировать внимание на ужасах, так и не ответив на вопрос (его, кстати мне постоянно задавал ребенок, с которым я вместе смотрела фильм): а как они могли все это перенести? Не слишком ли увлеклись создатели фильма приближением апостолов и мучеников к нам, современным людям, забыв о том, что широкой аудитории все-таки сначала нужно было рассказать, что такое святость, как ее понимает христианство. Не слова об этом не было сказано в фильме.
Актерский рассказ, который является центральным в фильме, в целом настраивает на лад душевных переживаний, а на возможность духовного уровня осмысления тех же событий в фильме даже нет и намека. Конечно, широкому зрителю это не нужно, но хотя бы намек хотелось бы услышать. Хотелось бы, чтобы авторы были сосредоточены не только на внешней канве, но хотя бы приоткрыли путь от внешнего к внутреннему, хотя бы намекнули на то, что у христианства есть глубинное, таинственное духовное измерение, которое можно постигнуть только в личном опыте, в Церкви, в молитве. Вместо этого мы несколько раз слышим о том, что послания апостола Павла были сбивчивы и сумбурны, но иногда он, правда, произносил чеканные формулы, типа: «Кто не работает, тот и не ест». Тут вспоминаются слова апостола Павла о том, что душевный человек духовного понять не может. Ему все будет казаться сумбуром и нонсенсом.
Может быть, эти недостатки будут устранены в дальнейшем, когда, режиссер В. Хотиненко, как он обещает, снимет отдельные большие фильмы о святых. И пусть все, сказанное нами, не воспринимается как критика ради критики, а как доброе пожелание. Все-таки, фильм призван не к разделению, а к объединению (как это и было заявлено в анонсах). Видимо, поэтому выбран такой способ подачи материала.
Пожелаем же режиссеру, чтобы в новых фильмах присутствовала не только яркость, броскость, но и глубина и «веяние хлада тонка».
http://rusk.ru/st.php?idar=104295
Страницы: | 1 | |