Русская линия
Русская линия Александр Ярошенко,
Дмитрий Напара
17.03.2006 

Русский островок в кукурузном море
К визиту президента Владимира Путина в Китай

Всего двадцать километров от Харбина по скоростной бетонке, резкий поворот направо вверх. И попадаешь в город мертвых. Городское китайское кладбище, с ровным рядами памятников, некоторые из которых «тянут» на музейное произведение искусства. Чуть дальше — ухоженные и огороженные добротным забором захоронения граждан еврейской национальности.

Православное кладбище в ХарбинеК этому «благополучию» сиротливо притулился русский погост — с заброшенными могилами, заросший травой забвения. Последний приют людей русских с каждым годом становится все меньше. Китайским крестьянам не хватает почему-то именно этой земли… Островку русской земли на маньчжурской сопке без малого полвека. Эту землю под русское православное кладбище китайские власти выделили после того, как было принято решение о сносе старого Успенского кладбища. Харбин рос и требовал новых территорий под строительство. Материальное свидетельство о том, что Харбин — как город, центр КВЖД — создали «русские эксплуататоры царской империалистической страны» жизнерадостной китайской коммунистической власти было не нужно. Тем более, было у кого поучиться — «старший брат» вел себя не менее варварски. На месте Успенского кладбища возник парк культуры и отдыха, некоторые пешеходные дорожки в котором до сих пор вымощены распиленными могильными плитами русских. Идешь по ним и читаешь: «Спи спо…».

Основная часть захоронений нового городского кладбища «Хуаншань» датируется временем после 1958 года. Немного здесь могил с Успенского кладбища — только те, что рассеянные по белу свету родственники смогли спасти из-под ножа бульдозера и перенести сюда.

Православное кладбище в ХарбинеОтдаленный участок кладбища: редкие «грешницы"-осинки с вечно трясущимися листьями, меж которых заросшие сухой, в человеческий рост полынью, почерневшие, косые кресты.

На одном из них жестяная табличка, с пляшущими, явно написанными не русской рукой буквами: «Мечкидяева Александра Еримеевна». Хорошо помним эту невысокую, кроткую женщину, с испуганными глазами и трогательной кудрявой чёлочкой. Шуру, как все ее звали, привезли в Харбин годовалым ребенком, она на родительских руках прошла знаменитый «Ледовый поход» вместе с несломленными каппелевцами. Всю жизнь прожила набожным, пугливым человечком, до последнего вздоха боясь ареста за «белобандитские» корни. Гордилась тем, что имела российское подданство. Власти не раз предлагали ей получить гражданство Китая, на что Шура искренне возмущалась: «Как я могу, я же русская!..»

Православное кладбище в ХарбинеНедалеко — рядок могил с разбитыми памятниками (поблизости от кладбища располагалась колония для малолетних китайских преступников, которые в качестве трудотерапии куражились над русскими могилами). Здесь лежат русские студенты, убитые в далекие тридцатые годы, на одной из ночных улиц Харбина. Ребята навеки остались двадцатилетними. Их могилы — одни из самых оскверненных на погосте, как будто мертвых их еще раз добивали.

Харбинское православное духовенство покоится недалеко от часовни в честь Рождества Предтечи Господня Иоанна. Эту часовню власти Харбина разрешили построить во второй половине 90-х гг. прошлого века. Ряд могил начинается с захоронения протоирея Михаила Барышникова. Отец Михаил был очень известен в Харбине и многими любим. Рядом могила иерея Стефана, китайца по национальности, зверски замученного «хунвэйбинами» в году пресловутой «культурной революции». Замученного, но не отрекшегося от веры православной, «якоже первомученик Твой Стефан…». Дальше — безымянный холмик схимонахини Рафаэлы. Теперь только куст сирени напоминает о том месте, где нашла свой вечный приют последняя Христова невеста русского Харбина.

Вот у самой кромки всепоглощающего кукурузного поля могилка Маргариты Антоновой. Память сохранила ее озорной, неунывающей, любившей в русской компании пропустить рюмку водки, которую она ласково называла «ханушка».

Покосившийся крестик, с выцветшей фанеркой на перекладине. Едва различима фамилия: Савицкая. Это могилка Настеньки Савицкой — одной из самобытнейших поэтесс русского Харбина. Настенька Савицкая — прожившая жизнь свою в чудовищной материальной нищете, оставившая после себя рукописи дивных стихов, которые через много лет после ее кончины вернулись в мир изданной в Америке книгой.

Развороченный памятник легендарному харбинскому доктору Казем-беку смотрит на мир немым укором: пустой «глазницей» сколотой фотографии и разбитым распятьем. Врача бессребреника хоронил весь город. Он умер, заразившись дифтерией от 3-хлетней девочки, которую спас. На народные деньги поставили памятник. Короток век человеческой памяти. Тот, на кого и за кого молились, спустя всего несколько десятилетий лежит в оскверненной могиле.

…Два воинских обелиска времен Русско-японской войны 1904−1905 гг. В Харбине в то время помещался тыловой госпиталь…

Совсем еще недавно, когда в Харбине крошечной лампадкой теплилась все же русская жизнь, на нашем погосте на Радоницу и Успение звучали заупокойные молитвы. Старики, пока были живы, по силам своим прибирали могилки. Жил в Харбине одинокий поляк пан Стокальский, человек огромной физической силы, который — прямо как в послушание — заботился о родном погосте. С ранней весны до поздней осени практически ежедневно пешком ходил туда и безустанно приводил захоронения в порядок. Окрестные крестьяне побаивались пана, захват кладбищенской земли под кукурузу шел не такими стремительными темпами.

Умер пан Стокальский. Нет больше в Харбине русских стариков. Сегодня русские могилы навещает в основном только холодная луна. Да летом неуспокоенной душой прокричит дикая птица.

Судьба подарила нам удивительные годы общения, с нашей землячкой, Тамарой Николаевной Федоровой. Рожденная в Благовещенске, она десятилетним ребенком покинула «революционную Родину». Долгую жизнь прожила в Харбине. Будучи человеком абсолютно одиноким «Мадам» (как ее на китайский манер называли) как-то взяла с одного из авторов слово, что после ее ухода он будет молиться за нее и «приезжать к ней в гости…». Прошло десять лет, как этой женщины нет на свете, слово стараюсь держать…
Рядом с ней лежит ее муж, Георгиевский кавалер, не отрекшийся от единожды принятой присяги Царю и Отечеству. Двадцать метров наискосок — и еще цела, слава Богу, могила Нины Давиденко, последнего русского главного бухгалтера империи купца Чурина. Именно ее подпись стоит под актом о передаче Чуринского универмага из русских рук в китайские. А вот и Михаил Мятов, последний православный молитвенник канувшей в Лету русской Атлантиды. Он так скорбел об умирающем погосте. Мечтал упокоиться только на нем: «Ты знаешь, тут жизнь прожита, в этой земле столько милых сердцу людей лежит, куда я поеду, к каким племянникам?..»

Чуть больше века назад русская энергия ключом били на этой китайской земле.
Сегодня погост этот скорбный не нужен никому.
Китайское кукурузное поле подминает под себя нашу скорбь. Летом на брошенном погосте заметили странную закономерность — практически в любую погоду на каменных надгробиях выступают крупные капли влаги…
Александр Ярошенко (Благовещенск)
Дмитрий Напара (Пекин)
Фото Юрия Мостославского (Благовещенск).

http://rusk.ru/st.php?idar=104205

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Игорь Сечеенов    14.04.2013 08:20
Н-да! Как я понимаю, этому погосту нужен покровитель. Кто-то, кто будет ежегодно приводить его в порядок и следить за неприкосновенностью границ. С 2015 года иркутский поисковый отряд "Восточный рубеж", смог бы, пожалуй, взять шефство над этим кладбищем. Раньше мы просто деньгами не успеем заручиться.
А еще надо закончить эпопею с русским кладбищем в Улан-Баторе.
С 2015 -го года – реально.
Командир ПО "Восточный рубеж" Игорь Вячеславович Сеченов.
slavin_urga@mail.ru
  femina1004 Natalia    19.05.2009 12:29
Иван, здравствуйте! Я Ваша однофамилица и,возможно, родственница. Семья отца проживала в г.Междуреченск под Новокузнецком. Поэтому корни наши из Сибири, как и у вас. Мы тоже хотели бы побольше узнать о родственниках, о нашей родословной. Мы живем в Санкт-Петербурге. Напишите мне : nat_fm@bk.ru
  Перегонцев Иван    15.05.2009 07:55
Здравствуйте, Наталья. Я Перегонцев Иван Владимирович, 35 лет, живу в Сергиевом Посаде последние 9 лет, родом из Томска. Собираю сведения о всех Перегонцевых и многое уже удалось собрать. Мой телефон 8 916 568 5182, 8 915 265 24 28. Буду рад с вами встретиться и поддерживать переписку. До связи
  Провинциал    19.11.2008 11:20
Вечная память всем честным и верным России людям, почившим в Китае, да простит Господь все их прегрешения, и дарует вечное блаженство во Царствии Своем!
  Провинциал    19.11.2008 11:18
"Ну насчет "бессмысленного" – это Вы загнули. Как то не верится в бессмысленность 5-ти тысячелетней истории китайского народа."

– Бессмысленная в силу того, что не было почти ничего, что во спасение. В чем еще православным видеть смысл?

"Это надо помножить нашу историю на 5 и попытаться представить себе, что-то…" Ну наша история отнюдь не исчерпывается одним тысячелетием – это только христианство. Если Вы хорошо знаете китайскую историю, то она является историей разных этносов, частично слившихся впоследствии в один народ, частично уничтоженных, частично сохранившихся.
В этом смысле наша история не более ли китайской? Реальных исторических памятников предостаточно.

" Скоро будут сильны и в военном отношении. Пренебрегать ими-значит однажды оказаться на границе по Уралу… "

– Увы, при нынешней политике властей, когда китайцам фатически уступаются территории России, им доступен свободный въезд без визы, разрушены исполинские защитные сооружения советских времен – это реальность. Которую, кстати, предсказали многие старцы и святые.

"Лучше, пока возможно, дружить. А если будет на то воля Божья, то и крестить…"

– Дружить, конечно, пока лучше. Но, думается, это не надолго. Приходилось читать труды людей, долго живших в Китае, изучавших его. Они говорят, что психология китайца такова, что у них нет нужды в чьих либо людских ресурсах и культурах. Есть зато потребность в женщинах: примерно 200 млн китайцев не имеют жен и жадно смотрят на наши земли. Такую же по численности армию они могут поставить под ружье. Китайцы открыто считают "северные земли" своими, печатают соотвествующие карты. Не по тому, что законность на их стороне, а потому, что это будет фактически осуществлено при нынешней тенденции в России. Для них немыслимо пустование земель. И русские им не нужны. Ни для "племени" ни для культуры, ни для чего. Они, в случае негативного развития событий будут частично вытеснены, частично вырезаны.
В силу же глубоких традиций и характера китайцев, КРЕСТИТЬ ИХ ОЧЕНЬ СЛОЖНО – ЕДИНИЦЫ (мнение архиерея РПЦ!).
При нашей нынешней жизни воля Божия может быть лишь бичом китайским, коего мы заслужили.
  реальный    19.11.2008 03:09
"Спаси Бог людей, которые в далеком и бессмысленном Китае умудряются разыскать осколки и крупицы Русской истории"
Ну насчет "бессмысленного" – это Вы загнули. Как то не верится в бессмысленность 5-ти тысячелетней истории китайского народа. Это надо помножить нашу историю на 5 и попытаться представить себе, что-то… Я был в Китае, правда давно и недолго, но впечатления уже двадцать лет не стираются. 16-ти летнего сына заставил учить китайский. Парень втянулся и его уже за уши от этого не оторвать. Китайцы пассионарны. А теперь еще и сильны экономически. Скоро будут сильны и в военном отношении. Пренебрегать ими-значит однажды оказаться на границе по Уралу… Лучше, пока возможно, дружить. А если будет на то воля Божья, то и крестить…
  Наталья Амирова    18.11.2008 19:58
Здравствуйте уважаемые Александр и Дмитрий!!!

Случайно нашла вашу статью. Спасибо вам огромное!
А я к вам со своей историей и, простите, со своими вопросами.
Скажите пожалуйста, сохранились ли какие-нибудь архивы, благодаря которым можно найти информацию о родителях моего отца, даты их кончины, месте захоронения?
Быть может есть какие-нибудь данные о жизни моего отца? Я так немного знаю о том периоде его жизни. Меня долго уберегали от этого знания. Видимо волновались, видимо так сказались на всём события, произошедшие с папой по возвращению в СССР.

Начну по порядку.
Дед был офицером царской армии. Верный своему долгу и присяге, не принял новой власти. В 1920 году родители с маленьким сыном (моим папой) пересекли границу и остались в Китае. Папе было 4 года. Он говорил, что остались в памяти войска и он – в седле с отцом.
Жили они в Харбине. Там папа вырос, ходил в русскую школу. Он рассказывал, что они изучали Закон Божий, который преподавал им служитель церкви. Быть может кто-то, о ком написано в вашем рассказе.
Затем папа служил в армии. Он называл русский полк. Также упоминал профессионалный бокс. Сохранились некоторые фотографии и награды. Они маленькие размером, чудом уцелели после обыска с конфискацией во время ареста. Кубки, другие награды и большинство фотографий были изъяты и никогда больше не вернуться в семью.

Первый брак и рождение старшего сына (Александр) тоже случились в Китае. Знаю, что папа с семьёй переехал в Шанхай. Он говорил, что дед держал магазин подержанной книги. Сохранилась одна фотография – дед у входа в свой магазин. Правда я не уверена, в Харбине ли, в Шанхае? У меня нет информации, остались ли жить папины родители в Харбине или тоже перебрались в Шанхай? Спросить теперь не у кого…

После Второй Мировой папа принял решение вернуться в Россию. Мне не нужно говорить о тех призывах советского правительства, которые были направлены на возвращение бывших соотечественников на Родину. Это освещено теперь историей и ярко представлено в фильме "Восток-Запад".
Дед чувствовал, что делать этого нельзя, отговаривал. Советовал поехать в Америку, Австралию, Европу. Однако папа рвался в Россию. Перед прощанием он обнял родителей, сказал, что скоро они снова увидятся. Дед произнёс: "Боюсь, сынок, мы никогда больше не увидимся…"

Здесь выписка из Книги Памяти о папе:

Перегонцев Георгий Петрович
Родился в 1916 г., Тверская обл., г.Зубцово; русский; кочегар, слесарь, гараж треста № 40.. Проживал: г.Казань..
Арестован 10 декабря 1949 г.
Приговорен: военным трибуналом войск МВД ТАССР 7 апреля 1950 г., обв.: 19-58-1а, 58-4, 58-6, 58-10. ("в детстве жил в Китае, клевета на сов. действительность, шпионаж").
Приговор: 25 лет лишения свободы, поражен. прав на 5 лет, военным трибуналом ПриВО 15.4.55 срок наказания снижен до 6 лет лишения свободы. Реабилитирован 19 ноября 1970 г.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан

Связь с родителями была утеряна. Во время папиного заключения фактически от голода умерла его жена. Сын-подросток остался один. К членам семей репрессированных отношение было известное. Мой сводный брат сумел выжить.

Кое-какие эпизоды, всплывающие в памяти. Ресторан, где папа с супругой любили бывать, Вертинский, играющий на пиано (рояле?) и поющий свой репертуар. Где это было? Ещё одно имя: Олег Лундстрем. Могу ошибаться, но по-моему они были знакомы.

Папы не стало в 1997ом году… Похоронен в Ташкенте.
Очень, очень хотелось бы найти ниточки, связывающие нас с тем временем, с историей моей семьи, которую я могла бы передать своим детям. И если сохранились места захоронения бабушки и дедушки, Петра и Елены Перегонцевых, я бы смогла осуществить свою давнюю мечту – приехать, поклониться и позаботиться об их памяти.

Ещё раз имена родных.
Пётр Перегонцев – дед;
Елена Перегонцева – бабушка;
Гергий Петрович Перегонцев – папа.


Спасибо!
С уважением,
Наталья.
  Alexandr Yegel    25.12.2006 03:08
Здравствуйте! Мне интересно ГДЕ или КАК я могу побольше узнать об этом кладбище, о списках погребённых там…Моя Мать родилась в этом городе,но через 5 лет её увезли в Союз…А вот прадет и остальные остались в Китае. Хотелось бы о них побольше узнать.
  Vera    25.09.2006 00:47
Уважаемый Сергей, ну чтож вы так напали на Москву. Ведь снедаемой пороками её сделали и мы свами в том числе. Ведь это мы "живем на свете неумело". А за крупицами русской истории совсем необязательно ехать в китай – достаточно доехать до полигона в Бутово.. Я там часто бываю и ощущаю себя частью истории
  от харбинцев    19.09.2006 18:27
Дионисий, извините, конечно, но, прежде чем писать такое, почитали бы лучше о Харбине литературу.
1. Это больная тема для вас? Вам мерещится. Евреи молодцы, что следят за своими могилами. В отличие от нас.
3. В далекие тридцатые годы Харбин еще был никаким ни чужим, а самым что ни на есть русским городом. Если вы не знали.
4. Русскими в Харбине называли всех славян и неславянских выходцев из России тоже.
5. Именно китайский манер. в Китае было принято обращение к русским женщинам – "мадаму". До сих пор иногда можно услышать.
Авторам – спасибо за статью.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

x trail