Русская линия | Полина Варламова | 16.03.2006 |
Благодаря их стараниям, поддержанным официальными татарскими историками, многие представители молодого поколения в Татарстане сегодня искренне убеждены в том, что практически все известные русские писатели, учёные и полководцы — это «коренные» татары, что Шапка Мономаха — это умело украшенная драгоценностями татарская тюбетейка, что Собор Василия Блаженного — христианизированная копия разрушенной Иваном IV Грозным казанской мечети Кул Шариф, что первым знамя Победы над поверженным Рейхстагом в 1945 году установил именно татарин, что двуглавый орёл «прилетел» в Москву не из Византии, а из Золотой Орды, да и собственно сама российская государственность была также «учреждена» татарами. «Доказав» себе, таким образом, что «человек произошёл от татарина», а «всё русское — суть ворованное татарское», местные националисты к началу 2000-х годов несколько успокоились, видимо, взявшись за ответственную работу по сбору доказательств татарского происхождения Адама и Евы. Но, как оказалось, чувство неудовлетворённости по поводу проделанной работы у них всё же осталось.
На днях я абсолютно случайно наткнулась на свежую публикацию бывшего народного депутата Татарстана и депутата Государственной Думы РФ, а также бывшего руководителя-координатора «Всетатарского общественного центра» Ф.Ш.Сафиуллина, и начавшие было отступать фантасмагорические «казанские воспоминания» нахлынули с новой силой. Сей «государственный муж» (сколачивающий ныне «Латинский фронт татарского народа»), среди прочих своих творений, поместил 27 февраля на своём «персональном сайте» в целом достаточно блёклую статью под названием «Друзьям» дальним — нефть и газ, себе и ближним — «русский мороз"…», где в свойственной для себя бездоказательной манере позлорадствовал по поводу холодов, обрушившихся этой зимой на Россию, несостоятельности её энергетической политики и «ампутации» Украины. Однако одновременно с этим он встроил в свою статью такую логическую цепочку, которая привела мои гуманитарные мозги в состояние лёгкого аффекта.
«У России, — рассуждает Ф.Ш.Сафиуллин по поводу последствий «ампутации» Украины, — без Киева другие истоки и корни. Они берут начало от становления и усиления Московского княжества как субъекта золотоордынской федерации. И завершаются заменой татарского хана православным царем, перенесением ханской ставки в Москву и захватом статуса наследницы и правопреемницы Золотой Орды с добровольным водружением на головы гербового двуглавого орла ханских корон трёх татарских государств. То есть, Москва стала в полном смысле государством лишь после завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Кстати, сам орёл этот достался России как память о Золотой Орде. Монеты с его изображением имели хождение по всему государству со времён правления хана Узбека (1313−1342) и хана Джанибека (1342 — 1358). Они звенели в кошельках нескольких поколений русских князей — руководителей субъектов Орды ещё за сто лет до бракосочетания Ивана III с Софьей Палеолог в 1472 году, которая, якобы, привезла символ России из Византии. Это ещё вопрос, какую птичку она вообще могла извлечь из сундука с приданым, если, как указывал ещё в XIX веке историк академик Н.П.Лихачев, «Византия не «знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла». Итак, придётся признать, что и нынешний государственный герб России имеет татарскую родословную, кроме более поздних украшений».
Дальше — ещё веселее. «Историко-идеологический кризис с отпадением Украины от России, — делает глубокомысленный вывод неутомимый борец с «русским шовинизмом», — неотвратимо поставит вопрос о реставрации истинной истории России, не фальсифицированной в угоду прозападным интересам династии Романовых. Неизбежным становится признание тюрко-татарской роли, не меньшей, чем славяно-русской, в создании государства российского, государствообразующей роли татарского народа наряду с русским народом. Кстати, вся надуманная нелепость бредовых страшилок о «татарстанском сепаратизме» держится на непризнании этой истины. Россия, нравится это кому или нет, — страна настолько же татарская, насколько русская. И потому татарский или татарстанский сепаратизм возможен лишь вместе со всей Россией, да ещё с Украиной и более того — от Тихого океана до Дуная (то есть, со всей бывшей Тартарией), а не с небольшой её частью — с нынешним Татарстаном». Честно говоря, то, что пытался сказать в последних фразах Ф.Ш.Сафиуллин, так и осталось для меня великой загадкой: то ли он призывает восстановить «Великую Тартарию» на развалинах СССР и Российской Федерации, то ли присоединить Татарстан к Украине с последующим заключением сепаратного мира с Россией? Воистину, загадочна душа татарского националиста и непостижима для русского ума!
Куда больше меня, как профессионального музейного работника, покоробило другое, а именно категоричное утверждение о «татарской родословной» государственного герба России, сделанное со ссылкой исключительно на золотоордынские монеты с изображением двуглавого орла. Я сразу вспомнила, что эта «нумизматическая» версия уже неоднократно обкатывалась татарскими националистами и «приданными» им «учёными» и раньше, но должного ответа они на неё так и не получили. Значит можно с нагловато-тупой непосредственностью «гнать волну» и дальше, убеждая весь мир в том, что Русское государство «передрало» свой герб с медных ханских монет? Может пришла пора несколько притормозить ничего не смыслящих в этом вопросе национал-«нумизматов»? Ведь сделать это не так уж и сложно: достаточно только обратиться к мнению авторитетных в данной области учёных, чтобы понять несостоятельность этой «монетной» версии.
Действительно, мелкие медные монеты периода правления хана Джанибека (а по некоторым сведениям — и его предшественника хана Узбека) с изображением двуглавого орла достаточно хорошо известны нумизматам, разрабатывающим золотоордынскую тематику, но их наличие ещё ни о чём не говорит, так как подобные изображения присутствуют на монетах многих государств, в том числе и чеканившихся задолго до образования Золотой Орды. (См. на фото: золотоордынский медный пул периода правления хана Джанибека: «железный» аргумент татарских националистов).
«Двуглавый орёл, — читаем мы, к примеру, в более чем солидном исследовании «Герб и флаг России X — XX века» (авторский коллектив: кандидаты исторических наук В.А.Артамонов, Г. В.Вилинбахов, С.Ф.Фаизов и доктор исторических наук А.Л.Хорошкевич), — один из древнейших символов. Он происходит из стран Древнего Востока и известен по цилиндрическим печатям Халдеи (в Южной Месопотамии) VI века до н.э., барельефам IV — III веков до н.э. в Каппадокии (Центральной Турции) […]. В VI веке этот символ проник в Сасанидское государство, а в XI веке двуглавый орёл становится элементом восточного орнамента, в особенности на тканях. В XIV веке двуглавый орёл встречается на медных монетах (сравнительно немногочисленных) золотоордынcкого хана Джанибека (1341 — 1357), однако государственным гербом в государстве Джучидов, наследников Батыя, двуглавый орёл не стал (выделено мною. — П.В.) […]. Со времени крестовых походов двуглавый орёл распространяется и по Европе, причем используется первоначально на печатях территориальных княжеств и имперских городов. На печати 1180 года графа Людвига фон Саарвердена представлен двуглавый орёл […].
Со времён Штауфенов (германских императоров и королей Священной Римской империи 1138 — 1254 годов, а в 1197 — 1268 годах и сицилийских королей) двуглавый орёл стал королевским гербом. Он присутствует на золотых монетах Фридриха II Барбароссы, сицилийских монетах, распространившись по всему христианскому миру. Спорадически двуглавый орёл употреблялся на печатях Людвига Баварского, более регулярно — короля Венцеля Люксембургской династии, а при Сигизмунде стал геральдической птицей (Коrn). В конце XIII века мы видим его на монетах Палермо, Нидерландов и Савойи, в XIV веке — на монетах Бертрана III Красивого во Франции, монетах архиепископов Кёльна, Майнца, Трира, монете города Фридберга, секретных печатях чешского короля Вацлава IV (1378 — 1419) […].
Двуглавый орёл был эмблемой не только светской власти. В XIII веке он выступал и символом Бога-отца: двуглавый орёл с распростертыми крыльями, но головами вниз изображен в этом качестве на алтаре церкви Од дер около Орхуса, построенной в 1225 — 1230 годах».
И это, как вы понимаете, отнюдь не весь «орлиный список», не упоминая уж о Византии, в пределах которой двуглавый орёл (хотя он, действительно, не помещался ни на монетах, ни на печатях) также выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы, и был изображён, как говорится в том же исследовании, «на патриаршем знамени и знамени Патмосского монастыря XII века».
Позволю себе привести ещё одну нелицеприятную для татарских националистов выдержку из книги «Герб и флаг России X — XX века». «Широкое распространение двуглавого орла в качестве ли государственной эмблемы или как символа причастности к власти, — говорится в ней, — предоставило исследователям не менее широкое поле для догадок о месте происхождения русского двуглавого орла. […] В начале нашего столетия на основе использования образа двуглавого орла на ордынских монетах хана Джанибека (1341 — 1357) была выдвинута идея о воздействии ордынской эмблематики на русскую […]. Сама по себе эта идея небеспочвенна. Наименования некоторых единиц, русской денежной системы, заимствованные из Орды, свидетельствуют о хорошем знакомстве русских с монетами, чеканенными там. Речь идет о терминах «алтын» (от тюркского слова «шесть») и «пула» (1/6 основного медного номинала и собирательное — деньги вообще). Однако большой временной разрыв между орлом монет Джанибека и двуглавым орлом русских монет и печатей, стилистическое отличие ордынских и русских образов этой фантастической птицы не позволяют согласиться с этим предположением […]. Кроме того, на пути усвоения двуглавого орла из Орды должны были стоять и психологические препятствия: эмблема угнетателей не могла стать государственной эмблемой угнетенных (выделено мною. — П.В.)».
Мало вам мнения этих специалистов, господин Ф.Ш.Сафиуллин? Пожалуйте, вот цитата из работы ведущего сотрудника Государственного Эрмитажа М.Г.Крамаровского, где, помимо прочих, содержатся версии о том, что двуглавый орёл «залетел» в Золотую Орду из той же Византии и Ирана. «С 1340-х гг., — пишет он, — на медных монетах Золотой Орды, чеканенных в Сарае ал-Джедид и Гюлистане, возникает изображение двуглавого орла. Для Джучидов появление нового монетного символа объяснимо как с точки зрения контактов с Палеологами в эпоху Узбека, одной из жён которого была приёмная дочь византийского императора, так и торговыми связями с монгольским Ираном. Вторая версия, основанная на внешнем сходстве с монетами хулагуидов Олджейту и Абу-Саида, была поддержана Г. А.Фёдоровым-Давыдовым […]. Последовательность заимствований геральдическим символов на монетах Палеологов, Хулагуидов, Джучидов и Рюриковичей остаётся загадкой. Несомненна, однако, генетическая зависимость двуглавого орла в Византии, в Иране, в Золотой Орде и в Московии от Ортукидов Дийарбакра (1102 — 1408), бывших в XIII в. некоторое время вассалами Сельджукидов Рума и хорезмшаха». Так что, руки прочь, господа татарские националисты, от «ортукидского» орла!
Предполагаю, вас вполне может смутить то «подозрительное» обстоятельство, что среди авторов этих научных высказываний почти нет людей с татарскими фамилиями? Что же, можете тогда почитать вышедшую в прошлом году книгу признанного татарского учёного-нумизмата А.Г.Мухамадиева «Древние монеты Казани», замечающего, в частности, что: «Татарское название двуглавого орла на монетах — семруг, который является также персонажем в образе фантастической птицы в произведениях фольклора. Это, по-видимому, тот самый семруг или семаргл, который обладал божественной силой в представлении некоторых древних народов, в том числе у кыпчаков и у восточных славян (выделено мною. — П.В.)».
И ещё… Можно, конечно, делать разные ёрнические предположения по поводу того, что там за «птичку» могла «извлечь из сундука с приданым» Софья Палеолог, но то что считающий себя татарским патриотом Ф.Ш.Сафиуллин никогда и в руках-то не держал этих самых близких его сердцу золотоордынских монет с изображением двуглавого орла, более чем очевидно. Иначе бы он наверняка не стал утверждать, что «в кошельках нескольких поколений русских князей — руководителей субъектов Орды» «звенели» мелкие медные пулы (серебряные монеты с изображением двуглавого орла золотоордынской чеканки просто не известны). Интересно, когда это на Руси «водились» столь бедные князья? Ляпнуть такое — примерно то же самое, что утверждать, что «в кошельках руководителей субъектов Российской Федерации звенят ныне однокопеечные монеты». А может быть это в головах у татарских националистов звенит слепая ненависть ко всему русскому, не дающая им покоя ни днём, ни ночью?
http://rusk.ru/st.php?idar=104204
Страницы: | 1 | |