Русская линия
Русская линия Виктор Дауров12.12.2005 

Есть ли пророки в нашем отечестве?
12 декабря — день памяти монаха-прозорливца Авеля

Мемориальная плита монаха АвеляЧуть более года назад в Суздале, с благословения правящего архиерея владыки Евлогия, состоялось малоприметное даже в пределах Владимиро-Суздальской епархии событие — установление памятной плиты монаху Авелю. Очевидно, все-таки не зря после долгих колебаний на плите было решено выбить евангельское: «Нет пророка в своем отечестве». Особенно, — так и хочется добавить: в нашем Отечестве. И в наше малоблагодарное время. Ведь достаточно провести опрос среди нынешних российских школьников, чтобы убедиться, что почти все они что-нибудь да слышали про хорошо «раскрученного» французского пророка Мишеля де Нотрдам Нострадамуса, а вот кто такой русский монах-прозорливец Авель знает далеко не каждый ученик даже и православной гимназии. Аналогичный результат даст, скорее всего, и опрос взрослого населения…

Да, безусловно, трудно не согласиться с православным писателем Александром Стрижевым, когда он говорит о приписывании в некоторых современных изданиях «задним числом"[1] тех или иных сомнительных пророчеств монаху Авелю. Например, такого, где Авель в разговоре с Павлом Первым называет Николая Второго «святым царем… искупителем», который «искупит собой народ свой — бескровной жертве подобно». Действительно: «можно ли сравнивать царя земного с Царем Небесным? Ведь Искупителем был, согласно Церковному учению, Господь наш Иисус Христос, Единый Безгрешный: Он искупил грехи всего человечества, и наши в том числе, и призвал на путь спасения всех людей. Царь Николай — святой, пострадавший за Россию, его почитаем мы как страстотерпца и как выдающегося государственного деятеля. Но сравнивать его с Сыном Божиим, называть «искупителем» — кощунственно и богохульно».

Все это так. И подобные вольные толкования «надо бы пресекать решительным образом». Хотя бы потому, что от них, и правда, уж сильно явно отдает современным околоцерковным мифотворчеством. Но тут важно, как нам кажется, не впасть в другую крайность. А именно: ссылаясь на недостаточную изученность такой исторической личности как монах-прозорливец Авель (получившего известность как раз за свою прозорливость, то есть дарованного ему от Бога умения видеть далеко вперед и предсказывать), закрыть, до выяснения обстоятельств, саму тему, наложить на нее если не табу, то как бы такую печать умолчания. До поры, так сказать, до времени. Вот наука разберется, вот отделит истину от вымыслов, реальные предсказания от мифических, вот тогда…

Но, во-первых, сомнительно, что это «тогда» когда-нибудь наступит. А во-вторых, свято место пусто не бывает. Пока мы будем молчать и осторожничать, не будут молчать и смущаться мифотворцы иноземных и иноверческих, чуждых нашему духу пророков-провидцев (вот уж, действительно, такого насочинявших и натолковавших (!), и несть им, толкователям, числа — в чем легко убедиться, запросив в Интернет-ресурсах материалы, связанные с именем того же Мишеля Нострадамуса).

Что же касается мифической стороны дела… Мифы они ведь тоже разные бывают. Без мифической составляющей невозможно себе представить, например, цикл былин о святом и абсолютно реальном историческом персонаже Илье Муромце, да и большую часть житийной (агиографической) литературы, особенно раннего периода. «Правильный» миф, таким образом — есть лишь сжатая, сконцентрированная метафора некой духовной реальности. До нас образно доносится то, чего нельзя донести никаким иным способом, вот, собственно, и все. Важно лишь, чтобы мифическое, по отношению к реальному, находилось в предельно допустимых и желательно минимальных пропорциях. Кем допустимых? Ну, например, чувством меры, вкусом, православным чутьем, если мы таковое согласны признать за реальность.

В этом отношении нельзя не согласиться (хотя и с небольшими оговорками), с мнением другой христианской писательницы Елены Чудиновой, которая в одной из своих статей[2] о соотношении патриотизма и церковности пишет:
«…Без мифов не живет ни один народ, и Россия здесь ничуть не различается с другими странами. Мифы — реальность народного менталитета, их совокупность очерчивает облик нации. По прошествии какого-то времени становится неважным, сколь реальны факты, заключенные в мифе, важно только, каким образом миф «работал», что с его помощью произошло».

Факты, конечно, всегда важны, сколько бы ни прошло времени, но вот то, что один сочиненный миф может «работать», и вполне успешно, против России и ее «консолидирующей», титульной нации, а другой вовсе даже может быть и не миф, а почти конкретная реальность, в силу своей не до конца проясненной достоверности, должен оставаться втуне и тем самым уступать «свято место» вредному мифотворчеству — с этим как-то соглашаться не хочется. Не лучше ли нам все-таки почаще обращаться к своей собственной истории, к своим собственным богатырям и героям (в пику всем этим дутым, как мыльные пузыри, терминаторам, джеки чанам и прочим там брюсам ли), к своим собственным родным пророкам, а там уж по ходу дела, «в процессе», так сказать, по мере изучения данных, вносить коррективы?.. Под лежач камень, как известно, и вода не течет (или: кто не толчет, тот и хлеба не печет). Главное — не молчать. Ибо молчанием, как сказал еще свт. Василий Великий, Бог предается.

Но вернемся к памятной дате…

Мемориальная плита с именем пророка, датой рождения и смерти, и главным его пророчеством: «Святая Русь процветет аки крин небесный» была, как уже сказано выше, год с небольшим назад торжественно установлена и открыта в Суздале, на территории Спасо-Евфимиева монастыря, в так называемом тюремном прогулочном дворике. Почему именно здесь, станет ясно, если вспомнить кое-какие основные вехи жизни монаха-прозорливца. Из того, что нам, разумеется, хорошо известно.

Русский монахЖил монах Авель во второй половине XVIII века и в первой XIX-ого. О нем во многих исторических материалах сохранились свидетельства как о человеке, предсказавшем крупные государственные события своего времени. Между прочим, за десять лет до нашествия французов он предсказал занятие ими Москвы (а что там, ну-ка, предсказал Нострадамус и предсказал ли он печальный исход французов из Москвы и России?..) За это предсказание и за многие другие монах поплатился тюремным заключением. За всю свою долгую жизнь, — а жил он более 80 лет, — Авель просидел за предсказания в тюрьмах, в общей сложности, 21 год. Только во дни Александра I в Соловецкой тюрьме он отсидел более 10 лет. Его знали: Екатерина II, Павел I, Александр I и Николай I. Они то заключали его в тюрьму за его пророчества, то вновь освобождали, желая от него же узнать свое будущее. За одно из таких очередных пророчеств Авеля, в царствование Николая Павловича (как видно из указа Св. Синода от 27 августа 1826 года), приказали изловить и заточить «для смирения» в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В этом монастыре, в первой трети XIX в. и окончил свою жизнь прозорливец.[3]

Любопытно, что в отличие от непомерно раздутого ныне Нострадамуса (прошу прощения за тавтологию), православного русского монаха Авеля еще при жизни почитали святым: многие барыни ездили к нему справляться о женихах своим дочерям. На что он смиренно, обычно, отвечал им, что он не провидец и что предсказывает только то, что ему повелевается свыше. До нашего времени дошло и «Житие и страдания отца и монаха Авеля». По «Житию» этому, монах Авель родился в 1755 году в Алексинском уезде Тульской губернии. По профессии он был коновал, но «о сем (о коновальстве) мало внимаше». Все же внимание его было устремлено на божественное и на судьбы Божии. Человек Авель «был простой, без всякого научения, и видом угрюмый». Стал он странствовать по России, а потом поселился в Валаамском монастыре, но прожил там только год и затем «взем от игумена благословение и отыде в пустыню», где начал «труды к трудом и подвиги к подвигом прилагати». «Попусти Господь Бог на него искусы великие и превеликие. Множество темных духов нападаше нань». Все это преодолел Авель, и за то «сказа ему безвестная и тайная Господь» о том, что будет всему миру. Взяли тогда Авеля два некии духа и сказали ему: «Буди ты новый Адам и древний отец и напиши яже видел еси, и скажи яже слышал еси. Но не всем скажи и не всем напиши, а только избранным моим и только святым моим». С того времени и начал Авель пророчествовать. Вернулся в Валаамский монастырь, но, прожив там недолго, стал переходить из монастыря в монастырь, пока не поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, на Волге. Там он написал свою первую книгу, «мудрую и премудрую"…

Дата смерти монаха Авели до сих пор в точности не определена. Одни источники называют 1841 год (эта дата и высечена на памятной плите). Другие склоняются к 1831 г. Разночтения в датировках, тем более, когда вопрос касается определения годов рождения — смерти монахов — дело довольно частое. Так, например, мы до сего времени не знаем в точности даты рождения и смерти суздальского святителя епископа Феодора или смерти святой княжны Евфросинии Суздальской. Даже дата рождения великого русского полководца, не проигравшего ни одного сражения, Александра Васильевича Суворова, в одних случаях пишется — 1730 г., в других — 1729. Даты рождения монаха Авеля также разняться. Одни исследователи указывают 1757 г. (так выбито на плите), другие, как в вышеприведенном «Житии» — 1755 г. В любом случае, мы должны обратить внимание на то, что-либо уже в этом году, либо еще через три года исполняется 250 лет со дня рождения нашего знаменитого соотечественника, благочестивого монаха-прозорливца, — юбилей вообще-то не шуточный, и если нам все же придерживаться даты, выбитой на плите, у нас еще есть в запасе достаточно времени: и порыться в архивах, и поработать с уже готовыми документами, и отделить истину от вымыслов, реальные предсказания от безусловно мифических, приписанных монаху Авелю «задним числом».

На плите высечено известное евангельское изречение: «Нет пророка в своем Отечестве». Фразу эту нельзя понимать вне контекста, и означает она только то, что нет пророка до тех пор, пока он не признан. Сдается, что первый скромный шаг в признании и всенародном почитании русского монаха-прозорливца в Суздале сделан. Сама могила Авеля находится также на территории Спасо-Евфимиева монастыря, метрах в ста от тюремного дворика, где установлена плита, за Свято-Никольской церковью, сразу напротив алтаря, на бывшем монастырском кладбище, которое было разрушено администрацией располагавшегося здесь политизолятора под названием СТОН (Суздальская тюрьма особого назначения) в 1923−24 гг.

СНОСКИ:
1. Стрижев А. О чем могут поведать архивы. К 250-летию со дня рождения преп. Серафима Саровского // Благодатный огонь. 2004. N12.
2. Чудинова Е. Демарш Верховенского // http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1376
3. Архивные документы, свидетельствующие о пребывании монаха Авеля в духовной тюрьме Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря:
1) Из донесения архимандрита Парфения правящему архиерею Владимиро-Суздальской епархии, 1830 г.:
«…В церкви, состоящей при арестантском отделении, святителя и чудотворца Николая иконостас и образа пришли в совершеннейшую ветхость, на исправление коих содержащийся в сем монастыре монах Авель жертвует собственных 1500 р.»

2) Из завещания монаха Авеля монастырю, 1830 г.:
«Преклонные лета мои, а с тем вместе и недуги, свойственные человеку, готовящемуся предстать пред суд Предвечнаго, обязуют (меня) своевременно сделать следующия распоряжения… В следствие собственно мною благоприобретенной… капитал… в 5 тысяч рублей… почитать отныне впредь вечною собственностью и принадлежностью Владимирской Епархии Суздальского Спасо-Евфимиевского монастрыря»
.
Оба эти документа дают нам основание полагать, что дата смерти монаха Авеля — 1831 г. — все же более близка к реальной, нежели дата — 1841 г. Здесь всё говорит о том, что слова о «человеке, готовящемся предстать пред судом Божиим» — не просто фигура речи, а монах действительно предчувствовал свою близкую кончину. Мог ли относительно себя самого ошибаться тот, кто безошибочно предсказывал даты великих исторических событий и смерти русских монархов?

http://rusk.ru/st.php?idar=103939

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  раб Божий Андрей    22.12.2007 22:39
Она 22.12.2007 20:07

Великолепный, глубокий ответ г-ну Даурову. Меня тоже покоробила его трактовка "искупления", будто бы "живот положити за други своя" – это пустой звук.
  Она    22.12.2007 20:07
Вот, искуплены мы, но почему доныне страдаем? Почему христиане сами доныне убивают и погибают от чужой руки и от болезней и от несчастных случаев? Почему столько войн со дня пришествия Спасителя? Отчего все кричат "Мир!", а мира нет? Ведь искуплены. Зачем святые отцы собою выкупали плененных? Каким образом попросил св.Серафим умереть сестру вместо брата? Значит не сохранил жизни солдатам, закрывший своим телом амбразуру Александр Матросов? Или напрасно живет с погибающим мужем-пьяницей страдалица жена,т.к. без нее он давно бы погиб? За что досих пор болеют дети? Не принимают ли досих пор благочестивые люди на себя различные обеты, чтобы Господь пощадил их близких? Знаете ли Вы так точно Законы духовного мира? Если законом выкупа пользуются даже терорристы. Не на себя ли хотели обменять чеченами плененных детей политические деятели? И если бы не было этого закона, как бы мы могли выкупать плененных и подавать милостыню? Но существует не только материальная милостыня, но и духовная. В своей книге "Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси" И.М.Концевич пишет: "В древности не существовало взгляда на сакраментальную исповедь, как на единственное, исключительное и неизбежное средство для прощения грехов, допущенных человеком после крещения. Исповедь и покаяние представлялись только одним из многих способов очищения от грехов. Иоанн Златоуст, напр., указывает 5 таких способов: 1) Публичная исповедь, 2)Плач о грехах, 3)Смирение, 4)Милостыня, 5)Молитва." Но разве скорби и болезни не могут принести очищение от грехов? Далее читаем у Концевича о покаянной дисциплине, которую Русь приняла из Греции и Болгарии, что.по обычаям того времени духовники выбирались по своему желанию, но с верностью ему до конца жизни. "Духовник же со своей стороны принимает всю ответственность за грехи своего духовного сына и берет его грехи на свою душу. Приведем пример такой передачи грехов: выслушав исповедь и прочитав молитвы над преклоненным покаянным сыном, духовник подымает его с земли и возлагает правую его руку на свою шею со словами : "На моей выи согрешения твоя, чадо, и да не истяжеает о сих Христос Бог егда приидет во славе Своей на суд страшный". Духовник "не точию свидетель есть" покаяния духовного сына перед Богом, но является как бы ответчиком за его грехи. Грех сына, сообщаемый духовнику на исповеди, становился их общим грехом, они являлись, как бы соучастниками преступления".
Последние новейшие открытия в психологиb показали возможность иррационального воздействия одного человека на другого (и здесь кроется феномен семьи и народа как единой общности). В физике: результат эксперимента зависит от экспериментатора, в медицине: от личности врача. И пророками теперь становятся ученые, если мистические откровения современным христианам не доступны, потому что их интересуют буква, а не дух. Арх.Киприан:"Мистика есть, прежде всего, духовный дар, особая харизма Св.Духа. Не всякий аскет сподобится мистических озарений, но всякий мистик идет путем узким…." А вот архиеп.Антоний (Михайловский), к кот. ездил нынешний отец Кирилл (Павлов), говорил, что он за отпущенный грех одного монаха во ад должен был сойти. Это и есть опыт истинной ХРИСТИАНСКОЙ жизни в подрожание и подобие своего Божественного Спасителя, который и сам во исполнение этого закона принял на себя наш крест. И кто знает может за Валтасаровы пиры наших коммунистических правителей расплатился наш св.Царь Николай своей мученической кровью. И зрела невинная душа его кровавые письмена на стене, вместо его преемников. И за то не вошел неоДарий в Москву, что Россия уже расплатилась миллионами таких же страдальцев.
  Дмитрий Соколов    22.12.2007 12:51
Церковь негативно относится к прорицателям и это правильно. Прорицатели действуют по бесовскому наущению, осознанно или неосознанно.
Монахи и подвижники, которым милостью Божией явлены картины грядущего – это совершенно иное. Т.к. это как разновидность знамений – картины вероятного будущего, которое будет, если люди будут идти тем путем которым идут.
Ведь вспомнить еще можно св. Иоанна Кронштадтского – который также предсказывал грядущие потрясения и в том числе мученическую смерть Государя.
Но самое поразительное-это то, что катастрофу предсказывали многие, и задолго до. То есть материалистам еще один звоночек.
  Владимир2007    22.12.2007 09:36
потрясает неизбежность. Когда петропавловская пушка выстрелила случайно нехолостым зарядом – все испугались кроме последнего русского царя (картечь прошла рядом с ним). Он уже читал завещание и сказал: "Ну до 18 года со мной ничего не случиться. Хотя изо всех сил пытался вывезти детей за границу 9перевел туда много золота на их счета)

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru