Русская линия | 07.02.2002 |
Корр.: Скажите, пожалуйста, почему возникла необходимость появления такого законопроекта, и если возможно коротко, в чем его суть?
А.ЧУЕВ: Увы, государство сегодня, исходя из даже закона о свободе совести и религиозных объединениях, не может решить те вопросы и задачи, которые сегодня необходимо решать для того, чтобы церковно-государственные отношения вышли на новый уровень.
Мы понимаем, что проблемы государства связаны со следующим. Если мы допускаем церковь в школу или к средствам массовой информации, то мы должны знать, кого мы допускаем. Сегодня зарегистрированы тысячи религиозных организаций самых разных вероисповеданий. Государственные деятели и чиновники вполне резонно говорят: если мы откроем двери школы для религиозных организаций, кто туда придет, какая религиозная организация? Будет ли эта религиозная организация и ее нравственные принципы, вероучение соответствовать устоявшимся традиционным принципам нашей жизни?
Так вот, этот закон как раз призван выделить традиционные религиозные организации из всех религиозных организаций и дать им дополнительные возможности. То есть, не ограничивая свободу совести, мы создаем механизм признания статуса традиционной религиозной организации.
Корр.: Александр Викторович, речь идет только лишь о православии или о других религиях?
А.ЧУЕВ: Нет, мы вообще не говорим, какая религия является традиционной. Мы даем критерии, по каким вероучение и соответствующую организацию можно признать традиционной. Прежде всего, есть несколько статусов: традиционная религиозная организация как бы всей России, традиционная организация для отдельных народов России и историческая традиционная организация.
В случае признания организации традиционной для всей России необходимо иметь миллион верующих или последователей, не менее 50-ти лет существования организации, и, самое главное, — необходимо признание во всех трех случаях, что данная религиозная организация является неотъемлемой частью духовного, исторического и культурного наследия народов России.
Что касается, скажем, исторической традиционной организации, — там численность не важна; там важен срок существования. Скажем, более 80-ти лет.
В случае организации, традиционной для отдельных народов России, — критерий численности 100 тысяч человек.
Для иностранных религиозных организаций, для их представительств, предусмотрен статус представительства иностранной традиционной религиозной организации, что должно быть подтверждено письмом из посольства о том, что данная религиозная организация на территории соответствующей страны является традиционной. Будет создана специальная комиссия, очень авторитетная, общественно-государственная (это не должен быть, конечно, прообраз Совета по делам религий), общественно-государственная федеральная комиссия по поддержке традиционных вероисповеданий. И Государственная Дума, и Совет Федерации, и президент, и на начальной стадии религиозные организации, вероисповедание которых вынесено в преамбулу Закона о свободе совести, будут участвовать в создании этой комиссии. А впоследствии любая организация, признанная традиционной, будет иметь право делегировать своего представителя в эту комиссию.
Корр.: Известно, что религиозные организации пользуются значительными налоговыми льготами. Но ваш законопроект прямо освобождает их от уплаты всех налогов. Можно чуть подробнее об этом?
А.ЧУЕВ: Вы знаете, на сегодняшний день, к сожалению, религиозные организации уже не пользуются значительными льготами, и эти льготы очень сокращены, а для предприятий и религиозных организаций просто упраздняются.
Наша задача — также установить дифференцированный подход. Если речь идет о вновь создаваемой религиозной организации, то здесь могут быть различные вопросы, различные разговоры о том, не может ли данная религиозная организация использовать те или иные предприятия для чисто коммерческой деятельности, для личного обогащения кого-то и так далее. Или, может быть, это даже псевдорелигиозная организация, созданная для этой цели.
Другое дело, когда речь идет о религиозных организациях, которые существуют в стране уже десятками, сотнями, тысячами лет. И, конечно, в этом случае должен быть совершенно другой подход. Мы считаем, что традиционные религиозные организации должны освобождаться от налогов, и не только они сами, но и создаваемые ими учреждения, предприятия и некоммерческие организации.
Что же касается предприятий, то, естественно, освобождается от налогов не просто их прибыль, а та прибыль, которая направляется на деятельность религиозной организации, а не на другие нужды.
Корр.: И последний вопрос. Александр Викторович, вы были автором проекта закона о реституции, предполагавшего возвращение в собственность Православной церкви практически всего имущества, которым она владела до 1917-го года. Этот законопроект не прошел. Какова вероятность, что ваш новый проект будет поддержан вашими коллегами по Госдуме?
А.ЧУЕВ: Вы знаете, там не совсем такая ситуация. Я сам снял законопроект, просто видя, что нет поддержки, чтобы, так сказать, не создавать прецедент отклонения законопроекта. Я был вынужден снять его. Что же касается этого законопроекта, пока оппонентов у меня нет; более того, президент Российской Федерации 12-го декабря на личной встрече поддержал идею принятия данного законопроекта. Поэтому я надеюсь на поддержку администрации президента.
Если говорить о реституции, скажу следующее. Государство сильно задолжало церкви, конечно, прежде всего, Русской православной церкви и другим традиционным конфессиям, сильно задолжало. И я считаю, что свои долги надо отдавать, — это потом вернется и духовным, и нравственным ростом наших детей. Я считаю, что ради этого не надо, так сказать, бояться того, что это приведет к каким-то затратам.
Думаю, храмы, которые сегодня используются под различные хозяйственные нужды… Ведь есть сегодня достаточно большое количество храмов, которые используются и под учреждения, и под дома культуры, — в лучшем случае под дома культуры! — и под какие-то спортивные заведения, и так далее. Я считаю, что все-таки надо возвращать храмы Церкви, надо возвращать, и ничего страшного в этом нет. И не только храмы, возможно, но, безусловно, и здания, относящиеся к церкви. Думаю, что это в будущих поколениях и в духовном облике страны с лихвой оправдает себя.
Корр.: Александр Викторович, спасибо вам большое за то, что вы согласились ответить на наши вопросы. Успехов вам. А слушателям напомню: в прямом эфире мы беседовали с депутатом от «Единства» Александром Чуевым, подготовившем законопроект о традиционных религиозных организациях в Российской Федерации.
Радио «Маяк»