Русская линия
Московские новости Игорь Найденов23.04.2004 

Каков поп — таков и колхоз
(Как сельчане выбрали своего священника председателем колхоза)

С некоторых пор в ярославском селе Горинское случаются чудеса. Колхозники, например, стали получать зарплату. Чудотворец — настоятель местного Свято-Троицкого храма

В ярославском селе Горинское случилось чудо. Иверская икона Божией матери просветлела. Одновременно с тем, как колхозникам выдали долги по зарплате. Сразу за два месяца.

Хотя, если вдуматься, какое же это чудо, если настоятель местного Свято-Троицкого храма и председатель СПК «Колос» — один и тот же человек.

«КОЛОС» НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ

А почему так вышло, рассказывать недолго. Поехал однажды отец Григорий в соседнее село Всехсвятское. А там дома пустые, заколоченные, где и каменные. Единственная живая душа — иеромонах Андрей. Сам с собой в храме службу служит. С пасеки кормится. Стал отец Григорий выяснять, куда люди подевались. Оказалось, просто: колхоз местный развалился-обанкротился, работники, паства то есть, разъехались кто куда.

Вот отец Григорий и испугался, что Горинское, а вместе с ним и его приход такая же участь ждет. Потому, как знал — на информации сидит, исповедует -, что коров в «Колосе» с каждым месяцем все меньше, а расходов у колхоза все больше. Нет у него экономического образования, а понял: не к добру это.

И написал листовку. В сердцах. От обиды больше, чем от разума. Написал, что менять надо руководство СПК, иначе беда.

Колхозники, люди непосредственных решений, восприняли послание священника буквально и персонально. Ну и выбрали его главным над собой. Одна редька: начальницу клуба на попа поменять.

ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ОТЦА-ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Отец Григорий, когда визирует договор на покупку сухого молока для телят, подписывается: «Г. Королев».

Председатель Королев, когда просит благослове-ния у владыки Иосифа на производство молочных пакетов с изображением иконостаса горинского храма, подписывается: «о. Григорий».

Главное, не спутать, когда ты кто.

На проповеди ведь не скажешь верующим, допустим: «Петухов, еще раз пьяным увижу за трактором — уволю». Тут с помощью притч надо и чтобы ничего личного. Так учит православная церковь.

И на общем собрании СПК не скажешь колхозникам: «Грешно больше недели силос закрывать». Сопреет, как утверждает сельскохозяйственная наука.

От прежней председательницы Григорию Александровичу достались долги в двести с лишним тысяч и две книжки: «Об инновационных процессах в агропромышленном комплексе России» (2003 г.) и «Справочник по планированию сельского хозяйства СССР» (1972 г.). В ящике под столом случайно нашел.

Теперь эти книжки у него настольные. В первом случае, говорит, надо отбросить всю терминологию, а во втором всю идеологию. Смешать. Получишь результат.

Хотя нет. Смешивать он стал потом. А для начала сразу понизил колхозникам зарплату.

В прошлой, мирской, жизни отец Григорий работал фельдшером на московской подстанции «Скорой помощи». Вспоминает, как в 1991 году сотрудники «Скорой» забастовали, требуя повышения зарплаты. Им повысили, но работать лучше никто не стал.

Лучше получать небольшие деньги регулярно, чем большие никогда. Такой тезис выдвинул отец Григорий. Поняли его в колхозе не все и не сразу. Пришлось даже отступить от правил и сказать об этом, хоть и эзоповым языком, в храме на проповеди.

Он председательствует чуть больше месяца, а результат уже такой, что сам удивляется: надои увеличились в три раза. А всего-то надо было купить дорогих витаминов, не жадничать. И ветеринара толкового по договору нанять, чтобы за селекцией следил и за кормежкой — каждый крестьянин знает: молоко у коровы на языке.

Стали больше продукции сдавать на завод, появились деньги. Часть священник пустил на долги по зарплате, другую — на развитие: собирается брошенный и разворованный в прежние времена животноводческий комплекс запускать.

А поначалу, первую неделю, его, конечно, трясло. Особенно когда узнал, что в СПК денег нет даже на бензин для молоковоза. Разозлился сам на себя: «Ну, толоконный лоб, и взвалил ты ношу».

Что делать, взял деньги из церковной кассы, перешел улицу, оформил как пожертвование в пользу колхоза. Так и закрутилось.

КАГОР С ВОДКОЙ НЕ МЕШАТЬ

В кабинет председателя без стука врываются три девчонки-малолетки:

— Алесангригорч, ключи дайте.

Председатель протягивает им ключи от храма. Объясняет мне, что в седмицу после Пасхи каждый, кому захочется, может залезть на колокольню и там вволю назвониться.

К духовной вольнице в селе уже начали привыкать. Вслед за детьми взрослые на верхотуру полезли. Побаловаться. «А побалуются, глядишь, и в храм завернут», — довольно усмехается Александр Григорьевич.

Непонятно — такая амбивалентность, прости Господи, работает на имидж отца-председателя или нет.

Мясоед, но свою скотину собственноручно забить не может. Даже кролика. Специального человека приглашает.

Жалеет, что на православный рок-фестиваль в Ярославле не попал.

У него глаза — и те, кажется, разного цвета.

— Выпивка? Нормально отношусь: главное, кагор с водкой не мешать.

Кстати, о выпивке.

Недавно председатель Королев не пустил на работу пьяных доярку и механизатора. А в храм пустил бы. Сказано: «Не мешайте детям приходить ко мне». Вот отец Григорий и не мешает. Говорит: «Невоцерковленный человек — тот же ребенок. Не помочился на стену храма, перед тем как в него войти, — уже хорошо».

Поразительно, но эффект от такого снисхождения неожиданный. По первости на праздники священник боялся, что ему подсвечники в храме посшибают. А теперь совсем пьяных в храме среди своих вообще не увидишь, если и качаются, то только приезжие.

И еще. На прошедшую Пасху у отца Григория полсела было.

У священников это нечто вроде производственного показателя: сколько людей на Пасху в церковь пришли. Успех, одним словом.

БОГОУГОДНОЕ ДЕЛО

Почему держать три коровы в Горинском рентабельно, а двести — нет? Вот вопрос, на который пока не может найти ответа экономический советник председателя СПК Максим Янов. Но в селе уверены: рано или поздно найдет. Умный очень.

С Яновым Королев познакомился в Интернете. Янов тогда работал в маркетинговом отделе крупного рыбинского предприятия. Неизвестно, какие слова нашел для него отец Григорий, только теперь экономический советник еще и алтарщик в храме Горинского, живет тут же, в селе.

Фамилию министра сельского хозяйства России ни отец Григорий, ни его советник не знают. И знать не хотят. Работают всего ничего, а чиновники уже замучили. Из районного сельхозуправления идут телефонограммы: то отчитайся, как подготовились к посевной, то — как прошла зимовка скота. А не их это дело — требовать отчета от кооператива. Не те времена.

Отец Григорий отчитываться и не думает. Из-за этого слывет вольнодумцем. На жалобы и угрозы отвечает: у меня один начальник — владыка Иосиф.

Показывает мне бумажку из Арбитражного суда. Пенсионный фонд искует, долги требует вернуть. «Да кто вас тронет, мужики, не боись, вы же производители», — лезут со своими советами из сельхозуправления.

«Знаем мы это „не боись“, — говорит священник, — технику на списание, коров под нож, недвижимость и землю в живописной местности — на аукцион. А кто его проводить будет? Да сельхозуправление и будет вместе с районной администрацией».

Отец Григорий уже съездил в Пенсионный фонд. Договорился о выплате текущих налогов и отсрочке старых долгов. Ему поверили. Божий человек, как-никак. Может, и начальнице клуба поверили бы, но она в Пенсионный фонд не ездила.

В этом вся разница.

Сейчас отец Григорий носится с идеей принять пять семей вынужденных переселенцев — в колхозе рук не хватает. Просил обязательно написать: «Жилье есть, работа тоже».

Выгода тут двойная: во-первых, переселенцы — отличные работники, во-вторых, помочь соотечественникам — богоугодное дело.

Отец Григорий отпустил себе на подъем колхоза два года. Потом найдет преемника и вернется в храм. Говорит, что преемником должен быть мирянин, но с одним условием: мирянин верующий. Остальное приложится. Остальное — это воровать в меру, за людей отвечать, не пить до свинского состояния. Все, пожалуй. Что еще хорошему председателю нужно?

А вообще-то по селу, конечно, идет шепоток: отец Григорий хочет СПК в подсобное хозяйство при храме превратить. «Они, попы, такие — своего не упустят».

— Станете колхозные средства на восстановление храма привлекать? — спрашиваю.

— Почему нет? Храм же помогает колхозу.

— А что, если, спасая приходы, священники повсеместно последуют вашему примеру? Не будет ли это означать, что церковь внедряется в экономику государства?

— Это будет означать одно: что нашему сельскому хозяйству настал полный…, — произносит непотребное слово председатель Королев.

Отец Григорий его тут же за это сурово порицает.

Впрочем, какой он отец: едва за тридцать, и борода еле растет:

* * *

А тут еще об одном чуде узнали сельчане. Икона из горинского храма нашлась, да не какая-нибудь, а Собор Пресвятой Богородицы, которая с прошлого века в розыске числилась. Колхозники крестятся во все стороны: «Знак это небесный, апрельскую зарплату без задержек выплатят».

Москва — с. Горинское, Ярославская область


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика