Русская линия
Московские новости Аркадий Ваксберг28.01.2004 

Мадемуазель, откройте личико
Франция: дискуссия вокруг хиджаба перерастает в политический кризис.

Жаку Шираку противостоят 5 миллионов французских мусульман
По призыву мусульманских организаций во многих городах Франции прошли манифестации протеста против одобренного Жаком Шираком законопроекта, запрещающего школьницам-мусульманкам носить традиционные головные платки-хиджабы. Французские мусульмане не желают мириться с ожидаемым принятием документа в Национальной Ассамблее 3 февраля.

СТАЗИ СТАВИТ ТОЧКУ

Тема пресловутых платков вот уже много месяцев — а если точнее, несколько лет — не сходит со страниц французской печати. И ничто не обещает, что дискуссия пойдет на убыль. Первоначально повод для нее возник лет пятнадцать назад, когда в одной из школ учительница спровоцировала скандал, потребовав от двух девочек-подростков снять на уроке головные платки. Девочки отказались — возможно, просто из боязни «домашних санкций». Инцидент получил огласку. И с тех пор разросся до поистине общенациональной проблемы.

То, что вошло в историю под именем 11 сентября, события на Ближнем Востоке, война в Ираке, — все это, вместе взятое, обострило конфликт и вывело его на уровень серьезнейшей политической драмы. Огромная мусульманская община Франции — более 5 млн. человек (8 процентов населения страны), как уже родившихся здесь, так и прибывших с волной иммиграции (все возрастающей, кстати сказать), зачастую не имеющих не только французского гражданства, но и вида на жительство, — все громче заявляет о своих правах и интересах. Она требует безоговорочного признания и уважения мусульманских обычаев, видя в каждом запрете, чем бы и как бы он ни был обоснован, этническую и конфессиональную дискриминацию. Лейтмотив всех требований и протестов: нужны гарантии национальной и религиозной самобытности.

Накал страстей столь велик, что можно подумать, будто государство действительно покушается на эту самобытность. Между тем речь идет не о том, что кто-то мешает соблюдению религиозных традиций и правил, а о том, насколько сами «жертвы дискриминации» в повседневной жизни интегрированы во французское общество. Не раскалывают ли они его по национальному и этническому признакам? Не способствуют ли демонстративным проявлением своей самобытности политической сегрегации? Не добиваются ли каких-то особых прав и привилегий? Именно в таком ключе исследовала проблему и представила главе государства свои предложения специальная парламентская комиссия, получившая, по имени своего председателя, название «комиссия Стази».

Анализ выводов, с которыми в принципе согласился президент Ширак, подсказывает, что власти обеспокоены нарочитым и целенаправленным культивированием национально-религиозных особенностей в ущерб созданию цельного, единого светского общества, как это предусмотрено французской конституцией и законом 1905 года об отделении церквей (всех и любых) от государства. А если уж говорить о самобытности, то как раз именно Франция пытается сейчас отстоять свои национальные ценности от весьма агрессивного и все более входящего в политическую моду чуждого ей влияния. Она не хочет оказаться заложницей в раздирающем мир противоборстве демократии и экстремизма, воинственно наступающего под флагом веротерпимости.

ТАМ, ГДЕ СХОДЯТСЯ КРАЙНОСТИ

На базе возникшего, казалось бы, сугубо этнорелигиозного конфликта произошло размежевание отнюдь не различных конфессий, а различных политических движений. Тогда как французские правые в общем и целом (но только в общем и целом!) и даже большинство социалистов единодушны в поддержке президента, коммунисты и те, кто им вроде бы принципиально противостоит, — Национальный Фронт небезызвестного Жана-Мари Ле Пена, — решительно против. Крайности сходятся. Их довод (для лепеновцев — откровенно демагогический) лежит на поверхности: законы терпимости повелевают дать возможность каждому исповедовать свою религию и свои принципы так, как он считает нужным, притом не только в частной, но и в публичной жизни.

Политики разошлись во взглядах, а вот разные конфессии, напротив, объединились в своем противостоянии планам президента. Совет христианских Церквей Франции, где наряду с католиками состоят и православные, и протестанты, выступил против законопроекта о светском характере общественной жизни, который предлагает внести комиссия Стази. Клерикалы ссылаются при этом на Всеобщую декларацию прав человека и на Европейскую конвенцию прав и основных свобод человека.

Президент и парламентское большинство вынуждены действовать с величайшей осторожностью, не забывая о том, что мусульманская община представляет собой важную часть электората, а кроме того, имеет за спиной мусульманский мир, включая и его радикальное крыло. Показательно в этом смысле письмо, которое направил Шираку «духовный лидер» радикальной шиитской группировки «Хезболла», шейх Мухаммед Фаддалла. Благодаря президента за «сдержанную» (то есть проарабскую) позицию Франции в ближневосточном конфликте, он откровенно угрожает «лавиной террористических актов», если Париж узаконит запрет на ношение в школах мусульманских платков.

Ширак попробовал найти выход из положения, выведя проблему за «чисто мусульманские» рамки. По его предложению, запрет ношения религиозных символов в государственных школах должен распространиться и на еврейские кипы (иудейская община Франции превышает 650 тыс. человек), и на христианские кресты «большого размера, выставляемые, в отличие от нательных крестиков, напоказ, поверх одежды». Комиссия Стази пошла еще дальше, предложив объявить нерабочими днями (для школьников, а еще лучше и для взрослых) наряду с католическими праздниками мусульманский Ид аль-Фитр (завершающий день Рамадана) и Йом Кипур (иудейский Судный день).

НЕ ТРОГАЙТЕ ЧЕ ГЕВАРУ!

Самый влиятельный на сегодня французский политик, министр внутренних дел Николя Саркози довел главный тезис Ширака — «Франция — светское государство» — до логического конца. Если уж «школа — нейтральная территория» (выражение Ширака), свободная от какой бы то ни было публичной общественной деятельности, то наряду со знаками религиозной идентичности здесь должно быть запрещено и ношение политических символов. Эту точку зрения разделяют и многие депутаты-правоцентристы.

Посягательство на футболки с изображением Че Гевары, на атрибутику тех, кто солидарен с Арафатом или выражает сочувствие Саддаму Хусейну, напугало Ширака: он зримо представил себе, к каким последствиям может привести дальнейшая эскалация запретов. Но вопрос тем не менее остается открытым.

Ширак не может не считаться с тем, что, согласно последним опросам, более двух третей французов (притом с разными этническими корнями) поддерживают законопроект, призванный сдержать наступление исламистской символики. Только будет ли действенным этот проект, став законом? Не приведет ли к новому витку конфронтации? Сегодня этот вопрос здесь на устах у всех.

Тем временем конфликт и порожденные им проблемы уже перешагнули французские границы. Те же самые вопросы подняли в своих странах бельгийские и германские парламентарии. Поток иммигрантов из стран «третьего мира» не уменьшается. Открывая им двери, богатые страны ставят себя перед такими проблемами, которые вряд ли имеют приемлемое для всех решение.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика