Московские новости | Аркадий Ваксберг | 28.01.2004 |
СТАЗИ СТАВИТ ТОЧКУ
Тема пресловутых платков вот уже много месяцев — а если точнее, несколько лет — не сходит со страниц французской печати. И ничто не обещает, что дискуссия пойдет на убыль. Первоначально повод для нее возник лет пятнадцать назад, когда в одной из школ учительница спровоцировала скандал, потребовав от двух девочек-подростков снять на уроке головные платки. Девочки отказались — возможно, просто из боязни «домашних санкций». Инцидент получил огласку. И с тех пор разросся до поистине общенациональной проблемы.
То, что вошло в историю под именем 11 сентября, события на Ближнем Востоке, война в Ираке, — все это, вместе взятое, обострило конфликт и вывело его на уровень серьезнейшей политической драмы. Огромная мусульманская община Франции — более 5 млн. человек (8 процентов населения страны), как уже родившихся здесь, так и прибывших с волной иммиграции (все возрастающей, кстати сказать), зачастую не имеющих не только французского гражданства, но и вида на жительство, — все громче заявляет о своих правах и интересах. Она требует безоговорочного признания и уважения мусульманских обычаев, видя в каждом запрете, чем бы и как бы он ни был обоснован, этническую и конфессиональную дискриминацию. Лейтмотив всех требований и протестов: нужны гарантии национальной и религиозной самобытности.
Накал страстей столь велик, что можно подумать, будто государство действительно покушается на эту самобытность. Между тем речь идет не о том, что кто-то мешает соблюдению религиозных традиций и правил, а о том, насколько сами «жертвы дискриминации» в повседневной жизни интегрированы во французское общество. Не раскалывают ли они его по национальному и этническому признакам? Не способствуют ли демонстративным проявлением своей самобытности политической сегрегации? Не добиваются ли каких-то особых прав и привилегий? Именно в таком ключе исследовала проблему и представила главе государства свои предложения специальная парламентская комиссия, получившая, по имени своего председателя, название «комиссия Стази».
Анализ выводов, с которыми в принципе согласился президент Ширак, подсказывает, что власти обеспокоены нарочитым и целенаправленным культивированием национально-религиозных особенностей в ущерб созданию цельного, единого светского общества, как это предусмотрено французской конституцией и законом 1905 года об отделении церквей (всех и любых) от государства. А если уж говорить о самобытности, то как раз именно Франция пытается сейчас отстоять свои национальные ценности от весьма агрессивного и все более входящего в политическую моду чуждого ей влияния. Она не хочет оказаться заложницей в раздирающем мир противоборстве демократии и экстремизма, воинственно наступающего под флагом веротерпимости.
ТАМ, ГДЕ СХОДЯТСЯ КРАЙНОСТИ
На базе возникшего, казалось бы, сугубо этнорелигиозного конфликта произошло размежевание отнюдь не различных конфессий, а различных политических движений. Тогда как французские правые в общем и целом (но только в общем и целом!) и даже большинство социалистов единодушны в поддержке президента, коммунисты и те, кто им вроде бы принципиально противостоит, — Национальный Фронт небезызвестного Жана-Мари Ле Пена, — решительно против. Крайности сходятся. Их довод (для лепеновцев — откровенно демагогический) лежит на поверхности: законы терпимости повелевают дать возможность каждому исповедовать свою религию и свои принципы так, как он считает нужным, притом не только в частной, но и в публичной жизни.
Политики разошлись во взглядах, а вот разные конфессии, напротив, объединились в своем противостоянии планам президента. Совет христианских Церквей Франции, где наряду с католиками состоят и православные, и протестанты, выступил против законопроекта о светском характере общественной жизни, который предлагает внести комиссия Стази. Клерикалы ссылаются при этом на Всеобщую декларацию прав человека и на Европейскую конвенцию прав и основных свобод человека.
Президент и парламентское большинство вынуждены действовать с величайшей осторожностью, не забывая о том, что мусульманская община представляет собой важную часть электората, а кроме того, имеет за спиной мусульманский мир, включая и его радикальное крыло. Показательно в этом смысле письмо, которое направил Шираку «духовный лидер» радикальной шиитской группировки «Хезболла», шейх Мухаммед Фаддалла. Благодаря президента за «сдержанную» (то есть проарабскую) позицию Франции в ближневосточном конфликте, он откровенно угрожает «лавиной террористических актов», если Париж узаконит запрет на ношение в школах мусульманских платков.
Ширак попробовал найти выход из положения, выведя проблему за «чисто мусульманские» рамки. По его предложению, запрет ношения религиозных символов в государственных школах должен распространиться и на еврейские кипы (иудейская община Франции превышает 650 тыс. человек), и на христианские кресты «большого размера, выставляемые, в отличие от нательных крестиков, напоказ, поверх одежды». Комиссия Стази пошла еще дальше, предложив объявить нерабочими днями (для школьников, а еще лучше и для взрослых) наряду с католическими праздниками мусульманский Ид аль-Фитр (завершающий день Рамадана) и Йом Кипур (иудейский Судный день).
НЕ ТРОГАЙТЕ ЧЕ ГЕВАРУ!
Самый влиятельный на сегодня французский политик, министр внутренних дел Николя Саркози довел главный тезис Ширака — «Франция — светское государство» — до логического конца. Если уж «школа — нейтральная территория» (выражение Ширака), свободная от какой бы то ни было публичной общественной деятельности, то наряду со знаками религиозной идентичности здесь должно быть запрещено и ношение политических символов. Эту точку зрения разделяют и многие депутаты-правоцентристы.
Посягательство на футболки с изображением Че Гевары, на атрибутику тех, кто солидарен с Арафатом или выражает сочувствие Саддаму Хусейну, напугало Ширака: он зримо представил себе, к каким последствиям может привести дальнейшая эскалация запретов. Но вопрос тем не менее остается открытым.
Ширак не может не считаться с тем, что, согласно последним опросам, более двух третей французов (притом с разными этническими корнями) поддерживают законопроект, призванный сдержать наступление исламистской символики. Только будет ли действенным этот проект, став законом? Не приведет ли к новому витку конфронтации? Сегодня этот вопрос здесь на устах у всех.
Тем временем конфликт и порожденные им проблемы уже перешагнули французские границы. Те же самые вопросы подняли в своих странах бельгийские и германские парламентарии. Поток иммигрантов из стран «третьего мира» не уменьшается. Открывая им двери, богатые страны ставят себя перед такими проблемами, которые вряд ли имеют приемлемое для всех решение.