Русская линия
Московские новости Александр Солдатов22.01.2004 

В тени первого лица
Первый срок «президентского духовника» о. Тихона (Шевкунова) подходит к концу. Чем он был отмечен?

Три года назад «МН» «открыли» широкой светской общественности имя архимандрита Тихона (Шевкунова) — молодого и энергичного наместника московского Сретенского, что на Большой Лубянке, монастыря (см. «Пастырь с Лубянки», N 35, 2000 г.). Отец Тихон прославился после того, как кем-то — возможно, им самим — была вброшена в прессу сенсационная информация: у нового Президента России есть духовник.

За прошедшие годы «лубянский архимандрит» — или, если угодно, «кремлевский духовник» — изрядно прибавил в весе. У него появились новые духовные чада, подопечная «православно-патриотическая» фракция в Госдуме, он предпринял несколько успешных церковно-политических и экономических акций. Влияние этого батюшки простирается далеко за стены Сретенского монастыря, более того — оно выходит и за ограду Русской православной церкви (РПЦ). Отец Тихон олицетворяет новый «центр влияния» в российской политике — духовно-идеологический. В опоре на этот центр нуждаются не только президент и окружающие его «силовики», но и представители «патриотически ориентированного» (а другого скоро, видимо, не останется) бизнеса, и публичные политики «парламентского типа».

МЕТОДЫ

Однако не один о. Тихон почувствовал этот социальный заказ. На том же поле и с той же паствой в минувшем году стал активно работать митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), сосредоточивший в своих руках контроль над всеми ключевыми административными постами в РПЦ. Несмотря на то, что политическая логика диктует возникновение некоторой борьбы и конкуренции между о. Тихоном и митрополитом Кириллом, говорить об их открытом противостоянии пока рано. Во-первых, наместник и митрополит находятся в разных «весовых категориях», занимают разное иерархическое положение в Церкви. Во-вторых, у них разные методы работы: митрополит Кирилл прямо использует административные рычаги, имеющиеся в его распоряжении, а о. Тихон предпочитает действовать именно как духовник, серый кардинал, который всегда решает вопросы с помощью задушевных пастырских бесед, а не начальственного окрика или базарного торга. Наконец, в-третьих, эти церковные деятели принадлежат к разным церковно-политическим «школам». Митрополит Кирилл — самый яркий ученик митрополита Никодима (Ротова), пытавшегося еще в 1960−70-е гг. говорить с властью на равных и загонять ее в тупик, добиваясь тех или иных преференций для Церкви. Отец Тихон — последовательный традиционалист-государственник, который в идеале не имел бы ничего против, если бы главой Церкви и ее «крайним судьей» вновь стал государь-император. Поэтому если митрополит Кирилл порой пытается давить на власть и ставить ей условия от имени Церкви, то о. Тихон говорит с властью «снизу вверх». Нетрудно догадаться, какой из этих подходов окажется более успешным «в среднесрочной перспективе».

А пока медленно, но верно о. Тихон отбирает хлеб у митрополита Кирилла. Самым успешным внешнеполитическим проектом РПЦ минувшего года стал объединительный процесс с Русской зарубежной церковью (РПЦЗ). А ведь внешняя церковная политика — сфера прямой ответственности ОВЦС МП! Пока грозный митрополит договаривался с дипломатами и «силовиками» об изгнании «зарубежников» из очередного монастыря или храма, о. Тихон установил неформальный сердечный контакт с иерархами РПЦЗ, побывал на заседании их Синода и, наконец, привез на встречу с ними в Нью-Йорк самого президента России. Тронутые таким небывалым вниманием «зарубежники» растаяли, и то, что не мог отобрать у них своими силовыми методами митрополит Кирилл, решили сами преподнести в дар «Матери-Церкви», заявив о грядущем объединении с ней. Так о. Тихон развязал узел, который Русская Церковь не могла разрубить несколько десятилетий.

Отец Тихон имел успех и в сфере внутренней политики. В 2000 — 2001 гг., когда православная общественность не на жизнь, а на смерть встала против института ИНН, считая его чуть ли не «печатью антихриста», о. Тихон взялся «разрулить» казавшуюся тупиковой ситуацию. Для этого он использовал авторитет архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — старца Псково-Печорского монастыря, которого о. Тихон знал почти с детства. Сначала о. Иоанн вкупе с другими чтимыми «всероссийскими старцами» (таковых в РПЦ всего 3 — 4 человека) дал понять, что ИНН опасны для души и их ни в коем случае нельзя принимать. Злые языки утверждают, что это заявление, вызвавшее истерику в Церкви, о. Иоанн также сделал с подачи о. Тихона. Потом, когда истерика была в самом разгаре, о. Тихон вновь отправился к печорскому старцу и уговорил его сделать заявление о безопасности ИНН, которое даже было записано на видеопленку и широко распространялось в православных кругах.

Весьма примечательно участие Владимира Путина в обоих политических предприятиях о. Тихона. Трудно не поверить слухам о «духовничестве», видя, как о. Тихон везет президента к старцу Иоанну (Крестьянкину), потом сопровождает его в поездках по монастырям севера России, потом устраивает его встречу с иерархами РПЦЗ… В современной РПЦ сложилась традиция — настоятель обязательно должен познакомиться с руководителями наиболее влиятельных организаций, базирующихся на территории его прихода. Вероятно, в силу этой традиции и состоялось в конце 90-х знакомство «лубянского архимандрита» Шевкунова со вновь назначенным «начальником Лубянки» Путиным, питающим симпатию к православию. Вообще новой генерации чекистов свойственно особо трепетное отношение к вере и Церкви — то ли потому, что они действительно часто рискуют жизнью, то ли нуждаются в некоем моральном оправдании своих этически небезупречных «служебных обязанностей», то ли мода у них такая, в подражание начальству… Как бы то ни было, о. Тихону явно повезло: среди его паствы оказалось множество влиятельных людей, предпочитающих оказывать влияние так же тихо и незаметно, как делает это сам архимандрит.

УБЕЖДЕНИЯ

Политические взгляды о. Тихона сложились в период его обращения к вере, когда в 70-е гг. он учился во ВГИКе. В те годы приход к вере в среде богемной интеллигенции не мог не сопровождаться протестом против «совка». В отличие от светских диссидентов, новообращенные православные искали альтернативу «совку» не на демократическом Западе, а в собственной, отечественной истории. Георгий Шевкунов (так звали о. Тихона в миру) стал убежденным патриотом и монархистом, но наряду с этим он принял и тот путь, которым пошла РПЦ в советские годы. Путь этот известен как «сергианство» — в честь первого «советского» Патриарха Сергия (Страгородского), легализовавшего церковную структуру в обмен на клятву безоговорочной «лояльности» советской власти. Скорее всего, доктрину «сергианства» Георгий принял потому, что был очарован и потрясен духовной атмосферой немногих уцелевших в СССР монастырей — прежде всего Псково-Печорского — и старцев, к которым ездил взыскующий благочестия юноша.

Впрочем, свой взгляд на «сергианство» о. Тихон все же вынужден был слегка скорректировать — в рамках проекта объединения с РПЦЗ, где это явление и само имя Патриарха Сергия до сих пор вызывают жуткую аллергию (долгое время «сергианство» было единственным каноническим объяснением самостоятельности РПЦЗ). Корректировка эта, однако, коснулась не отношения к «сергианству» по существу, а лишь внешней риторики, употребляемой о. Тихоном при рассуждениях на эту «неудобную» тему. Так, выступая на Всезарубежном пастырском совещании РПЦЗ в декабре минувшего года в США, о. Тихон призвал к «трезвости» при оценке церковной истории ХХ века. Нетрезвость, по его мнению, в равной степени присутствует и в огульном отрицании «сергианства», и в попытках провозгласить Патриарха Сергия святым, считая его путь «единственно верным». Но накануне объединительного процесса с РПЦЗ — словно назло — под грифом издательства Сретенского монастыря в Москве вышел толстый фолиант «Страж дома Господня», посвященный «исповедническому пути» Патриарха Сергия и провозглашающий его святым. Отцу Тихону пришлось всячески открещиваться от этого издания, но оно тем не менее несколько подорвало его репутацию среди «зарубежников».

ОПОРА

Политической опорой архимандрита Тихона является блок «Родина», в составе которого в Госдуму прошли ближайшие соратники архимандрита — главный редактор холдинга «Русский дом» Александр Крутов и генерал КГБ в отставке Николай Леонов. Политическая программа блока в точности отражает взгляды «лубянского архимандрита». О. Тихон рассчитывает, что с помощью «своих» депутатов в Думе удастся укрепить правовой статус РПЦ, создать более благоприятные условия для коммерческой деятельности церковных структур, насадить православное просвещение в школах. Архимандрит активно поддерживает законодательную инициативу Сергея Глазьева, предложившего закрепить законом «особый статус» РПЦ. «Все у нас имеют свой кодекс: политики, уголовники, исполнительная, судебная власть, — сказал как-то в стенах Думы о. Тихон. — Только Церковь не имеет кодекса, по которому ей жить». Архимандрит уже сейчас торопится достичь своего политического идеала: на своем сайте он как-то назвал режим Путина «русской православной монархией». Может, не так уж и далеко от истины?

ДЕЯНИЯ И ПЛАНЫ

Нынешняя деятельность о. Тихона не сводится к пастырству и церковной политике. В его непосредственном ведении состоит крупнейшее издательство РПЦ, наиболее посещаемый православный интернет-ресурс «Православие.Ру», духовная семинария, обширное хозяйство в Рязанской области, детский приют и много чего еще. От громких финансовых афер о. Тихон воздерживается, но с «православно ориентированными» бизнесменами работает активно. Самый известный пример такого рода — его многолетнее сотрудничество с президентом «Промстройбанка» Сергеем Пугачевым, запретившим через суд называть себя «православным олигархом». Говорят, именно он подарил своему духовнику бронированный «Ауди», на котором о. Тихон ездит с Лубянки в Кремль. Наместник Сретенского монастыря умеет грамотно «раскручивать» предпринимателей. Вот как описывает его беседу с одним из них корреспондент «Деловой хроники», явившийся к о. Тихону под видом референта крупного бизнесмена: «На извещение, что сумма (пожертвования. — „МН“) может составить от 50 тысяч долларов, отец Тихон ответил, что это крупный взнос для их обители, и назвал стоимость одного из хозяйственных проектов монастыря — 100 тысяч долларов на ближайшие полгода. Речь шла о покупке оборудования для молокозавода».

Хозяйство Сретенского монастыря в Рязанской области, которое, собственно, и нуждается в молокозаводе, удостоилось в прошлом году премии «Аграрная элита России» имени П.А. Столыпина в номинации «Эффективный собственник земли». Разумеется, о. Тихон — один из самых активных сторонников безвозмездной передачи в собственность РПЦ земель сельскохозяйственного назначения. Будучи предпринимателем-патриотом, он делает особую ставку на развитие сельского хозяйства, чтобы прекратилась опасная зависимость России от импорта продовольствия…

+ + +


Так сложилось, что жизнь о. Тихона в Сретенском монастыре постоянно сопровождается скандалами. Скандальным было его водворение в обители, сопровождавшееся изгнанием из нее модернистской общины о. Георгия Кочеткова. (Кстати, «сретенцы» продолжали преследовать «кочетковцев» до конца, поучаствовав в их изгнании из другого храма — Успенского в Печатниках — и в запрещении о. Георгия в служении.) Новый скандал разгорается и в эти дни. Монастырь задумал выселять со своей территории спецшколу с углубленным изучением французского языка, которая стоит на этом месте 50 лет. Школа еще сопротивляется, но ее судьба, скорее всего, предрешена. Власти сейчас нужнее православная идеология, нежели французский язык.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика