Московские новости | Ефим Барбан | 10.11.2003 |
Британское общественное мнение очень неоднозначно прореагировало на это известие. Консервативно настроенные англичане увидели в этом неприкрытую экспансию ислама, стремящегося еще больше изолировать от британского образа жизни мусульманскую общину страны. Официальная же позиция нынешнего лейбористского правительства, проводящего, по утверждению его премьера Тони Блэра, политику, направленную на создание общества этнического и культурного многообразия, довольно либеральна — возникновение исламского эквивалента лондонского Сити не вызывает у него беспокойства.
Чтобы выяснить, чем отличаются банковские операции по законам шариата от традиционных международных финансовых установлений, по которым работают банки Европы, Америки и России, корреспондент «МН» обратился к главе находящегося в Лондоне Исламского фонда Уоррену Эдвардсу (судя по акценту, это его деловой псевдоним). По словам г-на Эдвардса, главное отличие финансовой деятельности по законам шариата от международной практики — это запрет на получение клиентом банка процентов со своего вклада, а банком — процентов по кредиту. Объясняется это следованием Корану, который запрещает спекуляции и получение дохода от ростовщичества. Отступники от этой заповеди, гласит Коран, понесут тяжелое наказание в Судный день.
Как может существовать финансовое учреждение, не получая прибыли за счет инвестирования своего капитала в доходные ценные бумаги или предприятия (что, несомненно, можно счесть формой получения процентов от денежного вклада)? Как объяснил Уоррен Эдвардс, законы шариата позволяют инвесторам получать маржу в тех случаях, если корпорации или организации, чьи акции покупаются, не связаны со сферой развлечений, производством алкоголя, свинины, игорным бизнесом и тому подобными нечистыми с точки зрения Корана доходами. Исламским банкам разрешено заниматься операциями по кредитованию торговли между мусульманскими странами (экспорт-импорт), по субсидированию общественных организаций и правительств исламских государств. В каждом исламском банке существует комитет религиозных советников, наблюдающих за неукоснительным выполнением законов.
Разумеется, запрет на выдачу потребительских кредитов резко сокращает клиентуру банков и сводит объем операций к минимуму. Но ученые толкователи Корана придумали использовать вместо кредитов лизинг и аренду. К примеру, если мусульманин обращается за ипотечным кредитом, от него требуется лишь внести небольшой депозит, банк покупает ему приглянувшиеся дом или квартиру, и в течение 15 — 25 лет живущий в доме ежемесячно выплачивает банку арендную плату. То же самое происходит и в случае желания клиента банка получить заем на покупку, скажем, автомобиля.
Пользоваться услугами Исламского банка могут и немусульмане: Исламский банк Малайзии, например, обслуживает огромное количество китайцев. Однако и «своих» более чем достаточно: долги по кредитам двух миллионов живущих в Британии мусульман английским банкам превышают 14 миллиардов долларов. Основатели Британского исламского банка полагают, что, как только он заработает, мусульмане проголосуют в его пользу своими чековыми книжками.