Русская линия
Московские новости Александр Солдатов06.08.2003 

Серафим-16
Симфония властей — государственной и церковной: послесловие к торжествам в Дивееве и Сарове

Торжества 100-летия прославления в лике святых самого почитаемого русского святого — преподобного Серафима Саровского — это не что иное, как «проект реставрации системы отношений Церкви и государства, известной с древних времен как «симфония властей». С таким заявлением, открывая торжества, выступил в Дивееве высокий федеральный чиновник — заместитель президентского полпреда в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов. И действительно, идеей духовного (и не только) единения власти земной и власти священной были пропитаны все нынешние торжества. К тому есть определенные исторические предпосылки.
СИМФОНИЯ ПОЧИТАНИЯ
В 1903 году торжества прославления в Сарове возглавил лично император Николай II. На своих плечах, в сопровождении членов Императорского дома и высших офицеров, он переносил раку с мощами святого из Сарова в Дивеево — в основанный преподобным женский монастырь. Более того, государь выступил инициатором этой канонизации, в целесообразности которой Святейший синод сильно сомневался. Поводом для сомнений были слишком «дерзкие» пророчества старца, «неудобные» прежде всего для самой церковной иерархии, а также отсутствие его нетленных мощей (останки св. Серафима сохранились лишь в виде костей). Но государь был непреклонен: он ориентировался на «народное благочестие», которое еще при жизни Серафима опознало в нем святого. И Николай II был вознагражден за свое усердие и искреннюю веру — спустя девять месяцев после саровских торжеств у него родился долгожданный наследник (предыдущие четверо детей были девочками).

…Интересно, молился ли о «наследнике» приехавший в Саров сто лет спустя Владимир Путин?

СИМФОНИЯ БАЛАНСА
Вообще именно приезд президента 31 июля в Саров придал высший статус нынешним «церковно-государственным торжествам». Это, пожалуй, первый в новейшей истории России случай участия главы государства в сугубо церковном юбилее. Хотя символическое значение этого шага вполне очевидно, да и президент слывет человеком глубоко верующим, его помощники, составлявшие программу «высочайшего паломничества», попытались соблюсти некоторый баланс. Во-первых, президент не присутствовал на богослужении, а лишь зашел в храм и приложился к останкам преподобного Серафима. Владимир Путин не любит демонстрировать свою религиозность, что говорит о ее искренности. Во-вторых, обращаясь к священнослужителям и VIP-паломникам с кратким приветствием, глава государства подчеркнуто заявил об уважении ко всем конфессиям, намекнув на известный принцип «равноудаленности». Также он сделал небольшой реверанс в сторону «демократических завоеваний», отметив, что нынешние торжества стали возможны «благодаря возрождению в стране духовной и религиозной свободы».

Дальше началось собственно «соблюдение баланса». Президент отправился в Федеральный ядерный центр, где знакомился с новейшими разработками, общался с учеными и руководителями региона. Саров, до 1995 года называвшийся Арзамас-16, — очень символичное для современной российской идеократии место. Здесь, как на новом знамени российских вооруженных сил, дружественно соседствует наследие двух антагонистических эпох. Территорию обители, освященной духовными подвигами преподобного Серафима, делят храм его имени и администрация ядерного центра. Даже на куполе храма размещены антенны правительственной связи, помогающие оперативно решать вопросы, связанные с «укреплением обороноспособности страны». Это все — черты той самой новой «симфонии», которая на самом деле является отнюдь не «реставрацией» дореволюционной, а весьма причудливым ее синтезом с «лучшими достижениями советской эпохи». При прежней «симфонии», как ни крути, трудно было бы представить, что Церковь благословит разработку оружия массового уничтожения на территории своей прославленной обители…
СИМФОНИЯ КОНТРАСТОВ
Юбилейные мероприятия, продолжавшиеся четыре дня, проходили в двух местах — в Дивееве и Сарове. Контраст между этими населенными пунктами был более чем резким. В первом, куда доступ был относительно свободным, торжествовало народное благочестие. В окрестностях села МЧС и Приволжский округ внутренних войск разбили два палаточных лагеря, в которых разместилось около 20 тысяч паломников. Как и сто лет назад, среди них доминировали выходцы с южных рубежей бывшей Российской империи — Украины, Кубани, Черноземья. Оказавшись в очень аскетических условиях, эти люди ни на что не жаловались. Более того, они корили себя за то, что не нашли сил, подобно благочестивым предкам, дойти до Дивеева пешком. В православном народе бытует мнение, что чем больше сил потратишь, дабы прикоснуться к святыне, тем больше пользы будет от этого прикосновения для души и тела. Впрочем, были среди толп паломников и единичные подвижники, действительно пришедшие в Дивеево пешком. Небольшая группа шла около двух месяцев из Краснодара: стартовал о несколько сотен человек, а в Дивеево пришло лишь 20 с небольшим. Такие паломники окружены в палаточных лагерях всеобщим уважением.

С утра до вечера и с вечера до утра в лагерях не смолкали звуки акафистов преподобному Серафиму и молитв. Многие верили в то, что именно сейчас, во время 100-летия своей канонизации, преподобный Серафим воскреснет, как и обещал, и укажет на будущего русского царя. Поговаривали даже, что глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна (к которой, кстати, православный народ относится в основном скептически) специально приехала на торжества в надежде, что воскресший старец укажет именно на нее. Иные говорили, что укажет он, скорее всего, на президента Владимира Путина, который и так уже глава государства, а в своей личной жизни будет поблагочестивее, чем родившаяся и выросшая в Европе княгиня.

Монархические и эсхатологические настроения, при всей их кажущейся несовместимости, господствовали в палаточных лагерях. На груди многих паломников непременно соседствовали иконы преподобного Серафима и царя-мученика Николая. Весьма колоритно смотрелись облаченные в черную форму «воины Христовы» из Союза православных хоругвеносцев, прибывшие на торжества с несколькими десятками хоругвей и знамен огромных размеров. «Видеоряд», умело созданный монархистами-хоругвеносцами, затмил собою умиротворяющие дивеевские виды. Практически в каждом телерепортаже из Сарова и Дивеева в кадр попадало огромное черное знамя с суровым ликом Спасителя и лозунгом: «Мы — русские! С нами Бог!» Хоругвеносцы без особых проблем попали и в режимный Саров, куда по спискам, согласованным с ФСО, пустили только 400 паломников из 20 тысяч. Отдельные саровские интеллигенты даже пытались возмущаться «превращением крестного хода в монархическую демонстрацию». Им хладнокровно напоминали, что преподобного Серафима прославил именно государь, поэтому нынешний юбилей не может не быть «монархической демонстрацией».

Ждали в Дивеево и шахидов, которые еще ни разу не устраивали терактов на православных богослужениях. Дивеевские торжества оказались самыми строгими церковными празднествами с точки зрения мер безопасности. Впервые за всю историю РПЦ на территорию ее монастыря можно было попасть, лишь пройдя через металлоискатель. Бдительность принесла свои плоды — некую паломницу с Кубани задержали, решив, что на ней надет «пояс шахида». После тщательной проверки выяснилось, что пожилая женщина всего-навсего повязала вокруг поясницы свитер.

Экзальтированное оживление царило в палаточных лагерях паломников в ночь на 1 августа — в этот день, собственно, и празднуется преподобный Серафим. Накануне вечером в Дивеево вернулись из Сарова мощи преподобного, и наутро Патриарх Алексий II совершил перед ними Божественную литургию. Игумения Сергия, настоятельница Дивеевского монастыря, призвала всех паломников непременно причаститься за этой литургией, заметив, что «вряд ли кто-то из нас доживет до 200-летия».

Совсем иная — чопорно-официальная — обстановка царила в Сарове, центре VIP-программы торжеств. В противоположность дивеевскому «народному благочестию» саровские торжества явили иной образ новой российской религиозности — официальный. Ясно, что многих именитых паломников привело в Саров не столько желание почтить святого старца, сколько необходимость продемонстрировать свою лояльность власти, свое участие в «процессе возрождения России», освященном пышным церковным ритуалом. Самых именитых гостей во главе с Патриархом Алексием II доставил в Саров вечером 29 июля специальный литерный поезд. В его чистых, но тесных купе они вынуждены были провести три дня торжеств, вплоть до апогея саровской части программы — прибытия президента. VIP-персоны — политики, иностранные гости и деятели культуры — свободно разместились в не самом просторном Свято-Серафимовском храме, когда 30 июля Патриарх совершал его Великое освящение.

СИМФОНИЯ ДЛЯ ПАТРИАРХА
И еще одно «впервые». Впервые в истории Русской церкви заседание ее Священного синода состоялось не в Москве и не в Троице-Сергиевой лавре, а «на выезде» — в закрытом городе атомщиков Сарове. Вероятно, это объясняется не столько стремлением придать особую церковную значимость такому необычному заседанию, сколько состоянием здоровья Патриарха. Почти год как предстоятель РПЦ перестал появляться на публике, затворившись в больницах, санаториях и на собственных дачах. По пальцам можно пересчитать богослужения, совершенные Алексием II после октября прошлого года, когда, по разным версиям, с ним случился то ли инфаркт, то ли инсульт. Чуть больше месяца назад глава РПЦ перенес серьезную операцию в Швейцарии, подробности которой держатся в строжайшем секрете. Поэтому его приезд на Серафимовские торжества до самого последнего момента оставался под вопросом. Соответственно, и пресс-служба президента до 29 июля хранила молчание относительно окончательного решения главы государства о визите в Саров.

К радости своей паствы, Патриарх приехал на торжества, хотя выглядел он откровенно нездорово, проповедей почти не произносил, служил тихо и осторожно. Видно, что немалых усилий предстоятелю Церкви стоила эта поездка. Это и стало причиной проведения заседания Синода именно в Сарове, пока у Патриарха есть силы и возможность возглавить столь ответственное мероприятие. Полностью решения Синода пока не опубликованы — видимо, Службе коммуникации Отдела внешних церковных связей, которая обычно рассылает официальные пресс-релизы о Синоде, не удалось наладить коммуникацию с закрытым городом. Из разных источников стало известно, что основные решения Синода касаются канонического статуса Абхазии и управления Сурожской епархией РПЦ, расположенной на Британских островах. По первому вопросу Синод определенно осудил церковный сепаратизм и признал Абхазию, стремящуюся войти в состав России, неотъемлемой частью канонической территории Грузинской православной церкви. По второму вопросу решено уволить на покой 90-летнего митрополита Сурожского Антония (Блума) — одного из самых ярких и талантливых иерархов РПЦ, которому лишь четыре месяца назад Патриарх поручил возглавить новый Митрополичий округ в Западной Европе.


По самым скромным подсчетам, на юбилейные торжества в Дивееве и Сарове было потрачено не менее 10 млн. долларов — в основном из разных бюджетных источников. Насколько соответствует размах торжеств и их идеологические акценты заветам преподобного Серафима — виновника всего этого праздника? Известно, что при жизни преподобный был образцом скромности и нестяжания — он отказался даже от должности игумена Саровского монастыря, одного из беднейших в России. Пророчества святого обещают потомкам отнюдь не славу и блеск «духовного возрождения», а суровые времена, когда обманчивая наружность пышной церковной жизни будет скрывать внутреннее духовное опустошение и отступление от веры. Преподобный обещал воскреснуть для того, чтобы обличить «нечестивых архиереев» и «открыть глаза» тем, кто еще стремится увидеть Истину.

Возможно, эти времена еще не наступили. Но жизнь и учение преподобного Серафима заставляют критически взглянуть на многое из современной российской жизни. В том числе — церковной.
Саров — Москва

ДОСЬЕ МН
Преподобный Серафим Саровский
(в миру — Прохор Мошнин) родился в Курске, в семье небогатого купца, 19 июля 1759 года. В возрасте 20 лет покинул родительский дом и пешком отправился в Саровскую пустынь, куда был принят послушником. Через несколько лет рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Отказавшись от игуменства в монастыре, ушел в лесной затвор, где прожил несколько лет, совершая различные аскетические подвиги (наиболее известна его молитва на камне, которая продолжалась тысячу дней и ночей). По благословению явившейся ему Богородицы вернулся в монастырь, где стал принимать паломников, нуждающихся в духовном совете. Основал Свято-Троицкий женский монастырь в соседнем селе Дивеево. Оставил множество пророчеств о последних днях мира и грядущих судьбах России. Скончался 2 января 1833 года. Канонизирован 1 августа (по новому стилю) 1903 года.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика