Русская линия

Православно-патриотический календарь "Русская Держава"


ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 

19 января ( 6 января )

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
Утр. - Мк., 2 зач., I, 9-11. Лит. - Тит., 302 зач., II, 11-14; III, 4-7. Мф., 6 зач., III, 13-17.
Литургия Василия Великого.
Совершается чин великого освящения воды.

На утрени величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившегося от Иоанна в водах Иорданских".

Тропарь, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына имянуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.



Святое Богоявление. Крещение Господне
Начало празднования Крещения Господня восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
Праздник Крещения называется еще Богоявлением потому, что при Крещении Господа миру явилась Пресвятая Троица - Бог Отец глаголом с небес о Сыне; Сын крещением от Предтечи Иоанна, и Дух Святой сошествием на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.


ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ
(На картину Иванова "Явление Христа")

I.

Толпой к стремнинам Иордана
Со всех сторон спешит народ,
Чтобы услышать Иоанна и быть крещенным в лоне вод.
В одежде грубой и суровой
С огнем божественным в очах,
Он о грядущем с силой новой
Вещает в пламенных речах.
Приют жилищ покинув тесный,
Один в пустыне он живет,
Ему покровом - свод небесный,
А пищей служит дикий мед.
Но кто ж безвестный сей Креститель?
Илья ли чудом вновь воскрес?
Иль он Мессия-Избавитель?
Что Иудея ждет с небес?..
В словах гремящих, как потоки
В бурливый день с наклона скал,
О нем вещали ли Пророки,
Его ль народ избранный ждал?
Но тем, кто робко вопрошали,
Иоанн не медлил отвечать:
"Нет, я не Тот - Его сандалий
Я не достоин развязать;
Но время наступает ныне,
За мною следом Он идет,
Я - вопиющий глас в пустыне,
Глашатай, посланный вперед.
Грядет, грядет Спаситель Мира!
Омойтесь от своих грехов -
Уж у корней лежит секира,
И горе древу без плодов:
Оно погибнет без возврата,
Очистит Веятель гумно,
Отсыплет в житницу лопатой
Пшеницы чистое зерно,
И пламенем неугасимым
Солому сорную сожжет.
Час близок, - и путем незримым
За мною следом Он грядет"?

II.



А.Иванов. Явление Христа народу

К концу палящий день склонялся,
Горел пылающий закат,
От трав прибрежных разливался
Вечерний легкий аромат.
Прощальный луч сверкал как злато,
Последним отблеском огня
На каске римского солдата,
На чепраке его коня,
Даль необъятную равнины
Он, угасая, золотил;
В тени ветвей седой маслины
Иоанн с народом говорил?
Вдруг он на Запад обернулся,
Где солнце гасло как костер,
Внезапно смолкнув, встрепенулся
И руку пред собой простер.
И вся толпа насторожилась,
Волною шепот пробежал,
За ним она оборотилась,
Куда рукой он указал.
Там Кто-то узкою тропою
Среди камней, обломков скал,
К ним шел неспешною стопою
И кротко пред Собой взирал.
На небе четким очертаньем
Темнел Главы Его абрис,
И, мнилось, трепетным сияньем
Струится свет от белых риз.
Все смолкло, словно в ожиданье,
Стих птичий гомон на ветвях,
И даже ветра колыханье
В зеленых замерло листах.
И было тихое мгновенье
Значенья тайного полно,
Сердца в невольном единеньи
С природой бились заодно.
Не все тернистою стезею
Пошли в грядущем за Крестом,
Но в этот миг, прозрев душою,
Склонились все перед Христом.


Лидия Кологривова



Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика