Русская линия

Православно-патриотический календарь "Русская Держава"


ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 

1 января ( 19 декабря )

Воскресенье пред Рождеством Христовым. Мч. Вонифатия (290).
Прп. Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188). Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV). Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI). Свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552).
Утр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. - Недели пред Рождеством Христовым: Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40. Мф., 1 зач., I, 1-25.



Царский праздник

1 января считается царским праздником. Традиция праздновать 1 января ведет свое начало из Рима и связана с именем первого (по факту) римского императора Гая Юлия Цезаря. Цезарь не только ввел новый календарь, ставший затем основой православного церковного (юлианского) календаря, но и совместил начало года с празднованиями вступления в должность римских консулов - высших государственных лиц Рима. Поскольку русское слово "царь" происходит от имени Цезарь, есть все основания считать 1-е января праздником царским. Он был традиционным и в первом Риме, и во втором - Константинополе, или в русской традиции - Царьграде. 19 декабря 1699 г. Царь Петр I издал указ о переходе на новое летосчисление - от Рождества Христова (вместо прежнего от сотворения мира), повелев день после 31 декабря 7208 г. считать 1 января 1700 г. До 1492 г. началом года считалось 1 марта, до 1700 г. - 1 сентября (день церковного новолетия). А со времени Петра Великого новый год стал начинаться 1 января, царский день начал праздноваться и в Третьем Риме.

Сегодня Русская Православная Церковь чтит память преподобного Илии Муромца, Киево-Печерского чудотворца.

Преподобный Илия Муромец, Печерский, попрозвищу Чоботок, был сыном Ивана Тимофеевича Чоботова из Муромского села Карачарово, Владимирской области. Народное предание отождествило его со знаменитым былинным богатырем Ильей Муромцем. Но он не только легендарный былинный герой - он, прежде всего, русский святой воин-монах.
прп. Илия Муромец, Киево-Печерский чудотворецПо народным преданиям известно, что он родился 5 сентября 1143 г. Из-за поразившей с детства немощи ног Илья неподвижно прожил 30 лет в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания донесли до нас чудо исцеления будущего защитника земли Русской. Однажды, когда немощный молодец находился в одиночестве, ему явились святые старцы в образе "калик перехожих" и властно повелели принести им испить воды. Желая выполнить волю старцев, Илия, по кротости своей и по милости Божией, встал и пошел за водой, которую после и выпил по требованию старцев, получив при этом "силу великую".
В Х веке в Муром вошел в состав Киевской Руси, где с 980 по 1015 год княжил Владимир Святославович Святой, к которому и отправился служить верой и правдой богатырь муромской земли Илия. После кончины в 1015 году князя Владимира православный святой воин-защитник земли Русской Илия Муромец продолжал служить киевским князьям Святополку, Ярославу Мудрому и Изяславу вплоть до своей кончины.
Полученную чудодейственную духовную и физическую силу Илия Муромец использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в бой. Илия Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. С честью защищая Отечество на поле брани, он, даже не будучи монахом, являлся истинным подвижником благочестия в своем служении Богу и ближним. Поэтому, получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, оставил мир, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре и затворился..
Отошел славный богатырь в Царство Небесное на 45-м году своей жизни 1 января 1188 г. К лику святых он был причислен в 1643 г., а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Пальцы его правой руки сложены в троеперстии, и в этом всякий православный христианин видит знак извечной принадлежности земли Русской к Церкви Православной. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru