На Фанаре предлагают установить общую дату празднования Пасхи Христовой с католиками и протестантами
С инициативой пересмотреть порядок исчисления даты православной Пасхи выступил постоянный представитель Константинопольского Патриархата при ВСЦ архиепископ Иов (Геча)…
Сопредседатель совместной международной Комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической церквами, постоянный представитель Константинопольского Патриархата при Всемирном совете церквей архиепископ Иов (Геча) выступил с призывом к пересмотру порядка исчисления даты празднования Пасхи Христовой в Православной Церкви, чтобы подверстать её к католической Пасхе. Соответствующую заметку представителя Фанара опубликовал на своих страницах портал «OrthodoxTime».
В качестве аргумента к пересмотру православного исчисления Пасхи архиепископ Иов приводит тот факт, что при исчислении даты Воскресения Христова «православные до сих пор используют юлианский календарь, введенный Юлием Цезарем в 46 году до н. э., который в настоящее время на 13 дней отстаёт от астрономической реальности, а также используют старые таблицы Луны, приводящие к запоздалой дате Пасхи, которая может быть через неделю или даже месяц после западной даты Пасхи».
При этом представитель Фанара утверждает, что I Вселенский Собор, собравшийся в Никее в 325 году, в своём определении исчисления даты празднования Пасхи Христовой «ссылался на астрономические данные — равноденствие и полнолуние — чтобы определить дату, а не на конкретный календарь или конкретный праздник, такой как еврейская Пасха», что на самом деле не так.
Текст постановления Никейского Собора до нас не дошёл. Однако общеизвестно, что в нём содержалось жёсткое требование не только не праздновать Пасху ранее весеннего равноденствия, но и не праздновать её вместе с иудеями. Так 7-е правило св. Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина». Таким образом, утверждение архиепископа Иова (Гечи) изначально является неправдой.
Не удивительно, что в итоге он приходит к выводу, что о необходимости для Православной Церкви отказаться от своей Пасхалии в пользу западной.
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с заметкой представителя Фанара целиком:
«В 2025 году будет отмечаться 1700-летие Первого Вселенского собора, Никейского собора (325), положившего начало новой главе в истории христианства. По этому случаю Всемирный Совет Церквей планирует организовать Всемирную конференцию комиссии по вере и порядку, чтобы отпраздновать эту годовщину и поразмыслить о передаче апостольской веры сегодня. Целью этой конференции будет не изучение истории собора и не изучение его теологии, а размышление о том, что означает сегодня «видимое единство» для различных христианских церквей и как христиане могут коллективно продвигать, проповедовать и жить апостольской верой в контексте столь многих современных вызовов, таких как секуляризация и религиозный плюрализм.
Мы часто забываем, что Никейский собор не только провозгласил Символ веры, который должен был стать всеобщим, но и обеспечил общее празднование Пасхи для всего христианского мира. Перед лицом раскола, вызванного лжеучениями и ересями, необходимо было обеспечить общее празднование Воскресения, чтобы проявить единство в вере. Как известно, в доникейский период такой общей даты не было, так как одни христиане праздновали Пасху вместе с еврейской Пасхой, а другие — в следующее воскресенье. Правило, установленное в Никее, состояло в том, чтобы праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния после весеннего равноденствия. Таким образом, Собор ссылался на астрономические данные — равноденствие и полнолуние — чтобы определить дату, а не на конкретный календарь или конкретный праздник, такой как еврейская Пасха.
Хотя Никея установила это правило, гарантирующее единую дату Пасхи для всего христианского мира, к сожалению, сегодня христианские церкви разделены в отношении празднования этого великого праздника. Причина в том, что не все используют одни и те же инструменты. Действительно, православные до сих пор используют юлианский календарь, введенный Юлием Цезарем в 46 году до н. э., который в настоящее время на тринадцать дней отстает от астрономической реальности, а также используют старые таблицы Луны, приводящие к запоздалой дате Пасхи, которая может быть через неделю или даже месяц после западной даты Пасхи.
Будучи определенной по юлианскому календарю, дата весеннего равноденствия (21 марта) соответствует 3 апреля григорианского календаря, который используется сегодня во всем мире. Поэтому, если полнолуние наступит раньше этой даты, православные должны ждать следующего полнолуния, и в этом случае будет разница в один месяц между западной и православной Пасхой, как это будет в этом году. Согласно астрономическим данным, православные празднуют Пасху в воскресенье, следующее за вторым весенним полнолунием, что противоречит Никейскому принципу. Если весеннее полнолуние наступает после 3 апреля, христиане должны отмечать Пасху в тот же день, как это и бывает при случае. Однако, поскольку православные используют старые лунные таблицы для определения даты полнолуния, которые на несколько дней отстают от текущих астрономических данных, в некоторых случаях православным приходится ждать следующего воскресенья, чтобы отпраздновать Пасху, и это объясняет, что между восточной и западной датами Пасхи может быть разница в одну неделю. Но в таком случае, по астрономическим данным, православные празднуют Пасху во второе воскресенье после полнолуния весны, что также противоречит принятому на Никее принципу.
По этим причинам вопрос о пересмотре календаря и общей даты Пасхи неоднократно поднимался в Православной Церкви в течение XX века: сначала Патриаршей и Синодальной энцикликой Вселенского патриарха Иоакима III, адресованной в 1902 году всем Предстоятелям Православных Автокефальных Церквей, и еще раз энцикликой Вселенского Патриархата, изданной в январе 1920 года, обращенной «к церквам Христовым повсюду», призывающей «принять единый календарь для празднования великих христианских праздников одновременно всеми Церквами». Впоследствии календарная реформа обсуждалась на Всеправославном Константинопольском конгрессе 1923 года, созванном Константинопольским Патриархом Мелетием IV, что привело к частичному пересмотру календаря: столкнувшись с нежеланием некоторых православных принять «римско-католический» григорианский календарь, сербский астроном Милютин Миланкович предложил пересмотренный Юлианский календарь, который на самом деле был более точным, чем григорианский, и он был принят некоторыми Поместными Православными Церквами только для праздников, которые отмечаются в одну и ту же фиксированную дату каждый год (например, Рождество), но не для пасхального цикла.
Вопрос о календаре и общей дате Пасхи был включен в число 17 тем для рассмотрения будущим Святым и Великим Собором Православной Церкви Межправославным подготовительным комитетом, собравшимся в 1930 году в Ватопедском монастыре на Афоне. Эта тема была сохранена в списке вопросов, установленных первой Всеправославной конференцией на Родосе в 1961 году, которая положила начало процессу подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви, и осталась в числе десяти тем повестки дня, определенных на первой Предсоборной Всеправославной конференции в Шамбези в 1976 году. В рамках подготовки к Собору в июне 1977 года в Шамбези собрался специальный конгресс ортодоксальных астрономов, чтобы подготовить как пересмотренный календарь, еще более точный, чем григорианский, так и пересмотреть лунные таблицы в соответствии с наиболее точными астрономическими данными. К сожалению, Синод Предстоятелей Православных Церквей, состоявшийся в Шамбези в январе 2016 года, решил исключить этот вопрос из повестки дня Собора, опасаясь, что календарная реформа создаст новый раскол внутри Православной Церкви. Таким образом, православные до сих пор не приняли никакого решения по этому вопросу.
Стоит отметить, что в 1997 году Всемирный Совет Церквей провел консультацию с целью установления общей даты Пасхи и рекомендовал, сохраняя Никейские нормы (что Пасха должна приходиться на воскресенье, следующее за первым полнолунием весны), вычислять астрономические данные (весеннее равноденствие и полнолуние) максимально точными научными средствами, используя в качестве основы для исчисления меридиана Иерусалима, места смерти и воскресения Христа.
Возможно, празднование 1700-летия Никейского собора в 2025 году станет хорошим поводом для просвещения христиан о необходимости календарной реформы и общей даты Пасхи, чтобы сохранить истинную верность решениям Первого Вселенского собора. Тот факт, что Восточная и Западная даты Пасхи совпадут в этом году, следует воспринимать как поощрение в этом направлении!"
На Фанаре предлагают установить общую дату празднования Пасхи Христовой с католиками и протестантами С инициативой пересмотреть порядок исчисления даты православной Пасхи выступил постоянный представитель Константинопольского Патриархата при ВСЦ архиепископ Иов (Геча)...